«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»
Оценка 4.9

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации
Взрослым
02.11.2019
«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»
Правила выбора темы проекта Исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. • Выбор темы. • Постановка цели и задач. • Гипотеза исследования. • Организация исследования. • Подготовка к защите и защита работы. • Рефлексия Виды проектов. Тренировочное занятие в форме игры в своем классе. Итоговая рефлексия . По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
методология проектов.docx
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Дагестан «Республиканский центр образования»  «Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС» Учитель начальных классов  Панова Наталья Владимировна. г.Каспийск У   учащихся   младшего   школьного   возраста   наглядно­образное   мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Правила выбора темы проекта Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только   на   добровольной   основе.   Тема,   навязанная   ученику,   какой   бы   важной   она   ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь,   раскроет   лучшие   стороны   своего   интеллекта,   получит   новые   полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением. Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам. Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность   следует   понимать,   как   способность   нестандартно   смотреть   на традиционные предметы и явления. Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена. Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1­2 классе целесообразно ограничить 1­2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3­ 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев. Правило   6.   Тема   должна   быть   доступной.   Она   должна   соответствовать   возрастным особенностям   детей.   Это   касается   не   только   выбора   темы   исследования,   но   и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения. Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие   требуемых   средств   и   материалов   –   исследовательской   базы.   Ее   отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не   имеют   постоянных   пристрастий,   их   интересы   ситуативны.   Поэтому,   выбирая   тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас. Структура проекта. Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания   мотивации   и   руководства   организацией   проекта   младших   школьников выделяется   не   три   этапа,   как   в   старших   классах,   а   4,   5,   или   6   ,   в   зависимости   от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов. Выбор темы. Постановка цели и задач. Гипотеза исследования. Организация исследования. Подготовка к защите и защита работы. Рефлексия   В   начальных   классах   учащиеся   еще   не   умеют   работать   с   научно­познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково­исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их   на   самостоятельный   поиск.   Большого   внимания   требует   и   процесс   осмысления, целенаправленного   приобретения   и   применения   знаний,   необходимых   в   том   или   ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования. Первое тренировочное задание я организовала в форме игры в своем классе. Первый этап – тренировочное занятие Для   того   чтобы   познакомить   каждого   ученика   с   «техникой»   проведения   проекта,   мне понадобилось несколько фронтальных занятий. Подготовка к занятиям Для   проведения   тренировочных   занятий   я   использовала   карточки   с   символичными изображениями этапов: ­        выбрать тему;         ­        подумать; ­        спросить у другого человека; ­        получить информацию из книг; ­        понаблюдать; ­        посмотреть по телевизору; ­        провести эксперимент; ­        обсудить в группе; ­        подведение итогов, оформление результатов;   ­       представление   результатов   выполненных   проектов   в   виде   материального продукта; ­        презентация проекта Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах   предложитла детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.). Выбор темы проекта и разработка плана проекта. Для тренировочного проекта использовала самый простой вид – информационный. Я разделила класс на две группы. Каждая группа располагалась за общим столом, где в центре ­ карточки с темами проекта. Объявила, что дети будут учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа  должна  выбрать  тему  своего  научного исследования  (карточка  «выбери  тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами убирали. 1 группа выбрали  – «Красная книга . Животные». 2 группа – «Динозавры». Дальше,   юным   учёным   объяснила,   что   их   задача   состоит   в   том,   что   они   должны подготовить   небольшое   сообщение   по   данной   теме   и   красиво   его   оформить   для представления   перед   своими   одноклассниками.   Но   для   того,   чтобы   сделать   такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать? Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень   сложное   дело.   Поэтому   предупредила,   что   есть   много   способов   получения необходимых знаний. ­ Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию? ­ Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный? Необходимо подвести учащихся к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол поставила карточку с символом «подумать». Следующий вопрос: ­ Где мы можем узнать что­то полезное по нашей теме? Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:  «подумать»,  «спросить у другого человека»,  «получить информацию из книг»,  «понаблюдать»,  «посмотреть по телевизору»,  «провести эксперимент»,  «обсудить в группе»,  «подведение итогов»,  «оформление результатов»,  «представление   результатов   выполненных   проектов   в   виде   материального продукта  «презентация проекта». Сбор информации. Разложенные   на   столе   карточки   с   символическими   изображениями   этапов   сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты. 1 подумать; Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания животных , их внешних особенностях, питании, роли в жизни человека и причине по которой их истребили. Мои ребята распределили между собой животных и динозавров про которых они будут добывать информацию. 1 спросить у другого; Нацелила ребят на то, что расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. Но дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр ­ проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей. получить   информацию   из   книг;   Для   этого   заранее   подобраем   дополнительную 2 литературу   по   темам,   которые   выбрали   дети.   Детские   справочники   и   энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом. 4.  наблюдения и эксперименты;  Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу): Обобщение информации. В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости. План работы на карточках прикрепила на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть. Для   ученика   начальной   школы   очень   сложно   обобщить   полученные   знания.   Однако   в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они   учатся   выделять   главные   идеи   и   видеть   второстепенные.   Эта   работа   по   своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Этап   текущей   рефлексии  служит   обязательным   условием   для   того,   чтобы   учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные   результаты.   Они   должны   понять  способы   деятельности,   обнаружить   ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное   анкетирование,   графическое   изображение   происходящих   изменений   на протяжении этапа проекта). Сообщение по результатам работы (презентация проекта) Как только информация обобщили,  с каждой группой готовили сообщения по теме.  Затем каждый участник группы рассказывал о своем животном. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось. Защиту   проекта   пропустить   нельзя.   Без   нее   исследование   не   может   считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна   быть   публичной,   с   привлечением   авторов   других   проектов,   зрителей   (завучи, учителя,   родители).   Таким   образом,   ребенок   учится   излагать   добытую   информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. По окончанию защиты мы собрали все работы в одну папку, которую назвали «Красной книгой». Также поступили и с работами второй группы.  У моих ребят возникло желание дополнить эту папку уже растениями, которые занесены в красную книгу. Второй этап – самостоятельные исследования Также в моем классе велся индивидуальный проект «Здоровый образ жизни » Начали мы как обычно – с выбора темы. Тема была выбрана из ряда нескольких тем самим учеником. На уроках внеурочной деятельности «Мое здоровье» мы с ученицей  исправляли и дорабатывали работу. Через три недели состоялась защита проекта, Материал, над которым работала моя ученица, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности. Рефлексия   результатов   проекта   –   важный   заключительный   этап,   способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им   способы   деятельности,   еще   раз   обдумывает,   как   было   проведено   исследование. Итоговая   рефлексия   отличается   от   текущей   объемом   рефлексируемого   периода   и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?". В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять   классно­урочную   систему   и   становиться   некоторой   панацеей,   его   следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает   опыт   работы,   метод   творческих   проектов   наряду   с   другими   активными методами обучения эффективно применяется уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»

«Проектная деятельность как методологическая основа реализации ФГОС»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2019