ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Оценка 4.9

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
русский язык
5 кл
10.04.2018
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования. В связи с новыми требованиями ФГОС наиболее актуальной оказывается учебно-исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Рассмотрим те возможности, которые предоставляет проектная деятельность учителю и обучающемуся. Ведь этот путь предполагает самостоятельность, творческое мышление, проявление метапредметных умений. Учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность активизировать и сформировать познавательные способности, креативность, лучшие личностные качества человека. Именно учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ученика. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации. В 5 классе учимся выбирать тему проекта, определять, как он будет работать индивидуально или в группе. Вначале пятиклассник способен работать больше индивидуально, но постепенно приучаю его к работе по группам. Часто работая в группе, учащиеся не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить их искусству общения, понимания, взаимодействия. Учимся работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Работа над проектом - это не только сотрудничество между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками. В пятом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, учиться общаться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки школьника. В 6-7-х классах основная цель проектов – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества через общение. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы и общения, как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Уже в 8-9 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, в основном, долгосрочные. На основе опроса учеников 6 класса было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по предмету «Литература», ребята выбрали тему «Времена года в искусстве». Мы приступили к долгосрочному проекту: время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов. Вместе обсудили и определили период работы над проектом: 1 период - организационный (сентябрь 2014 года) 2 период - исполнительский (сентябрь - апрель 2014-2015 года) 3 период - заключительный (май - 2015 года) Работа была простроена по этапам. 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбрали и сформулировали вопросы о временах года, об оформлении и изготовлении альбомов, выбирали виды искусства, выдвигались гипотезы: для чего и как изображают времена года в искусстве, когда появились произведения и почему. Мы собрали вопросы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитывались интересы школьников, где они видели времена года в искусстве, что ощущают, когда слышат стихи, музыкальные произведения, хотят ли они встретиться с поэтами, художниками. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбирали и организовали с учетом пожеланий шестиклассников группы участников проекта, определили направления работы: выбор времён года, изготовление альбомов, подбор видов искусства, сформулировали совместно задачи для каждой группы, выбрали и указали способы источников информации по каждому направлению. Данный этап закончился мини-сообщениями, представлением участников проекта. Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск стихотворений, иллюстрации, музыкальных произведений в школьной библиотеке, поездка в музеи, посещение школы искусств, чтение стихотворений, необходимых для понимания темы. К работе подключились учителя ИЗО, музыки, МХК, основ религиозной культуры и светской этики, родители. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определили способы обработки полученных данных. Ребята представили свои творческие работы (рисунки, сочинения, мини-доклады): «Стихи о временах года», «Времена года в музыкальных произведениях», «Времена года в живописи», прочитали стихи и рассказы, где встречается изображение времен года, приготовили макеты альбомов, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представили в виде выставки, а также презентации, подготовленной в сотрудничестве с родителями и учителями. В течение 2 уроков погрузились в совместную деятельность по представлению результатов долгосрочного проекта. Накануне был совместно разработан сценарий внеурочного мероприятия «Моё любимое время года». 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Участники обсудили полученную информацию, делились мнениями, впечатлениями, задавали друг другу вопросы. Мы проверили выдвинутые в самом начале работы гипотезы, обсудили возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы. Ценным в работе над такими долгосрочными проектами является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности и сотрудничеству: умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий; - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. Работа над проектом позволила учащимся освоить первичные методы исследования, применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. В процессе работы, где переплетаются урочная и внеурочная деятельность, формируются коммуникативные универсальные учебные действия: учащийся планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цель, функции участников, способ взаимодействия, ставит задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации В процессе работы приобретает первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу, осуществляет рефлексию, обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила, осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Тагиров_статья-проектная-=деятельность.doc
Тагиров Ф.Р. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  МКОУ­СОШ№6, г. Среднеуральск То, что дети могут сделать  вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Для успешного существования  в динамичном окружении  природа наделила  человека способностью к исследовательскому  поведению.  Подготовка ребёнка  к исследовательской деятельности,   обучение   его   умениям   и   навыкам   исследовательского   поиска   становиться важнейшей задачей современного образования. В   связи   с   новыми   требованиями   ФГОС   наиболее   актуальной   оказывается   учебно­ исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Рассмотрим   те   возможности,   которые   предоставляет   проектная   деятельность   учителю   и обучающемуся.  Ведь   этот   путь   предполагает   самостоятельность,   творческое   мышление,   проявление метапредметных   умений.   Учебно­исследовательская   и   проектная   деятельность   дает возможность   активизировать   и   сформировать   познавательные   способности,   креативность, лучшие   личностные   качества   человека.   Именно   учебно­исследовательская   и   проектная деятельность   дает   возможность   построить   образовательный   процесс   с   учетом индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей   каждого ученика.  