Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Оценка 4.7
Исследовательские работы
doc
русский язык
7 кл
29.03.2017
Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка.
Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной школы.Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Сурина Т.В..doc
МКОУ «С(К)ОШИ»
ТЕМА ПРОЕКТА
Развитие устной речи у детей с ограниченными
возможностями здоровья
Выполнил: учитель русского
языка и чтения Т. В. Сурина
2017 год
1 СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность проекта
Введение
Основная часть
Заключение
Библиографический список
Приложение
2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Проблема развития речевой деятельности актуальна тем, что речь
является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека
и его поведения в целом. Несформированность или недоразвитие устной
речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и
оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию
ребенка.
Своевременная и целенаправленная работа по развитию устной
речи будет способствовать развитию мыслительной деятельности, усвоению
школьной программы, улучшению межличностного общения и для
дальнейшей успешной социальной адаптации учеников коррекционной
школы.
3 ВВЕДЕНИЕ
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизненной
деятельности является умение ясно,
понятно, красиво говорить на своем языке.
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы
коррекционной работы в школе. Помимо характерных нарушений в
произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют
барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при
подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться
выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику
интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи
как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи
коррекционного обучения.
Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи у
детей с ОВЗ способствует развитию их мыслительной деятельности,
усвоению школьной программы, помогает более полной их социализации.
4 Работа по коррекции устной речи может быть осуществлена только на
основе учета конкретных особенностей речевого недоразвития учащихся.
У детей с ОВЗ нарушена и диалогическая, и монологическая речь.
При этом оказываются недостаточно развитыми и экспрессивная и
импрессивная формы. Дети с трудом вступают в разговор со взрослыми, не
всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики, затрудняются в
переключении с позиции слушающего на позицию говорящего, и наоборот:
не выражают заинтересованности в получении информации.
Нарушения монологической речи проявляются еще более резко. Здесь
отмечаются: искажение логики и последовательности высказывания, его
фрагментарность, соскальзывание с темы, ведущее к образованию побочных
ассоциаций, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи,
бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, наличие
черт, присущих ситуативной речи (большое количество местоимений,
перескакивание с одного события на другое).
Устная речь ребенка мало развернута, фрагментарна. В рассказе
нарушена логическая последовательность, связь между отдельными его
частями. Связные тексты часто состоят из отдельных фрагментов, не
составляющих единого целого, и характеризуются краткостью и сжатостью
изложения. Одной из причин задержки формирования устной речи является
то, что их речевая активность очень слаба и довольно быстро истощается. В
процессе монологической речи отсутствует стимуляция извне,
конкретизация и развитие рассказа осуществляется самим ребенком.
Характеризуя состояние связной речи детей с ОВЗ необходимо сразу
же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии
овладеть навыками связанного высказывания.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
5 Исходя из этого, мною разработан проект по развитию связной речи
обучающихся с ОВЗ.
В данном проекте предложены:
– комплекс упражнений для развития устной речи,
– мониторинг сформированности навыков развития речи
Чему я хочу научить детей?
1. Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2. Правильно строить предложения;
3. Уметь распостранять предложения;
4. Излагать логически последовательно события.
Исходя из этого:
Цель проекта: Формирование речевых умений, обеспечивающих
восприятие, воспроизведение создание собственных высказываний в устной
форме.
Задачи:
– Вырабатывать умения связно и логично излагать свои мысли на основе
предлагаемых заданий учителем.
– Уточнять, обогащать и активизировать словарный запас учащихся.
– Воспитывать интерес к предметам письмо и развитие речи, чтение и
развитие речи.
В своем педагогическом опыте опираюсь на следующие принципы
:
воспитывающая и развивающая направленность обучения;
научность и доступность обучения;
систематичность и последовательность обучения;
связь обучения с жизнью;
принцип коррекции в обучении;
6 принцип наглядности;
индивидуальный и дифференцированый подход;
Этапы проекта:
1. Изучение литературы по развитию речи детей с интеллектуальной
недостаточностью.
