Проектная работа Неполные предложения в рассказах А.П.Чехова («Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»)
Оценка 4.8

Проектная работа Неполные предложения в рассказах А.П.Чехова («Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»)

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
русский язык
9 кл
17.11.2021
Проектная  работа  Неполные предложения в рассказах А.П.Чехова («Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»)
К неполным (неполносоставным) предложениям относились те предложения, в составе которых не достаёт тех или иных членов, как главных, так и второстепенных. Сигналами неполноты данных предложений можно считать следующие грамматические показатели: 1) Отсутствие одного из главных членов предложения; 2) Определение, согласующееся с не названным определяемым; 3) Отсутствие необходимых, в некоторых случаях, прямых дополнений при переходных глаголах; 4) Наличие глаголов, нуждающихся в обстоятельственных конкретизаторах, но не имеющих их; Неполным являются предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (или группа членов); пропуск его подтверждается наличием зависимых слов в составе предложения, а также данными контекста или ситуации речи.
Иссдедовательская работа.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г.Болотного Болотнинского района

Новосибирской области

 

 

 

 

Проектная  работа

Неполные предложения в рассказах А.П.Чехова

(«Злоумышленник», «Толстый и тонкий», «Хамелеон»)

 

 

 

     Автор:

Кубасов Максим,

учащийся 9 б класса,

Руководитель:

Фомина Ирина Владимировна,

учитель русского языка и литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Болотное, 2020 год

 

                                       С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

I.Введение 

3-4

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Типы  неполных предложений

4-5

2.1.Контекстуальные неполные предложения в рассказах А.П. Чехова

5-7

2.2.Ситуативные  неполные предложения  в рассказах А.П. Чехова

7-8

2.3.Эллиптические  предложения в рассказах А.П. Чехова

8

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

8

IV. Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРы

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.ВВЕДЕНИЕ

 К неполным (неполносоставным) предложениям относились те предложения, в составе которых не достаёт тех или иных членов, как главных, так и второстепенных. Сигналами неполноты данных предложений можно считать следующие грамматические показатели:

1)                Отсутствие одного из главных членов предложения;

2)                Определение, согласующееся с не названным определяемым;

3)                Отсутствие необходимых, в некоторых случаях, прямых дополнений при переходных глаголах;

4)                Наличие глаголов, нуждающихся в обстоятельственных конкретизаторах, но не имеющих их;

Неполным являются предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (или группа членов); пропуск его подтверждается наличием зависимых слов в составе предложения, а также данными контекста или ситуации речи.

Актуальность избранной темы обусловлена следующими факторами:

Во-первых, недостающим количеством материала по данной теме;

Во-вторых, недостаточным, на мой взгляд, вниманием к неполным предложениям  общеобразовательной школе(а следовательно, трудности в изучении данной темы.)

Объектом исследования являются рассказы А.П.Чехова.

Предметом нашего исследования являются неполные предложения в рассказах А.П.Чехова.

Цель работы: изучить функционирование типов неполных предложений в рассказах А.П.Чехова.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1)    Изучить научную литературу по данной теме;

2)    Сделать выборки из произведений А.П.Чехова;

3)    Проследить употребление неполных предложений в авторской речи, речи персонажей;

4)    Попытаться определить роль неполных предложений в организации текста.

5)    Создание презентации к уроку по теме «Неполные предложения»

В ходе исследования фактического материала были использованы:

·        методы анализа (непосредственная работа с текстом, подборка необходимой литературы для написания научной работы),

·        описания (разбор и анализ карточек),

 

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.Типы неполных предложений

В современной учебной литературе принято деление неполных предложений на контекстуальные,  ситуативные, эллиптические [1]

Контекстуальными называются неполные предложения с неназванными членами предложения, которые были упомянуты в контексте: в ближайших предложениях или в том же предложении (если оно сложное).

Среди контекстуальных предложений выделяются:

1)    Простые предложения с неназванными главными или второстепенными

членами (отдельно или по группам).

