Тема проекта: «Модель адаптации к новой социальной роли - обучение в
1 классе»
Цель проекта: исследовать возможности метода проектов для создания модели адаптации к новой социальной роли – обучение в 1 классе; на основе анализа теоретических и практических аспектов социальной адаптации первоклассников к школе разработать и апробировать программу по социальной адаптации детей 1 класса к школе; создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Объект исследования: социальная адаптация обучающихся 1 класса МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР к школе.
Предмет исследования: направления работы по социальной адаптации первоклассников к школе.
Гипотеза исследования: социальная адаптация первоклассников к школе буде успешной, если реализовать программу по социальной адаптации первоклассников к школе, содержащей следующие направления:
- взаимодействие специалистов образовательной организации по созданию благоприятной адаптационной среды;
- оптимизация учебной деятельности первоклассников;
- оздоровительно-медицинская работа с первоклассниками;
- оптимизация внеучебной деятельности первоклассников;
- профилактическая работа по предупреждению школьной дезадаптации.
Задачи проекта:
1. Изучить литературу по использованию метода проектов, в которой отражена проблема исследования.
2. Рассмотреть социальную адаптацию обучающихся к школе как социально-педагогическую проблему.
3. Изучить психолого-педагогический портрет первоклассника.
4.Разработать проект, направленный на успешную адаптацию к новой социальной роли – обучение в 1 классе.
5.Определить и экспериментально апробировать наиболее эффективную систему педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация, наблюдение, анкетирование, рисуночное тестирование, анализ документов, математическая и графическая обработка результатов.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Василевская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.
Автор проекта: Учитель начальных классов Капунова Светлана Викторовна.
Участники проекта: Учащиеся 1 класса МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР (2015-2016 учебный год)
Планируемый результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
• сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
• установление контакта с учащимися, с учителем;
• формирование адекватного поведения;
• овладение навыками учебной деятельности.
Основные направления работы:
- осуществление включения первоклассников в систему коллективных отношений;
- освоение младшими школьниками правил поведения в школе;
- осуществление комфортных условий перехода от игровой деятельности к учебной.
Актуальность. Поступая в школу, первоклассник попадает в новую для себя социальную ситуацию развития. Часто возникает множество проблем, связанных со сменой социально-психологических условий в жизни ребенка, это могут быть: большая учебная нагрузка, непринятие ребенком нового уклада жизни и смены коллектива. Этот период для ребенка является самыми трудными в плане адаптации к новым условиям взаимодействия. Как отмечает Давыдов В.В., ребенок в 7 лет начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Отсутствует понимание строгой дисциплины. Невнимательность на уроке может повлечь за собой ряд проблем с успеваемостью и на фоне этого могут возникнуть психологические трудности: у ребенка возникает страх перед школой, сомнение в своих способностях, может снизиться самооценка и вытекающая из этого проблема - сложность установления дружеского контакта с одноклассниками. Нежелание ребенком принять новую социальную роль школьника может привести к конфликтам в семьи и в школьном коллективе, а также привести к проблеме социальной дезадаптации.
Проблема адаптации занимает значимое место в различных педагогических и психологических исследованиях, посвященных готовности ребенка к школе и обучению первоклассников, данная проблема нашла отражение в трудах Божович Л.И., Макаренко А.С., Выготского Л.С., Абрамовой Г.С., Дубровиной И.В, Ильина Е.П., Гумеровой А.Р., Ковалевой Г.С., Обуховой Л.Ф., Эльконина Д.Б., Сорокиной В.В. и других.
На сегодняшний день существует противоречие между потребностью быстрой и успешной социальной адаптацией каждого ребенка к школе и отсутствием разработанной программы, способствующей этому процессу в образовательной организации.
Выявленное противоречие позволило сформулировать проблему проекта: каким образом оптимизировать процесс социальной адаптации первоклассника к школе?
Социальная адаптация отражает успешность вхождения ребёнка в новую социальную группу в виде принятия ребёнка одноклассниками, достаточного количества коммуникативных связей, умения решать межличностные проблемы и т.д.
Цели школы в адаптации учащихся состоят: в создании благоприятных условий для самореализации личности ученика, которая выводит ребенка на более высокий потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим требованиям; создание модели саморазвивающейся социально-педагогической системы, обеспечивающей уровневую, профильную и общекультурную дифференциацию образования.
Для успешной адаптации очень важна мотивация учения. На первом году обучения она в основном обеспечивается взрослыми. Для развития учебной мотивации важна заинтересованность и понимание со стороны родителей и учителя. Советы по развитию интереса и желания к учению: вера в успех ребенка; положительные установки; любовь и доброжелательность; приучение к режиму дня; выполнение установленных правил и норм поведения.
Проблемное поле: Развитие детей младшего школьного возраста (7–11 лет) предопределяется ведущей ролью учебной деятельности, имеющей своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере теоретических знаний, рождением социального Я ребёнка. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Основная линия развития – нормативность, усвоение норм учения, познания, общения, социально приемлемого поведения. В эти годы происходит активное развитие мышления, прежде всего понятийного теоретического.
К основным психолого-педагогическим условиям эффективности адаптации младших школьников в процессе обучения можно отнести:
1. Преобразование традиционной классно-урочной системы в систему организации личностно-ориентированного учебно-воспитательного процесса.
2. Достижение педагогом соответствия характера педагогического воздействия и внутренних (субъективных) особенностей развития личности младшего школьника.
3. Опора учебно-воспитательного воздействия педагога на «зону ближайшего развития» ребенка при формировании мотивации достижения успеха.
4. Формирование направленной мотивации различного рода отношений и деятельности в процессе обучения.
5. Положительное воздействие педагога на эмоциональную сферу школьников.
6. Формирование адекватного самоанализа и самооценки школьников.
7. Наличие психолого-педагогической компетентности в деятельности педагога.
Основная идея адаптации младших школьников в процессе обучения в начальной школе – создание воспитательной системы на принципах взаимной ответственности, взаимопомощи, взаимной заинтересованности учителей в достижении успехов учениками начальной школы по различным предметам. Совместная педагогическая деятельность должна строиться на доверии, понимании и сотрудничестве, уважении друг друга и нацелена прежде всего на решение общей задачи реализации психологических и социальных функций личности ребенка.
Реализация технологии педагогической поддержки процесса адаптации младших школьников в системе обучения предусматривает дифференцированность программного материала: характера и объема нагрузки, средств педагогического воздействия и контроля в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня подготовленности детей класса.