Задача:
– Изучить особенности речевого развития детей с ОВЗ, задачи и пути
развития их речи.
2. Подбор и систематизация заданий и упражнений.
Задача:
– Подобрать и систематизировать задания и упражнения по развитию речи
учащихся в соответствии с поставленными задачами проекта.
3. Внедрение упражнений в практическую деятельность.
Задача:
– Внедрить предложенные задания в деятельность учащихся по развитию
речи в урочное и внеурочное время .
Виды работ:
Над словом и словосочетанием:
Над предложением:
Над текстом:
Использую следующие виды рассказывания:
Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому
действию;
Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин;
Составление рассказа по серии сюжетных картин;
Пересказ рассказа с использование одной сюжетной картины;
Составление рассказа по одной сюжетной картине.
7 Составление рассказов по нескольким сюжетным картинкам.
Составление рассказов по прослушанному тексту.
Составление рассказов по одной сюжетной картинке.
Составление рассказов по памяти.
Составление рассказов по схемам.
Составление рассказов по символам.
Составление рассказов по предметам и объектам.
Составление рассказов по предметным картинкам.
Составление рассказов по заданным словам.
Нам, педагогам коррекционных школ, необходимо в своей работе
учитывать ряд особенностей. Работа по развитию речи у обучающихся
коррекционной школы опирается на ряд требований.
Специфической особенностью обучения на уроках русского языка является
их коррекционнопрактическая направленность. Коррекция недостатков
развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
происходит в условиях комплексного решения образовательных,
коррекционноразвивающих и воспитательных задач урока.
Необходимым условием является последовательность и комплексность
работы по развитию устной речи. Изучение основных тем по грамматике
и правописанию носит «сквозной» характер и проводится на всех годах
обучения. Упражнения по развитию связной речи сопутствуют всему курсу.
Такая структура дает возможность решать задачи последовательно, исходя
из особенностей детей разных уровней обучаемости и усвоения ими знаний.
Отсюда исходит следующее требование, которое необходимо выполнять
учителю коррекционной школы: учет индивидуальных возможностей
детей. Подбор подавляющего большинства заданий, их выполнение
осуществляется с учетом возможностей обучающихся (здесь мы опираемся
8 на классификацию учащихся специальных коррекционных школ VIII вида,
предложенной В.В. Воронковой. В данной классификации обучаемость
понимается как возможность ученика оперировать учебным материалом и
степень его самостоятельности в этом.
Результативность работы по развитию речи напрямую зависит и от
правильного выбора методов обучения. Основными являются наглядные и
практические методы. Они позволяют детям всесторонне знакомиться с
материалом: рассматривать, наблюдать, ощупывать, пробовать на вкус,
нюхать, лепить, вырезать, рисовать и т.д.
Однако самой по себе наглядной и практической деятельности еще
недостаточно для того, чтобы дети усвоили и переработали определенную
информацию. Используются также словесные методы с целью направить
внимание учащихся на рассматривание объектов, их сравнение,
организовать действия с ними, побудить к высказываниям.
Участие в познании окружающего мира, максимального количества
анализаторов, сочетание наглядных, практических и вербальных средств
конкретизируют чувственный опыт детей, создают ту предметно
понятийную основу, на базе которой и формируется связная речь.
Важным в нашей работе является соблюдение требований к организации
занятий по развитию связной речи.
Создание соответствующих условий для возникновения у детей
потребности говорить. Иными словами, восприятие предметов, явлений, их
изображений,
интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
сведений о них должно затрагивать не только
Работа над логикой высказывания. Она должна быть результатом четкой
организации предметной деятельности школьников (рассматривание
предмета в определенной последовательности, выполнение строго по плану
9 практических действий с ним, составление предмета из частей и др.) и
фиксации этой деятельности в виде картинного, схематического или
словесного плана.
