Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
В связи с новыми требованиями ФГОС наиболее актуальной оказывается учебно-исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Рассмотрим те возможности, которые предоставляет проектная деятельность учителю и обучающемуся.
Ведь этот путь предполагает самостоятельность, творческое мышление, проявление метапредметных умений. Учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность активизировать и сформировать познавательные способности, креативность, лучшие личностные качества человека. Именно учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ученика.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации.
В 5 классе учимся выбирать тему проекта, определять, как он будет работать индивидуально или в группе. Вначале пятиклассник способен работать больше индивидуально, но постепенно приучаю его к работе по группам. Часто работая в группе, учащиеся не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить их искусству общения, понимания, взаимодействия. Учимся работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися.
Работа над проектом - это не только сотрудничество между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками.
В пятом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, учиться общаться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки школьника.
В 6-7-х классах основная цель проектов – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества через общение. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы и общения, как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут.
Уже в 8-9 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, в основном, долгосрочные.
На основе опроса учеников 6 класса было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по предмету «Литература», ребята выбрали тему «Времена года в искусстве».
Мы приступили к долгосрочному проекту: время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов.
Вместе обсудили и определили период работы над проектом:
1 период - организационный (сентябрь 2014 года)
2 период - исполнительский (сентябрь - апрель 2014-2015 года)
3 период - заключительный (май - 2015 года)
Работа была простроена по этапам.
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбрали и сформулировали вопросы о временах года, об оформлении и изготовлении альбомов, выбирали виды искусства, выдвигались гипотезы: для чего и как изображают времена года в искусстве, когда появились произведения и почему. Мы собрали вопросы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитывались интересы школьников, где они видели времена года в искусстве, что ощущают, когда слышат стихи, музыкальные произведения, хотят ли они встретиться с поэтами, художниками.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбирали и организовали с учетом пожеланий шестиклассников группы участников проекта, определили направления работы: выбор времён года, изготовление альбомов, подбор видов искусства, сформулировали совместно задачи для каждой группы, выбрали и указали способы источников информации по каждому направлению.
Данный этап закончился мини-сообщениями, представлением участников проекта. Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск стихотворений, иллюстрации, музыкальных произведений в школьной библиотеке, поездка в музеи, посещение школы искусств, чтение стихотворений, необходимых для понимания темы. К работе подключились учителя ИЗО, музыки, МХК, основ религиозной культуры и светской этики, родители.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определили способы обработки полученных данных. Ребята представили свои творческие работы (рисунки, сочинения, мини-доклады): «Стихи о временах года», «Времена года в музыкальных произведениях», «Времена года в живописи», прочитали стихи и рассказы, где встречается изображение времен года, приготовили макеты альбомов, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представили в виде выставки, а также презентации, подготовленной в сотрудничестве с родителями и учителями. В течение 2 уроков погрузились в совместную деятельность по представлению результатов долгосрочного проекта. Накануне был совместно разработан сценарий внеурочного мероприятия «Моё любимое время года».
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Участники обсудили полученную информацию, делились мнениями, впечатлениями, задавали друг другу вопросы. Мы проверили выдвинутые в самом начале работы гипотезы, обсудили возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Ценным в работе над такими долгосрочными проектами является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности и сотрудничеству:
умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Работа над проектом позволила учащимся освоить первичные методы исследования, применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов.
В процессе работы, где переплетаются урочная и внеурочная деятельность, формируются коммуникативные универсальные учебные действия: учащийся планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цель, функции участников, способ взаимодействия, ставит задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации
В процессе работы приобретает первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу, осуществляет рефлексию, обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила, осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Тагиров Ф.Р.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МКОУСОШ№6, г. Среднеуральск
То, что дети могут сделать вместе сегодня,
завтра каждый из них сможет
сделать самостоятельно.
Л. Выготский
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека
способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской
деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться
важнейшей задачей современного образования.
В связи с новыми требованиями ФГОС наиболее актуальной оказывается учебно
исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД.
Рассмотрим те возможности, которые предоставляет проектная деятельность учителю и
обучающемуся.
Ведь этот путь предполагает самостоятельность, творческое мышление, проявление
метапредметных умений. Учебноисследовательская и проектная деятельность дает
возможность активизировать и сформировать познавательные способности, креативность,
лучшие личностные качества человека. Именно учебноисследовательская и проектная
деятельность дает возможность построить образовательный процесс с учетом
индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого
ученика.
Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую,
исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником
результатов работы, презентации.