Социальная адаптация к школе – это «многоплановый процесс и в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка: самочувствие и состояние здоровья будущего первоклассника, его работоспособность. Умение взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам, успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций говорит о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе». В трудах Божович Л.И. основным критерием успешной социальной адаптации является внутренняя позиция школьника.
Проблема адаптации стала предметом моего исследования, прежде всего, вслед¬ствие объективных практических потребностей общества в воспитании творческой, сознательной личности. Переход от дошкольного детства к школьной жизни - один из переломных моментов в психическом развитии че-ловека. Ведущая деятельность дошкольника - игра. Она является добровольным занятием ребенка: хочет - играет, не хочет - не играет. Переступив порог школы, ребенок должен перейти к деятельности учения. Именно эта деятельность должна быть теперь ведущей для ребенка. Но эта деятельность предъявляет принципиально новые требования к нему по сравнению с игровой.
Не все дети легко проходят период адаптации к школьной жизни. Некоторые первоклассники чувствуют себя скованно; другие - наоборот, бывают перевозбуждены, трудно управляемы.
Главная задача учителя - завоевать доверие учащихся, создать атмосферу доброжелательности, справедливости. При правильном отношении учителя через полтора-два месяца дети адаптируются к новым требованиям. Учитель становится для учеников главным лицом; его рекомендации, его пожела¬ния не подлежат сомнению; даже отношение к другим учени¬кам опосредуется отношением к ним учителя.
В понятии социальной адаптации младшего школьника можно выделить две подструктуры: адаптация ре¬бенка к новой для него учебной деятельности и его социально-психологическая адаптация в новом школьном коллективе.
Ожидаемый результат проекта:
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких предлагает считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении детей.
Исходя из этого, я поставила перед собою цель достичь положительных результатов в адаптации ребенка к школе и не дать потерять интерес к учебной деятельности, создание благоприятной адаптационной среды для первоклассников.
Деятельность педагогов с первоклассниками проводились в следующих направлениях:
• педагогическая диагностика уровня и содержания школьной адаптации первоклассников;
• проведение педагогического консилиума по итогам диагностики;
• разработка стратегии и тактики сопровождения каждого ребенка и в первую очередь тех школьников, которые испытывают трудности в социальной адаптации;
• проведение просветительной и консультативной работы с родителями, индивидуальное консультирование наиболее трудных случаев;
• организация педагогической помощи школьникам, испытывающим трудности в социальной адаптации;
• содружества, сотворчества педаго¬гов, родителей, воспитанников в организации учебно-воспитательного процесса, его индивидуализации и дифференциа¬ции;
многообразия видов индивидуаль¬ной и коллективной деятельности с уче¬том интересов и склонностей обучаемых.
В организации процесса адаптации младших школьников были использованы следующие подходы: деятельностный, предполагающий включение учащихся в различные виды деятельности; системный, реализуемый через связь внеурочной деятельности с учебной; личностно-ориентированный, направленный на поддержку детской индивидуальности, развитие индивидуально-личностных способностей учащихся; интегрированный, основанный на взаимосвязи и взаимодействии различных видов искусства; региональный, позволяющий совершенствовать содержание учебно-воспитательного процесса на основе этнокультурных особенностей региона.
Таким образом, в ходе исследования выявлено три уровня адаптации детей к школе: высокий, средний и низкий уровень адаптации.
Для того чтобы период адаптации к школе у ребенка проходил относительно легко, очень важно, чтобы взаимоотношения в семье были хорошими, отсутствовали конфликтные ситуации и к тому же у самого ребенка должен быть благоприятный статус в группе сверстников.
В психолого-педагогических исследованиях (Л. И. Божович, И. В. Дубровина и др.) адаптация рассматривается в неразрывном единстве с процессами психического развития и личностного становления школьников, с процессами обучения, воспитания и социализации в различные возрастные периоды.
Социальные аспекты адаптации определяются готовностью ребенка к изменению своего социального положения, необходимым уровнем сформированности средств общения, поведения и деятельности, владением социально-адекватными способами реализации эмоциональных состояний.
Для младшего школьного возраста вариант педагоги¬ческой поддержки заключался в создании условий для социальной адапта¬ции учащихся в различных сферах обра¬зовательного пространства и организа¬ции их деятельности и общения.
Большинство детей, поступающих в первый класс, достаточно подготовлены к школе. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные. Проблема адаптации первоклассников к школе волнует многих педагогов-практиков. Каждый находит свое решение данной проблемы, исходя из особенностей детей своего класса.
Изучение уровня социальной адаптации первоклассников к школе проводилось на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Василевская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики.
Капунова Светлана Викторовна, учитель начальных классов МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР, считает, что подход к такому сложному и ответственному периоду в жизни младшего школьника должен быть комплексным, соединяющим усилия всех участников образовательного пространства.
Целью деятельности муниципального общеобразовательного учреждения «Василевская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики является формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания основных общеобразовательных программ, а также адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, окружающей природе, семье, формирование здорового образа жизни. Деятельность педагогического коллектива школы направлена на сохранение и укрепления здоровья учащихся, повышения качества образовательных услуг, учет индивидуальных способностей учащихся, создание наилучших условий для социализации первоклассников.
В муниципальном общеобразовательном учреждении «Василевская школа» Амвросиевского района Донецкой Народной Республики проводится ряд мероприятий, направленных на успешную социальную адаптацию первоклассников к школе. Данный комплекс мероприятий включает в себя работу с родителями и работу с первоклассниками. Работа по социальной адаптации начинается с родительского собрания, которое проводится до поступления детей в школу и включает в себя:
• знакомство родителей с содержанием учебно-воспитательного процесса в школе;
• проведение психолого-педагогического просвещения родителей;
• вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (создание родительского комитета, привлечение родителей к организации мероприятий класса);
• создание информационного блока на сайте школы, в котором родители могут найти информацию рекомендательного характера по адаптации первоклассников к школе.
Для повышения результатов социальной адаптации первоклассников к школе учитель проводит дополнительную работу, в которую входит:
• создание памятки « Советы родителям будущих первоклассников»;
• разработка и проведение занятий с будущими первоклассниками;
• систематизация и выбор методических материалов по организации учебной и воспитательной деятельности.
Работа с будущими первоклассниками начинается с февраля месяца. Подготовительные занятия направлены не на изучение учебного материала, а на адаптацию детей к новой социальной роли и новому окружению.
