Проект «Проблемное обучение на уроках географии »
Оценка 5

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
география
Взрослым
03.04.2018
Проект «Проблемное обучение на уроках географии »
Данная работа раскрывает теоретические аспекты использования проблемного обучения на уроках географии. Особенно подробно остановилась на таких вопросах, которые доказывают, что проблемное обучение- логическая основа для проблемной ситуации, раскрываются методы проблемного обучения и приводятся примеры вопросов проблемного обучения на уроках географии . В практической части приводится проект урока географии в 5 классе по теме «Землетрясение. Вулканизм» в системе ФГОС, а так же контрольно-измерительные материалы. Список использованных источников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования  «Кубанский государственный университет» Филиал в г. Славянске­на­Кубани Центр среднего и дополнительного профессионального образования ПРОЕКТ на тему «Проблемное обучение на уроках географии » слушателя   курсов   повышения   квалификации  «ТЕХНОЛОГИЯ   И   МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ географии С УЧЁТОМ ФГОС ООО»  Кедь Виолетты Игоревны Славянск­на­Кубани, 2016 СОДЕРЖАНИЕ 1 2 3 4 Теоретические аспекты использования проблемного обучения на  уроках географии 1.1 Проблемное обучение­ логическая основа для проблемной  ситуации 1.2 Методы проблемного обучения 1.3 Вопросы проблемного обучения на уроках географии  Проект урока географии в 5 классе по теме «Землетрясение.  Вулканизм» Контрольно­измерительные материалы Список использованных источников 3 4 6 12 20 25 29                                                                                                                                             2 1  Теоретические   аспекты  использования   проблемного   обучения   на   уроках географии  В   последнее   время   весьма   актуальной   стала   проблема   активности   учащихся   на уроках   географии,   так   как   качество   знаний   учащихся   резко   ухудшилось.   Опыт педагогов за последние десятилетия  показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающегося общества. Ведь ранее преобладали такие методы и типы уроков,   которые   подразумевали   различные   описания,   объяснения   или   рассказ учителя. У учащегося не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких­либо других источников [1]. По   вопросам   проблемного   обучения   до   сих   пор   ведутся   споры:   одни   авторы определяют   его   как   новый   тип   обучения   (М.Н.   Скаткин,   И.А.   Лернер,   М.И. Махмутов), другие – как метод обучения (В. Оконь), третьи относят проблемное обучение к категории принципа (Т.В. Кудрявцев). Несмотря   на   разные   точки   зрения   на   проблемное   обучение,   общим   для   всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения являются создание проблемных ситуаций и решение проблемы. «Проблемная   ситуация   представляет   собой   явно   или   смутно   осознанное субъектом   затруднение,   пути   преодоления   которого   требуют   поиска   новых знаний, новых способов действий» (И.Я. Лернер) Но не всякая проблема неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если   у   учащихся   нет   потребности   в   разрешение   проблемной   ситуации,   а   также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. 3 1.1 Проблемное обучение­ логическая основа для проблемной ситуации «В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема» (М.Н. Махмутов) Однако некоторые педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то,   что   в   этой   трудности   должен   быть   обнаружен   источник   проблемы.   Таким источником   можем   считать   противоречие   –   «противоречие   между   прежними знаниями ученика и новыми фактами, явлениями, для объяснения которых знания ученика недостаточно, нужны новые». Соподчиненность   основных   понятий   проблемного   обучения   можно   представить   в виде простейшей схемы. Основные понятия проблемного обучения: Проблемное обучение – дидактический подход, учитывающий психологические  закономерности самостоятельной мыслительной деятельности ученика. Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения ученика. Проблема – это тот элемент проблемной ситуации, который вызвал затруднение. Проблемный вопрос Проблемное задание Таким образом, проблемное обучение является логической основой для создания на уроках   различных   проблемных   ситуаций,   организации   учащихся   на   их   анализ, обучение учащихся решению проблем, формирования у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода в обучении является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Процесс выполнения проблемных заданий и решения проблемных вопросов является наиболее сложным в теории проблемного обучения. Специально этим вопросом в методике   обучения   географии   занимались   мало.   В   ряде   работ   рассмотрены некоторые   способы   решения   познавательных   вопросов:   нахождение   причинно­ следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение. Но                                                                                                                                     4 нельзя забывать, что не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний. В решении проблем учащимися можно выделить следующие этапы: ­ осознание проблемы, вскрытие противоречия; ­ формулирование гипотезы; ­ доказательство гипотезы; ­ общий вывод. Этапы решения проблемы: Название этапа Суть этапа Приём учебной работы 1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия. Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе. Установление причинно­следственных связей, нахождение разрыва в них. Формулирование гипотезы. 2. Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа. Выдвижение гипотезы. 3. Доказательство гипотезы. Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения. Обоснование гипотезы. Общий вывод. 4. Обогащение   ранее   сформированных   причинно­следственных   связей   новым содержанием. Установление новых причинно­следственных связей. В   последние   годы   в   теории   проблемного   обучения   появились   понятия «традиционного»   и   «реального»   проблемного   обучения.   Первое   предполагает решение   проблем,   заимствованных   из   науки   и   адаптированных   к   возможностям учащихся. «Реальная» проблема имеет два признака:                                                                                                                                                                           5 1. Она личностно значима для учащихся; Требует от школьников действий по сбору необходимой информации, поиску 2. путей её решения и, что особенно важно, деятельности в соответствии с найденным решением. Функции   учителя   состоят   в   том,   чтобы   координировать   деятельность   учащихся, помогать   им,   не   давая   жестоких   указаний.   В   случае   затруднений   учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания. 1.2 Методы проблемного обучения  Особенностью   обучения   географии   является   комплексное   взаимодействие множества   факторов,   относящихся   к   различным   областям   науки,   что   придает материалу   особую   привлекательность,   но   делает   организацию   учебного   процесса очень сложной и многообразной. Таким образом, у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечивал бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Поэтому в практике школы все активнее используются методы проблемного обучения. Сущность проблемного подхода состоит в том, что в ходе изучения нового материала и последующего его закрепления предлагаются задания, выполнение которых имеет своей целью закрепить у учащихся умения использовать полученные ранее знания. Перед ними ставится определенная проблема, которую они должны самостоятельно или с помощью учителя решить, найти способы ее решения или пути применения уже имеющихся   знаний   в   новых   условиях.   Противоречия   между   уже   имеющимися знаниями   и   новым   заданием   преодолеваются   самостоятельными   умственными   и практическими   действиями   творческого   характера.   Создается  проблемная ситуация –   психологическое   состояние   умственного   затруднения   ученика   при решении учебной проблемы или вопроса, поставленного учителем [3]. Процесс обучения методами проблемного обучения состоит из четырех этапов: I. Создание проблемной ситуации и осознание проблемы. II. Формулирование гипотезы.                                                                                                                                    6 III. Поиск решения и доказательство гипотезы. IV. Решение проблемы [4]. Проблемная   ситуация   создается   посредством   проблемных   вопросов   и   задач. Отдельным   фактором   является   заинтересованность   каждого   ученика   в   данной проблеме. Исходя из результатов, полученных после проведения проблемных уроков, можно выделить следующие критерии постановки проблемной ситуации на уроке:    1)   эмоциональная   окраска   самого   материала   и   формы   его   подачи,   постоянное стремление вызвать у школьника сопутствующие материалу эмоции, впоследствии переходящие   в   устойчивые   чувства,   которые   во   многом   определяют   наличие интереса;   2) опора на опыт и имеющиеся у ученика знания и умения для того, чтобы проблема стала для него не только учебной, но и реально значимой;    3)   творческий   подход   учителя   к   постановке   проблемы,   а   также   развитие творческого   мышления   учащихся   (т.е.   умения   найти   выход   в   нестандартных ситуациях).   4) учет возрастных и психологических особенностей учащихся при моделировании проблемной ситуации [2].  Проблемное обучение реализуется  в проблемном изложении,  в частично­поисковом (эвристическая беседа) и в исследовательском методах обучения.    На уроках с проблемным изложением учитель ставит проблему, и сам ее решает, раскрывая цепь логических рассуждений, объясняя новые понятия и термины. Для того,   чтобы   заинтересовать   учащихся,   можно   перед   объяснением   предложить   им какое­либо занимательное задание. Например, при изучении темы «Строение земной коры»   в   VII   классе:   «На   основе   имеющихся   у   вас   знаний   о   земной   коре,   о литосферных плитах составьте теорию движения литосферных плит. Ваша теория должна быть обоснована и иметь доказательства своей правдивости». Эвристическая   беседа   проводится   посредством   одной   или   нескольких   задач проблемного характера. Для примера возьмем тему «Движения земной коры» в VI классе. Для учащихся она сложна тем, что у них нет возможности самим наблюдать                                                                                                                                      7 явления, связанные с движением земной коры. Поэтому возникает необходимость совместной работы учителя и учеников. Исследовательские методы применяются как при изучении нового материала, так и для совершенствования, закрепления и проверки знаний учащихся. Так, при изучении темы «Природа и человек» в VIII классе  обобщаются знания о ресурсах  России, хозяйственном освоении ее территории, экологических проблемах. Для облегчения задачи учителем даются вопросы и задания проблемного характера: 1.   