Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Болотного Болотнинского района
Новосибирской области
Проектная работа
Неполные предложения в рассказах А.П.Чехова
(«Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»)
Кубасов Максим,
учащийся 9 б класса,
Руководитель:
Фомина Ирина Владимировна,
учитель русского языка и литературы.
Болотное, 2020 год
С О Д Е Р Ж А Н И Е
I.Введение |
3-4 |
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 1.Типы неполных предложений |
4-5 |
2.1.Контекстуальные неполные предложения в рассказах А.П. Чехова |
5-7 |
2.2.Ситуативные неполные предложения в рассказах А.П. Чехова |
7-8 |
2.3.Эллиптические предложения в рассказах А.П. Чехова |
8 |
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
8 |
IV. Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРы |
9 |
I.ВВЕДЕНИЕ
К неполным (неполносоставным) предложениям относились те предложения, в составе которых не достаёт тех или иных членов, как главных, так и второстепенных. Сигналами неполноты данных предложений можно считать следующие грамматические показатели:
1) Отсутствие одного из главных членов предложения;
2) Определение, согласующееся с не названным определяемым;
3) Отсутствие необходимых, в некоторых случаях, прямых дополнений при переходных глаголах;
4) Наличие глаголов, нуждающихся в обстоятельственных конкретизаторах, но не имеющих их;
Неполным являются предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (или группа членов); пропуск его подтверждается наличием зависимых слов в составе предложения, а также данными контекста или ситуации речи.
Актуальность избранной темы обусловлена следующими факторами:
Во-первых, недостающим количеством материала по данной теме;
Во-вторых, недостаточным, на мой взгляд, вниманием к неполным предложениям общеобразовательной школе(а следовательно, трудности в изучении данной темы.)
Объектом исследования являются рассказы А.П.Чехова.
Предметом нашего исследования являются неполные предложения в рассказах А.П.Чехова.
Цель работы: изучить функционирование типов неполных предложений в рассказах А.П.Чехова.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) Изучить научную литературу по данной теме;
2) Сделать выборки из произведений А.П.Чехова;
3) Проследить употребление неполных предложений в авторской речи, речи персонажей;
4) Попытаться определить роль неполных предложений в организации текста.
5) Создание презентации к уроку по теме «Неполные предложения»
В ходе исследования фактического материала были использованы:
· методы анализа (непосредственная работа с текстом, подборка необходимой литературы для написания научной работы),
· описания (разбор и анализ карточек),
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.Типы неполных предложений
В современной учебной литературе принято деление неполных предложений на контекстуальные, ситуативные, эллиптические [1]
Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).
Среди контекстуальных предложений выделяются:
1) Простые предложения с неназванными главными или второстепенными
членами (отдельно или по группам).
2) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.
3) Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.
В свою очередь, контекстуальные предложения представляют собой неполные предложения монологической речи (неполносоставные) или неполные предложения диалогической речи (реплики диалога).
1Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.
Ситуативные реплики — один из продуктивных видов грамматически неполных предложений, характерный для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия и представления, необходимые для понимания высказывания, но словесно в составе данной ситуативной реплики не выраженные. При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывается ситуация, и в этом описании может быть то слово, которое отсутствует в самой ситуативной реплике, но необходимо для ее грамматической полноты. Реплики побудительного значения обычно состоят из одного слова или словосочетания. Между тем этот единственный член достаточно полно и ясно, без вспомогательных средств выражает в данных условиях определенное содержание. Формы ситуативных предложений данной группы зависят от того, какое содержание требуется выразить. Если в предложении заключено требование подать, доставить какой-либо предмет, то употребляется имя существительное в винительном или родительном падеже.
Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, то есть в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в "восстановлении" сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, так как в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.
2.1 Неполносоставные контекстуальные предложения
в рассказах А.П.Чехова
Многочисленную группу в тексте в рассказах А.П.Чехова составляют неполносоставные контекстуальные предложения. Так в предложении из рассказа «Толстый и тонкий» я выделил несколько предложений данного типа:
1. «Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».
Третье предложение в составе многочленного предложение является неполным, так здесь отсутствует сказуемое, названное в предыдущем предложении.
2. «Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею»
В простом предложении с однородными членами отсутствует сказуемое служу , оно названо также в предыдущем предложении.
В рассказе «Хамелеон» неполносоставные предложения являются самостоятельной синтаксической единицей.
Неполносоставное предложение, взятое само по себе, является неполным; так как в нем нарушены синтаксические связи и отношения.
Нарушение синтаксических связей и отношений в рассказах обусловлено отсутствием главных или второстепенных членов предложений.
а) пропуск подлежащего.
В этих предложениях подлежащее не употреблялось в том случае, если оно названо в соседнем предложении и являлось в нём так же подлежащим или каким-либо другим членом предложения.
Собачонка ничего себе... Шустрая такая.
— Это, кажись, генерала Жигалова!
Вестимо, генеральская!
б) пропуск сказуемого.
· при помощи сказуемого в значительной степени выражается то новое, что сообщается в предложении;
· именно в сказуемом обычно заключается основное синтаксическое значение предложения – предикативность.
Показателем пропуска сказуемого является контекст, в котором оно обозначено. Внутри неполносоставного предложения на пропуск сказуемого указывают зависимые формы второстепенных членов, относящихся к сказуемому.
— Почему тут? Это ты зачем палец?
В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут?
в) пропуск главных членов предложения.
Предложений с пропуском двух главных членов встречаются редко
— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец...
Первая часть неполносоставная , потому что в ней отсутствует грамматическая основа: я шёл поговорить, вторая часть также неполное предложение. Здесь не сказемого.
2.2. Ситуативные неполные предложения
в рассказах А.П.Чехова
В структурах ситуативных неполных предложений пропущенный член (главный или второстепенный) не употребляется учитывая ситуацию речи, с которой он понятен. Например, в процессе общения двух или более лиц часто не называются понятные для говорящих вещи. Например, в рассказе «Злоумышленник» :
— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?
— Чаво?
— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?
— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок.
— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?— Гайка-то?
Ответные реплики Дениса Григорьева являются неполными ситуативными предложениями.
Широкой сферой использования ситуативных неполных предложений является диалогическая речь, в котором (особенно в репликах ответных, как в приведённом выше примере ) пропущенные главные и второстепенные члены, нередко одновременно. В таком случае неполное предложение представляет собой рему(что говорит автор).
2.2. Эллиптические предложения
в рассказах А.П.Чехова
Эллиптические предложения обычно соотносятся с полными,
в которых сказуемые выражены:
1) глаголами бытия, наличия, обнаружения, восприятия: Вокруг тишина.. [«Хамелеон»];
2) глаголами речи: Он – ему вслед, негромко.. [«Злоумышленник»];
3) глаголами движения: В тюрьму… Мне некогда, мне надо на ярмарку [«Злоумышленник» ];
4) глаголами действия (схватить, толкнуть,
ударить, бросить и т.д.):
По какому это случаю тут? [«Хамелеон»].
Лексическая
ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения
эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны.
Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, неполные предложения имеют место не только в монологической, но и в диалогической речи и являются весьма продуктивными в рассмотренных мной рассказах А.П. Чехова. Отмечу, что неполнота как главных, так и второстепенных членов не влияет на восприятие содержания текста.
IV. Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРы
1.Валгина, Н.С. «Современный русский язык: Синтаксис»: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с
2.Пешковский А.М. «Русский синтаксис в научном освещении»/Издательство Уч.пед.гиз РСФСР/1980
3.Рассказы А.П.Чехова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.