Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"
Оценка 5

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
психологическая работа
12.09.2020
Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"
Проектная работа 11 класс.docx

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ                                                                 

«Изучение социально -психологического климата»

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 11 класса                    

              Новикова А.Д.

          Педагог-психолог: Габодзе Е.П.     

 

 

 

 

 

2018-2020

 

 

Оглавление

 

1.Введение…………………………………………………………………. 3

Глава 1 Теоретические аспекты социально-психологического климата

1.1 Понятие «социально-психологический климат» в психологии…….  5

1.2 Особенности формирования и развития

социально-психологического климата…………………………………... 10

Глава 2 Исследование социально-психологического климата

2.1 Определение индекса групповой сплоченности.……………………12

2.2Выявление уровня тревожности………………………………………15

2.3 Выявление  уровня агрессивности……………………………………16

2.4  Заключение……………………………………………………………. 17

Список использованных источников………………………………….....  18
Приложение

 

 

 

 

 

 

 

                                                    

 

Введение

Социально-психологический климат–всегда строится на межличностных отношениях. Поэтому является показателем их состояния. Класс-это малая часть общества, которая сопровождает человека на протяжении всего жизненного пути. С малых лет родители прививают ребёнку умение контактировать с окружающими его людьми. В школе эти способности развиваются и совершенствуются.

Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, так человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть успешным в одной группе и совершенно не проявиться в другой.  В своей работе я  попыталась  рассмотреть влияние психологического климата на развитие личности каждого члена группы.Именно это и послужило поводом для написания исследовательской работы.

Цель работы:изучение социально-психологического климата в классном коллективе.

Задачи:

1.     Изучить теоретический материал по теме.

2.     Исследовать  характер межличностных отношений вклассном  коллективе

3.      Выявить зависимость агрессивности и тревожности от уровня сплоченности в классе.

Гипотеза:  сплоченность класса влияет на  агрессивность и тревожность учащихся.

Объект исследования: учащиеся 10 класса в количестве 21 человека

Предмет исследования: межличностные отношения в классе

Методы исследования:изучение и анализ литературы по данной теме,

 анкетирование, статистический метод.

 

Глава 1 Теоретические аспекты социально-психологического климата.

1.1   Понятие «социально-психологический климат» в психологии.

     В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми. Психологический климат – это психологический настрой в коллективе, формирующийся под воздействием специфической для данного коллектива совокупности социально-экономических и психологических факторов.

     Психологический климат – от греч. Mima (klimatos) – наклон) – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

     Структура социально-психологического климата определяется системой сложившихся в коллективе отношений между его членами и может быть охарактеризована элементами, представляющими собой синтез общественных и межличностных отношений. Через общественные отношения раскрывается социальное содержание личных отношений людей в коллективе.Межличностные отношения – это организационно-технологические взаимодействия, статусно-ролевая взаимосвязь, административно-психологическое взаимовлияние, эмоционально-логическое взаимопознание. Они возникают на основе предметно-практической деятельности коллектива, задаются материально-техническими, организационно-управленческими и другими условиями его жизнедеятельности. Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает В.В. Бойко(1) , предстает в виде взаимоотношений людей (сотрудничества, соревнования, сплоченности, совместимости, дружбы, согласия), а также в виде качеств личности, от которых зависят психологические особенности общения людей в коллективе.

     Удовлетворенность взаимоотношениями по горизонтали (с товарищами) и по вертикали (с руководителями) рассматривается как важный показатель социально – психологического климата в трудовом коллективе. Показатели удовлетворенности взаимоотношениями по горизонтали тесно связаны с частотой обсуждения в коллективе вопросов, непосредственно связанных с работой, а также с частотой контактов членов коллектива в свободное от работы время. В самой официальной обстановке между людьми так или иначе складываются личные отношения и они не могут не влиять на общую атмосферу в коллективе, на общий характер, стиль, тон взаимоотношений в группе.
       Очень  важная роль отводится психологической совместимости. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

     Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге – большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований Н.Н. Обозова (2), отметим следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости:

1) результаты деятельности;

2) эмоционально-энергетические затраты ее участников;

3) их удовлетворенность этой деятельностью.

 

    

     Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую совместимости.

     Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности.

     Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

     Выделяют четыре следующих типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

     Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива. Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие «социально-психологический климат».

    

 

     В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал Н.С. Мансуров (3), который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Целесообразно отметить, что среди основных факторов психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считается также, что психологический климат – это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач (связи задач).

     Часто суть психологического климата сводят к следующим психологическим явлениям:

– эмоционально-психологическому настрою группы;

– настроению группы; состоянию группы;

– психологическому единству членов группы;

     В отечественной психологии существует три основных подхода к пониманию природы психологического климата

     Сторонники первого подхода (Е.С. Кузьмин, К.К. Платонов) рассматривают климат как общественно-психологический феномен, как состояние коллективного сознания.

   Сторонники второго подхода (А.Н. Лутошкин) подчеркивают, что  характеристикой психологического климата является общий эмоционально-

психологический настрой. Климат понимается как настроение группы людей.

     Наиболее популярен третий подход, который позволяет анализировать психологический климат через особенности взаимоотношений людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом, поскольку при этом складывается система межличностных отношений, определяющих социальное и психологическое самочувствие каждого члена коллектива.

     По мнению К.К. Платонова и Г.Г. Голубева, социально-психологический климат – это такое свойство группы, которое определяется межличностными отношениями, создающими стойкие групповые настроения и мысли от которых зависит степень активности в достижении целей, стоящих перед группой.

     Б.Ф. Ломов включает в понятие психологический климат систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия, антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми (подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и волевое единство коллектива.

      Анализ различных точек зрения на содержание понятия социально-психологического климата позволяет сделать вывод, что он представляет собой социально-психологическое образование, которым опосредуется любая деятельность коллектива (группы). Специфика его состоит в том, что он представляет собой интегральную и динамическую характеристику психических состояний всех членов коллектива. Сложившиеся в коллективе отношения требуют от человека не любого, а вполне определенного стиля поведения. Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий.

 

 

1.2Факторы, влияющие на психологический климат в группе

   Среди основных факторов психологического климата называют отношения людей и условия совместной деятельности. Считается также, что психологический климат – это система норм, обычаев и значений, преобладающих в данной группе людей. Климат выражается способом зависимости членов группы или коллектива друг от друга (социальные связи), а также способом зависимости людей от совместно выполняемых функций или задач (связи задач). Можно выделить следующие качественные характеристики благоприятного психологического климата: доверие, свободное общение, поддержка, уверенность, внимание, желание и возможность развиваться интеллектуально, творческий подход к решению задач, проявление свободной инициативы. Противоположная ситуация в коллективе ведет к негативным и даже к самым необратимым последствиям. Неблагоприятны условия порождают усталость, апатию, незаинтересованность в общем деле, конфликты.

Большие группы людей следует подвергать более углублённому анализу для выявления причин неблагоприятного психологического климата с последующей корректировкой сложившейся ситуации.

    Обучение занимает значительную часть жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. И поэтому, важным условием благополучного развития является наличие вблагоприятного социально-психологического климата

Характеристика благоприятного социально-психологического климата:

1.      Должен преобладать бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении

2.     Отношения строятся на принципах сотрудничества, а также во взаимной помощи и доброжелательности

3.     У членов коллектива должен проявляться интерес к участию в совместных делах, а отсюда появляется желание вместе проводить свободное время

4.     В группе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.

5.     В отношениях между группировками должно существовать взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

1.     Преобладает подавленное настроение, пессимизм,

2.     Наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии друг к другу

3.     Коллектив заметно разделяется на "привилегированных" и "лишних"

4.     К некоторым презрительно относятся.  Слабых, нередко высмеивают, новички чувствуют себя лишними, чужими, и к ним часто проявляют враждебность

5.     Члены коллектива пассивны, некоторые стремятся отделиться от остальных

6.      Возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.

 

 

 

 

 

Глава 2 Исследование социально-психологического климата

2.1 Определение индекса групповой сплоченности.

Методика Сишора- Ханина.

Объектом исследования социально-психологического климата в классе, был выбран 10Б класс. Групповая сплоченность – чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое.

Диаграмма 1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаграмма3. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

 

 

 

 

Диаграмма 4. Каково отношение учеников к учебе в классе?