Составить схему «Виды природных ресурсов». 2.   Привести   примеры   воздействия   различных   видов   хозяйственной   деятельности человека на природные комплексы. 3.    Предложить свой вариант решения экологических проблем. 4.   Насколько   эффективно   и   необходимо   освоение   территорий   с   экстремальными условиями (Север, БАМ). Для более эффективной работы, возникновения у учащихся устойчивого интереса, улучшения   качества   уроков   и   знаний   вместе   с   проблемным   подходом   возможно использование других методов обучения. Так,   в   ходе   решения   проблемной   ситуации,   можно   предложить   учащимся самостоятельно систематизировать материал и составить опорную схему, рисунок­ конспект и т.д. Очень хорошо с проблемным обучением сочетаются игровые формы уроков. В обучении географии используется несколько видов проблемных или творческих заданий.                Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической   географии   учащиеся   усваивают,   что   количество   солнечного   тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе   при   изучении   Африки   они   узнают,   что   в   тропическом   поясе   летние температуры (+32 С) выше, чем в экваториальном (+24 С). Этот факт вступает в противоречие   с   ранее   усвоенной   зависимостью   и   составляет   основу   для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и                                                                                                                                    8 зимние  температуры  в тропическом   и экваториальном  поясах   Африки.  Почему  в тропическом поясе температура июля выше?»         Задания   на   установление   многозначных   причинно­следственных   связей. Особенности   объектов   и   процессов,   изучаемых   географией   обычно   обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее   широко   распространен   в   обучении.   Если   при   этом   учащиеся   должны самостоятельно отобрать и применить по­разному широкий круг знаний. В том числе и   из   других   учебных   предметов,   задание   приобретает   проблемный   характер, например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 8­9 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).         Задания,   требующие   понимания   диалектических   противоречий.   Умение   В   логике   такие   ситуации   называются   ситуациями оперировать   ими. противоположных суждений, например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или   уменьшается   в   условиях   НТП   влияние   природных   ресурсов   на   развитие хозяйства?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно» (а не одно вместо другого), т.е. нужно рекомендовать   школьникам   не   отбрасывать   ни   одно   из   утверждений,   попытаться обосновать оба.         Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о происхождении вечной мерзлоты. Об изменении климатов на Земле и др. раскрывая эту гипотезу, учащимся   необходимо   высказать   свои   суждения   по   ней,   обосновать   ее   научно­ практическое значение.               Задания­парадоксы, например:   «Реки   европейской   части   России   и   Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, ­ Амударья, Сырдарья, Зеравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»   Таким образом,  курс географии – один из самых интересных в школьной                                                                                                                                    9 программе,   эффективность   обучения   в   этом   курсе   может   быть   достигнута,   если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их   познавательной   самостоятельности,   в   том   числе   и   с   помощью   проблемного обучения.  Возможности   для   проблемного   изложения   на   уроках   географии   весьма широки. В виду сложности изучаемых географией природных объектов, явлений и процессов рассмотрение каждого из них можно провести проблемно.                                                                                                  ПРИЛОЖЕНИЕ Урок­практикум на тему: «Климат Африки»        Уроки проблемного обучения возможны не только в старших, но и в седьмых классах.   Они   отличаются   большим   объемом   практической   работы,   полностью   ей посвящены, имеют целью не только приобретение новых умений. Но и формирование новых   знаний   и,   следовательно,   предполагают   заключительные   выводы   по содержанию изученного. Урок организуется следующим образом. Класс делится на число групп равное числу климатических поясов, дополнительно можно выделить группу сильных учащихся, перед которой ставится задача объяснить особенности климата   каждого   пояса.   