Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
география
8 кл—9 кл
08.05.2017
В работе описываются приёмы создания адаптивной образовательной среды на уроках географии через использование технологии модульного обучения. На примере конкретного урока автор раскрывает основные методические приёмы работы в условиях применения данной технологии, где объектом исследования выступает учебное занятие как ведущая форма педагогического взаимодействия учителя и учащихся, а предметом исследования является ученик, как ведущий субъект педагогического воздействия.
Проект. адапт.занятия по геогр..doc
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АДАПТИВНОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ГЕОГРАФИИ В УСЛОВИЯХ ПРИМЕНЕНИЯ
ТЕХНОЛОГИИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Обстоятельства нашей жизни «работают» на снижение адаптационного потенциала
человека. Очевидно, что и школа вносит в это свою значительную лепту. Неизбежный шок,
который испытывает ребёнок при поступлении в детское дошкольное учреждение,
адаптационный синдром первого класса, стрессы, связанные с перегрузкой; неверный выбор
педагогических технологий, авторитарный стиль общения – всё это сказывается на снижении
здоровья участников педагогического процесса. Поэтому при создании адаптивной
образовательной среды необходимо учитывать условия внутренней среды, определяемые
отношениями субъектов педагогического процесса между собой. Условия внутренней среды,
спроектированные на основе возможностей, потребностей и интересов участников
педагогического взаимодействия, – необходимый, основополагающий признак адаптивности.
Определяющим фактором при этом должно стать создание условий развития личности к
самосовершенствованию на основе учёта её возрастных особенностей, внутренних ресурсов и
возможностей.
Дети имеют различный запас ресурсов, следовательно, невозможно в обучении
предъявить всем одинаковые требования. Для этого педагогом учитывается индивидуальная
структура возможностей каждого ребёнка; прогнозируются возможные изменения в
интеллектуальном и личностном развитии и организации учебной деятельности ученика таким
образом, чтобы можно было обеспечить максимальную реализацию способностей. То есть
формы организации образовательного процесса и познавательной деятельности и методы
обучения должны иметь гуманитарные признаки. При организации процесса обучения
применяются различные образовательные технологии, отвечающие указанным требованиям,
среди которых широкое признание получила технология модульного обучения, изложенная в
трудах П.И.Третьякова, И.Б.Сенновского, Т.И.Шамовой и др., которое базируется на теории
поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Активность ученика,
чёткость и определённая логика его действий, осуществление самоконтроля – вот что
характерно для уроков, которые проводятся с применением технологии модульного
обучения.
Сущность технологии
заключается в проектировании такой адаптивной
образовательной среды, в которой обеспечивается развитие каждого ребёнка в соответствии с
учётом индивидуальных возможностей (устойчивость внимания, динамичность в
переключении на новые виды работы, собственный темп и способы работы). Ученик
практически самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной
обучающей программой, содержащей целевую программу действий, банк информации и
методические рекомендации по достижению дидактических целей урока. Учитель выступает
в роли консультанта. Каждый ученик в письменной форме получает советы, как рационально
действовать, где найти нужный материал, какие задания выполнить на контурных картах,
картах атласа, как проанализировать схему, как составить картосхему, таблицу, диаграмму,
рисунки и т.д.
Модульное обучение объединяет в себе научные достижения в педагогической теории
и практике: из технологии программированного обучения используется точность и логичная
последовательность действий, которая подкрепляется само и взаимоконтролем и контролем
учителя; из теории поэтапного формирования умственных действий используется
ориентированная основа деятельности, из психологии – рефлексивный подход.
Разрабатывая модули, учитель осуществляет:
внутрипредметные и межпредметные связи; интегрирование учебного содержания;
дифференциацию учебного содержания согласно трём уровням обучаемости,
требования стандарта, базовый и повышенный;
структурирование деятельности учащихся (этапы усвоения знаний): восприятие,
понимание, запоминание, применение, обобщение и систематизация;
повторение и обобщение основного содержания через УЭ "выходной контроль".
Эффективность усвоения учебного материала повышается при использовании метода
проблемного обучения, разнообразных форм работы и в зависимости от типа уроков.