 

                                             

 

Диаграмма 5. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

 

 

      Таким образом, в развитии коллектива наблюдается положительная динамика по всем показателям. Учащиеся дорожат тем, что учатся в этом классе, у них доверительные отношения с классным руководителем. Уровень групповой   сплоченности соответствует высокому уровню

 

2.2.Выявление уровня тревожности.

 Методика «Шкала тревожности» (Кондаш)

     Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу. Преимущество шкал такого типа заключается, во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являющиеся для школьника основными источниками тревоги, и, во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

Диаграмма  6.  Уровень тревожности в классе.

 

 

 

2.3 Выявление  уровня агрессивности.

Диаграмма 7. «Тест на выявление агрессии»

 

 

     Тест показал, что класс в целом не является агрессивным, и все конфликтные ситуации разрешаются мирным путём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Заключение

     Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что человек очень тесно связан с обществом. И поэтому, пока учащиеся находятся в школе на протяжении ряда лет, у них формируются и развиваются межличностные отношения. Социально-психологический климат в 10Б  классе достаточно благоприятен, это подтверждается из  результатов методики Сишора-Ханина.

     Учащиеся дружелюбно настроены по отношению друг к другу, положительно оценивают цели и задачи, которые стоят перед ними, стремятся сообща решать вопросы, сохраняя и укрепляя класс, как единое целое, учтиво и доброжелательно относятся к новичкам, помогают им освоиться в коллективе.

По показателям сплочённости так же имеются неплохие результаты. Это говорит о том, что действия учеников и их работа в коллективе налажены и согласованы, существует удовлетворенность друг другом у учащихся, большая часть  класса показывает свою готовность к работе.При  высокой сплоченности класс  показывает сниженный уровень агрессивности и тревожности. Это хороший показатель адаптированности учащихся.

     Результаты тестов это подтвердили. Они лишний раз подчеркнули, что обстановка в классе спокойная, в классе отсутствуют конфликты. Моя гипотеза была подтверждена

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1.Д. Майерс «Социальная   психология»,Спб,2019

2.Соломон Аш «Психологические материалы»,М.,2005              

3.А. С. Макаренко «Педагогические методы воспитания»,М.,2011

4.Хелена Корнелиус,  ШошанаФэйр «Выиграть может каждый». М.,2013

5.Асмолов А.Г. «Личность как предмет психологического исследования», М., 2005.

6.Коломинский Я.Л. «Психология взаимоотношений в малых группах». Минск, 2017.

7.Кроник А.А. «Межличностное оценивание в группах». Киев, 2002.

8.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 2012.

9 .Мерлин B.C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2017.

10.Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М., 2018.

11.Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М., 2018.

12.Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 2012

13. https://fireman.club/conspects/sotsialno-psihologicheskiy-klimat-v-kollektive-profilaktika-i-korrektsiya/

14. https://www.sites.google.com/site/wedemployees/info/support

 

 

 

 

 

Приложение

Методика «ОЦЕНКА ГРУППОВОЙ СПЛОЧЕННОСТИ» (СИШОРА – ХАНИНА)

Цель: Оценить уровень сплоченности классного коллектива.

1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?

а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;

б) Участвую в большинстве видов деятельности;

в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;

г) Не чувствую, что являюсь членом коллектива;

д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;

е) Не знаю, затрудняюсь ответить.

2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

а) Да, очень хотел бы перейти

б) Скорее всего, перешел бы, чем остался

в) Не вижу никакой разницы

г) Скорее всего, остался бы в своем классе

д) Очень хотел бы остаться в своем классе

е) Не знаю, трудно сказать

 

 

3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

а) Лучше, чем в любом другом классе

б) Лучше, чем в большинстве классов

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов

г) Хуже, чем в большинстве классов

д) Хуже, чем в любом классе

е) Не знаю

4.Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?

а) Лучше, чем в любом другом классе

б) Лучше, чем в большинстве классов

в) Примерно такие же, как большинстве классов

г) Хуже, чем в большинстве классов

д) Хуже, чем в любом классе

е) Не знаю

5. Каково отношение учеников к учебе в классе?