В 5 классе учимся выбирать тему проекта, определять, как он будет работать
индивидуально или в группе. Вначале пятиклассник способен работать больше
индивидуально, но постепенно приучаю его к работе по группам. Часто работая в группе,
учащиеся не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя
задача научить их искусству общения, понимания, взаимодействия. Учимся работать с
книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам
проекта. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу
с учащимися.
Работа над проектом это не только сотрудничество между мной и учениками, но
между родителями и учениками, библиотекарем, учителямипредметниками и самими
учениками.
В пятом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку
возможность самовыражения, учиться общаться, что само по себе очень ценно для повышения
самооценки школьника.
В 67х классах основная цель проектов – способствовать формированию разных
способов учебного сотрудничества через общение. Именно на подобных уроках учитель имеет
1возможность понаблюдать за способами работы и общения, как отдельных учащихся, так и
отдельной группы учащихся.
Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается,
они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед
товарищами, так как, если ктото из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все,
и необходимый результат не будет достигнут.
Уже в 89 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные
проекты, в основном, долгосрочные.
На основе опроса учеников 6 класса было предложено заняться подготовкой
заинтересовавших их проектов по предмету «Литература», ребята выбрали тему «Времена
года в искусстве».
Мы приступили к долгосрочному проекту: время от времени обсуждались интересные
факты, добываемые учениками, а также устраивались минипрезентации индивидуальных
проектов.
Вместе обсудили и определили период работы над проектом:
1 период организационный (сентябрь 2014 года)
2 период исполнительский (сентябрь апрель 20142015 года)
3 период заключительный (май 2015 года)
Работа была простроена по этапам.
1 этап. Погружение в проект.
На данном этапе выбрали и сформулировали вопросы о временах года, об оформлении и
изготовлении альбомов, выбирали виды искусства, выдвигались гипотезы: для чего и как
изображают времена года в искусстве, когда появились произведения и почему. Мы собрали
вопросы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитывались интересы
школьников, где они видели времена года в искусстве, что ощущают, когда слышат стихи,
музыкальные произведения, хотят ли они встретиться с поэтами, художниками.
2 этап. Организационный.
На данном этапе выбирали и организовали с учетом пожеланий шестиклассников
группы участников проекта, определили направления работы: выбор времён года,
изготовление альбомов, подбор видов искусства, сформулировали совместно задачи для
каждой группы, выбрали и указали
способы источников информации по каждому
направлению.
Данный этап закончился минисообщениями, представлением участников проекта.
Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей,
о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач.
3 этап. Осуществление деятельности.
Поиск
стихотворений,
иллюстрации, музыкальных произведений в школьной
библиотеке, поездка в музеи, посещение школы искусств, чтение стихотворений,
необходимых для понимания темы. К работе подключились учителя ИЗО, музыки, МХК,
основ религиозной культуры и светской этики, родители.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация).
На этом этапе определили способы обработки полученных данных. Ребята представили
свои творческие работы (рисунки, сочинения, минидоклады): «Стихи о временах года»,
«Времена года в музыкальных произведениях», «Времена года в живописи», прочитали стихи
и рассказы, где встречается изображение времен года, приготовили макеты альбомов,
демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и
осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты
представили в виде выставки, а также презентации, подготовленной в сотрудничестве с
родителями и учителями. В течение 2 уроков погрузились в совместную деятельность по
2представлению результатов долгосрочного проекта. Накануне был совместно разработан
сценарий внеурочного мероприятия «Моё любимое время года».
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия).
Участники обсудили полученную информацию, делились мнениями, впечатлениями,
задавали друг другу вопросы. Мы проверили выдвинутые в самом начале работы гипотезы,
обсудили возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на
практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы.
Ценным в работе над такими долгосрочными проектами является не столько результат
познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования:
проблематизации,
организации и планированию деятельности и
сотрудничеству:
целеполаганию,
умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог,
задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос
учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости
от ситуации, чтобы все слышали);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и
аргументировано его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное,
рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Работа над проектом позволила учащимся освоить первичные методы исследования,
применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов.
В процессе работы,
где переплетаются урочная и внеурочная деятельность,
формируются коммуникативные универсальные учебные действия: учащийся планирует
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цель, функции участников, способ
взаимодействия, ставит задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе
информации
В процессе работы приобретает первоначальные навыки работы в группе: распределяет
роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу,
осуществляет рефлексию, обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы,
правила, осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет ее с
3информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Список литературы.
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии
обучения. // Директор школы. – 1995. №6.
3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.
образование. – 2000. №7.
1998.
4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. –
4