На сегодняшний день в МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР сложилась своя система психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников. Так программа «Школа будущего первоклассника» рассчитана на 10 занятий (один раз в неделю) с февраля по апрель. Главная цель - помочь шестилетним детям построить содержательный образ настоящего школьника, способствовать лучшей адаптации их к школе в условиях систематического обучения. Занятия проводит учитель в стенах школы для того, чтобы дети постепенно привыкли к новым условиям.
Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры. Для занятий каждый ребенок должен иметь тетрадь в клетку, альбом, цветные карандаши. Продолжительность занятия 30 – 40 минут. Периодичность встреч – 1 раз в неделю. Важно создать доброжелательную обстановку в классе, чтобы каждый чувствовал себя уверенно и не боялся сделать ошибку.
Необходимое обеспечение: музыкальное сопровождение, мультимедийная доска, раздаточный и счётный материал, сюжетные картинки, маски.
Содержание занятий носит развивающий характер и направлено на формирование у детей более точного представления о школе и роли ученика в ней. Эта программа позволяет дошкольникам не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей школьной жизни. Занятия проходят в игровой форме и решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение, мышление, речь. В свою очередь, учитель ведет наблюдение за индивидуальным развитием детей; через общение с их родителями накапливает богатейшую информацию о каждом ребенке и его семье. Все это помогает подготовиться ему к началу учебного года.
Соблюдение режима школьной жизни первоклассников также является одним из направлений работы по социальной адаптации первоклассников к школе. Педагог должен провести экскурсию по школе, ознакомить первоклассников с режимом и правилами школы: ребенок должен знать требования к нему со стороны взрослых, что позволяет ему осознанно выполнять их. При планировании учебного процесса учитель должен не забывать о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям
и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
Учитель больше внимания уделяет здоровьесберегающим принципам организации уроков. Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок на уроках окружающего мира, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром, обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые очень важны для успешного познания окружающего.
Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:
• задания разной степени трудности;
• специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие
мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не
большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу;
• предлагаемый детям на уроке дополнительный материал, который создает благоприятный интеллектуальный и эмоциональный фон обучения.
Большое значение для педагогической поддержки адаптации ребенка к школе придаёт учитель внеклассным мероприятиям, которые имеют огромный воспитательный потенциал, а также использование игр и тренинговых занятий в работе по адаптации младших школьников в новом коллективе: «Семейные посиделки», «В дружбе сила», «Если добрый ты», «В споре побеждает тот, кто думает», «Школа вежливости» и др.
Задачей педагога начальной школы является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого более всего подходит организация работы малыми группами, в которых дети работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.
Игровой метод позволяет сохранять познавательную активность и облегчать сложный процесс учения. В социоиграх дети раскрепощаются, у них развивается мышление, внимание, активизируется их речь. Для этого подходят игры «Шапка вопросов», «Составь слово», «Каверзные вопросы».
Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Специальные игровые упражнения помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника. Учитель создаёт в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Адаптация ребенка к школе будет тем более успешна, чем более активно будет вовлечена в обучение его семья. Поэтому предусмотрена работа с родителями будущих первоклассников с целью повышения психолого-педагогической компетентности в тех вопросах, которые наиболее актуальны с точки зрения переживаемого детьми периода развития. Это психолого-педагогическое просвещение родителей, тематические родительские собрания-практикумы на темы: Собрание – деловая игра с практическими советами «В игре готовимся к школе», «Готов ли мой ребенок пойти в школу?», «Портрет будущего первоклассника», проведение теста для родителей «Знаете ли Вы своего ребенка», позволяющий узнать уровень адаптации ребенка к самостоятельной деятельности и подготовке к школе, регулярные контакты с родителями во время прихода и ухода учеников из школы, информирование об успехах и проблемах детей. Собрания проводятся в виде «семейных советов», консультаций, диалогов, опираясь уже на имеющийся опыт родителей.
Также для более успешной адаптации ребёнка к школе следует проводить совместные мероприятия для детей и их родителей: «Семейные посиделки», «Как хорошо, когда мы вместе», «Мама, папа, я - дружная семья" и др.ф
Основными способами получения информации об адаптации ребенка к школьной жизни являются опросы педагогов и родителей, обследование самих детей, анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований (медицинские данные и результаты исследований).
Для изучения процесса социальной адаптации первоклассников к школе было проведено диагностическое исследование.
Цель исследования: изучение уровня социальной адаптации первоклассников к школе. В исследовании приняло участие 8 учеников 1 класса МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР.
Объект исследования: процесс социальной адаптации первоклассника к школе и новому коллективу.
Предмет исследования: условия социальной адаптации первоклассника к начальной школе.
Задачи исследования:
1.Провести исследовательскую работу по изучению уровня социальной адаптации первоклассников к новым условиям.
2.Выявить группы школьников с трудностями в социальной адаптации. Данное исследование проводилось в период с 01.09.15 г по 24.10.15 г на базе МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР в 1 классе.
Для проведения исследования использовались следующие методики:
1. Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Александровской Э.М. Цель методики: определить уровень социально-психологической адаптации ребенка к школе.
2. Методика «Рисунок класса». Цель методики: определить школьные интересы учеников и занимаемое учеником место в школьном коллективе.
3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» 1-4классы Лускановой Н.Г. Цель методики: определить глазами ребенка его отношение к школьному обучению и к разным школьным и учебным ситуациям.
Результаты по методике Александровской Э.М.: Итого по классу: успешно прошли адаптацию 7 человек; неполная адаптация у 1 ученика.
Результаты по методике «Рисунок класса». Данная методика помогла определить место в классе каждого ребенка, выявить социальные проблемы в коллективе и определить микроклимат класса: дети увлечены обучением в школе (учебная деятельность и положение рядом с учителем); успешно прошли социальную адаптацию к школе и определили свое место в коллективе
Результаты анкеты «Оценка уровня школьной мотивации». По результатам анкеты было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации и учебной активности всего у 4 учеников. У этих детей есть стремление выполнять предъявляемые школой требования. Ученики добросовестно выполняют все поручения и задания учителя, переживают за свои успехи. С товарищами эти ученики смогли наладить дружеский контакт. Данная категория детей очень хорошо адаптировалась к школьной жизни, и комфортно чувствуют себя в роли первоклассников. 2 ученика имеют хорошую школьную мотивацию и хорошо справляются с учебной деятельностью. Детям из этой группы легко выстроить дружеские отношения с одноклассниками и в школе им комфортно. Проблем в школьной мотивации и социальной адаптации у детей нет. Подобный уровень мотивации является средней нормой, комфортно чувствуют себя в школе, однако им нравится больше внеучебная деятельность и общение с друзьями. Данную категорию детей привлекают общешкольные, а не учебные ситуации. Низкая школьная мотивация и низкая социальная адаптация была выявлена у 2 учеников. Данная группа детей обычно ходят в школу с неохотой. Дети находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе и испытывают затруднения, как в учебной деятельности, так и в общении с одноклассниками.