На уроках чтения и развития речи последовательность изложения мыслей,
логическая связь частей высказывания отрабатываются с опорой на серию
сюжетных картинок, собственные рисунки детей и иллюстрации в книге, на
словесный план к прочитанному тексту или заданной теме. По мере
перехода обучающихся из класса в класс словесный план становится
доминирующим при подготовке их к связному изложению мыслей. Данная
работа очень важна при подготовке детей к написанию сочинений и
изложений.
Многократная тренировка в устных связных высказываниях с
использованием разнообразной тематики и видов упражнений; пересказ
текста, описание предмета; рассказывание по серии сюжетных картинок,
одной картинке, опорный словам, предложенной теме, заданному началу и
т.д.
Применение методов, приемов для коррекции и развития речи
Исходя из основных нарушений речевого развития, учитывая особенности
работы по развитию связной речи, мы используем на уроках
соответствующие методы и приемы для коррекции и развития речи
обучающихся. Это и «фонематические», «песенные» минутки, слоговое, с
ритмическим отхлопыванием, хоровое проговаривание слов, визуализация
слов, использование сигнальных карточек .
Для коррекции нарушений лексической стороны речи проводится
словарная работа, такой вид работы, как группировка слов по смысловой и
корневой родственности, прием актуализации словарного запаса,
дифференциация лексического значения слов и т.д.
10 Работа по развитию связной речи начинается с развития диалогической
речи, как более легкой и являющейся основной формой речевого общения.
Формирование диалога осуществляется параллельно с расширением и
уточнением словаря, с развитием структуры предложения. С развитием
словоизменения и словообразования. Наряду с познавательными и
воспитательными целями, при проведении диалога ставится цель
специального развития речи детей. В процессе работы по формированию
диалогической речи школьник с ограниченными возможностями здоровья
должен научиться слушать и понимать вопросы, самому задавать вопросы.
Точно в соответствии с содержанием вопроса выражать свои мысли в
ответах на вопросы. Сначала дети читают вопросы и строят ответ с опорой
на слова вопроса, используя вводные слова, соблюдая интонацию. В
дальнейшем дети учатся самостоятельно задавать вопросы по картинке, а
затем без использования картинок. Особую значимость в такой работе
приобретает формирование умения воспроизводить по памяти подробности
виденного, конструировать предложения со словами прочитанного текста,
развивать ритмикомелодическую сторону речи в ходе работы над текстом.
Методами развития диалогической речи выступают беседа и имитация. Эти
методы реализуются двумя приемами: 1) приемом беседы, 2) приемами
театрализации (имитации и пересказа). Проведение беседы включает три
этапа: вступление, развитие темы, концовка.
Использование
приемов
театрализации
(игрдраматизаций,
театрализованных представлений) в нашей школе является очень важным,
так как способствует совершенствованию речи в эмоциональном
отношении, обогащает словарь, формирует грамматический строй,
активизирует речь ребёнка с нарушением интеллекта.
11 В практике своей работы на уроках русского языка я использую
практически все методы и формы работы, известные педагогике : рассказ,
объяснение нового, беседы различного характера, работа с книгой, метод
упражнений, практической и самостоятельной работы.
Но наиболее интересным и продуктивным для коррекционной школы
считаю исследовательский метод.
поисковая
Исследовательская,
активность не чужда и детям с умственными отклонениями. Именно
поисковая активность порождает исследовательское поведение и создает
условия для того, чтобы психическое и умственное развитие ребенка
разворачивалось как процесс саморазвития.
В коррекционной же школе очень трудно на практике применить
исследовательский метод, но исследовательскую работу над словом,
орфографическим правилом проводить возможно и нужно. Эта работа
повышает уровень активности учащихся на уроке, заставляет думать и
искать варианты ответов, мыслить, анализировать учебный материал,
сопоставлять факты, находить различные пути решения проблемы,
выбирать правильные ответы, дифференцировать знания, запоминать стихи,
значения слов, проговаривать правила и основные понятия, подбирать
подходящие слова и выражения. делать выводы и обобщения.
