Проект
Волшебница зима
Старшая разновозрастная группа
Разработал: воспитатель
МКДОУ «Поповский детский
сад «Истоки» Ёлкина И.В.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: январь, февраль.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников.
Актуальность проекта. Дети с нетерпением ждут прихода зимы. Ведь зима-это время необычайно интересных детских забав: лепка снежных построек, игра в снежки, катание с горки, катание на санках, лыжах, коньках. А еще зима-волшебница, чародейка. Почему идет снег? Что такое снежинка? Как образуется сосулька? Почему заяц зимой белый, а летом серый? Об этом и многом другом спрашивают дети дошкольного возраста. Ответы на эти вопросы мы получим в ходе реализации данного проекта. Наша познавательно-исследовательская работа поможет уточнить и конкретизировать представления детей о характерных признаках зимы, установить зависимость жизни растений и животных от изменений в неживой природе. Тема проекта способствует развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: расширение представлений детей об окружающем мире; формирование представлений о живой и неживой природе зимой; воспитание любви к природе, бережное отношение к ней.
Задачи проекта.
Обучающие.
1.Расширять представления детей о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность.
2. Знакомить с явлениями неживой природы (метель, вьюга, снегопад, изморозь, замерзание водоемов, гололёд), свойствами снега (белый, хрустящий, рассыпчатый, холодный, пушистый, липкий).
3. Уточнять и расширять знания детей об образе жизни диких животных зимой (заяц, лиса, волк, медведь, белка). Расширять представления о зимующих птицах (снегири, синицы, воробьи, клесты, свиристели), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
4. Уточнять и расширять представления детей о снеге; помочь понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства.
5. Формировать представления о природе, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных и изменениями в природе.
6.Знакомить детей с образом русской зимы, переданным в различных произведениях искусства (поэзии, музыке, изобразительном искусстве).
Развивающие.
1.Развивать любознательность, познавательные процессы, внимание, память, речь, наблюдательность, мыслительные операции: сравнение, обобщение, анализ.
2.Активизировать словарь детей (метель, гололедица, вьюга, изморозь, наст, снегопад, поземка).
3.Учить понимать причины сезонных изменений в жизни животных в зимний период.
4.Развивать творческие способности в процессе собственной изобразительной деятельности путем использования нетрадиционных материалов и способов рисования; вызывать интерес к экспериментированию.
Воспитательные.
1.Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к познанию
растительного и животного мира, стремление помочь птицам в трудный зимний период.
Предполагаемый результат.
По окончанию проекта дети смогут:
1. Устанавливать зависимость жизни растений и животных от сезонных изменений в природе.
2. Ответственно относиться к окружающей среде.
3. Расширены знания детей о природе в зимний период.
4. Привитие интереса к исследовательской и опытнической деятельности.
5. Развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия и сотрудничества.
Формы реализации проекта:
-занятия;
-беседы;
-наблюдения;
-чтение художественной литературы;
-продуктивная деятельность;
-исследовательская деятельность;
-игровая деятельность;
-досуговая деятельность.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
-Подготовка наглядного материала.
-Разработка конспектов НОД.
-Поиск пословиц, поговорок, загадок народных примет о зиме.
-Подбор художественной литературы.
-Подготовка презентаций, методического материала.
Презентации: «Зимушка - зима», «Зимующие птицы», «Животные леса зимой», «Зимние виды спорта».
2 этап – основной (практический):
Дидактические игры.
«Чего не бывает зимой?
«Чьи следы?»
«Что за птица?»
«Какой ветер?»
«Времена года»
«Кого чем угостим?»
Беседы.
«Морозный солнечный денек».
«Как звери в лесу зимуют».
«Как зимуют домашние животные»
«Как человек помогает зимой животным в лесу».
«Почему скрипит снег?»
«Помоги птицам».
«Зачем зимой снег»
«Осторожно! Зимние травмы»
«Как заботиться о здоровье зимой».
«Откуда идёт снег»
Исследовательская деятельность.
Проведение опытов и экспериментов с водой, снегом и льдом.
Рассказывание на основе личного опыта:
«Зимние забавы», «Покормите птиц»
Рассказывание по тематическим картинкам:
«Зимушка нарядная пришла, одеялом белым все укрыла, замела»,
«Птахам трудно зимнею порой».
«Вот забава весела – лепим мы снеговика».
Беседы по безопасности:
«Одевайся по погоде», «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожениях», «Что нельзя делать на морозе», «Снежные шапки и сосульки на крышах».
Слушание: П.И.Чайковский «Времена года».
Подвижные игры: «Два мороза», «Зайка беленький сидит», «Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Вороны и собачка».
НОД:
«Пришла зима-снег и радость принесла»,
«Зимнее утро»,
«Такие разные снежинки»,
«Жизнь птиц зимой»,
«Снег и его свойства»,
«Заяц - длинные уши»,
«В медвежьей берлоге»,
«Путешествие в зимний лес».
Художественная литература.
И. Суриков «Зима»
В. Даль «Девочка-Снегурочка»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
К. Ушинский «Четыре желания»
К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»
Х. -К. Андерсен «Снежная королева»
В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»
Стихотворения:
И. С. Никитин «Зимняя ночь в деревне»
Н. и. Сладков «Заяц загадывает загадку»
А. Л. Барто «Снегирь»
С. Есенин «Берёза», «Поёт зима, аукает»
Н. Григорьева «Птица в неволе», «Синица»
С. Чёрный «Рождество»
М. Пляцковский «Новый, новый у берёзы наряд»
А. Фет «Мама, глянь-ка из окошка…»
А. С. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (Отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Взаимодействие с родителями:
- Изготовление кормушки для птиц.
- Создание папки-передвижки по теме «Зима».
-Консультации «Одевайся по погоде», «Правила безопасной зимней прогулки».
3 этап - заключительный.
Выставка детских творческих работ на тему «Зима».
Конкурс кормушек для птиц.
Спортивный праздник «Зимняя олимпиада».
НОД «Что мы знаем о зиме».
Вывод. В процессе реализации проекта у детей выработалось представление о зиме, явлениях природы, жизни диких животных и зимующих птиц. Дети имеют представление о природе родного края. Дети знают правила безопасного поведения в зимний период.
Используемая литература.
1. Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Мозаика- синтез, Москва, 2014.
2. Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе. А.В.Аджи. Воронеж, 2010.
3. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.М.Бондаренко.Воронеж, 2009.
4. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Москва, «ВАКО», 2010.
5. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы. А.В.Аджи. Воронеж, 2015.
6. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок детей 3-7 лет. Л.А.Уланова, С.О.Иордан. Санкт-Петербург, 2009.
7. Какие месяцы в году? Т.А.Шорыгина. Москва, 2009.
8. Какие звери в лесу? Т.А.Шорыгина. Москва, 2009.
9. Тематический словарь в картинках «Домашние и дикие птицы средней полосы». С.А.Васильева, В.И.Мирясова, 2011.
10. Наглядно-тематический уголок в ДОО «Времена года. Зима.»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.