Добрый день. Меня зовут Азарова Мария. Я учусь во 2 «в» классе школе № 4
посёлка Фёдоровский.
Тема моего исследования «Пословица или поговорка?». На одном из уроков
литературного чтения учитель предложил принести пословицы. При проверке выяснилось,
что учащиеся принесли не только пословицы, но и поговорки, так как во многих
источниках информации нет разграничения понятия «пословицы» и «поговорки». Они
настолько часто произносятся вместе, что уже не осталось ни малейших сомнений, что
речь идет об одном и том же выражении. Исходя из этого, мы решили выяснить, как
отличать пословицы от поговорок и помочь это делать ребятам нашего класса.
Объектом нашего исследования будут пословицы и поговорки
Предметом исследования сходство и различие пословиц и поговорок
Целью моего исследования было научиться различать пословицы и поговорки
Для достижения цели были определены следующие задачи исследования. Вы их
видите на экране.
В своей работе мы использовали разные методы исследования: анкетирование,
анализ, сравнение, обобщение.
Пословицы и поговорки — древнейшие жанры устного народного творчества.
Согласно определениям, пословица – это сжатое, общеупотребительное,
нравоучительное изречение.
Отличительная черта пословицы – законченное
высказывание. Например: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Не рой другому
яму, а то сам попадёшь» и многие другие [1].
Поговорка – образное выражение какоголибо явления в жизни. Главное
отличие поговорки – это отсутствие законченного высказывания. Поговорка является лишь
частью предложения и представляет собой словосочетание «Собака на сене.»
Крупнейший собиратель фольклора В. И. Даль дал такое определение пословицы:
«Пословица — коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение» [3].
Именно эти два признака определяют своеобразие пословицы при сравнении ее с
поговоркой, которая лишена и обобщающего смысла, и поучительности. Поговорки
ничего не обобщают, никого не поучают. '[3]. (Остаться с носом.)
Обычно пословицы называют сокровищницей народной мудрости, а поговорки –
украшением мысли и речи. Но, в речи бывает и так, что пословица становится поговоркой и наоборот, например, «сваливать с больной головы на здоровую» – поговорка, а «сваливать с
больной головы на здоровую не накладно» – пословица (пример В. Даля).
Из выше сказанного можно сделать вывод , что:
1.
Пословица является целым предложением, содержащим в себе нравоучение,
мудрость. ( Кто любит трудиться, тому есть чем хвалиться.)
2.
3.
Поговорка является частью предложения. ( С него как с гуся вода.)
Многие пословицы состоят из двух рифмующихся частей. Например: Не зная
броду, не суйся в воду.
Поговорка – это словосочетание, для которого рифма не характерна. ("собака на сене")
Пословица же чаще всего обладает не только рифмой, но и ритмом (Мал золотник,
да дорог.)
Пословица – завершенная самостоятельная фраза.
Поговорка является частью какоголибо выражения, добавляя ему настроения,
яркости, образности. Вот несколько примеров употребления поговорок в предложении.
Я подарю тебе эту машину, когда рак на горе свистнет.
Довольно часто поговорки становятся основой для возникновения пословиц.
Мы говорим: «И нашим и вашим», «В ступе воду толочь» — и это поговорки.
Однако те же словосочетания с некоторыми изменениями легко превращаются в
пословицы: «И нашим и вашим за копейку спляшем», «В ступе воду толочь вода и будет».
Просмотрев учебники 12х классов по литературному чтению (Климанова Л.Ф.) мы
установили, что пословицы обычно изучаются вместе с поговорками [5,6]. Не только в
учебниках, но и в средствах массовой информации очень часто пишут «Пословицы и
поговорки», и при этом имеют в виду лишь пословицы (2). Но важно видеть не только
сходство, но и различие между ними. На практике учащиеся часто их путают.
Нередко в интернете можно найти список пословиц, озаглавленный как список поговорок
(3).
Слово «пословицы» всегда стоит на первом месте, поскольку пословица — это
целое законченное предложение, с моралью и глубоким смыслом.
А слово «поговорки» всегда на втором месте, поскольку это просто красивая и
символичная фраза, не способная выступить в роли самостоятельного предложения. Из выше сказанного можно сделать вывод, чтобы уметь различать пословицы и поговорки
и не путать их друг с другом, пользуйтесь словарем, можно порекомендовать для младших
школьников словарь В.И.Даля.
3.3. Проведение анкетирования (объяснить по слайдам)
Вывод: После проведения анкетирования мы выяснили, что большая часть опрошенных
встречают пословицы и поговорки в интернете, многие находят их в книгах и в учебной
литературе. Меньше всего учащиеся обращаются к словарям, где действительно можно
точно определить что это – пословица или поговорка. Из выше сказанного можно сделать
вывод, что ребята не до конца понимают смысла понятия пословица и поговорка.
Проанализировав собранные мною данные, мы пришли к выводу, что можно
выделить сходство и различие пословицы и поговорки [9].
«Поговорка — цветочек, пословица — ягодка», — говорит сам народ. То есть и то и
другое — хорошо, имеется между ними связь, но есть и существенная разница. Таким
образом наша гипотеза, что в пословицах и поговорках нет различия, а только сходство, не
нашла своего подтверждения.
Я продолжу работу над данной темой и в дальнейшем, постараюсь научить отличать
пословицы от поговорок учащихся нашего класса, так как это нам пригодиться при
написании сочинений.
Спасибо за внимание!
Проект "Пословицы и поговорки" 2 класс русский язык
Проект "Пословицы и поговорки" 2 класс русский язык
Проект "Пословицы и поговорки" 2 класс русский язык
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.