Проект урока литературного чтения "Два Мороза"
Оценка 4.7

Проект урока литературного чтения "Два Мороза"

Оценка 4.7
Аудио +1
docx
чтение
2 кл
07.01.2017
Проект урока литературного чтения "Два Мороза"
Публикация является частью публикации:
Русская народная сказка Два Мороза.docx

 

Тема: Сказка «Два Мороза»

Цели:

- познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза»;

-развивать память, внимание, мышление, речь;

-учить грамотно излагать свои мысли;

- развивать умение выделять главное в прочитанном;

-  прививать любовь к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогно­зировать содержание произведения; понимать особенности были и сказки; сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков, использовать антонимы для их харак­теристики; читать выразительно; соотносить смысл пословицы и главную мысль произведения.

                                         Ход урока

1.      Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Все за парты дружно сели

И на доску поглядели. СЛАЙД 1

2.     Речевая разминка.

Иней лег на ветви ели.

Иглы за ночь побелели.

Прочитайте, читаем медленно, быстрее, еще быстрее, поработаем над высотой голоса (тихо, средне, громко), прочитайте с радостной интонацией, печально, удивленно, вопросительно, выделив голосом слово «ели», «за ночь». 

Что выполнили? Для чего?                            

3.      Проверка домашнего задания  СЛАЙД 2

Чтение стихотворения С. Есенина «Береза» наизусть.   

4.      Знакомство с темой. Постановка целей урока

Прежде, чем перейти к знакомству с новой темой, обратимся к пословице:

 Мороз не велик, да стоять не велит.

- Объясните смысл пословицы.             

- Какими словами мы можем описать мороз? (лютый, сильный, небывалый, крещенский, первый,  русский, сибирский, свирепый)

- А вы знаете, что поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока он не придет – зима не настанет. Явится – мосты наведет на реках, птиц и зверей загонит по гнездам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами похлопывать и приговаривать: «Ай, да мороз!».

 Сегодня мы будем читать произведение (обратимся к учебнику) «Два Мороза», в котором познакомимся не с одним морозом, а сразу с двумя – Морозом - Синим носом и Морозом – Красным носом. (рисунки)

Как вы думаете, к какому жанру относятся «Два Мороза»?

Первичное предположение, что это – сказка.

Сформулируйте, пожалуйста вашу цель на этот урок – чему бы вы хотели научиться, что узнать?

 (Познакомиться со сказкой «Два Мороза», учиться правильно, выразительно читать и анализировать сказку).  

5.      Работа по теме урока: первичное знакомство (прослушивание аудиозаписи)

Задание: следить за чтением с карандашиком в руках и отметить слова, которые непонятны.

Вопросы по восприятию.

 

- Понравилось ли произведение?

 Какое настроение вызвало у вас?

 - Что особенно понравилось?

Назовите действующих лиц?

- Кто из Морозов старше, кто младше?

- Какую забаву придумали Морозы?

А как это ПОМОРОЗИТЬ? (Силу свою показать)

- Убедились, что это сказка? Классификация (народная, русская) И какая?

 

Кто догадался, какая это сказка - старинная или современная?

Что помогло понять это? (слова).

 Дровосек, купец, крестьянин, бубенчик. (Это устаревшие слова, которые сейчас не употребляются в разговорной речи).

Поэтому следующий этап нашего урока – это…

 

6.     Словарная работа.  СЛАЙД 3

Бубенчик — металлический шарик с кусочком металла внутри, позванивающий при встряхивании.

Дровосек — человек, рубящий дрова.

Купец - богатый человек, живущий в городе, владелец тор­говой лавки.

Крестьянин — бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли. 

Чтение по слогам (хором, индивидуально, по цепочке) СЛАЙД 4

ко-ло-коль-чик

вы-ко-ла-чи-вать

по-за-ба-вить-ся

по-мо-ро-зить

подп-ры-ги-ва-ют

по-щёл-ки-ва-ют

встре-ти-лись

по-хло-пы-ва-ет

свистнули

 Расстановка ударения СЛАЙД 5

В лес по дрова

Живо заморожу

Вылезти из саней

Пробрал насквозь

Да узнает, каков Мороз

Молод ты, брат

7.     Физминутка:

Я мороза не боюсь,                             Указывают на себя.

С ним я крепко подружусь.          Пожимают руки

подойдёт ко мне мороз,                  Шагают на месте

Тронет руки                                      Показ рук

Тронет нос                                              носа,

Значит, надо не зевать,                      потирают щёки

Прыгать,

бегать

и играть.                                Имитируют игру в снежки

8.     Вторичное чтение произведения детьми.

При повторном жужжащем чтении будьте самыми внимательными читателями, обращайте внимание на все детали – это пригодится нам в дальнейшей работе.

9.     Выборочное чтение из текста  СЛАЙД

-                       Куда едет купец? крестьянин?

-                       Как одет крестьянин? купец?

-                       Как Мороз — Синий нос заморозил купца?

-                       Как Мороз - Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?