а) Лучше, чем любом другом классе

б) Лучше, чем в большинстве классов

в) Примерно такие же, как и в большинстве классов

г) Хуже,чем в большинстве классов

д) Хуже, чем в любом классе

е) Не знаю

Все баллы, полученные учеником за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:

25-18 баллов - классный коллектив является для учащегося очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ученика. Он дорожит взаимоотношениями с остальными одноклассниками коллектива.

17-12 баллов – ученик хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для учащегося.

         11-6 баллов – нейтральное отношение учащегося к коллективу свидетельствует о наличии определённых благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить своё отношение в нём.

5 и менее баллов – нейтральное отношение к классу. Неудовлетворённость своим положением и ролью в нём. Возможна дезадаптация в его структуре.

Уровень агрессии в классе по отдельным параметрам.

Таблица 1.

№ п/п

Выявление агрессии

Да

1

Временами кажется, что в меня вселился злой дух.

33%

2

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен.

57%

3

Когда кто-то причиняет мне зло, я обязательно стараюсь отплатить тем же.

24%

4

Иногда мне без всякой причины хочется выругаться.

57%

5

Бывает, что я с удовольствием ломаю игрушки, что-то разбиваю.

33%

6

Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение.

57%

7

Я не прочь подразнить животных.

14%

8

Переспорить меня трудно.

38%

9

Очень сержусь, когда мне кажется, что кто-то надо мной подшучивает.

33%

10

Иногда у меня вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

19%

11

В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё наоборот.

5%

12

Часто не по возрасту ворчлив.

48%

13

Воспринимаю себя , как самостоятельного и решительного.

85%

14

Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

52%

15

Неудачи  вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых.

10%

16

Легко ссорюсь, вступаю в драку.

14%

17

Стараюсь общаться с младшими и физически более слабыми.

19%

18

У меня нередки приступы мрачной раздражительности.

48%

19

Не считаюсь со  сверстниками, не уступаю, не делюсь.

-

20

Уверен (-а), что любое задание выполняю лучше всех.

24%

 

     Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.                      

Высокая агрессивность – 15-20 баллов,

Средняя агрессивность – 7-14 баллов,

Низкая агрессивность – 1-6 баллов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Новоладожская средняя общеобразовательная школа № 1»

Оглавление 1.Введение…………………………………………………………………

Оглавление 1.Введение…………………………………………………………………

Введение Социально-психологический климат–всегда строится на межличностных отношениях

Введение Социально-психологический климат–всегда строится на межличностных отношениях

Предмет исследования : межличностные отношения в классе

Предмет исследования : межличностные отношения в классе

Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает

Единство содержания общественных и межличностных отношений, как считает

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую совместимости

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую совместимости

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал

В отечественной социальной психологии впервые термин «психологический климат» использовал

Сторонники второго подхода (А

Сторонники второго подхода (А

Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий

Эмоции одного члена группы определенным образом мотивируют поведение других членов, направляя их не только на осуществление целей деятельности, но и на устранение фрустрирующих воздействий

Характеристика благоприятного социально-психологического климата: 1

Характеристика благоприятного социально-психологического климата: 1

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии

В психологию понятие «климат» пришло из метеорологии и географии

Диаграмма 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

Диаграмма 2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?

Диаграмма3. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

Диаграмма3. Каковы взаимоотношения с классным руководителем?

Диаграмма 5 . Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

Диаграмма 5 . Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?

Диаграмма 6. Уровень тревожности в классе

Диаграмма 6. Уровень тревожности в классе

Тест показал, что класс в целом не является агрессивным, и все конфликтные ситуации разрешаются мирным путём

Тест показал, что класс в целом не является агрессивным, и все конфликтные ситуации разрешаются мирным путём

Заключение Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что человек очень тесно связан с обществом

Заключение Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что человек очень тесно связан с обществом

Список использованных источников

Список использованных источников

Приложение Методика «ОЦЕНКА

Приложение Методика «ОЦЕНКА

Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе? а)

Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе? а)

Хуже,чем в большинстве классов д)

Хуже,чем в большинстве классов д)

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен

Я не могу промолчать, когда чем-то недоволен

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"

Проектная работа "Социально-психологический климат в коллективе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.09.2020