По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство учащихся 1 класса завершили процесс социальной адаптации к школе, социальная адаптация к школе прошла успешно. Выявлены такие проблемы как: учащихся редко общаются с одноклассниками на отвлеченные темы и обращаются только по необходимости, из них примерно у 1/3 учащихся практически полностью не расположены к каким-либо взаимоотношениям с одноклассниками, но не все первоклассники с радостью идут в школу.
С учетом полученных результатов исследования была разработана программа «Социальная адаптация первоклассников к школе», которая включает в себя комплекс мероприятий для успешной социальной адаптации первоклассников.
Программа «Социальная адаптация первоклассников к школе»
Пояснительная записка
Поступление в школу – это новый период жизни ребенка, который знаменуется как кризисный период. Поступление ребенка в школу знаменует собой изменения условий жизни первоклассника и приспособление его к новому виду деятельности - учебной.
Социальная адаптация – это процесс интеграции человека в общество, в результате которого достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности к самоконтролю и самообслуживанию, адекватных связей с окружающими. Обычно период адаптации первоклассника длится от 2-3 недель до полугода, но не всем дается легко этот период. От успешности социальной адаптации зависит здоровье ребенка, а также его отношение к школе и учебной деятельности.
Цель программы: создание благоприятного микроклимата класса для успешной социальной адаптации первоклассников к школе.
Срок реализации программы: с 01.09.2015 по 30.10.2015.
Возраст обучающихся: 6,5 - 7лет.
Основные показатели благоприятной социальной адаптации первоклассника:
• сохранение психического, физического и социального здоровья первоклассников;
• установление дружеских взаимоотношений с учащимися класса и контакта с учителем;
• формирование адекватного поведения в школе;
• освоение учебной деятельности.
Ожидаемый результат: успешная социальная адаптация первоклассников в школе.
Подготовительная работа по организации благоприятной адаптационной среды носила планомерный характер, в котором участвовал весь состав педагогического коллектива. Работа над проблемой социальной адаптации первоклассников была согласована со всеми педагогическими работниками и отображена в совместных усилиях по решению данной проблемы. Данная работа нашла свое отражение в следующих действиях: создание комфортных условия для обучения первоклассников; педагогические совещания по организации воспитательной работы в первом классе; планирование внеурочной деятельности первоклассников; методразработка динамических пауз и развивающих игр; анализ обеспеченности учащихся учебно-методическим комплексом.
Учебная деятельность – это новый род деятельности, с которым первоклассник еще не сталкивался, поэтому важно организовать учебную деятельность таким образом, чтобы ребенок постепенно входил в новый род деятельности, обучаясь социокультурным нормам. Постепенное погружение в учебную деятельность возможно при соблюдении ряда мероприятий:
- проведение вводного занятия «Здравствуй, школа!»;
- уменьшение учебной нагрузки в первый месяц обучения;
- добавление в учебную деятельность элементов игры, практического содержания, визуального представления вещей: в организации урока математики вводить конкретные предметы для привлечения внимания (игрушки, визуальное представление цифр); на предметах изобразительного искусства проводить занятия в свободной творческой форме; на уроках физической культуры использовать игры и игровые ситуации.
Оздоровительно-медицинская работа по сохранению психического, физического и социального здоровья учащихся носила целенаправленный, систематический и спланированный характер, которая включала в себя:
- медико-педагогическую диагностику состояния здоровья первоклассников;
- профилактическую работу по предупреждению заболеваний: вакцинации, прививки, витаминизация;
- подвижные игры, внеклассные спортивные мероприятия;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм: проветривание, чистота помещения.
Внеучебная деятельность в первую очередь строилась в соответствии с потребностями учеников и их родителей и носила воспитательный характер. Внеучебная деятельность развивает коммуникативные навыки учащихся и помогает адаптироваться первоклассникам к новой социальной среде. Во внеучебную деятельность были включены: игровые элементы деятельности; проведение классных мероприятий: день именинников, классные часы, дискуссии; участие в общешкольных мероприятиях: спортивные праздники, концерты, праздничные мероприятия; приобщение первоклассников к традициям школы; использование внеурочного времени для посещения выставок детского творчества.
Профилактическая работа с первоклассниками проводилась с целью предупреждения школьной дезадаптации и выявления детей группы риска на ранних стадиях. Профилактическая работа по предупреждению школьной дезадаптации включала в себя:
1.Работу с родителями, которая носила не только информационный характер, но и взаимное сотрудничество школы и семьи. Работа с родителями содержала следующие элементы:
- родительские собрания на тему «Первая четверть ребенка в школе», «Адаптация первоклассников» и др.;
- консультации для родителей, психолого-педагогическое просвещение родителей;
- оформление стенда «Информация для родителей» и организация работы школьного сайта;
- выявление индивидуальных особенностей учащихся через беседы с родителями;
- анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок к школе?», «Знаете ли Вы своего ребенка».
2. Работу с детьми:
- ведение индивидуальной карты социально-психологического сопровождения;
- мониторинг результатов процесса адаптации младших школьников;
- отслеживание посещаемости.
Работа с детьми включала в себя внеучебные адаптационные занятия «Я первоклассник», разработанные с учетом результатов диагностики класса. После окончания адаптационных занятий предполагалась повторная диагностика.
В ходе адаптационных занятий проводились следующие упражнения: «Имя и эпитет» «Загадки», игра «Здравствуйте!», «Атомы и молекулы», «Минута», «Маски», «Я люблю…», «Ласковое имя», «Слушаем тишину» и другие, которые помогли школьникам показать своё настроение, подружиться, создать положительный эмоциональный фон в классе, узнать больше о каждом ученике и его интересах, выражать свои мысли перед коллективом, развитию самоконтроля, внимания, снижению эмоционального напряжения и двигательную активность учеников.