Проектная   деятельность   предполагает   включение   ученика   в   поисковую, исследовательскую   деятельность;   систематическое   отслеживание   учителем   и   учеником результатов работы, презентации. В   5   классе   учимся     выбирать   тему   проекта,   определять,   как   он   будет   работать индивидуально   или   в   группе.   Вначале   пятиклассник   способен   работать   больше индивидуально, но постепенно приучаю его к работе по группам. Часто работая в группе, учащиеся не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача ­ научить их  искусству  общения, понимания,  взаимодействия.  Учимся    работать с книгами   в   школьной   библиотеке.   Библиотекарь   заранее   подбирает   нам   книги   по   темам проекта. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Работа над проектом ­ это не только   сотрудничество между мной и учениками, но между   родителями   и   учениками,   библиотекарем,   учителями­предметниками   и   самими учениками. В   пятом   классе   все   проекты   носят   творческий   характер   и   дают   каждому   ребёнку возможность самовыражения, учиться общаться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки  школьника.  В   6­7­х     классах  основная   цель   проектов   –   способствовать   формированию   разных способов учебного сотрудничества через общение. Именно на подобных уроках учитель имеет 1 возможность понаблюдать за способами работы и общения, как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся.  Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто­то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Уже   в   8­9   классах   учащиеся   с   большим   интересом   выполняют   довольно   сложные проекты, в основном, долгосрочные. На   основе   опроса     учеников   6   класса   было   предложено   заняться   подготовкой заинтересовавших их проектов по предмету «Литература», ребята выбрали тему «Времена года в искусстве».  Мы приступили к долгосрочному проекту: время от времени обсуждались интересные факты,   добываемые   учениками,   а   также   устраивались   мини­презентации   индивидуальных проектов. Вместе обсудили и  определили период работы над проектом: 1 период ­ организационный (сентябрь 2014 года) 2 период ­ исполнительский (сентябрь ­ апрель 2014­2015 года)  3 период ­ заключительный (май ­ 2015 года) Работа была простроена по этапам. 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбрали и сформулировали вопросы о временах года, об оформлении и изготовлении альбомов, выбирали виды искусства, выдвигались   гипотезы: для чего   и как изображают времена года в искусстве, когда  появились произведения и почему. Мы собрали вопросы,   требующие  доказательства   или   опровержения.  При  этом   учитывались  интересы школьников, где они видели времена года в искусстве, что ощущают, когда слышат стихи, музыкальные произведения, хотят ли они встретиться с поэтами, художниками.  2 этап. Организационный. На   данном   этапе   выбирали   и   организовали   с   учетом   пожеланий   шестиклассников группы   участников   проекта,   определили   направления   работы:   выбор   времён   года, изготовление альбомов, подбор видов искусства,   сформулировали совместно   задачи для каждой   группы,   выбрали   и   указали     способы   источников   информации   по   каждому направлению.  Данный   этап     закончился   мини­сообщениями,   представлением   участников   проекта. Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск     стихотворений,     иллюстрации,   музыкальных   произведений     в   школьной библиотеке,   поездка   в   музеи,   посещение   школы   искусств,   чтение   стихотворений, необходимых для понимания темы. К работе подключились учителя ИЗО,   музыки, МХК, основ религиозной культуры и светской этики, родители. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определили способы обработки полученных данных. Ребята представили свои   творческие   работы   (рисунки,   сочинения,   мини­доклады):   «Стихи   о   временах   года», «Времена года в музыкальных произведениях», «Времена года в живописи», прочитали стихи и   рассказы,   где   встречается   изображение   времен   года,   приготовили   макеты   альбомов, демонстрируя   понимание   проблемы,   цели   и   задач   этой   работы,   умение   планировать   и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представили   в   виде   выставки,   а   также   презентации,   подготовленной   в   сотрудничестве   с родителями  и учителями. В течение 2 уроков погрузились в совместную деятельность по 2 представлению   результатов   долгосрочного   проекта.   Накануне   был   совместно   разработан сценарий внеурочного мероприятия «Моё любимое время года».  5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Участники   обсудили   полученную   информацию,   делились   мнениями,   впечатлениями, задавали друг другу  вопросы. Мы проверили  выдвинутые в самом начале работы гипотезы, обсудили возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы. Ценным в работе над такими долгосрочными проектами   является не столько результат познавательной   деятельности   ученика,   сколько   обучение   его   умениям   проектирования: проблематизации,   организации   и   планированию   деятельности   и сотрудничеству:   целеполаганию, умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки делового партнерского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. коммуникативные умения: ­   умение   инициировать   учебное   взаимодействие   со   взрослыми   –   вступать   в   диалог, задавать вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий; ­ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); ­ умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать); ­   умение   договариваться   (выбирать   в   доброжелательной   атмосфере   самое   верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. презентационные умения и навыки:  ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Работа  над  проектом  позволила   учащимся   освоить  первичные  методы   исследования, применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. В   процессе   работы,     где   переплетаются   урочная   и   внеурочная   деятельность, формируются   коммуникативные   универсальные   учебные   действия:   учащийся   планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цель, функции участников, способ взаимодействия,   ставит   задачи   для   инициативного  сотрудничества   при   поиске  и   сборе информации В процессе работы приобретает   первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу, осуществляет рефлексию,   обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила,    осуществляет поиск информации,  критически относится к ней,  сопоставляет ее с 3 информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Список литературы. 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006. 2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии  обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6. 3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.  образование. – 2000. ­ №7. 1998. 4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. –  4

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.04.2018