Каждая   группа   получает   на   карточках   свое   задание,   в котором помимо описания климата предлагается: ­   определить,   какая   климатограмма   в   учебнике   соответствует   вашему климатическому поясу; ­ заполнить в тетради таблицу:                                         Характеристика климатических поясов Африки Элементы климата Э Климатический пояс С/Э Т С/Т 1. Средние температуры января 2. Средние температуры июля 3. Господствующие ветры 4. Годовое количество осадков, мм 5. Режим осадков                                                                                                                                   10 Выяснить: ­ Почему экваториальный пояс на востоке не доходит до побережья Индийского океана? (вопрос 1 группе) ­ Почему полуостров Сомали – одна из самых сухих территорий в Африке? (вопрос 2 группе) ­   Почему   в   пустыне   Намиб,   находящейся   на   побережье   Атлантического   океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих местах Сахары? (вопрос 3 группе) Группа сильных учеников готовит ответы на следующие вопросы: ­ Почему на экваторе всегда жарко и много осадков? ­ Почему в субэкваториальном поясе выделяют сухой и влажный сезоны? ­ Почему в северной Африке климат более сухой, чем в южной?         Как   видно,   проблемные   вопросы   обсуждают   все   группы.   После   отчетов формулируют общий вывод: климатические пояса Африки отличаются между собой значением   температур,   количеством   осадков   и   их   режимом.   Названные   различия связаны   с   географической   широтой   и   углом   падения   солнечных   лучей,   поясами атмосферного давления, сменой воздушных масс и господствующих ветров.           Исследовательские элементы на этом уроке составляют: соединение   информации,   взятой   из   карты   и   текста   учебника;   анализ   данных климатограмм; поиск ответа на проблемные вопросы. Не   менее   важна   и   групповая   работа   –   конструирование   ответа   в   определенной последовательности, подбор и анализ данных, полученных из карты.   Функция   учителя   при   проблемном   подходе   заключается,   прежде   всего, конструировании и постановке перед учащимися проблемных заданий (или в отборе этих   заданий   из   методической   литературы),   а   деятельность   учащихся   состоит   в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.                                                                                                                                  11 1.3 Вопросы проблемного обучения на уроках географии  В течение своей педагогической деятельности я неоднократно применяла и  продолжаю   применять   проблемный   подход   в   обучении   географии.   Ниже   хочу привести несколько примеров применения проблемного обучения, его элементов, при решении   основной   задачи   учителя   –   географа:   осознанного   усвоения   учащихся географических знаний и применение их в дальнейшем. Элементы   проблемного   обучения   я   использую   при   изучении   многих   тем   курса географии, начиная с 5­го класса. Содержание географических знаний по начальному курсу   физической   географии   отличается   конкретностью   изучаемых   явлений   и объектов. Это определяет характер познавательной деятельности учащихся, в основе которой   лежат   чувственное   восприятие   реальных   географических   объектов   и явлений. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных ситуаций. В курсе географии материков и океанов (7 класс) изучаются основные особенности природы и населения Земли. Теоретические знания позволяют организовать изучение особенностей   природы   отдельных   материков   и   океанов   на   качественно   более высоком уровне; при этом основное внимание уделяется установлению причинно­ следственных связей между различными компонентами природы, выявлению степени изменения   природных   комплексов   в   результате   хозяйственной   деятельности человека. Таким образом, само содержание курса предоставляет учителю широкие возможности   для   разработки   проблемного   обучения.   Особое   внимание   при   этом следует   уделить   формированию   у   учащихся   умений   осмысливать   проблемную ситуацию, выдвигать и проверять гипотезу, работать с источниками географической информации. Изучая курс «География Приднестровья и Приднестровского Порубежья» (8 класс), учащиеся решают реальные проблемы, что способствует развитию умений наблюдать окружающие явления и объекты, анализировать происходящие в природе изменения,   самостоятельно   ставить   перед   собой   проблемные   задачи   и   находить способы их решения.                                                                                                                                        12 В настоящее время при изучении экономической и социальной географии (общий и региональный   обзор):   9­10   класс   –   уже   недостаточно   ограничиваться   простым перечислением   цифр   и   фактов.   Необходимо,   чтобы   они   служили   поводом   для изучения   на   уроках   закономерностей   развития   экономики   стран   мира,   вопросов совершенствования системы размещения мирового хозяйства в целом, его отдельных отраслей,   для   постановки   проблем   и   показа   возможных   путей   их   решения,   что возможно с помощью проблемного обучения. Реализация проблемного подхода при изучении курса «Глобальная география» (11 класс)   позволяет   выработать   у   школьников   новый   стиль   мышления,   столь необходимый сейчас для решения многочисленных проблем, стоящих перед мировой экономикой. Для примера я хочу привести ряд вопросов (проблемных), которые используются мною на уроках географии. Акцентирую ваше внимание на то, что этот перечень проблемных вопросов лишь частица тех проблемных вопросов и заданий, которые можно использовать на уроках географии. Проблемные вопросы и задания в курсе «География». Класс Проблемные вопросы и задания Место их постановки в учебном процессе Деятельность учащихся Логика решения проблемного вопроса или задания 5­6 класс Каковы причины разнообразного залегания горных пород. Тема:   «Литосфера».   