Практикуются уроки с доминирующей и полной самостоятельной деятельностью
учащихся. Всё, что дети могут усвоить самостоятельно или с дозированной
помощью, должно быть отдано им. Фронтальные или общеклассные формы работы
сведены к необходимому и достаточному минимуму. Предпочтительными формами
сотрудничества учащихся на уроке являются парные, групповые и коллективные.
Использование технологии модульного обучения на уроках географии в Полочанской
средней школе осуществляется на протяжении более десятка лет. Её освоение было начато с
учащимися 8 класса, затем постепенно модули стали внедряться в учебный процесс 911
классов. В 89 классах возможна интеграция модульного обучения с технологией
интерактивного обучения, а в 1011 – с технологией проблемного обучения. В качестве
примера рассмотрим урок географии по теме: «Страны Южной Европы. Италия» (география
материков и стран, 9 класс). Урок построен с доминирующей самостоятельной деятельностью
учащихся.
1й этап. Мотивация.
Дидактическая задача этапа – подготовка к работе и определение цели и задач урока
(учащимся не сообщается ни тема, ни цель занятия). Предлагается дидактический материал с
изображением флага и герба Италии. Это школьникам ни о чём говорит, так как только
немногие из них могут, взглянув на эти символы, определить название страны. Звучит музыка
А.Вивальди, на экране – видеофрагмент из серии "Страны мира. Италия". Так ученики
выходят на самостоятельное определение темы урока. Далее они определяют цель: что они
должны усвоить в процессе изучения данной темы? Следует также отметить, что большинство
девятиклассников не могут самостоятельно определить цель своей деятельности на уроке,
потому что зачастую учитель не обращает внимания на точность определения учеником
своей цели, её смысла и формулирования. Планируя урок с использованием технологии
модульного обучения, педагог обязан создать условия для самоопределения учеников по
отношению к изучаемому материалу, своим образовательным результатам.
Важным
элементом на данном этапе урока является прописывание дидактических целей для учащихся
в конспекте соответственно уровням обучаемости. Таким образом, в процессе изучения темы
"Италия" ученики должны:
1 уровень
Знать: географическое положение страны, отличительные особенности её природы,
особенности населения и его хозяйственной деятельности.
Уметь: находить и показывать на карте объекты, характеризующие географическое
положение страны, крупнейшие промышленные центры и морские порты; самостоятельно
работать с текстом учебника и картами атласа.
2 уровень
Знать: цель первого уровня, "+": особенности географического положения страны,
современную демографическую ситуацию, отраслевую специализацию хозяйства. Уметь: цель первого уровня, "+": определять географическое положение страны,
находить и объяснять отличия в природе, населении и хозяйстве Италии по сравнению с
изученными странами; выделять в тексте учебника главные, существенные признаки.
3 уровень
Знать: цели первого и второго уровней, "+": особенности размещения населения в
стране, уровень урбанизации, миграционные потоки; факторы размещения отраслей
хозяйства.
Уметь: цели первого и второго уровней, "+": объяснять причины, сформировавшие
демографическую ситуацию в стране; влияние отдельных факторов на размещение отраслей
хозяйства.
При определении собственных целей учащиеся принимают ответственность за их
достижение. В результате возрастает уровень мотивации.
2й этап. Входной контроль.
Дидактическая задача этапа – установить правильность и осознанность выполнения
предложенного задания всеми учащимися. На данном этапе элементом педагогического
взаимодействия является признак (инструмент) интерактивного обучения – полилог, что в
переводе означает многоголосие. Использование этого метода позволяет услышать голос
каждого участника педагогического взаимодействия.
Учитель.
– Для того чтобы узнать страну, необходимо в ней побывать.
Ребята, кто из вас выезжал когданибудь за пределы Беларуси?
Примерные ответы учеников:
– Я с семьёй выезжал к родственникам на Украину.
– А я с группой учащихся из нашей школы совершила экскурсию в Польшу. Мы
посетили города Варшаву, Краков, Величку.
– Я два года подряд выезжал на оздоровление в Италию, там мне очень понравилось.
Учитель.
– Какие документы нужно предъявить при пересечении границы?
Ученики.
– Для того, чтобы попасть в страну, необходимо получить визу.
Учитель.
– Верно. А для получения последней – необходимо заполнение таможенной
декларации.