2) Сложные предложения с неназванной главной или придаточной частью.

3) Неполные предложения, составляющие часть сложного предложения с неназванным членом, имеющимся в другой части сложного предложения.

В свою очередь, контекстуальные предложения представляют собой неполные предложения монологической речи (неполносоставные) или неполные предложения диалогической речи (реплики диалога).

1Ситуативными называются неполные предложения с неназванными членами, которые ясны из ситуации, подсказаны обстановкой.

   Ситуативные реплики — один  из продуктивных видов грамматически неполных предложений, характерный для разговорной речи. Они употребляются в качестве полноценных единиц общения только в определенной ситуации. Сама обстановка речи подсказывает собеседникам понятия и представления, необходимые для понимания высказывания, но словесно в составе данной ситуативной реплики не выраженные.  При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывается ситуация, и в этом описании может быть то слово, которое отсутствует в самой ситуативной реплике, но необходимо для ее грамматической полноты. Реплики побудительного значения обычно состоят из одного слова или словосочетания. Между тем этот единственный член достаточно полно и ясно, без вспомогательных средств выражает в данных условиях определенное содержание. Формы ситуативных предложений данной группы зависят от того, какое содержание требуется выразить. Если в предложении заключено требование подать, доставить какой-либо предмет, то употребляется имя существительное в винительном или родительном   падеже.

Эллиптическими называются самостоятельно употребляемые предложения особого типа, спецификой структуры которых является отсутствие глагольного сказуемого, причем сказуемого, не упомянутого в контексте, то есть  в смысловом отношении не являющегося необходимым для передачи данного сообщения. Отсутствующее и не нуждающееся в "восстановлении" сказуемое, однако, участвует в формировании строя этих предложений, так как в них имеются второстепенные члены состава сказуемого. В этом отношении эллиптические предложения сближаются с неполными.

 

2.1 Неполносоставные контекстуальные  предложения

в рассказах А.П.Чехова

 

Многочисленную группу в тексте  в рассказах А.П.Чехова составляют неполносоставные контекстуальные  предложения. Так в  предложении  из рассказа «Толстый и тонкий» я выделил  несколько предложений данного типа:

1.                  «Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казенную книжку папироской прожег, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил».

Третье предложение в составе многочленного предложение является неполным, так здесь отсутствует сказуемое, названное  в предыдущем предложении.

2.                  «Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею»

В простом предложении с однородными членами  отсутствует сказуемое  служу , оно названо также в предыдущем предложении.

В рассказе  «Хамелеон» неполносоставные предложения являются самостоятельной синтаксической единицей.

 Неполносоставное  предложение, взятое само по себе, является неполным; так как в нем нарушены синтаксические связи и отношения.

Нарушение синтаксических связей и отношений  в рассказах обусловлено отсутствием главных или  второстепенных членов  предложений.

а) пропуск подлежащего.

В этих предложениях подлежащее не употреблялось в том случае, если оно названо в соседнем предложении и являлось в нём так же подлежащим или каким-либо другим членом предложения.

Собачонка ничего себе... Шустрая такая.

— Это, кажись, генерала Жигалова!

Вестимо, генеральская!   

б) пропуск сказуемого.

·                   при помощи сказуемого в значительной степени выражается то новое, что сообщается в предложении;

·                   именно в сказуемом обычно заключается основное синтаксическое значение предложения – предикативность.

Показателем пропуска сказуемого является контекст, в котором оно обозначено. Внутри неполносоставного предложения на пропуск сказуемого указывают зависимые формы второстепенных членов, относящихся к сказуемому.

— Почему тут? Это ты зачем палец?

В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

— По какому это случаю тут?

в) пропуск главных членов предложения.

Предложений с пропуском двух главных членов встречаются редко

— Насчет дров с Митрий Митричем,— и вдруг эта подлая ни с того, ни с сего за палец...

Первая  часть неполносоставная , потому что в ней отсутствует грамматическая основа: я шёл поговорить, вторая  часть также неполное предложение. Здесь не сказемого.