Учитель   организует   работу   учащихся   с   источниками информации   и   подводит   их   к   выводу   о   разнообразии   залегания   горных   пород. Формирует проблему. 1.Целеноправленное изучение нового материала. 2.Решение основного и частных вопросов темы. 3.Осознание причин и следствий изучаемых явлений.                                                                                                                                        13 Разнообразие залегания горных пород. Движение земной коры. Почему земная кора движется? Движение веществ мантии. Виды движения земной коры. 7 класс Пустыня – закономерность или аномалия на лике Земли? Постановка проблемной задачи перед изучением новой темы. Осознают поставленную задачу, целенаправленно воспринимают изложение учителя, участвуют в эвристической беседе. Пустыня ПК ГП деятельность человека климат вырубка лесов Опустынивание 8 класс Какое влияние оказывает Байкал на окружающую его территорию? В процессе изучения новой темы. Самостоятельно   раскрывает   влияние   Байкала   на   окружающую   территорию, показывают своеобразие данного ПК. Байкал ГП уникаль­ богат ность      ство природы окруж. Байкала территории 1.Уникальность климата. 2.Животный и растительный мир.                                                                                                                                      14 3.Своеобразие ПК 4.Использование человеком. 9 класс На   основе   анализа   схем,   таблиц,   карт   определите   особенности   металлургии, влияющие на её географию. В процессе изучения темы «Металлурги­ ческий комплекс» 1.На основе анализа выявляют особенности металлургии. 2.Отвечают на вопрос: как эти особенности отражаются на размещении комплекса. 3.Работа с картой: специфике металлургических баз. Особенности 1.Концентрация 2.Комбинирование 3.Большая материала ёмкость. 4.Трудоёмкость. 5.загрязнение природы Особенности размещения Металлургические базы мира. 10 класс Связь   между   превращением   Западной   Европы   в   главный   очаг   миграции   и демографической ситуации в этом регионе? В процессе изучения темы: «Зарубежная Европа». 1.Анализ демографической ситуации в регионе. 2.Основные направления миграционных потоков. 3.Причины миграции. 4.Доказывают или отвергают наличие прямой связи. Демографическая ситуация иммиграция                                                                                                                                    15 проблемы региона 11 класс Согласны ли вы с выражением: «Мы   не   унаследовали   Землю   от   наших   предков.   Мы   берём   её   взаймы   у   наших потомков»? При обобщении знаний по разделу. Высказывают свои суждения по поводу приведённого выражения, приводят примеры. Богатства Земли Проблема исчерпаемости природных богатств Использование их человеком. Одной   из   форм   проблемного   обучения   является   проблемное   изложение.   Суть проблемного изложения состоит в том, что учитель ставит проблему, сам её решает, показывая путь решения, раскрывая логику движения мысли, а учащиеся следят за логикой   изложения   учителя.   Эта   форма   используется   мною   при   изучении   с учащимися сложных тем, где нельзя ограничиваться простым изложением истин, а требуется раскрытие сложных взаимосвязей. Разработка   проблемных   заданий,   данных   в   необычной   для   учащихся   форме,   на основе которых можно разыграть на уроке различные игровые ситуации, проводить на   уроки   –   «путешествия»,   также   представляет   собой   одно   из   перспективных направленной в развитии проблемного подхода в обучении географии. Например; при изучении курса «География человеческой  деятельности: культура, экономика,   политика»   мы   с   учащимися   11­го   класса   решаем   ряд   экономических задач, предлагающих решить ту или иную проблему. (Пример задания: Представьте, что   Вы­   купец   времён   Дмитрия   Донского.   Ваш   первоначальный   капитал   –   1000 рублей. Где начать дело: а) в Москве, где вам гарантируется ежегодная прибыль с накопленного   капитала  50 %;   б)   в  любом  городе ­   ежегодная  прибыль  100%,  но каждый 2­ой где вы теряете ½ капитала из­за набегов татар). В своей работе я интенсивно использую метод проектов, который является одной из                                                                                                                                       16 форм   проблемного   обучения.   Учащиеся   разных   классов   ставят   перед   собой проблемный   вопрос   и   решают   его   посредством   исследовательской   деятельности. Результатами их работы являются презентации в конце учебного года. Приведу лишь несколько тем (проблемных вопросов), рассмотренных моими учениками: ­ «Какую воду мы пьём», «Пирамиды мира», «Деды Морозы планеты», «Мировой финансово­ экономический   кризис;   его   последствия   для   России»,   «Варианты   конца   света», «Влияние новостей на развитие мировой экономики» и многие другие темы. Процесс   решения   проблемы   является   наиболее   сложным   в   познавательной деятельности учащихся. Проблемное   обучение   станет   действительно   эффективным   средством   развития мышления, если обучить учащихся логике решения проблем. В ходе такого обучения учащиеся овладевают одним из правил мышления, которое заключается в том, что в процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к   другому.   