Школьникам раздаются "декларации" и предлагается ответить на вопросы въездного
контроля "Визитная карточка Италии" («въездной» балл 4). Составление визитной
карточки Италии:
1) площадь Италии – ______;
2) численность населения страны – _______;
3) государственный строй – __________________________;
4) государственный язык – ____________;
5) столица Италии – _________;
6) государство в западной части Рима – _______________.
Бал Подпись
После выполнения задания ученики обмениваются тетрадями и проверяют
правильность выполнения задания согласно "ключу" правильных ответов. Учитель
поздравляет учащихся, преодолевших 4х бальный рубеж. Остальные также «попадают» в
Италию, но отметка их будет немножко ниже. Выставление баллов в графу УЭ 1. ("Ключ" правильных ответов: 1) 301,2 тыс.км2; 2) 61 млн. чел; 3) республика; 4)
итальянский; 5) Рим; 6) Ватикан).
Такая игровая ситуация способствует созданию успеха, профилактике усталости на
данном этапе и даёт возможность за несколько минут проверить знания всего класса. При
проверке выполненного задания используется приём взаимопроверки.
3й этап. Подготовка к усвоению нового материала.
Дидактическая задача этапа – организовать и направить познавательную деятельность
учащихся на достижение поставленных целей. Сообщается цель усвоения нового материала.
Учитель.
– Ребята! Слушайте моё объяснение (по ходу демонстрируются слайды) и
представьте себя туристами этой замечательной страны, погрузитесь в мир её природы и
древней цивилизации (после объяснения ученикам предлагается тест на определение зоны
ближайшего развития).
4й этап. Объяснение нового материала
использованием мультимедиа.
на повышенном уровне с
Дидактическая задача этапа – содействовать формированию у школьников опорных
знаний по изучаемой теме.
Используемые приёмы: выделение наиболее существенных признаков и составление
опорных схемсигналов.
Активизация данного этапа
осуществляется за счёт введения в содержание
занимательной и эвристической информации, возможности практического применения
полученных знаний.
5й этап. Тесты на определение зоны ближайшего развития.
Дидактическая задача – установить степень усвоения учащимися базовых знаний.
Тестопрос (7 баллов)
1й вариант
2й вариант
б)муссонный;
в)средиземно
1. Большая часть Италии расположена:
а) на материке; б) на полуострове;
в) на острове.
2. Характерным типом климата для
Италии является:
а)морской;
морский; г) континентальный.
3. 98 % жителей страны составляют:
а) итальянцы; б) австрийцы; в) сицилийцы; г)
санмаринцы.
4. Ведущей отраслью промышленности
Италии является:
а)
машиностроение; г) текстильная.
5. Какие из этих достопримечательнос
тей находятся в Италии?
а) Пизанская башня; б) Эйфелева башня; в)
театр "ЛаСкала"; г) театр "Галери"; д)
Колизей; е) Лувр.
металлургия;
в)
энергетика;
б)
1. С северозапада на юговосток Италии
протянулись горы:
а) Апеннины; б) Альпы в) Карпаты;
г) Балканы.
2. Столица Италии расположена на реке:
а) По; б) Тибр; в) Луара; г) Адидже.
3. 84 % жителей страны проповедуют:
а) католицизм; б) православье; в)
протестантизм; г) ислам.
4. Ведущей отраслью животноводства
Италии является:
а) свиноводство; б) скотоводство; в)
овцеводство; г) коневодство.
5. Какие из этих достопримечатель
ностей находятся в Италии?
а) Морской музей; б) галерея Боргезе; в)
Русалочка; г) собор СанМарко; д) Карлов
мост; е) Пантеон.
Самопроверка. Проверка ответов ( "ключ"). Выставление баллов в графу УЭ2.
("Ключ" правильных ответов: 1й вариант: 1 б; 2 в; 3 а; 4 в; 5 а, в, д.
2й вариант: 1а; 2 б; 3 а; 4 в; 5 б, г, е). 6й этап. Самостоятельная отработка учебного материала. Дидактическая
задача этапа – углубленное изучение учащимися нового материала с целью последующего
применения полученных знаний как в знакомой, так и в новой учебной ситуации.
Используемые приёмы: самостоятельная работа с текстовым и картографическим
материалом; ответы на вопросы и выполнение заданий 3х уровней сложности; коррекция;
самоконтроль; сверка ответов с эталоном.