В течение первого учебного года, в особенности в первой и второй четверти в образовательный процесс были включены элементы игровой деятельности, которые помогли адаптироваться первоклассникам к новым условиям. С учетом возрастных особенностей первоклассников в течение урока проводились 1-2 игровые разминки, которые направлены на снятие умственного, эмоционального и физического напряжения учеников. Физкультминутки и динамические паузы помогали переключить и восстановить внимание первоклассников, активизировать память. Для того, чтобы адаптация к школьной жизни прошла менее болезненно, информация для первоклассников подавалась в маленьких порциях, объем преподаваемой информации увеличивался постепенно, большое значение уделялось повторению ранее изученного материала. Первостепенной задачей, которую ставил перед собой учитель, являлось создание ситуации, где каждый ребенок мог высказать свое мнение, ответить на поставленный вопрос.
С учетом возрастных и индивидуальных особенностей на уроках и внеклассных мероприятиях с первого класса создавалась ситуация успеха для повышения мотивации каждого ученика и коррекции таких личностных особенностей как самооценка, тревожность, неуверенность в себе. Данный метод проявлялся в распределении нагрузки заданий в течение урока: коллектив первоклассников условно делился на три группы «сильных», «средних» и «слабых». Создание ситуации успеха помогло развить в детях активность и инициативность, а также поддерживать в классе благоприятный психологический климат, ведь каждый ребенок переживает ситуацию успеха в учебной деятельности.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в систему коллективных отношений на уроке использовала групповые, сочетание фронтальной и индивидуальной формы работы. После того как дети научились работать по индивидуальным карточкам, предлагалось учиться работать в парах «учитель – ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, как просить о помощи. Работу в парах организовывала на любом этапе и виде урока.
Первое, чему учила первоклассников – это взаимопроверке. Второе: важно научить сотрудничать в парах. Этому способствовали взаимодиктанты. После того, как задания выполнены, друг у друга проверены, пара распадается. Освободившиеся ученики образуют новые пары. Учащиеся свободно перемещаются по классу, образуя новые диалогические сочетания, обучают друг друга по своим карточкам. Работая в парах, дети проходили учебный материал быстрее и качественнее. У них повышался интерес к учению. Кроме того для адаптации первоклассников были задействованы следующие приемы и формы работы, включающие учеников в систему коллективных отношений: межличностные контакты, которые предполагают знакомство друг с другом; рассказ о себе; вхождение в коллектив; заочное знакомство; общее дело и пр.
В процессе подготовки и обсуждения коллективного творческого дела происходило активное общение детей, объединенное общей целью.
Вместе с детьми выполняли немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную деятельность. Например: букет, сложенный из цветов «Подарок нашим мамам»; изготовление гирлянд из флажков для украшения класса к Новому году; «Аквариум» (техника оригами и аппликация); концерты, составленные из индивидуально подготовленных номеров.
Эти задания позволяли эффективно решать первую из поставленных задач: создание у учащихся мотивации взаимодействия. Помимо этих заданий первоклассникам предлагались следующие: сочинение сказок (цель задания: развитие воображения, речи, умения слышать друг друга); создание совместных композиций, стенгазеты (цель задания: развитие организационных и творческих умений, навыков работы в коллективе); творческие краткосрочные проекты о дружбе ( цели: издание газеты или коллажа, раскрывающих тему дружбы, творческая защита продукта совместной деятельности).
Освоение детьми технологии взаимодействия в группе при выполнении творческого или учебного задания сплачивал ученический коллектив, помогал детям более уверенно себя чувствовать в классе, приучал предлагать свою помощь и принимать при необходимости помощь товарища. Все это способствовало более комфортной эмоциональной обстановке в процессе учебной и внеучебной деятельности.
Одним из важных направлений в работе по адаптации первоклассников к школьной жизни – обучение их правилам поведения в школе. Этому способствовали различные формы внеклассной работы, носящей творческий характер, которые побуждали детей к активному общению, закрепляли их представления о культуре общения, о правилах, которым нужно следовать, общаясь со взрослыми и сверстниками.
C целью воспитания таких необходимых для успешного общения качеств, как сопереживание, умения встать на позицию другого, использовала ролевые игры. В основе каждой игры содержится ситуация, которую учащиеся по ходу игры должны решить.
Для успешной адаптации первоклассников важное значение имеет постепенный переход от игровой деятельности к учебной (которая требует определенных усилий, произвольности поведения). Поэтому на уроках, так и вне их в первом классе часто использовала игры, что делало познавательный процесс полноценным, окрашенным положительными эмоциями. Дидактические игры положительно влияют на речевое развитие ребенка. С помощью развлекательных моментов поддерживала интерес к урокам, желание узнать новое.
Внеурочная деятельность осуществлялась во второй половине и регламентировалась планом воспитательной работы школы. Принимая непосредственное участие во внеурочных мероприятиях, первоклассники быстрее и эффективнее прошли социальную адаптацию.
Критерии и показатели уровня адаптации младшего школьника
Критерии |
Показатели |
Методы диагностики |
1. Физиологический |
1. заболеваемость в период адаптации 2. работоспособность 3.утомляемость |
Изучение документации, Анкетирование родителей |
2. Деятельностный |
1. стремление учащихся к активной учебной деятельности, 2. проявление инициативы в процессе общения с одноклассниками, 3. умение выходить из конфликтных ситуаций, 4. умение работать в группе |
Наблюдение Экспертная оценка учителя
|
3. Эмоциональный |
1. Эмоционально-положительный настрой на учебную деятельность 2. Эмоционально-положительный настрой на взаимодействие со сверстниками 3. Эмоционально-положительный настрой на взаимодействие с взрослым |
Тестирование
|
Исследование уровня адаптации первоклассников в школе проводилось на базе МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР. В исследовании принимали участие учащиеся 1 класса (8 человек).
В начальной школе в период адаптации ребенка к школе я придерживалась следующих направлений в работе.
- использование здоровьесберегающих технологий обучения;
- использование игры как средства обучения;
- создание комфортных условий взаимодействия в ученическом коллективе;
- формирование учебных умений у первоклассников;
- развитие коммуникативных способностей.
Для оценки успешности адаптации первоклассников мне было необходимо:
• Проанализировать данные о заболеваемости первоклассников и их обращениях за медицинской помощью в школе за исследуемый период.
• Опросить родителей.
• Сделать экспертную оценку детей.
• Провести групповое обследование первоклассников с помощью методики личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Процедуры диагностики и способы обработки данных
1. Опрос родителей. Обработка данных, полученных с помощью опросника, помогла оценить физиологическую адаптацию по следующим уровням:
• Достаточный уровень (психосоматических симптомов, заболеваний нет).
• Частичный уровень (изредка имеют место функциональные нарушения).