-                       Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?

-                       Зачем он так сделал?  

-                      Дайте характеристику этим героям, используя слова на доске.

-                      КУПЕЦ                                     КРЕСТЬЯНИН

-                      Богатый                                       бедный

-                      Ленивый                                      трудолюбивый

-                      Можете ли на данном этапе определить главную мысль сказки?

         - Что хотел сказать читателю автор – народ?

-                      10. Работа в парах:

-                      Характеристика Морозов

-                      В сказке есть еще два героя. Кто это?

-                      Знал ли Мороз Синий Нос с самого начала, что он выиграет спор, что его брату не справиться с дровосеком? (Знал,  при встрече в бороду посмеивался, был доволен)

-                      Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?

-                       (Хотел проучить его на собственных ошибках)

-                      Распределите карточки:

Синий Нос                         Красный Нос

-                      опытный                              молодой

-                      рассудительный                поспешный

-                      мудрый                                глупый     

-                      довольный                           растерянный

-                      много повидал                         мало опыта

-                      Хорошо, что Красный Нос учится на своих ошибках, но ему не помешает прислушиваться к советам старшего брата.

11. Подведение итогов.

 С каким произведением мы познакомились на уроке?

                 Докажите, что это была сказка.

Необычные герои;

Слова и выражения, типичные для русской сказки: «По чистому полю, по густому лесу», «Свистнули щелк­нули, побежали», «Еле я ноги унес, до сих пор бока болят».

Повторы: «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «ко­лотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»

Диалог.

 Вот видите, какую интересную, необычную по форме, поучительную сказку создал русский народ.

– Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке? (Над ленью купца, над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.)

– Что поучительного хотел передать народ своим детям? (Работа и труд помогут справиться с любыми трудностями.)

В сказках много фантастического, вымышленного, наряду с фантазией заложена глубокая правда. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Какими словами заканчивается сказка «Два Мороза»? («Топор лучше шубы греет»)

Еще раз вернемся к вопросу какая это сказка?

Классификация сказки:            Бытовая

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Не могла удержаться, чтобы не показать вам прекрасные иллюстрации к сказке. Узнайте этот момент сказки.

12.        Рефлексия.          На уроке мне было интересно                                                         

                                                                          больше всего запомнилось      

                                        понравилось

                                                                          было  трудно

-За что вы похвалили бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

Итог своей работы ребята делают самостоятельно

Легко работал и всё понятно.

Немного затруднительно, но всё понятно.

Было трудно, ничего непонятно.

13. Домашнее задание.

- Сейчас я раздам вам красивые снежинки. На них вы найдете ваше домашнее задание:

Разучить русскую народную игру «Два Мороза»

Попытаться подобрать синонимы к устаревшим словам.  Выразит.чтение диалога двух морозов.

 

 

hello_html_7aba8a1a.png

Игра «Два Мороза»

Подготовка. На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются "братья Морозы": "Мороз Красный Нос" и "Мороз Синий Нос".

 

Содержание игры. По сигналу руководителя они обращаются к играющим со словами:

 

Мы -два брата молодые,                               

Два Мороза удалые:

Я - Мороз Красный Нос,

Я - Мороз Синий Нос.

Кто из вас решится

В путь-дороженьку пуститься?

 

Ребята хором отвечают:

 

Не боимся мы угроз,

И не страшен нам мороз! -

и начинают перебегать из одного города в другой. "Морозы" их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда замороженных окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.

 

Победителями считаются те, кого ни разу не заморозили.

 

Правила игры: 1. Начинать бег можно только после окончания речитатива. 2. Осаливание за линией города не считается. 3. Осаленных ребят можно выручить: для этого остальные играющие должны коснуться их рукой

 

 

Замени слова синонимами

ПОЗАБАВИТЬСЯ

АВОСЬ

БУБЕНЧИК

ШАПКА ХУДАЯ

НЕ СЛАДИТЬ С НИМ

ЕЖИТЬСЯ

ПРОБРАЛ НАСКВОЗЬ

ЕЛЕ НОГИ УНЕС

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Тема: Сказка «Два Мороза» Цели : - познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два

Тема: Сказка «Два Мороза» Цели : - познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два

Знакомство с темой. Постановка целей урока

Знакомство с темой. Постановка целей урока

Кто догадался, какая это сказка - старинная или современная?

Кто догадался, какая это сказка - старинная или современная?

Пробрал насквозь Да узнает, каков

Пробрал насквозь Да узнает, каков

Богатый бедный -

Богатый бедный -

Повторы : «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «ко­лотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»

Повторы : «Два Мороза, два родных брата», «бил-бил», «ко­лотил-колотил», «шуба медвежья», «шапка лисья», «сапоги волчьи»

Домашнее задание. - Сейчас я раздам вам красивые снежинки

Домашнее задание. - Сейчас я раздам вам красивые снежинки

Замени слова синонимами ПОЗАБАВИТЬСЯ

Замени слова синонимами ПОЗАБАВИТЬСЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017