1. Используя текст учебного пособия "Географическое положение" на с. 111 и
физическую карту Европы на с. 60 атласа, ответьте на вопрос:
В чём проявляется неудобство сухопутных связей Италии со странами Европы?
(2 балла).
2. Прочитайте текст "Население" на с. 114115 учебного пособия, рассмотрите карту
«Народы. Плотность населения» на с. 58 атласа и ответьте на вопросы:
а) кто живёт в Италии? (1 балл);
б) как размещается население по территории страны? (1 балл).
3*. Выразите полученные знания в графической форме (5 баллов).
("Ключ" правильных ответов)
И 98
50
† 84
100 >100
→ ←
50100 чел./км2
плотность населения;
–
И 98 – 98 % итальянцы;
84 % католики;
90 % горожане
50 90
4. Используя текст "Хозяйство" на с. 116118 учебного пособия и карту «Италия.
Хозяйство» на с. 65 атласа, выпишите в тетрадь отрасли специализации промышленности и
сельского хозяйства Италии (5 баллов).
5. На контурной карте отметьте города – промышленные центры, цветом указав их
специализацию (5 баллов).
6. Прочитайте текст "Внешние экономические связи" на с. 119120 учебного пособия.
Рассмотрите схему "Структура внешней торговли Италии" (схему можно взять из учебного
пособия «География материков и стран» /Н.В. Науменко [и др.]. – Мн.: Нар. асвета, 2006) и
спроецировать её на экран.
Комментарий учителя. Внешнеторговый оборот Беларуси и Италии составляет 1,6
%. Италия и Беларусь успешно развивают торговоэкономические отношения. В 2012 году на
белорусском рынке работало более 200 итальянских предприятий. Успешно зарекомендовали
себя в Беларуси предприятия с участием итальянского капитала, такие, как – СП «Белита»
производит декоративную косметику, СП «Динамо Программ Пинск» – верхнюю одежду, ИП
«Битранс» обеспечивает транспортноэкспедиторское обслуживание, СП «Итальяна
Рикамби» – техобслуживание автомобилей, ИП «Бедокки» – обработку древесины. В
Молодечно начало работу СП по производству хирургической нити, в Гродно – по
производству электронагревателей. В 2012 году посольство Италии выдало более 30 тыс. виз
гражданам Беларуси для посещения этой уникальной страны в туристических и
коммерческих целях.
7*. Попытайтесь составить схему внешних экономических связей между Италией и
Республикой Беларусь (8 баллов).
автомобили, фрукты,
("Ключ" правильных ответов) медикаменты, обувь
тракторы, синт. нити
калийные удобрения
Коррекция. Если вы затрудняетесь выполнить задание 7, обратитесь к заданию
консультации: (5 баллов).
"Основными товарами экспорта являются ___, ___, ___, ___. Из других стран
Италия импортирует ___, ___, ___, ___, ___, ___."
("Ключ" правильных ответов: автомобили, бытовая электротехника, одежда,
обувь; энергоносители, зерно, мясо, молочные продукты, минеральное сырьё,
металлический лом).
Взаимопроверка. Выставление баллов в графу УЭ3.
Балл
Подпись
7й этап. Физкультминутка.
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.
2. Упражнения для глаз.
3. Упражнения для мобилизации внимания.
8й этап. Выходной контроль. Проводится в форме теста на обученность.
Дидактическая задача этапа – закрепить знания и умения, полученные учащимися на
этапе самостоятельной деятельности. Ученикам оказывается дифференцированная помощь.
Оценка результатов даётся в балльной системе.
1 уровень (16 баллов)
Выберите правильный ответ.
1. Главным фактором, определяющим экономикогеографическое положение
Италии, является:
а) приморское положение; б) горный рельеф; в) тёплая и влажная зима.
2. В настоящее время естественный прирост населения Италии:
а) положительный; б) отрицательный; в) нейтральный.
3. Ведущей автомобилестроительной фирмой Италии является:
а) "Вольво"; б) "Рено"; в) "ФИАТ"; г) "Фольксваген".
4. Италия занимает 1е место в Европе по сбору:
а) мандаринов; б) яблок; в) оливок; г) винограда.
5. Какие из этих товаров Италия импортирует из других стран?
а) минеральные удобрения; б) фрукты; в) обувь; г) природный газ; д) легковые
автомобили.
