Нормативно-правовая рамка разработки ДОП
Федеральный уровень
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»// Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2021
Об образовании в Российской Федерации //Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» // Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ
Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №678-р
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р
Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //Приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 № 196(с изменениями)
Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816
Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №467
Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"// Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28
Региональный уровень
Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга // Распоряжение Комитета по образованию от 25.08.2022 № 1676-р
Концепция воспитания юных петербуржцев на 2020-2025 годы "Петербургские перспективы" // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.01.2020 №105-р
Об утверждении Плана мероприятий по реализации в 2020-2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 21.08.2020 №24-рп
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
ФЗ-273, ст. 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе
Образовательная программа
комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)
ФЗ-273, ст. 2. Основные понятия, используемые в Федеральном законе
2) Учащиеся - лица осваивающие программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы
ФЗ-273, ст. 33. Обучающиеся
К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:
*Воспитанники
лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования,
лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации
Обязательная рамка структуры
Требование к наличию компонентов образовательной программы
п.9. ст.2 (273-ФЗ)
п.5 (Приказ 196)
Комплекс основных характеристик образования
объем
содержание
планируемые результаты
Комплекс организационно-педагогических условий
учебный план
календарный учебный график
рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики (предусмотренные ДОП)
оценочные материалы
формы аттестации
методические материалы
иные компоненты
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные характеристики ДОП:
Направленность
Адресат программы
Актуальность реализации
Отличительные особенности / новизна (при наличии)
Уровень освоения
Объем и срок освоения
Цель и задачи (обучающие, развивающие, воспитательные)
Планируемые результаты
Организационно-педагогические условия реализации ДОП:
Язык реализации
Форма обучения
Особенности реализации
Условия набора и формирования групп
Формы организации и проведения занятий
Материально-техническое оснащение
Кадровое обеспечение
Направленности ДОД
Художественная
Физкультурно-спортивная
Техническая
Естественнонаучная
Туристско-краеведческая
Социально-педагогическая (социально-гуманитарная)*
* О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196 // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 № 533
возраст детей, участвующих в освоении программы
пол
наличие базовых знаний по определенным предметам
наличие специальных способностей в данной предметной области
наличие определенной физической и практической подготовки по направлению программы
физическое здоровье детей (наличие/отсутствие противопоказаний) и т.п.
Адресат программы
Актуальность ДОП
отвечает потребностям современных детей и их родителей
ориентирована на эффективное решение актуальных проблем ребенка
соответствует социальному заказу общества
анализ социальных проблем
материалы научных исследований
анализ педагогического опыта
анализ детского и родительского спроса
современные требования модернизации системы образования
потенциал образовательного учреждения и т.п.
Новизна (при наличии)
новое решение проблем дополнительного образования
новые педагогические технологии и методики преподавания
нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы
и пр.
Общекультурный уровень (1-2 года, до 144 час. в год)
Формирование и развитие творческих способностей детей, формирование общей культуры учащихся
- Презентация результатов на уровне образовательной организации
- Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также организация свободного времени
Базовый уровень (2 - 3 года, до 288 час в год)
Создание условий для личностного самоопределения и самореализации; обеспечение процесса социализации и адаптации к жизни в обществе; выявление и поддержка одаренных детей, развитие у учащихся мотивации к творческой деятельности, интереса к научной и научно-исследовательской деятельности
Презентация результатов на уровне района, города
Наличие призеров и победителей в районных конкурсных мероприятиях
Углубленный уровень (от 3 лет, до 432 час в год)
Развитие интереса к научной и научно-исследовательской деятельности; формирование личностных качеств и социально-значимых компетенций; создание условий для профессиональной ориентации; повышение конкурентоспособности выпускников на основе высокого уровня полученного образования
- Презентация результатов на уровне города
Участие в городских и всероссийских мероприятиях
Наличие призеров и победителей в городских конкурсных мероприятиях
Наличие выпускников, продолживших обучение по профилю
Уровни освоения ДОП
Объем и срок освоения программы
(общее количество учебных часов и количество лет, необходимых для освоения ДОП)
Программа рассчитана на 7 лет обучения, общий объем 504 часа (72 часа на каждом году обучения – можно не писать).
!
Цель
конкретный, характеризованный качественно, а где можно, то и количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, который возможно достичь к четко определенному моменту времени;
к чему стремятся, что хотят достигнуть
формирование, развитие, обеспечение, приобщение, профилактика, укрепление, взаимодействие, становление
и т.д.