Работу исследовательского характера в коррекционных классах провожу
при работе над словом:
это и знакомство с новыми словами;
составление и анализ словарных статей к изучаемому слову;
словарноорфографическая работа на уроке;
12 работа со словарем.
Словарная работа может быть разной по своему содержанию:
может быть направлена на изучение лексического значения слова и тем
самым на расширение и углубление словарного запаса,
может исследовать грамматические цели;
может проводиться с целью обучения детей правильному произношению
отдельных слов.
В словарной работе на первый план выдвигается семантический
компонент, т. к. только понимание ребёнком значения слова формирует у
него умение сознательного выбора слов и словосочетаний. Поэтому в уроки
и в учебники включены упражнения по подбору синонимов, антонимов,
слов с обобщённым значением, работа с многозначными словами, ритмом и
рифмой.
замена слова в словосочетании –
прозрачный воздух свежий, чистый
любимое дело увлекательное дело…
подбор наиболее точного слова по смыслу:
Несмотря на … погоду, дети пошли гулять.
Несмотря на … час, во дворе ещё играли дети.
составление предложений со словами синонимического ряда:
13 помощь – первая, неотложная, скорая
грязный – руки, овощи, улица
нахождение многозначных слов в пословицах, поговорках, загадках:
русский язык – язык во рту
носить очки – набрать очки
месяц года – месяц на небе
рисование на тему многозначного слова.
Работа над образным сравнением.
Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.
Горячий, как огонь.
Легкий, как ... .
Черный, как ... .
Острый, как ....
Красный, как ....
Слова для справок: рак, пух, игла, уголь.
Все указанные направления работы я объединила в один вид комплексный
анализ словарного слова с опорой на схему.
Схема.
14 1.Прочитай слово выразительно.
2.Поставь ударение, подчеркни безударную гласную. Которую необходимо
запомнить в слове.
3.Произнесите слово по слогам. Обозначьте графически.
4.Назовите 1,2 и т.д. букву и звук. Фонетическая запись слова /балото/.
5.Подумай, что обозначает данное слово. Попробуй сформулировать
определение самостоятельно. Сверка по толковому словарю .Запись
значения под диктовку учителя или с образца.
6.Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.
7. Подберите словосочетания с данным словом.
8. Составьте предложение.
9.Выбор лучших предложений, запись на доске либо каждый ученик
записывает свой вариант, затем он корректируется, уточняется,
исправляется.
10. Можно ли использовать слово в переносном значении? Пример.
Комплексная работа со словарным словом дисциплинирует школьников,
приучает к определенной структуре знакомства с новым словом, позволяет
быстро ввести новое слово в активный словарь ребенка, а также развивает
абстрактное мышление.
Для формирования культуры мышления и речи , развития умения и
навыков исследовательского поведения ребенка можно использовать
15 различные методики. Для развития речевых способностей умственно
отсталых учащихся на уроке письма целесообразно проводить речевые
упражнения исследовательского характера.
«ПОСМОТРИ НА МИР ЧУЖИМИ ГЛАЗАМИ»
Читаю учащимся неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные
хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагаю продолжить и закончить рассказ несколькими способами:
Представь, что ты гуляешь во дворе с друзьями – как ты отнесешься к
появлению первого снега?
Представь, что ты водитель грузовика, едущего по дороге.
Представь, что ты летчик, отправляющийся в полет.
Представь. что ты ворона, сидящая на ветке.
Представь, сто ты зайчик в лесу и т.д.
Аналогичные рассказы можно давать на разные темы. Подобная работа
позволяет смотреть на явления, события с разных точек зрения.
