Краткая аннотация проекта
Норильская детская художественная школа более сорока лет обучает детей рисунку, живописи композиции, декоративно-прикладному искусству. Она давно зарекомендовала себя как имеющая высокий уровень подготовки учащихся. Школа – победитель Всероссийского конкурса «Школа искусств – достояние Российского государства. Юные художники стабильно завоевывают награды на конкурсах российского и международного уровня.
Художественная школа в образовательном процессе использует современные педагогические технологии. Проектная технология – одна из них. Проект «Рисуем историю» – интеграция предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследовал своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города. А также выявить и поддержать одаренных детей в области художественного творчества, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов. Возраст учащихся 14-16 лет.
Проект "Рисуем историю"
Краткая аннотация проекта
Норильская детская художественная школа более сорока лет обучает детей рисунку, живописи композиции, декоративно
прикладному искусству. Она давно зарекомендовала себя как имеющая высокий уровень подготовки учащихся. Школа –
победитель Всероссийского конкурса «Школа искусств – достояние Российского государства. Юные художники
стабильно завоевывают награды на конкурсах российского и международного уровня.
Художественная школа в образовательном процессе использует современные педагогические технологии. Проектная
технология – одна из них. Проект «Рисуем историю» – интеграция предметов истории (региональный компонент) и
изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея
истории и развития Норильска. Проект преследовал своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории
освоения таймырских земель, к достижениям родного города. А также выявить и поддержать одаренных детей в области
художественного творчества, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов. Возраст учащихся 14
16 лет.
Описание проблемы, на решение которой направлен проект
Современная молодежь, подростки не знают свой город – место, где родились, живут и учатся. История освоения
таймырских земель, трагический период Гулага, годы Великой Отечественной войны, строительство города на вечной
мерзлоте и становление гиганта цветной металлургии – легендарные вехи истории города. Изучение истории города идет
через обучающий процесс, с использование педагогических технологий, раскрывая творческие способности учащихся.
Через художественные средства учащийся выражает свои чувства и сопереживание изученному материалу. Юные
художники рассказывают в своем творчестве о родной земле, повествуя о Норильском «вчера» и «сегодня».
За трехгодичный период участия в проекте создано более ста живописных и графических работ – это то количество детей,
которое приобщилось к истории родного города. Изданный альбом с работами учащихся позволит большому количеству
молодежи и подросткам визуально через творчество своих ровесников познакомиться с историей родного города.
Традиционно выполняя в аудитории свою композицию и создавая эскизы будущей работы, учащемуся бывает трудно
выбрать сюжет, образы героев, предметы быта. Работая в музее, учащиеся знакомятся с экспозиционными и архивными
материалами, делают зарисовки музейных предметов, работают с краеведческой литературой. Сбор материала позволяет
выразительнее изображать исторические сцены и сюжеты композиции.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование и развитие творческой личности обладающей через изучение изобразительного искусства и истории
родного города навыкам и умениям художественного творчества, патриотизму.
Задачи:
Формировать чувство любви к своей малой Родине.
Научиться использовать приобретенные навыки и умения художественного творчества в композиции.
Способствовать формированию профессионально важных качеств личности.
Развивать творческие способности и таланты.
Развивать эмоциональную сферу и эстетические чувства.
Основные этапы реализации проекта
Проект продолжительностью три года. Каждый учебный год охватывает изучение определенного исторического периода и
дальнейшее изображение его в графической и живописной технике на плоскости листа. В конце учебного года проводится
выставка выполненных работ. В завершении работы результаты уникального проекта представлены на итоговой выставке
в музее, посвященной 55летию Норильска. Итогом всей работы стало издание альбома «Рисуем историю».
1 этап посвящен истории освоения таймырских недр первыми геологическими экспедициями, начало
строительства города на вечной мерзлоте.
Работа над живописным или графическим листом начиналась с посещения музея. Учащиеся на музейных материалах
знакомились с этим периодом истории Норильска, делали зарисовки, слушали экскурсии в залах музея. После сбора
материала наступало время эскизной стадии работы над композицией. В школе выполняется серия эскизов, из них
выбирается самый удачный по композиционному и цветовому решению. По этому эскизу создается будущая картина.
Отчетом о проделанной работе является выставка работ учащихся.2 этап посвящен трагическому периоду Гулага, периоду Великой Отечественной войны.
Учащиеся знакомились с этим историческим периодом не только в музее, изучая архивные материалы и краеведческую
литературу, но и встречались с людьми – узниками Норильлага, посетили никелевый завод, где в годы войны плавился
металл для танков и снарядов. Свои графические работы учащиеся выполняли с использованием различных материалов и
техник: монотипия, гризайль, линогравюра для передачи выразительного сюжета и трагизма. Завершение – выставка работ
учащихся.
3 этап посвящен строительству флагмана цветной металлургии – Норильску. Людям, чьим трудом построен город
за Полярным кругом.
После работы в музее, знакомство с промышленной площадкой города происходит на заводах и фабриках. Работая на
пленэре (работа на открытом воздухе), учащиеся рисуют промышленные пейзажи с натуры. Весь собранный материал
применяется в композициях. Отчетная выставка показывает результат выполненной работы.
4 этап – презентация работ выполненных за три года.
Более ста графических и живописных работ выполнены за три года – результаты уникального проекта представлены на
итоговой выставке в музее, посвященной 55летию Норильска. Презентация детских работ стала событием и яркой
страничкой в жизни учащихся. Отзывы художников, жителей и гостей города о работах были искренними. Учащиеся
поверили в важность проделанной работы. Приобрели уверенность в себе. Появилось желание творить и дальше в
содружестве с музеем.
5 этап – издание альбома «Рисуем историю».
Заключительным мероприятием станет презентация этого альбома с награждением участников проекта.
Ожидаемые результаты проекта
Интеграция предметов ИЗО, истории и использование проектной технологии повысило качество образования. У учащихся
появилась возможность научиться реализовывать поставленные цели, сформировалась потребность к самопознанию.
Сформировался интерес к культуре России и любви к своей малой Родине.
Приобретенные навыки и умения способствуют дальнейшему развитию творческих способностей. Учащиеся научились
создавать собственные композиции в русле образного языка и последовательно вести работу. Проектная технология
сформировала навыки работы в этой области. Появилось издание «Рисуем историю» для молодежи и подростков,
иллюстрированное работами учащихся, способное в доступной форме познакомить читателей с историей родного города.
Благодаря рекламе и выставочной деятельности, обогатилась культурная жизнь города, повысился статус учебного
заведения, а также конкурс желающих обучаться в художественной школе.