• Недостаточный уровень (имели место заболевания, наблюдается психосоматическая симптоматика).
2. Анализ данных медицинской статистики:
• Болезни первоклассников в адаптационный период.
• Обращения за медпомощью по поводу возможной психосоматической симптоматики и травм.
• Отказы родителей от плановых прививок, мотивированные плохим самочувствием ребенка.
3. Экспертная оценка учителя учебной деятельности учеников в следующих трех категориях:
• первоклассник усваивает школьную программу полностью
• первоклассник усваивает школьную программу частично
• первоклассник не усваивает школьную программу
4. Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики».
Методической основой теста является цвето-ассоциативный эксперимент. Тест позволяет провести диагностику эмоциональной сферы ребенка, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций, что делает его особенно ценным с точки зрения анализа эмоционального отношения ребенка к школе.
Статистическая характеристика уровня адаптации учеников 1 класса
Критерий |
Высокий |
Средний |
Низкий |
|||
Кол. |
% |
Кол. |
% |
Кол. |
% |
|
Физиологический |
7 |
87,5% |
1 |
12,5% |
0 |
0% |
Деятельностный |
5 |
62,5% |
2 |
25% |
1 |
12,5% |
Эмоциональный |
7 |
87,5% |
1 |
12,5% |
0 |
0% |
Результат диагностики показал достаточный уровень адаптации к жизни в школе 1 класса. Более благополучно выглядит уровень сформированности физиологического критерия. Больше всего проблем диагностировано в эмоциональном и деятельностном критерии, что может свидетельствовать о проблемах в общении и взаимодействия внутри нового детского коллектива. Поэтому я пришла к выводу о необходимости построения системы педагогической поддержки первоклассников, направленной на адаптацию детей к школьной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что адаптация - это процесс взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой. Адаптация младшего школьника включает усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности. Значение этого периода вхождение в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Повторное диагностическое исследование уровня социальной адаптации первоклассников к школе проводилось 30.10.2015 г.
Для проведения повторного исследования использовались следующие методики: методика «Рисунок класса», анкета «Оценка уровня школьной мотивации».
Повторные результаты по методике «Рисунок класса»: видна положительная динамика: большая часть учеников продемонстрировали познавательный интерес к обучению, что свидетельствует об их адекватные оценки своего социального статуса – ученик; многие определили свое место рядом с учителем, что демонстрирует его авторитет. Меньшая часть учеников демонстрирует игровую позицию, несмотря на несоответствие учебной позиции, данная позиция с точки зрения социальной адаптации также благоприятна.
Повторные результаты анкеты «Оценка уровня школьной мотивации». По повторным результатам анкеты было выявлено, что высокий уровень школьной мотивации и учебной активности показали 8 учеников. Все ученики 1 класса успешно прошли социальную адаптацию к школе.
Таким образом, программа «Социальная адаптация первоклассников к школе» разработана по направлениям работы социальной адаптации первоклассников к школе и охватывает всю сферу школьной жизни первоклассников. Предложенный комплекс адаптационных занятий направлен на создание положительного эмоционального фона в классе и помогает познакомиться ребятам внутри своего коллектива. Адаптационные занятия дают возможность наблюдать за развитием отношений между детьми, способствуют сплочению коллектива, учат первоклассников выражать свои мысли и отстаивать свою позицию перед коллективом, снижают эмоциональное напряжение учеников. Комплексная реализация программы способствует быстрой и успешной социальной адаптации первоклассников к школе. Результаты повторного исследования демонстрируют положительную динамику процесса социальной адаптации первоклассников к школе.
В теоретической части проекта я поставила перед собой задачу: определить и экспериментально апробировать наиболее эффективную систему педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни. Основываясь на выводах, сделанных при изучении литературы по теме проекта, был разработан и апробирован проект системы педагогической поддержки первоклассников в период адаптации к школьной жизни.
Воспитательная работа в 1 классе строилась с учетом тех целей, которые помогли бы ученику наиболее комфортно чувствовать себя в новом школьном коллективе:
- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;
- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;
- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;
- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;
- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
В ходе реализации проекта осуществлялось включение первоклассников в систему коллективных отношений; происходило освоение младшими школьниками правил поведения в школе; осуществлялись комфортные условия перехода от игровой деятельности к учебной.
Повторная диагностика, проведенная в 1 классе, показала положительную динамику адаптации детей к школьной жизни.
Результаты, полученные в ходе реализации проекта: Первая группа детей ( 6 детей) адаптировалась к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро влились в коллектив, освоились в школе, приобрели новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября произошло освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей (2 ученика) имела длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затянулся: дети не могли принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми, испытывали трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих детей стали адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Заключение
Адаптация младшего школьника – постепенное приспособление ребенка к жизни в социуме в соответствии с новой для него ситуацией школьного обучения.
Процесс адаптации ребенка во многом зависит от обстановки в классе, от того, насколько интересно, комфортно, безопасно чувствует себя ребенок во время уроков, в ситуации взаимодействия с учителем и одноклассниками. Поэтому в практике своей работы я использовала групповые формы работы на уроке, групповые творческие внеклассные дела, которые развивают дружеские отношения у детей, специальные игровые упражнения, которые помогают детям быстрее войти в непривычный мир школьной жизни, освоить новую социальную позицию школьника, создавала в классе атмосферу доброжелательного и конструктивного взаимодействия, позволяющую детям ослабить внутреннее напряжение, познакомиться друг с другом, подружиться.
Анализ деятельности в МОУ «Василевская школа» Амвросиевского района ДНР по адаптации первоклассников к школе показал, что работа по социальной адаптации первоклассников проводится по двум направлениям: работа с родителями, работа с первоклассниками. Работа с первоклассниками длится на протяжении всего учебного года и включает в себя: игровые разминки в учебное время, элементы игровой деятельности на уроке, школьные мероприятия, кружки по интересам.
Вывод:
Таким образом, направления работы по социальной адаптации первоклассников к школе носят разносторонний характер взаимодействия всех специалистов образовательной организации и затрагивают все сферы школьной жизни первоклассников. К направлениям работы по социальной адаптации первоклассников к школе относят: создание благоприятной адаптационной среды для первоклассников, оптимизация учебной деятельности первоклассников, оздоровительно-медицинская работа по сохранению психического, физического и социального здоровья первоклассников, оптимизация внеучебной деятельности первоклассников и профилактическая работа по предупреждению школьной дезадаптации с учащимися первых классов и их законными представителями. Работа по социальной адаптации первоклассников к школе должна носить организованный и планомерный характер и выполняться всеми субъектами педагогического процесса.