2й уровень (78 баллов)
6. Вставьте пропущенные слова.
"Химическая промышленность Италии специализируется на производстве ______,
используя для этого ______. Крупнейшие нефтехимические комплексы находятся на
______, в портовых городах _____ и ________. Продукция отрасли – ____, ____, ____,
____."
7. Ответьте на вопрос:
Какие проблемы создаёт внешняя миграция для Италии? 3й уровень (910 баллов)
8. Известно, что Италия занимает 3е место в мире (после Франции США) по
посещению её зарубежными туристами, что приносит ей колоссальный доход. Как вы
думаете, не означает ли это, что промышленное производство страны постепенно
утрачивает свои позиции?
Самопроверка по "ключу".
"Ключ" правильных ответов.
1 а; 2 б; 3 в; 4 г; 5 а, г; 6 продуктов органического синтеза, импортную нефть,
Сицилии, Порто, Неаполь, пластмассы, химические волокна, резинотехнические изделия,
формоцевтика; 7 проблему занятости, жилья и т.д.).
9й этап. Резюме.
Дидактическая задача этапа – дать оценку успешности достижения цели урока,
наметить перспективы на будущее.
Усвоив материал, ученик сам себе выставляет отметку в специальный "экран",
вывешенный в классе на доске или стенде. Отметку за усвоенный материал может поставить
одноклассник, учитель, главное, что ученик усвоил материал, добился поставленной цели.
Фамилия, имя
УЭ1
УЭ2
УЭ3
ВК
Общий балл
ученика
м/б ф/б м/б ф/б м/б ф/б м/б ф/б
м/б ф/б
Боровская Е.
Леонович И.
Сидоревич А.
и т.д.
6
6
6
4
5
6
7
7
7
7
7
7
27
27
27
13
18
20
10
10
10
7
8
9
50
50
50
31
38
42
Примечание:
УЭ – учебный элемент;
м/б – максимальное количество баллов за задание;
ф/б – фактически набранное количество баллов за задание.
Критерии оценки в данном случае рассчитываются по 50и бальной шкале.
оцен
ка
"7"
"8"
"9"
Количество
баллов
5046
4540
3936
Оценк
а
"10"
"9"
"8"
Количество
баллов
Оценк
а
Количество
баллов
3530
2926
2520
"7"
"6"
"5"
1916
1510
<10
Оценка
"4"
"3"
"2"
10й этап. Домашнее задание (проводится инструктаж по его выполнению. Задания
предлагаются творческого характера).
7 11й этап. Рефлексия.
Оценивается работа класса и каждого из учащихся. Заслушивается мнение учащихся
об уроке. Например:
Заверши фразу: "Сегодня на уроке я ещё узнал(а), что ……………"
Какие вопросы вызвали у вас затруднения?
Улучшилось ли у вас настроение?
Технология модульного обучения способствует развитию у школьников навыков
самостоятельной работы на уроках географии и во внеурочное время. В процессе её применения наставник учит их целеполаганию, самопланированию, самоконтролю и
самооценке, даёт возможность осознать себя в деятельности, самим определить уровень
освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях, анализировать эти пробелы и
проектировать свою дальнейшую деятельность. Получены определённые результаты:
учащиеся нашей школы успешно участвуют в географических и экологических конкурсах,
конференциях, олимпиадах всех уровней. Но самым важным является то, что использование
технологии модульного обучения снижает тревожность учащихся и тем самым создаёт
адаптивную здоровьесберегающую среду на уроках.
Литература
1. Водзинский, Д.И. Принципы модульного обучения // Д.И. Водзинский. Вестник
БГПУ. 1998. № 4.
"СэрВит", 2006.
2. Все страны мира. Справочник. /Под ред. А.Г.Голованева/. – М., 2006.
3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии / Н.И. Запрудский. – Мн.,
4. Науменко, Н.В., Стреха, Н.Л. География материков и стран. Учебное пособие для 9
класса / Н.В. Науменко, Н.Л. Стреха. – Мн., "Народная асвета". – 2011.
6. Школа: Проектирование развития образовательной среды / под науч. ред.
Третьякова П.И. – М., МИОО, 2007.
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Проектирование адаптивного учебного занятия по географии в условиях применения технологии модульного обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.