Игры – НАБЛЮДЕНИЯ можно использовать перед уроком развития речи
«Описание по наблюдениям». Эффективным заданием для развития умения
наблюдать может стать предложение рассмотреть осенние листья, деревья,
яблоки и т.д. Их можно взять в руки, внимательно рассмотреть, определить
форму, цвет. Поговорить о том, почему листья опадают или как созревают
16 плоды, а затем знания, полученные в ходе наблюдения, использовать в
сочинениях или устных высказываниях.
Так при изучении темы «Прилагательное» я предлагаю детям образцы
овощей, фруктов или других предметов и предлагаю описать их по схеме:
1.Цвет, возможные варианты цвета.
2.Форма.
3.Степень зрелости. Вкусовые качества.
4.Назначение. Применение.
5.Как еще нетрадиционно можно использовать предмет.
Такие задания очень нравятся учащимся, развивают исследовательские
способности, наблюдательность.
На уроках чтения при изучении сказок предлагаю детям описать сказочного
героя или сказочный предмет именами прилагательными. На карточках или
методом нашептывания на ухо каждый получает определенного героя.
Другие дети не видят задания. Ученик описывает героя после минутной
подготовки, остальные дети по описанию должны узнать его. В конце года
при обобщении прочитанного за год подобную работу провожу не только по
сказкам, но и другим изученным произведениям.
Чтобы повысить уровень работоспособности на уроке, заинтересовать
учащихся, заставить работать, необходимо найти такой «ключик» в душе
ребенка, который позволит приоткрыть способность к творчеству, поиску.
17 С этой целью возможно использовать на уроках следующие виды работ
исследовательского характера:
1.Составь как можно больше предложений из данных слов.
Пример: творог, верблюд, матрос.
Варианты детских ответов: Матрос на верблюде привез детям творог.
Матрос накормил верблюда творогом. И т.д.
2.Расскажи другими словами.
Пример: Муха села на варенье.(Летающее животное с прозрачными
крылышками и хоботком спикировало на вещество, сваренное из ягод и
сахара). И т.п.
3.Назови аналоги предмета.
Пример: лодка ( корабль, танкер, подлодка, крейсер и т.д.)
На уроках чтения игра «Скажи по – другому» помогает в речевом анализе
текста, уточнении лексического значения слов в контексте.
Пример: «Ворона и лисица» И.А.Крылов – «взгромоздясь», «позадумалась»,
«близехонько».
4.Игра «Ассоциации». Эта игра позволяет лучше узнать внутренний мир
ребенка, взаимоотношения в подростковой группе, одновременно развивает
ассоциативное мышление, образность речи.
Называю слово «море». Какие ассоциации вызывает у вас это слово?
18 5. При подготовке к обучающему сочинению с элементами рассуждения
использую метод неоконченных предложений:
Осенние каникулы я провела (провел) хорошо, потому что …(«Как я
провел каникулы»)
Я люблю свою маму, потому что…(«Мама слово дорогое»).
Мне нравится учиться, потому что…(«Наш главный труд учеба»).
Подобные шаблонные задания позволяют учащимся усвоить развернутые,
сложные схемы построения предложения.
При регулярном их
использовании шаблоны постепенно входят в речевой резерв, становятся
нормой.
В практике своей работы над развитием речи учащихся, приучаю их
выявлять и решать проблему, делать выводы и обобщения, наблюдать,
экспериментировать, полученные знания применять на практике, помогая
тем самым решать главную проблему речевого развития учащихся –
пользоваться тем даром, которым наделен человек даром слова, умением
передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать,
наблюдать.
4. Мониторинг развития устной речи.
Задача:
– Разработать тесты для учащихся с целью наблюдения за уровнем
формирования связной письменной и устной речи. (Приложение).
5. Подведение итогов работы.
Задача:
– Выявить результативность проделанной работы.
19 – Наметить пути реализации программы по развитию речи в дальнейшем.
