Проект "Звуки на ладонях".
Система работы по формированию и развитию фонематического слуха у детей 5-7 лет.
Автор проекта: педагог дополнительного образования МОУ детский сад № 229 , учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СШ №111
Стромчинская Елена Маратовна Описание проекта. Название проекта.
"Звуки на ладонях". Система работы по формированию и развитию фонематического слуха у детей 5-7 лет.
Тематика.
Развитие познавательных способностей. Целевая группа.
Методика рассчитана на детей 5-7 лет. Дети этого возраста особенно нуждаются в обучающих и развивающих занятиях предшкольной подготовки. Кроме этого, целевой группой можно считать и взрослых: родителей, заинтересованных данной проблемой и педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях, учителей начальной школы. Своей методикой охотно делюсь на открытых занятиях перед родителями и коллегами. Но ранее нигде еѐ не публиковала. Думаю, что методика приемлема для развития фонематического слуха у детей и других языков, где есть деление на: гласныесогласные, твѐрдые - мягкие согласные, звонкие - глухие согласные звуки. Для детей, приехавших в Россию и плохо говорящих по-русски, желательно обучаться вместе с родителями. Следует помогать таким обучающимся, используя приѐмы логопедов: зеркало, тактильные упражнения, чистоговорки и др.
Содержание проекта.
Введение.
Опыт и история.
Опиралась на знания, полученные во время учѐбы в Минском ГПИ им. М. Горького (сейчас педагогический университет им. М.Танка). Всегда интересовала фонетика. Ведь Беларусь - двуязычная страна. Защищая курсовую работу «Игра на уроках в начальной школе, как средство развития логического мышления», приводила придуманный мною пример игры "да - нет", алгоритма по средствам которого за 8 вопросов можно угадать любую букву русского алфавита. И применяла эту игру во 2-3-4 классах. Нужна лишь схема и памятка с вопросами По диплому я учитель начальных классов, но работаю с детьми - дошкольниками с 1993 года. По программе 64 занятия в год. В обозначении звуков красным, синим, зелѐным цветами нет ничего необычного. Хотя и этому тоже надо учить. И ведь не всегда есть под рукой цветной карандаш. А руки - всегда! Когда есть минутка у воспитателя или у папы с мамой, почему бы не помочь своему малышу сформировать и развить фонематического слух? Использую методику развития фонематического слуха у детей старших и подготовительных групп на протяжении нескольких лет. Могу сказать, что это удобно, просто и доступно для детей. Усвоение и запоминание условных символов ассоциативное. "Кулачок - молоток" говорит о твѐрдости сам за себя. Открытая ладонь напоминает открытый рот, отсутствие "преград". Сложнее всего воспринимается мягкий согласный звук. Мягкое что? Подушка, булочка... А как сжимается мягкая булочка? Соединение большого и указательного пальцев - вот и символ для обозначения. Позже вводятся понятия звонкого и глухого звуков. Ладошка кладѐтся на шею. Произносим согласный звук. Если чувствуем звон - звонкий согласный. И можем показать кистью руки, как колокольчик звенит. Нет звона, тишина - глухой согласный. Закрываем ладошкой ухо. И характеристики звуков выучили, и поиграли. И никакого оборудования не надо! И это своего рода пальчиковая разминка. Не противоречит никакой системе, которая ждѐт ребѐнка в школе.
Применение данной методики направлено на решение следующих задач:
В области формирования психофизических возможностей:
• формирование интереса к учебной деятельности, желание учиться в школе;
• развитие общей эрудиции, наблюдательности, воображения, тактильно – кинестетического восприятия;
• развитие познавательных интересов, внимания, мышления, творческих способностей;
• развитие памяти: зрительной, слуховой, артикуляционной, двигательной;
• развитие интеллектуальных способностей (анализ, синтез, самоконтроль, действие по алгоритму, нахождение последовательности).
В области развития речи:
• создание развивающей ревой среды через многообразие наблюдаемых объектов, явлений и ситуаций;
• формирование элементарно представления о грамматическом строе речи (согласование, уместное употребление в контексте);
• развитие связной речи;
• развитие навыков коммуникативного общения: со сверстниками, с друзьями, с педагогом через высказывание и отстаивание своей точки зрения, осваивание словесной вежливости;
• обогащение словаря;
• составление предложений и "чтение" их по схемам (моделям).