Трудности социальной адаптации первоклассников к школе заключаются изменении уклада жизни ребенка, высокой физической и интеллектуальной школьной нагрузки, необходимости выстраивания дружеских взаимоотношений с новым коллективом и учителями, изменением социального статуса и взаимоотношений в семье, неприязни новой социальной роли и отсутствием интереса к обучению.
Работа по социальной адаптации первоклассников к школе носила планомерных характер и проводилась на всех уровнях жизнедеятельности первоклассника, включала в себя организацию благоприятной адаптационной среды в классе и коллективе, оптимизацию учебной деятельности первоклассников: строгое соблюдение режима школьной жизни первоклассников, оздоровительно-медицинскую работу, оптимизацию внеучебной деятельности первоклассников, а также проведение профилактической работы по предупреждению школьной дезадаптации с первоклассниками. Результатом комплексной работы в школе по социальной адаптации первоклассников является успешная социальная адаптация первоклассников.
Таким образом, в ходе реализации данного проекта можно сделать вывод, что задачи реализованы, цель достигнута.
Литература
Список литературы:
1.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Педагогика, 1956. – 520 с.
2.Гумерова А.Р., Валеева Р.К. К проблеме адаптации первоклассника // Академический журнал Западной Сибири. 2012. № 5. С. 11-12.
3.Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М: Изд-во Академия, 2002. - 384 с.
4.Эльконин, Д.Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 2007. - № 5 - С. 23-28.
5. Сорокина В.В. Психологическое неблагополучие детей в начальной школе. Диагностика и пути преодоления. М.: Генезис, 2007. 191 c.
6. Соловьева Д. Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопросы психологии. 2012. № 4. С. 23–31.
7.Баданина, Л. П. Адаптация первоклассника: комплексный подход [Текст] /Л. П.
8.Герц, Е. Н. Психологическая адаптация учащихся 1-х классов [Текст] / Е. Н. Герц, Е. А. Кутузова // Завуч начальной школы.-2008.- № 4. - С. 59-66.
9.Диагностика школьной дезадаптации [Текст] / под ред. С.А.Беличевой. - М.: Сфера,1995. – 360с. [Текст] / О. Н. Лазарева // Начальная школа. - 2007. - № 10. - С. 102-105.
10.Лямина, Е. М. Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению: (подпрограмма к Образовательной программе школы) [Текст] / Е. М. Лямина // Завуч начальной школы.-2007.-№ 6. - С. 74-87.
11. Ушакова, Е. М. Чем можно помочь первокласснику? [Текст] / Е. М. Ушакова // Директор школы. - 2005. - № 6. - С. 104-106.
12.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 672 с.
13.Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереотип. / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж 1997. 352 с.
14.Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е., Кравцова Е.М., Москвина О.А., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под редакцией Дубровиной И.В. М.: Просвещение, 2003. 148 с.
15.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб: Питер, 2001. 752 с.
16.Ковалева Г.С., Нурминская Н.В., Гапонова Н.В., Давыдова Е.И. Готовность первоклассников к обучению в школе // Народное образование. 2011. № 6. С. 163-172.
17.Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.4 / Сост.: Виноградова М.Д., Фролов А.А. М.: Педагогичека, 1984. 400с.
18.Макаренко А.С., Педагогические сочинения: в 8-ми т. Т.5 / Сост.: Гордин Л.Ю., Фролов А.А. М.: Педагогика, 1985. 336с.
19.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. Издание 3-е, стереотипное. М.: Тривола, 1998. 352 с.
20.Методика «Рисунок класса». Портал: Будни школьного психолога. [Электронный ресурс]. URL: http://psy-office.ru/metodika-risunok-klassa/
№5. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestnik-kafu.info/journal/21/866/
21.Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь. С. 264.
22.Давыдов В.В. Психологические проблемы учебной деятельности школьника. Советская Россия. Москва, 1977. 311с
Приложение 1.
Анкета для оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лускановой
1. Тебе нравится в школе?
• не очень
• нравится
• не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
• чаще хочется остаться дома
• бывает по-разному
• иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
• не знаю
• остался бы дома
• пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
• не нравится
• бывает по-разному
• нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
• хотел бы
• не хотел бы
• не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
• не знаю
• не хотел бы
• хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
• часто
• редко
• не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
• точно не знаю
• хотел бы
• не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
• мало
• много
• нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
• нравятся
• не очень
• не нравятся
Приложение 2
Воспитательное мероприятие
«Семейные посиделки»
Цель:
- развивать умение общаться с одноклассниками;
- развивать умение держаться на сцене;
- воспитывать уважение к родителям, бабушкам и дедушкам;
- воспитывать любовь к семейным ценностям, традициям.
Задачи:
• Раскрыть понятия «семья» и «счастливая семья», выявить ее особенности.
• Способствовать укреплению у детей чувства благодарности к родителям, бабушкам и дедушкам.
• Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус.
• Создавать условия для осознания значимости семьи как для самого ребенка, так и для общества.
• Развивать речь, внимание, мышление, память.
• Создать комфортную ситуацию для творческого самовыражения учащихся, проявления их активности.
• Способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
• Продолжить работу по сплочению классного коллектива
^ Ход мероприятия:
Учитель:
Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. -У каждого человека есть свой дом. И, где бы мы ни были, мы всегда помним о нем. Он притягивает нас своим теплом. Дом – это не только крыша над головой, но и твоя семья – самые близкие тебе люди. А в семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собираться вместе за праздничным ужином, принарядиться не для гостей, а для себя и своих детей, поставить любимую песню, порадовать близких подарком.
Учитель : а сейчас прослушайте стихотворение которое нам расскажет Ванечка про семейный круг.
Ваня:
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Учитель:
- Во всем мире люди живут в самых разнообразных домах. Ребята, а знаете ли вы, как они называются? Вот это сейчас мы и проверим (Викторина для детей)
1. Крестьянский дом в украинской и белорусской деревне. Хата.
2. Жилище на колесах у кочевых народов. Кибитка.
3. Хижина из ветвей, кожи, коры у индейцев Северной Америки. Вигвам.
4. Дворец и крепость рыцарей, феодалов. Замок.
5. Постройка из жердей, покрытых ветками, соломой, травой. Шалаш.
6. Крытое углубление в земле, вырытое для жилья. Землянка.
7. Временное помещение из натянутой на остов ткани. Палатка.