Для выявления результативности
проделанной работы учащимся предлагается выполнить итоговую работу
6.Результативность опыта:
(тест). После ее выполнения, на основе допущенных ошибок будут
намечены пути для дальнейшей реализации проекта по развитию речи
учащихся.
7. Ожидаемые результаты
1.
Уметь подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2.
3.
Правильно строить предложения;
Уметь распостранять предложения;
Излагать логически последовательно события
4.
Практическая значимость результатов
Проект служит основой для выполнения задач по развитию речи в
ОУ, направлен на оптимизацию коррекционной работы и способствует
подготовке детей с ОВЗ успешной адаптации и социализации в обществе.
По результатам тестирования за 20152016 учебный год качество знаний
составляет:
Срезовый тест
50 %
Итоговый тест
65 %
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная цель моей работы с детьми с ОВЗ научить их осваивать то,
что очень важно в жизни каждого человека умение передать информацию,
поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю)
поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо,
объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в
процессе общения происходит становление школьника как личности, рост
20 его самосознания,
нравственное, умственное и речевое развитие.
формирование познавательных способностей,
Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически
взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей
работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных
задач при обучении детей с недостатками интеллекта.
В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ
оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые
законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие
умения:
1. Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;
2. Правильно строить предложения;
3. Умение распостранять предложения;
4. Излагать логически последовательно события.
Литература
1.Аксенова А.К. «Обучение русскому языку во вспомогательной
школе». М., 1998.
21 2.Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи». М., 2007.
3.Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П.,
1985.
4.Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М.,
1977.
5. Жукова Н.С. «Преодоление недоразвития речи у детей». М., 1994.
6. Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». М.П.,
1985.
7. Петрова В.Г. «Развитие речи учащихся вспомогательной школы» М.,
1977.
8. Узорова О.В. « Игры с пальчиками». М, 2007г.
9. Воробьева В.К. «Методика развития связной речи у детей с системным
недоразвитием речи2. М., 2007.
10. Липкина А.И. «Работа над устной речью учащихся». – М., 1993.
11. С.А.Шмаков «Игры – шутки, игры – минутки». М.: Просвещение, 2002.
12. М.Г.Яновская «Творческая игра в воспитании младшего школьника».
М., «Просвещение», 1974.
13. Аксѐнова, Н.Г. Галунчикова «Развитие устной и письменной речи»
М.: Просвещение, 2002.
14. Волина, В.В. «Учимся, играя», Новая школа, 1994.
15.Воронкова, В.В. «Обучение грамоте и правописанию в 14 классах
вспомогательной школы». М.: Просвещение, 1988.
Приложение.
22 С целью наблюдения за уровнем формирования связной письменной речи в
течение учебного года мною было проведено сравнительное тестирование в
7м классе (дети учатся по адаптированной образовательной программе с
учётом интеллектуальных нарушений).
Учащиеся выполняли тестовое задание в первой и в четвертой четверти. На
протяжении всего учебного года мною велась систематическая работа,
направленная на развитие связной письменной речи учащихся.
Задания тестов проверяли умения и навыки учащихся подбирать слова ,
противоположные и близкие по значению, определять границы
предложений, подбирать слова , подходящие по смыслу, объяснять
значения слов, составлять предложения из данных слов, редактировать
восстанавливать
предложения
речевую ошибку),
(находить
деформированный текст. На выполнение теста отводился один урок.
Сравнительное тестирование.
Тест №1 (стартовый)
1.
Запиши слова противоположные по значению:
Острый — ______________________
Чистый — _______________________
Громкий — ______________________
2. Запиши слова близкие по значению:
Метель — _________________________
Большой — ________________________
Печальный _______________________
3. Определи границы предложений, расставь точки.
Хмурится осень зарядили холодные дожди налетел порывистый
сильный ветер он срывал с деревьев редкую листву не видно больше
неброских полевых цветов покинули лес звонкие птицы.