В области обучения грамоте и письму:
• изучение алфавита;
• знание букв и звуков;
• формирование развитие и совершенствование фонематического слуха (поиск места звука в слове, в слоге, поиск слов для какого-то звука) и фонематического восприятия;
• овладение техникой слогового и складового чтения;
• формирование устойчивой мотивации к овладению грамотой и основами письма.
Принципы построения учебного материала:
§ порядок изучения буквы определяется частотой еѐ употребления в русском языке (по В.Г. Горецкому);
§ каждая новая буква изучается в соответствии с алгоритмом звукового анализа слова;
§ слова для анализа содержатся в новой предлагаемой теме из ознакомления с окружающим миром, математики или другой области знаний;
§ темы подобраны таким образом, что охватывают все области знаний, изучаемых в ДОУ, и не противоречат имеющимся в них программам;
§ объѐм основных заданий увеличивается постепенно;
§ изучение букв неразрывно связано с изучением звуков и условных обозначением последних: цвет (красный - гласный, синим – твѐрдый согласный, зелѐным – мягкий согласный) и пальчиковыми знаками.
Методика изучения звуков может использоваться с детьми предшкольного возраста, 5-7 лет. Рассчитана на 1-2 года. Возможно и с более раннего возраста, с 4 лет. Как "помощник" в первом классе, во время изучения азбуки.
Данная методика не противоречит ни одной из ныне существующих УМК. Например "Школа России" или "XXI век". Методика является одной из составляющих работы по подготовки детей к школе.
Условия реализации проекта.
Условиями реализации проекта являются:
ü специалисты-педагоги дошкольных образовательных учреждений, достаточно средне-специального образования выпускника педагогического училища;
ü студенты, понимающие основную классификацию звуков и букв русского алфавита. Специальное дополнительное обучение для реализации проекта не требуется. Достаточно 1-2 мастер-классов или открытых занятий с анализом этих занятий.
ü Занятия проходят в обычных типовых группах детских садов, или в классах (хорошо освещѐнных, желательно без лишних шумов).
Дидактический материал.
Дидактический материал я использую авторский: пособие «Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 5-7 лет. Авторы-составители: Е. М.
Стромчинская,И. В. Гришина; город Волгоград: издательство « Учитель », 2006г.-
79с. (Присвоен логотип «ФГОС ДО» в 2015г.)
Работать над звуком можно и по другим пособиям. Основное требование к ним: доступность, простота, наличие разностороннего материала для изучения и бесцветные звуковые модели слов. Владение игровыми методиками.
Вот некоторые, игры, которые я постоянно использую, связанные со "Звуками на ладонях":
Ø "Слови звук!" - по заданию можно ловить в ладошки любой согласный, лучше - последний, а потом недоговаривать слово и "просить" у детей недостающий звук. - "Ракета" - ребята в начале с открытыми глазами, а потом с закрытыми должны быстро поднять руку, как только в слове, стихотворении, фразе они услышат нужный звук.
Ø "Найди звук" - на любой иллюстрации или в азбуках, где много объектов нужно назвать тот, где "прячется" искомый звук.
Ø "Живые звуки" - идѐт анализ каждого звука в слове. Затем ребятам предлагается последовательно и правильно произнести, обозначить цветом или пальчиковым знаком каждый звук. Так, по одному они выходят в центр и символизируют всѐ слово. "Раз, два, три", - звук свой "оживи"! И теперь друг за другом каждый произносим свой звук, чтобы получилось слово.
Ø "Кармашек" - для звуков "живущих" в середине слова. Медленно проговаривая слово, нужно точно в "кармашек" положить искомый звук. Определить характеристики. Ладони помогают и в делении слова на слоги. При этом хлопок на ударном слоге делаем на всю ладонь, а на безударных - на половину ладошки.
Результаты.
Я использую свои приѐмы много лет. Знаю, что это работает. Дети, пришедшие в первый класс, легко справляются со стандартной входной диагностической работой.
Задание.