Решение   проблемы   на   каждом   этапе   возможно   лишь   с помощью определённых приёмов, которые в психологии называется эвристическими. Обобщая опыт проблемного обучения, накопленный в методике обучения географии можно выделить три типа проблемных ситуаций, которые могут быть созданы на уроках в процессе изучения географии: Проблемные   ситуации,   в   основе   которых   лежит   противоречие   между 1. имеющимися   у   школьников   знаниями   и   знаниями,   требуемыми   для   выполнения задания.   Разрешение   этого   противоречия,   как   правило,   связано   с   отбором   и перестройкой ранее усвоенной информации, с нахождением и применением новых способов умственной или практической деятельности. 2. Проблемные ситуации, в основе которых лежит противоречие, заложенное в самом рассматриваемом процессе, явлении, объекте. 3. Проблемные   ситуации,   отражающие   диалектическое   единство   и   борьбу противоположностей,   что   требует   рассуждения   по   формуле: «и   то   и   другое одновременно». Приведу примеры таких ситуаций:                                                                                                                                 17 Охарактеризуйте   демографическую   ситуацию   в   мире.   Какие   тенденции   вы 1. сможете выявить? В 2011 году по расчётам ООН на Земле появился 7 миллиардный житель. Это 2. много для нашей планеты или нет? Грозит ли нашей планете перенаселение? Правильно   ли   сводить   многообразие   демографические   проблемы   к   узкому 3. вопросу роста населения в мире и мер по его сокращению? Что является основой для действенного решения проблем народонаселения? Любой учитель может создать свою систему подобных заданий, учитывая при этом особенности своего стиля и уровень подготовки учащихся. Среди форм занятия, где можно использовать проблемное обучение, следует отметить: семинары, дискуссии, практикумы,   исследовательскую   деятельность   учащихся,   конференции;   уроки   – аукционы, пресс­конференции, защита проектов. Уровни усвоения опыта творческой деятельности и способы его передачи:                                                                                                                                    Содерж ания опыта творческой деятельности, его основные черты Самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию. Видение новой проблемы в знакомой ситуации. Самостоятельное комбинирование известного способа деятельности в новый. Построение принципиально нового способа решения. Уровни I Показ   образцов   научного   решения   проблемы   в   ходе   проблемного   изложения; обучение учащихся выполнению отдельных этапов решения проблемы. II Решение учащимися проблемных задач в ходе эвристической беседы, состоящей из серии вопросов, каждый из которых является шагом на пути решения проблемы.                                                                                                                                  18 III Полностью самостоятельный анализ проблемной ситуации, обнаружение скрытого в ней противоречия, постановка и решение проблемы. 19 2  Проект урока географии в 5 классе по теме «Землетрясение. Вулканизм» Конспект урока по географии, составленный по принципу системно­ деятельностного подхода Тема урока: «Землетрясения. Вулканизм»  Автор: Кедь В.И., учитель географии МБОУ СОШ №7 имени историка, профессора Н.И. Павленко г. Ейска МО Ейский район Краснодарского края Цели: Сформировать представление о происхождении землетрясений и вулканов, их строением.  Создать   условия   для  формирования   умения  выявлять   закономерности распространения   землетрясений   и   вулканизма.   Установить   с   помощью географических карт главные сейсмические пояса на Земле. Ознакомить с отличиями действующих и потухших вулканов. Задачи: ­   обучающие: углубить знания  о строении земной коры; ­ развивающие:   развитие   познавательных   интересов   учащихся, умения   работать   в группе с учебником, ресурсами ЭОР; ­   воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах. Планируемые результаты: ­ предметные: выявлять при сопоставлении географических карт, закономерности  распространения зон землетрясений и вулканизма; определять отличия действующих  и потухших вулканов;  ­  метапредметные :  умение организовывать свою деятельность, определять её  цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником и картой для исследования. ­ личностные:  оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и  поступки других людей; Универсальные учебные действия: ­ личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира. ­ регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему. ­ познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. ­ коммуникативные :  умение общаться и взаимодействовать друг с другом. Тип урока: комбинированный. Формы работы учащихся: коллективная, групповая, работа в парах Оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация,  физическая карта мира, карта «Строение земной коры» , атласы, рабочие тетради,  учебники. Основные понятия: землетрясение, сейсмические пояса, очаг, магма, лава,  вулкан,жерло,кратер                                                                                                                                          20 Структура и ход урока    № п/п Этап  1. Мотив ация к  учебно й  деятел ьности 2. Актуализац ия опорных  знаний по  теме  «Движения  земной коры» Деятельность учителя учащихся,     Приветствие готовности уч­ся к уроку. Предоставляет   материал,   позволяющий осуществить   переход   к   изучению   нового материала. проверка 1. Вспомните:  С чем связано движение земной  коры? Деятельность  ученика Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный материал (П). Определяют,   каких   знаний   им   не хватает (Р) ранее   Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и   формулируют тему, записывают   в   тетради (П)     ­ «Землетрясения. Вулканизм» Решают тест в парах (П,К) 1. б) ядро, мантия, земная кора; 2. б) ядро; 3. а) земная кора; 4.  