ясна, конкретна, однозначна, перспективна, достижима, значима для учащегося
соответствует направленности
отражает специфику конкретной программы
Цель:
Ключевые слова:
Цель может быть направлена на:
формирование и развитие творческих способностей обучающихся
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом
укрепление здоровья, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся
выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности
профессиональную ориентацию обучающихся
создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся
создание условий для получения начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта для дальнейшего освоения этапов спортивной подготовки
социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе
формирование общей культуры обучающихся
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований
Задачи должны раскрывать цель и соответствовать содержанию, формам и методам предполагаемой образовательной деятельности
Воспитательные - (какие ценностные ориентации, отношения, личностные качества будут сформированы)
формирование общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни, личностных качеств (ответственности, аккуратности, дисциплинированности и т.п.)
Развивающие - (какие способности, творческие возможности будут реализованы, получат развитие)
развитие физических, физиологических, психических качеств и способностей личности;
развитие познавательного интереса к чему-либо;
развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности; и т.п.
Обучающие - (что узнает учащийся, освоив программу, какие представления получит, чем овладеет, чему научится и т.д.)
приобретение определенных знаний, умений, навыков, компетенций; включение в познавательную деятельность, и т.п.
В пояснительной записке программы прописываются задачи общие для всей программы и в рабочих программах - по годам обучения
ключевое слово - глагол
оказать,
отработать,
приобщить,
познакомить,
обучить,
способствовать,
сформировать,
поддержать,
воспитать,
расширить,
углубить и др.
но можно и другое…
оказание,
отработка,
приобщение,
знакомство,
обучение,
способствование,
формирование,
поддержание,
воспитание,
расширение,
углубление и др.
Результат
Опыт освоения теоретической информации
Опыт практической деятельности (освоение способов деятельности: умения и навыки)
Опыт творчества
Опыт эмоционально-ценностных отношений (вклад в формирование личностных качеств учащегося)
Опыт общения
Опыт социально-значимой деятельности
Предметные результаты
усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности
1. Теоретическая подготовка ребенка:
владение теоретическими знаниями (по основным разделам учебного плана программы), системой понятий
владение специальной терминологией
знание правил и алгоритмов деятельности
2. Практическая подготовка ребенка:
практические умения и навыки, предусмотренные программой
владение специальным оборудованием и оснащением
творческие навыки
Личностные результаты
Свойственный личности, характерный для нее
(Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой)
сформировавшиеся в образовательном процессе качества личности: мировоззрение, убеждения, нравственные принципы, система ценностных отношений личности к себе, другим людям, труду, профессиональной деятельности, гражданским правам и обязанностям, государственному строю, духовной сфере, общественной жизни;
результаты, отражающие социальную активность, общественную деятельность: сформированность общественной активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни
сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, готовность к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы
Личностные результаты
измерение личностных результатов освоения ДОП – выявление динамики развития системы ценностей, изменение позиции, характера поступков
НЕОБХОДИМЫ
условия для реализации ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которая будет являться ИСТОЧНИКОМ, СРЕДСТВОМ и ИНДИКАТОРОМ изменений личности
МЕТА (с греч. μετά- — между, после, через)
часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метаданные)
Энциклопедический словарь
уровень описания какого-нибудь объекта или системы (как правило, так же описания), высшего по отношению к предыдущему описанию; «описание описания»
выход за пределы чего-либо
Дидактика: «надпредметность», т.е. объем знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного предмета, а в ходе всего обучения
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты
Освоенные обучающимися ключевые компетенции:
ценностно-смысловая
общекультурная
учебно-познавательная
информационная
коммуникативная
социально-трудовая
личностного самосовершенствования
применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Хуторской А.В./ Ключевые компетентности
…включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться
ФГОС, по Асмолову А.Г.
!
Язык реализации
Форма обучения
Особенности реализации (сетевая, модульная, ДОТ)
Особенности организации образовательного процесса, в т.ч. этапы, ступени, модули, блоки и т.п. (при наличии)
Условия набора на 1-й год обучения, возможность дополнительного набора на 2-й и последующие годы
Условия формирования групп
Формы организации и проведения занятий
Материально-техническое оснащение
Кадровое обеспечение (если есть необходимость в дополнительных специалистах)
Организационно-педагогические условия реализации программы
Модули
Модуль (блок) — это законченная единица образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных профессиональных компетенций, обладающая контролем знаний и умений обучаемых на выходе.