 

2.2. Ситуативные неполные предложения

в рассказах А.П.Чехова

 

В структурах ситуативных неполных предложений пропущенный член (главный или второстепенный) не употребляется учитывая ситуацию речи, с которой он понятен. Например, в процессе общения двух или более лиц часто не называются понятные для говорящих вещи. Например, в рассказе «Злоумышленник» :

— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?

— Чаво?

— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос: для чего ты отвинчивал гайку?

— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок.

— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?— Гайка-то?

 

Ответные реплики  Дениса Григорьева являются неполными  ситуативными предложениями.

Широкой сферой использования ситуативных неполных предложений является диалогическая речь, в котором (особенно в репликах ответных, как в приведённом  выше примере ) пропущенные главные и второстепенные члены, нередко одновременно. В таком случае неполное предложение представляет собой рему(что говорит автор).

 

2.2. Эллиптические предложения

в рассказах А.П.Чехова

Эллиптические предложения обычно соотносятся с полными, в которых сказуемые выражены:
1) глаголами бытия, наличия, обнаружения, восприятия: Вокруг тишина..
[«Хамелеон»];

2) глаголами речи: Он – ему вслед, негромко.. [«Злоумышленник»];
3) глаголами движения:  В тюрьму…
Мне некогда, мне надо на ярмарку [«Злоумышленник» ];
4) глаголами действия (схватить, толкнуть, ударить, бросить и т.д.):

По какому это случаю тут? [«Хамелеон»].
Лексическая ограниченность отсутствующих глаголов-сказуемых проявляется в однотипности построения эллиптических предложений: члены, их составляющие, немногочисленны. Второстепенные члены в них либо обстоятельства места и реже времени или причины.

 

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, неполные предложения имеют место не только в монологической, но и в диалогической речи и являются весьма продуктивными в рассмотренных мной рассказах А.П. Чехова. Отмечу, что неполнота как главных, так и второстепенных членов не влияет на восприятие содержания текста.

 

IV. Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРы

1.Валгина, Н.С.  «Современный русский язык: Синтаксис»: Учебник/Н.С. Валгина. — 4-е изд., испр. — М.: Высш. шк., 2003 — 416 с

2.Пешковский А.М. «Русский синтаксис в научном освещении»/Издательство Уч.пед.гиз РСФСР/1980

3.Рассказы А.П.Чехова.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г

С О Д Е Р Ж А Н И Е I

С О Д Е Р Ж А Н И Е I

I . ВВЕДЕНИЕ К неполным (неполносоставным) предложениям относились те предложения, в составе которых не достаёт тех или иных членов, как главных, так и второстепенных

I . ВВЕДЕНИЕ К неполным (неполносоставным) предложениям относились те предложения, в составе которых не достаёт тех или иных членов, как главных, так и второстепенных

Попытаться определить роль неполных предложений в организации текста

Попытаться определить роль неполных предложений в организации текста

При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывается ситуация, и в этом описании может быть то слово, которое отсутствует в самой ситуативной реплике, но…

При передаче ситуативной реплики в письменной речи непременно описывается ситуация, и в этом описании может быть то слово, которое отсутствует в самой ситуативной реплике, но…

Третье предложение в составе многочленного предложение является неполным, так здесь отсутствует сказуемое, названное в предыдущем предложении

Третье предложение в составе многочленного предложение является неполным, так здесь отсутствует сказуемое, названное в предыдущем предложении

Почему тут? Это ты зачем палец?

Почему тут? Это ты зачем палец?

Широкой сферой использования ситуативных неполных предложений является диалогическая речь, в котором (особенно в репликах ответных, как в приведённом выше примере ) пропущенные главные и второстепенные…

Широкой сферой использования ситуативных неполных предложений является диалогическая речь, в котором (особенно в репликах ответных, как в приведённом выше примере ) пропущенные главные и второстепенные…

IV . Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

IV . Список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.