Исполнитель:
Учащийся 4 «Б»
класса
Руководитель:
Копырина Наталья
Анатольевна
2019г.
Речи достойного человека
всегда направлены к
высшему благу,
он никогда не станет
говорить
наобум.
Платон
Цель работы:
Установить характер влияния
мультфильмов на культуру речи
школьников.
Объект исследования: речь школьников.
Предмет исследования: стилистически
сниженная лексика, употребляемая
героями мультфильмов.
задачи:
•Определить методом анкетирования учащихся
34 классов самые популярные зарубежные
и отечественные мультипликационные фильмы.
•Определить качественный состав лексики
популярных зарубежных и отечественных
мультфильмов с точки зрения употребления слов
сниженной стилистической окраски героями
исследуемых мультфильмов.
•Выявить, какие стилистически ограниченные
лексические единицы заимствуют школьники
из лексики мультипликационных фильмов.
Русский язык
Это национальный язык русского
народа, включающий в себя все
многообразие языковых средств,
которые используют в своем
общении русские люди.
Понятие речи
• Речь – это деятельность, в которой
человек пользуется языком в
целях общения с другими людьми.
Каждый человек по-своему
осуществляет это общение, но при
помощи языковых средств. Язык
представляет систему этих
средств. Язык усваивается
человеком в готовом виде.
Лексика русского
языка:
Общеупотребительная
Ограниченная
сферой
сферой
дом, дверь, много, сидеть,
употребления
ласковый, зелёный и т.д.
Морда (лицо);
репа (голова);
хлебало (рот);
предки (родители)
Разговорная лексика -
это слова, которые употребляются
в повседневной, обиходной речи,
они не уместны в книжной
и письменной речи.
Например: осел, козел(в значениичеловек),
крутой, бакс…
Слова просторечные
Характеризуются упрощенностью,
грубоватостью и служащие обычно для
выражения резких, отрицательных оценок.
Просторечные слова выходят за рамки
литературного языка, часто нежелательны
даже в обычной беседе
Жаргонизм
социальная разновидность речи,
используемая узким кругом
носителей языка, объединенных
общностью интересов, занятий,
положением в обществе.
Например: общага, круто,
тупица, закосить…
В процессе анкетирования
получены следующие результаты:
1. Чем вы предпочитаете заниматься в свободное время?
•68% ответили смотреть телевизор.
•16% ответили читать книги
•16% занимаюсь другими делами
(рисую, хожу на тренировку и т.д.)
2.Какой телевизионный канал
предпочитают смотреть школьники?
•ТНТ – 45%
•СТС – 32%
•НТВ – 9%
•Первый канал – 2%
•РенТВ – 4%
•Культура 2%
•Другие – 6% (это каналы 2*2, Дисней,
Карусель)
Любите ли вы смотреть
мультфильмы?
•Люблю – 62%
•Не очень
люблю – 20%
•Не люблю – 8%
4.Как часто вы смотрите мультфильмы?
•23% несколько раз в день
•47% раз в день
•18% раз в неделю
12% другое (когда есть время или
когда интересный мультфильм
Исследование:
Для выделения слов со сниженной
стилистической окраской было просмотрено 8
отечественных и зарубежных
мультипликационных фильмов.
(Симпсоны», «Арнольд», «Смешарики»,
«Футурама», «Смурфики»,
«Американский папаша»,
«Брат Вентура», «Спанч Боб»)
Исследование проводилось на базе
5,7,9 классов МБОУ Лицей
(общее количество – 68 человек).
С целью определить характер влияния речи
героев мультфильмов на речь
школьников нами была
разработана анкета для учащихся МБОУ Лицей.
Анкета содержала 14 вопросов.
(Приложение 1)
5.Какие мультфильмы вы
предпочитаете смотреть?
Зарубежные – 89%
Отечественные – 11%
7.Какие слова и выражения из
мультфильмов вам запомнились?
В мультфильмах “Симпсоны”, “Футурама”, “Арнольд» и
других часто употребляются слова, такие как: идиот,
извращенец, урод, задница, морда, оборванец, гнида и
другие. (Приложение 3)
Посмотрев и проанализировав отобранные
мультфильмы, мы пришли к выводу, что
чаще
всего данная группа слов употребляется
в качестве обращений мультгероев друг к
другу.
Некоторые слова, такие как: урод, идиот,
задница,
извращенец, дурак, тупица употребляются
практически в каждом мультфильме
зарубежного производства.
8. Для чего вы употребляете эти
слова в речи?
•56% делают речь понятной для друзей;
•31% это модно и современно;
•8% эти слова помогают преодолеть
недостаток слов;
•5% не быть «белой вороной» среди друзей
Таким образом, в мультипликационных
фильмах зарубежного производства
зачастую употребляются стилистически
сниженная лексика, которая
нежелательна
даже в обычной беседе.
Самые популярные слова и выражения
собраны в минисловаре ( Приложение 4).
Анализируя программу телепередач
(приложение №2), было установлено, что
79% мультфильмов, идущих на
телевизионных каналах – это мультфильмы
зарубежного производства и всего 20%
мультфильмы российской киноиндустрии.
Как правило, практически все зарубежные
мультфильмы не ориентированы на
российскую культуру, не адаптированы к
менталитету нашего народа, а зачастую
элементарно пошлы.
Таким образом,
подводя итог
нашего исследования, можно
с
уверенностью сказать, что лексика,
ограниченная в употреблении, чаще
всего встречается в мультфильмах
зарубежного производства.
Таким образом, в результате проведенного
исследования наша гипотеза подтвердилась –
словарный запас школьников “обогащается”
за счет лексики, ограниченной в употреблении
и негативно влияет на культуру их речи.
Наши пожелания
Исключите из просмотра те передачи и
мультфильмы, которые негативно влияют на вашу
речь.
Как можно чаще смотрите канал «Культура», там
очень интересные и познавательные передачи.
Следите за своей речью, развивайте ее, т.е. читайте
хорошие книги!
Как говорил кот Леопольд: « Давайте жить
дружно!»…в мире слов.
ЛИТЕРАТУРА
1.Л.Г. Барлас. Русский язык. Стилистика. – М: Просвещение, 1978,
256с.
2.М.Н. Володина. Влияние языка СМИ на современный русский
язык.
3.– volodina@philol.msu.ru
4.И.В. Гундарева. Возможности коррекции последствий восприятия
5.телевизионной информации школьниками. webadmin@yspu.yar.ru
6. Михайлов К.А.//Школьный сленг//М:2009.с.14
7. Г.Ю. НикипорецТакигава. Язык СМИ в социолингвистическом
аспекте:отражение
языковой
компетенции. – takigamagalina@tufs,as.jp
8.С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова.Толковый словарь русского языка.
Азъ, М: 1996, 907с.
9.Практическая психология образования. Учебник. Под ред.
10.И.В. Дубровиной, М: 1998, 526с.
11.Программы телевизионных передач. // Тагильский рабочий 2011г.
12.Современный русский язык. М: Высшая школа, 1988, 415с.
снижения
общего
процесса