12 картинок. Текст: "Посмотрите на эти картинки, видите, под ними есть небольшие кружочки. Вам нужно назвать каждую картинку. Если в названии картинки есть звук [с], то нужно зачеркнуть кружок под ней. Первая картинка "солнце", в слове "солнце" есть звук [с], значит, нужно зачеркнуть кружок. А теперь приступайте к самостоятельной работе". Оценка выполнения: 0 баллов - отсутствие дифференциации звуков [с] - [з], [с] - [ц], [с] - [ш] или полное непринятие задания. 1 балл - наличие ошибок (отсутствует дифференциация звуков [с]-|з]). 2 балла - выделен звук только из позиции начала слова, ошибочного выделения других звуков нет. 3 балла - правильное выполнение.
Планируемые или полученные результаты. Планируемые результаты:
• определение границ слова и подсчѐт слов в предложении;
• определение места (в начале, в конце, в середине) изучаемого звука в слове;
• различение гласных и согласных звуков;
• различение твѐрдых и мягких согласных звуков;
• различение звонких и глухих согласных звуков;
• умение составлять цветовую модель звукового состава слова.
Полученные результаты:
Все выше перечисленные планируемые результаты достижимы. Практически 80-90%. Даже у детей, имеющих логопедические проблемы, значительно расширяются границы речевых и возможностей, развивается моторика. А работа с закрытыми глазами способствует и концентрации внимания, и усилению способности, как слышать, так и слушать, и, конечно самостоятельности в познавательной деятельности. Для педагога - это возможность постоянного контроля за успешностью своей работы.
Чтобы проверить эффективность данной методики, используются методы, как наблюдения, так и тестирования. Предлагаемые для анализа слова в "Дидактическом пособии «Азбука. Пишем, читаем, рисуем». Занятия с детьми 5-7 лет. Авторы-составители: Е.М. Стромчинская, И.В. Гришина; город Волгоград: издательство « Учитель », 2006г.-79с. переиздаѐтся), позволяют, как регулярно работать над развитием фонематического слуха, так и для проверки умений детей.
Являюсь автором программы "Интегрированный курс по обучению грамоте детей среднего и старшего дошкольного возраста", в рамках реализации которой использую данный проект - особая методика по формированию и развитию фонематического слуха посредством использования пальцев ладони для обозначения звуков. В видеоролике я не смогла показать всех приѐмов работы, последовательность введения новых понятий, знакомства со звуками, с буквой. Хочу описать, один из этапов работы над парными звонкими и глухими согласными. Понятие "звонкость" ввожу на занятии по изучению буквы З,з и звуков [з] и [з']. Прошу положить ладошку на шею. Произносим согласный звук [з]. Слушаем, пытаемся почувствовать, как идѐт вибрация по шее. Это звон. Делаем вывод, что это звонкий согласный. И можем показать кистью руки, как колокольчик звенит. Это наш условный знак для «звонких согласных звуков». Теперь прошу ребят оставить положение зубов таким же, но убрать голос, "выключить". Показываем рукой, будто воду закрываем. Слушаем: какой звук сможем произнести с такой артикуляцией? Получается [с]! Нет звона, тишина - глухой согласный. Закрываем ладошкой ухо. Вот и получилось у нас ещѐ 2 символа на ладошке: «колокольчик» - для звонких согласных звуков, «закрытое ушко» - для глухих. Попробовали несколько раз на [з]-[с], затем переходим к другим парам: [б]- [п], [в]- [ф], [г]- [к], [д]- [т], [ж]- [ш]. Через несколько занятий добавляем непарные звонкие и глухие. Зрительный образ ленты букв на каждом развороте.(https://www.labirint.ru/screenshot/goods/443619/1/)
Для дошколят не стоит вводить дифференциацию по звонкости - глухости на примере мягких согласных. Но, как пропедевтику, можно обозначить.
Коллеги и родители, присутствующие на моих занятиях, иногда
спрашивают, откуда я взяла эти приѐмы. Отвечаю: "Всѐ в Ваших руках!"
Видеоролик. Занятие в детском саду. (В рамках участия в проекте «Рыбаков Фонда» Конкурса им. Л.С. Выготского) https://youtu.be/gfHAC-ijOgo
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.