а )  30­40 км; 5. б) осадочный, гранитный,  базальтовый;  6. в) песчаник, известняк. 7. а) гнейс, кварцит, мрамор; 8. в) базальт, андезит, пемза 2. «К чему приводят движения земной  коры?» Предлагает сформулировать тему  урока и её корректирует ТЕСТ 1.Внутреннее строение Земли: а) мантия, ядро, земная кора; б) ядро, мантия, земная кора;  в) ядро, земная кора, мантия 2. Самую высокую температуру вещества  имеет: а) земная кора; б) ядро; в) мантия 3.Эта оболочка Земли бывает материковой  и океанской: а) земная кора; б) ядро; в) мантия 4Толщина материковой коры в среднем: а )  30­40 км; б) 50­100 км; в) 3­7 км 5.В материковой коре выделяют слои: а) осадочный, гранитный; б) осадочный, гранитный, базальтовый;   в) осадочный, базальтовый. 6. Осадочные неорганические породы: а) гранит, известняк; б) нефть, гранит; в) песчаник, известняк. 7. Метаморфические горные породы: а) гнейс, кварцит, мрамор; б) кварцит, глина, гнейс; в) стекло, фарфор, гранит. 8. Магматические излившиеся породы: а) диорит, гранит, мрамор; б) габбро, базальт, андезит; в) базальт, андезит, пемза. Работа   в   парах:   на   карте   наносят сейсмические пояса Земли красной штриховкой.(П,К) 3.  «Как называются участки, где  землетрясения бывают часто и они  достаточно сильны?» карта с.33 Задание: покажите на карте страны, на  территории которых происходили  землетрясения. Вводим   понятие  сейсмические   пояса. Нанести их на к/к Просмотр видеофильма « Землетрясение», работа «Крупные землетрясения» и картой. таблицей     с   Этап  3. Создание  проблемной  ситуации Побуждает  учащихся     на  создание  проблемной ситуации. 1.        Кроме землетрясений, какие еще  явления происходят в сейсмоактивных  зонах?» 2. «А что вам известно о вулканах?» Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют,   обсуждают (П,К) сравнивают, Этап  4. «Открытие » нового  знания Этап  5. Учебные  действия по  реализации  плана.  Выражение  решения.  Применение  нового  знания.     тексте 3. «Объясните, по каким признакам можно  определить, что перед вами вулкан, а не  просто гора» Побуждает учащихся   к   теоретическому объяснению фактов. ­ найти  в учебника и узнать информацию   о   том,   как   устроен вулкан.   Знакомит   с   понятиями   :   очаг магмы, лава, жерло, кратер Физкультминутка. Организует   работу   с   электронным приложением: видео  « Вулканизм» Нанесите   вулканы   в   к/к. Котопахи, Ключевская Сопка, Везувий   Камерун, 1. Почему   происходит   извержение вулкана? 2. Где возникают вулканы? 3. Какие   еще   явления   происходят   в районах вулканизма? 4. Какие бывают вулканы? потухшие Стимулирует активное   участие   всех детей к поисковой деятельности Работа с картой и составление таблицы действующие Предлагает задания на «новое»  знание. Побуждает   учащихся   к   теоретическому объяснению   фактов,   противоречий   между ними. ­Что   общего   у   районов   распространения землетрясений и вулканов?   Стимулирует   активное   участие   всех детей в   поисковой   деятельности   при поиске ответа на вопрос: ­   В   каких   странах   находятся   крупные вулканы? Тест. 1.Как называются районы с частыми  землетрясениями? а) сейсмически активными; б)  сейсмически пассивными; в) сейсмически  нейтральными; 2. Как называется прибор для регистрации  силы землетрясений? а) сейсмограф; б) барометр; в) термометр; 3. Место, где происходит сдвиг горных  пород, называют: а) очагом землетрясения; б) участком  землетрясения; в) территорией  землетрясения; г) местом землетрясения;   словами Работают с учебником: находят  и узнают информацию,  передают своими содержание (П, Р) Зарисовывают (П, Р) Объясняют, обсуждают (П, К).   Сравнивают,   анализируют.(П,   К, Р)   Практикум: работа в парах: ищут по   карте   с   помощью условных   знаков   действующие   и потухшие   вулканы,   наносят   их   в к/к ,   формулируют   вывод об   их различии.  (П ,Р, К.)         парах Работают с атласом и к/к (П, К, Р) Обсуждают в и индивидуально, обосновывают выб ор своего решения или несогласие с мнением других. (Р ,К ,П) Работают парами, сопоставляя политическую   и   тектоническую карты: Объясняют, формулируют (П, Р, К) Дают развернутый ответ, обобщают  информацию.   (К, Р) Предлагают варианты ответов, записывают в решают   тест, соответствие (Р, К, П) тетрадь,  устанавливают анализируют,     1. а) сейсмически активными; 2. а) сейсмограф 3. а) очагом землетрясения; 4. б) кратер; 5. а) на Камчатке; 6. в) очаг магмы; 7. б) действующий; г) в  в) в  4.  Как называется чашеобразное  углубление на вершине вулкана? а) жерло; б) кратер; в) очаг магмы; г) лава; 5. Действующий вулкан Ключевская Сопка находится: а) на Камчатке Индонезии б) на Курильских островах Японии. 6. В глубине вулкана находится: а) кратер; б) лава; вулканическая бомба. 7. Вулкан, который извергался хотя бы раз  на памяти людей, называется: а) потухший; б) действующий. 8. Вставьте пропущенное слово. В толще вулкана проходит канал, который  называется ... , ведущий в ... . Излившаяся  на поверхность магма, называется ... .  