Учитель: Молодцы ребята вы хорошо справились с заданием!
Семья- для каждого из нас самое главное, самое нужное в жизни. И если в семье царит взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье.
А сейчас Настенька расскажет нам стихотворение про семью.
Настя:
Семья родная, словно бригантина,
Расправила, как крылья, паруса.
Она плывет по круговерти жизни,
Чтоб нам открыть простые чудеса!
Семья нам открывает чудеса,
Которых мы пока еще не знали.
А мы, набрав ветрами паруса,
Спешим открыть синеющие дали!
«Мама – это единственный человек на свете, который готов на любой поступок для собственного ребенка и только она способна одна заменить всех. Но никто не сможет ее заменить, даже если будет сильно стараться».
Учитель: Ребята, скажите, вы хорошо знаете своих мам? А ваши мамы любят музыку? Ну тогда этот музыкальный конкурс для вас. «Угадай о ком или о чем песня». Ну что мамочки, вы готовы? Тогда начнём!
1. Если с ним ты вышел в путь. ….Друг
2. Она все лежит и на солнышко глядит…… Черепаха.
3. Они такие чудесные – с книгою, с дружбою, с песнею…… Школьные годы.
4. Не крутите вы его, не найдете вы на нем той страны особой, о которой мы поем. …..Глобус.
5. Представьте себе – зелененький он был…... Кузнечик.
6. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. ……Антошка.
7. Они сделаны из цветочков и звоночков……. Девчонки.
8. Они бегут неуклюже. ……Пешеходы.
9. Он бежит, качается…….. Голубой вагон.
10. Рисунок мальчишки. ……Солнечный круг.
11. С нею весело шагать по просторам. ……Песня.
12. От нее станет всем теплей. ……Улыбка.
13. Она – объеденье, пионеров идеал…… Картошка.
Учитель: Как хорошо ваши мамы справились с заданием! Вы согласны со мной ребята?
Ребята как вы думаете легко ли быть мамой?
А сейчас Сонечка расскажет стихотворение «Мамой быть просто»
Мамой быть просто.
Мамой очень просто быть,
Лишь с утра до ночи
Папе надо говорить:
«Я устала очень!»
Нет, нетрудно мамой быть:
Раз – готов обед,
Ну, посуду взять помыть –
Дел ведь больше нет.
Между прочим, постирать,
Сшить чего-нибудь.
Если веник в руки взять,
Можно отдохнуть.
Мне косичку заплести,
Книжку почитать,
Брата в садик отвести,
Папе шарф связать.
Я помочь решила ей
И скажу вам прямо:
Нет работы тяжелей,
Чем работать мамой!
Учитель: «Самая трудная работа - быть матерью, ведь она не знает выходных и даже минутных передышек. Мама всегда в заботах, при этом беспокоиться не только о своих проблемах, но и о делах близких, родных».
Учитель: Ребята, а вы делали когда-нибудь украшение для мам своим руками? Ну тогда следующий конкурс для Вас.
Конкурс «Бусы для мамы»: Нанизать макароны на нитку.
Учитель: Ребята, посмотрите какие замечательные бусы у вас получились, и какие мамочки стали красивые!
Учитель.
Все мы с вами знаем что ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Надежность отца, его чуткость по отношению к детям, матери, бабушке, стремление сделать семейную жизнь более интересной, счастливой – все это переходит на детей: мальчиков учит быть настоящими мужчинами и впоследствии хорошими мужьями, и отцами, а дочерей побуждает сравнивать своих друзей с отцом, более критично относиться к своим избранникам.
А сейчас Ванечка нам расскажет стихотворение про папу.
Ваня:
У меня уехал папа далеко.
Мне без папы, если честно, нелегко.
Папа, если хочет, может песню спеть,
Если холодно, теплом своим согреть.
Папа может сказку прочитать,
Мне без папы трудно засыпать.
Поднимусь и тихо встану у дверей.
Милый папа, возвращайся поскорей!
Учитель: А сейчас ещё один конкурс для вас ребята, а называется он« Для кого?» я буду называть предметы. А вы быстро отвечать, кто в семье этим пользуется чаще всего. А мамы проверят хорошо ли вы знаете свою семью.
Диван, веник, телевизор, спицы, мяч, телефон, тетрадь, посуда, магнитофон, кресло, газета, стиральная машина, кроссворд, утюг, дневник, мусорное ведро, кожаный ремень, компьютер.
Учитель: Какие вы молодцы и с этим заданием справились.
А сейчас нам расскажет стихотворение Сашенька про бабушку
Саша:
Целый день я осторожно возле бабушки кручусь
И всему, что только можно, у бабули научусь!
Сколько в ней любви и ласки!
Помнит множество стихов.
Слушать бабушкины сказки
Можно хоть до петухов.
Учитель: Знаете, говорят, что мама своего ребёнка поймёт и без слов? А мы сегодня проверим, смогут ли дети без слов понять своих мам! У меня на листочках написаны слова, ваша задача показать жестами, движениями то, что там написано, но не произнося ни звука. Ребята, а ваша задача отгадать что и кого показывают ваши мамы.
-собака –кошка –корова –лисичка –зайчик –мишка -жабка
Учитель: Ребята, какие у вас мамы артистичные! Молодцы, хорошо справились с заданием.
Учитель: А сейчас Кирилл расскажет нам стихотворение про дедушку.
Кирилл:
Такая у деда растет борода,
Что я на нее удивляюсь всегда.
«С ним, - мама сказала,-
Не будешь в беде:
У дедушки много ума в бороде».
И, правда: попросят родные совет,
Погладит он бороду – скажет в ответ.
Завидую дедушке я иногда,
Скорей бы росла у меня борода.
Учитель: А сейчас ещё один конкурс. Конкурс рисунков и в этом конкурсе дети будут работать в паре со своими мамами: Я буду говорить какую часть тела человека нужно нарисовать, а вы по очереди будете рисовать с закрытыми глазами. (голову, свитер, левую ногу, правую руку, нос, брюки, обувь, волосы, левую руку, правую ногу, глаза, рот)
Учитель: посмотрите какие замечательные рисунки получились у всех вас! Молодцы!
А сейчас Полинка хочет прочитать нам стихотворение.
Полина:
Любите нас такими, какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети,
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем
Быть благодарными учите
Любви родительской, огнем
Любовь ответную будите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает.
Учитель:
И на этих замечательных словах завершается наша встреча! Уважайте друг друга, встречайте вместе праздники и будни. Всех вам благ! До скорых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.