Модульная образовательная программа — это совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение определенными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.
Пример
Содержание программы представлено модулями:
Техника и технические системы
Робототехника и мехатроника
Робототехнические системы и сферы их применения
Условия реализации ОП с использованием ДОТ и ЭО
3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Требования к реализации программ
п.11 ч.1. ст.34 (273-ФЗ)
Каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком
п. 6 (приказ 196)
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Сведения о реализации программы в каникулярное время
+
Формирование групп
Приказ МП РФ от 09.11.2018 № 196, п.9
Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Распоряжение КО 1676-р
Списочный состав формируется с учетом вида деятельности, санитарных норм, особенностей реализации программы
или
по норме наполняемости: не менее 15 человек на первом году обучения, не менее 12 человек на втором году обучения и не менее 10 человек на третьем и последующих годах обучения.
1 год: Учащиеся адаптируются в музыкальном коллективе, знакомятся с основами партитурной записи, овладевают начальными навыками ансамблевого исполнительства, приобщаются к художественной составляющей музыкального искусства.
2 год: Учащиеся второго года обучения продолжают осваивать музыкальную теорию, продолжают совершенствовать игровые движения, знакомятся с простой двух - и трёхчастной формой.
Особенности организации образовательного процесса
1. Один раз в месяц (в выходные) проводятся экскурсии в музеи и парки Санкт-Петербурга (1 год обучения) или полевой выезд (2,3,4 года обучения) для знакомства с природными объектами и экосистемами Ленинградской области.
2. Весной и летом, вне часов, отведенных учебным планом Программы, проходят полевые практики и экспедиции, по результатам участия в которых учащиеся пишут научно-исследовательские работы и успешно участвуют в олимпиадах, конкурсах и конференциях районного, городского, всероссийского и международного уровней.
3. Преемственность традиций клуба обеспечивается, во-первых, благодаря разновозрастному составу учащихся, во-вторых, благодаря вовлечению в деятельность клуба его выпускников (все педагоги клуба являются его выпускниками, исключением является лишь основатель клуба; выпускники-студенты проходят педагогическую практику в клубе, участвуют в клубных мероприятиях в составе жюри и т.п.) и родителей (родительский совет клуба, собрания, анкетирование, праздники для учащихся с родителями, помощь в организации клубных дел, походов в музеи и театры, рецензирование работ учащихся родителями, индивидуальные собеседования и т.п.)
!
фронтальная - работа педагога со всеми одновременно – рассказ, показ, выполнение упражнений, …
групповая - работа в парах, тройках, малых группах, звеньях, бригадах, и т.д.
коллективная - одновременная работа всех - разучивание танца, песни, панно, картина, изделие, концерт, спектакль, соревнование командами
индивидуальная - работа с одаренными, солистами, отстающими, оказание индивидуальной помощи
в соответствии с программой указывается конкретно в каких случаях
Форма организации деятельности учащихся на занятии
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ___ год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 3 | 2 | 1 | Практические задания |
2 | 30 | 16 | 14 | ||
3 | 18 | 6 | 12 | ||
4 | 4 | 14 | |||
5 | Контрольные и итоговые занятия | 3 | 0 | 3 | Викторина |
Итого | 72 | 28 | 44 |
Содержание
Оценочные материалы
№ | Тема, раздел | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | 1 | наблюдение | |
2 | Вокально-ансамблевая работа | 34 | 9 | 25 | технический зачет |
3 | Музыкальная грамота | 30 | 10 | 20 | викторина |
4 | Работа над репертуаром | 56 | 14 | 42 | концерт, конкурс |
5 | Сценическое мастерство | 10 | 2 | 8 | показ этюдов |
6 | Культурно-образовательная деятельность | 4 | творческое задание | ||
7 | Репетиционная и концертная деятельность | 6 | 1 | 5 | анализ выступлений |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | творческий показ | |
Итого | 144 | 39 | 105 |
Пример 1
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Кол-во | Кол-во | Кол-во учебных часов | Режим занятий |
1 год | 10 сентября | 31 мая | 36 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу | |
2 год | 2 сентября | 26 мая | ||||
С указанием продолжительности учебного часа (учитывать нормы СанПиН и
Стандарта безопасной деятельности )
Составляется и утверждается ЕЖЕГОДНО
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.