Ученые, которые изучают вулканы,  называются ... и их главная задача ­ ... . 9.Установите соответствие: в) очаг магмы; г)  1) кратер    а) канал, идущий из глубин земной коры 2) жерло     б) отверстие на вершине 3) очаг магмы   в) изливающаяся магма 4) лава     г)вещество   мантии,   кот.   плавится в трещинах земной коры   Поднять   смайлик, Итог урока. Предлагает вспомнить   тему   и   задачи урока, оценить меру   своего   личного продвижения   к   цели   и   успехи   класса   в целом.   который соответствует   настроению   по   итогам урока. Выставляет оценки за работу на уроке Д/з: §25,  зарисовать строение  землетрясения и вулкана Этап  6. Рефлексия 8. жерло,     кратер, лава, вулконологи, предсказать максимально   близкое   по времени возможное извержение   вулкана,   чтобы спасти людей     9. 1б,2а,3г,4в   Определяют степень   соответствия поставленной   цели   и   результатов деятельности. Поднимают свой  Отмечают успешные смайлик. ответы участников группы.   Этап  7. Домашнее  задание Примечание: (Л)­личностные УУД; (Р)­регулятивные УУД; (П)­познавательные УУД; (К)­ коммуникативные УУД Записывают домашнее задание 24 Контрольно­измерительные материалы 3 Ким к уроку географии,5 класс. Тема: « Землетрясение. Вулканизм». Проверка домашнего задания: Задание 1   Выберите правильный ответ. 1.Внутреннее строение Земли: а) мантия, ядро, земная кора; б) ядро, мантия, земная кора;  в) ядро, земная кора, мантия 2. Самую высокую температуру вещества имеет: а) земная кора; б) ядро; в) мантия 3.Эта оболочка Земли бывает материковой и океанской: а) земная кора; б) ядро; в) мантия 4Толщина материковой коры в среднем: а) 30­40 км; б) 50­100 км; в) 3­7 км 5.В материковой коре выделяют слои: а) осадочный, гранитный; б) осадочный, гранитный, базальтовый;   в) осадочный, базальтовый. 7.Осадочные неорганические породы: а) гранит, известняк; б) нефть, гранит; в) песчаник, известняк. 25 8.Метаморфические горные породы: а) гнейс, кварцит, мрамор; б) кварцит, глина, гнейс; в) стекло, фарфор, гранит. 9.Магматические излившиеся породы: а) диорит, гранит, мрамор; б) габбро, базальт, андезит; в) базальт, андезит, пемза. Задания парам 1. Рассмотрите карту с.33 и дайте ответ  Как называются участки, где землетрясения бывают часто и они достаточно сильны?» 2. Внимательно прочитайте стр. 98, п.23 и стр. 102, п.24 и подготовьте ответы на  вопросы  Кроме землетрясений, какие еще явления происходят в сейсмоактивных зонах?  А что вам известно о вулканах?  Объясните, по каким признакам можно определить, что перед вами вулкан, а не  просто гора 3.Внимательно прочитайте стр.103,п.24 со слов «Вулкан­это…» и постарайтесь  ответить на вопросы  Почему происходит извержение вулкана?  Где возникают вулканы?  Какие еще явления происходят в районах вулканизма?   Какие бывают вулканы? Задания для самостоятельной работы                                                                                                                                         26 Заполнить таблицу Вулканы действующие Вулканы потухшие Применение и закрепление нового знания Тест. 1.Как называются районы с частыми землетрясениями? а) сейсмически активными; б) сейсмически пассивными; в) сейсмически  нейтральными; 2. Как называется прибор для регистрации силы землетрясений? а) сейсмограф; б) барометр; в) термометр; 3. Место, где происходит сдвиг горных пород, называют: а) очагом землетрясения; б) участком землетрясения; в) территорией  землетрясения; г) местом землетрясения; 4.  Как называется чашеобразное углубление на вершине вулкана? а) жерло; б) кратер; в) очаг магмы; г) лава; 5. Действующий вулкан Ключевская Сопка находится: а) на Камчатке в) в Индонезии б) на Курильских островах 6. В глубине вулкана находится: г) в Японии. а) кратер; в) очаг магмы; б) лава; 7. Вулкан, который извергался хотя бы раз на памяти людей, называется: г) вулканическая бомба. а) потухший; б) действующий. 8. Вставьте пропущенное слово. В толще вулкана проходит канал, который называется ... , ведущий в ... . Излившаяся  на поверхность магма, называется ... . Ученые, которые изучают вулканы, называются ... и их главная задача ­ ... . 27 9.Установите соответствие: 1) кратер    а) канал, идущий из глубин земной коры 2) жерло     б) отверстие на вершине 3) очаг магмы   в) изливающаяся магма лава   г)вещество мантии, кот. плавится в трещинах земной коры 28 Список использованных источников 1.   Андреева Е.Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе,         1999, № 7. 2.   Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. –         М.: Просвещение,1983. 3.   Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней       школе. –М.: Просвещение, 1991. 4. Финаров Д.П. Методика обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель,      2007. 5.     Кухарь С.М. «Проектно­исследовательская деятельность учащихся на уроках географии»,   Тирасполь:   Материалы III республиканской   научно­практической конференции, 2010 год. 6.       Лернер   И.Я.   «Развитие   мышления   школьников   в   процессе   обучения»,   М. Просвещение, 2002 год. 7.    Панчешникова Л.М. «Проблемные задания по географии», М. Просвещение, 2006 год. 8.     Понурова Г.А. «Проблемный подход в обучении географии в средней школе», М. Просвещение, 1991 год. 9.    http://festival.1september.ru 29

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »

Проект «Проблемное обучение на уроках географии »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2018