23 4. Прочитай текст. Подбери и напиши подходящие по смыслу слова.
Кленовые листья повисли на нитях (какой?) __________ паутины. Лес
(что делал?) _____________ с солнцем. А при прощании все бывают
особенно (какие?) ____________ .
5. Прочитай данные слова и покажи стрелками верные значения этих
слов.
Энергичный принимает деятельное участие во всем.
Активный проявляет быстроту, живость, решительность в
действии.
Блуждать ходить без всякого дела.
Слоняться плутать, бродить в поисках дороги.
Приятель человек, близкий по духу, по убеждениям, на
которого можно во всем положиться.
Друг близкий знакомый, с которым поддерживают
хорошие отношения.
6. Составь из данных слов предложения и запиши их.
Вечер, одинокой песней, начался, кукушки
.________________________________________________________________
Она, березовой роще, в, прокуковала
.________________________________________________________________
Затем, раздалась, иволги, звонкая, песня
________________________________________________________________
7. Найди речевые ошибки, исправь их и запиши верное предложение:
Мы весь вечер вспоминали о друзей, которых с нами нет.
________________________________________________________________
24 Озорная мальчишка подбежал к машине.
________________________________________________________________
Я познакомился с им вчера.
________________________________________________________________
8. Расставь порядок номеров частей текста, чтобы получился связный
рассказ:
Она неутомимый охотник за мышами. Это очень ловкий зверек. У нее узкое,
длинное тело.
Раннее зимнее утро. Накануне выпал пушистый, мягкий снег. На снегу
видны ровные следы. Их оставила ласка.
Ласка в любую мышиную норку залезет. В борьбе с мышами ласка наш
первый помощник.
Тест №2 (итоговый)
1.
Запиши слова противоположные по значению:
Тонкий — _______________________
Новый _________________________
Жесткий _______________________
2. Запиши слова близкие по значению:
Смелый — ______________________
Холодный ______________________
Враг _________________________
3. Определи границы предложений, расставь точки.
За окном стих дождь последние капельки сбежали по стеклам из
укрытия вышли утки они почистили свои перышки изза тучи
улыбнулось ласковое солнышко над рекой легла красавицарадуга.
4. Прочитай текст. Подбери и напиши подходящие по смыслу слова.
25 А жаворонок все пел,
поднимаясь выше и выше.
(Какое?)____________________ солнце осветило его, и теперь он уже
казался с земли не (какой?)______________________птичкой
,
(какой?)___________________
звездочкой,
вторым
(каким?)________________________солнышком,
рожденным самой
землей.
5. Прочитай данные слова и покажи стрелками верные значения этих
слов.
Увлекательный вызывающий интерес, внимание.
Интересный очень занимательный.
Грохотать производить громкие, резкие звуки.
Греметь производить сильный шум с раскатами.
Буря ветер необычайной силы.
Шторм ненастье, сильный ветер на море.
Составь из данных слов предложения и запиши их.
трудились, весь, Ребята, день,
________________________________________________________________
Они, горку, строили, дворе , во,
________________________________________________________________
готова, К, вечеру, горка, была,
________________________________________________________________
6. Найди речевые ошибки, исправь их и запиши верное предложение:
Вечером к нам пришли друзей.
________________________________________________________________
Туристы поднялись к развалинам по горная тропинке.
________________________________________________________________
26 Я ушел от его поздно вечером.
________________________________________________________________
7. Расставь порядок номеров частей текста, чтобы получился связный
рассказ:
Ноги у цапли высокие, шея длинная. Вытянется, желтым глазом поведет –
сразу все увидит.
Залетела осенью на речку цапля. Я решил посмотреть ее. Да только время
зря потерял.
Чувствую какойто шорох, то ли ветерок, то ли птичьи крылья. Смотрю, а
цапли нет.
Днем нельзя, стал я ночью счастья пытать. Крадусь по песку чуть слышно.
27
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Проект "Развитие устной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.