ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • Исследовательские работы
  • doc
  • 10.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования. В связи с новыми требованиями ФГОС наиболее актуальной оказывается учебно-исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Рассмотрим те возможности, которые предоставляет проектная деятельность учителю и обучающемуся. Ведь этот путь предполагает самостоятельность, творческое мышление, проявление метапредметных умений. Учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность активизировать и сформировать познавательные способности, креативность, лучшие личностные качества человека. Именно учебно-исследовательская и проектная деятельность дает возможность построить образовательный процесс с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей каждого ученика. Проектная деятельность предполагает включение ученика в поисковую, исследовательскую деятельность; систематическое отслеживание учителем и учеником результатов работы, презентации. В 5 классе учимся выбирать тему проекта, определять, как он будет работать индивидуально или в группе. Вначале пятиклассник способен работать больше индивидуально, но постепенно приучаю его к работе по группам. Часто работая в группе, учащиеся не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача - научить их искусству общения, понимания, взаимодействия. Учимся работать с книгами в школьной библиотеке. Библиотекарь заранее подбирает нам книги по темам проекта. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Работа над проектом - это не только сотрудничество между мной и учениками, но между родителями и учениками, библиотекарем, учителями-предметниками и самими учениками. В пятом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, учиться общаться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки школьника. В 6-7-х классах основная цель проектов – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества через общение. Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы и общения, как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Уже в 8-9 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, в основном, долгосрочные. На основе опроса учеников 6 класса было предложено заняться подготовкой заинтересовавших их проектов по предмету «Литература», ребята выбрали тему «Времена года в искусстве». Мы приступили к долгосрочному проекту: время от времени обсуждались интересные факты, добываемые учениками, а также устраивались мини-презентации индивидуальных проектов. Вместе обсудили и определили период работы над проектом: 1 период - организационный (сентябрь 2014 года) 2 период - исполнительский (сентябрь - апрель 2014-2015 года) 3 период - заключительный (май - 2015 года) Работа была простроена по этапам. 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбрали и сформулировали вопросы о временах года, об оформлении и изготовлении альбомов, выбирали виды искусства, выдвигались гипотезы: для чего и как изображают времена года в искусстве, когда появились произведения и почему. Мы собрали вопросы, требующие доказательства или опровержения. При этом учитывались интересы школьников, где они видели времена года в искусстве, что ощущают, когда слышат стихи, музыкальные произведения, хотят ли они встретиться с поэтами, художниками. 2 этап. Организационный. На данном этапе выбирали и организовали с учетом пожеланий шестиклассников группы участников проекта, определили направления работы: выбор времён года, изготовление альбомов, подбор видов искусства, сформулировали совместно задачи для каждой группы, выбрали и указали способы источников информации по каждому направлению. Данный этап закончился мини-сообщениями, представлением участников проекта. Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск стихотворений, иллюстрации, музыкальных произведений в школьной библиотеке, поездка в музеи, посещение школы искусств, чтение стихотворений, необходимых для понимания темы. К работе подключились учителя ИЗО, музыки, МХК, основ религиозной культуры и светской этики, родители. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определили способы обработки полученных данных. Ребята представили свои творческие работы (рисунки, сочинения, мини-доклады): «Стихи о временах года», «Времена года в музыкальных произведениях», «Времена года в живописи», прочитали стихи и рассказы, где встречается изображение времен года, приготовили макеты альбомов, демонстрируя понимание проблемы, цели и задач этой работы, умение планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представили в виде выставки, а также презентации, подготовленной в сотрудничестве с родителями и учителями. В течение 2 уроков погрузились в совместную деятельность по представлению результатов долгосрочного проекта. Накануне был совместно разработан сценарий внеурочного мероприятия «Моё любимое время года». 5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Участники обсудили полученную информацию, делились мнениями, впечатлениями, задавали друг другу вопросы. Мы проверили выдвинутые в самом начале работы гипотезы, обсудили возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы. Ценным в работе над такими долгосрочными проектами является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности и сотрудничеству: умения и навыки работы в сотрудничестве: - умение коллективного планирования; - умение взаимодействовать с любым партнером; - умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; - навыки делового партнерского общения; - умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. коммуникативные умения: - умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; - умение вести дискуссию; - умение отстаивать свою точку зрения; - умение находить компромисс; - умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий; - умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); - умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать); - умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). - навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. презентационные умения и навыки: - навыки монологической речи; - умение уверенно держать себя во время выступления; - артистические умения; - умение использовать различные средства наглядности при выступлении; - умение отвечать на незапланированные вопросы. Работа над проектом позволила учащимся освоить первичные методы исследования, применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. В процессе работы, где переплетаются урочная и внеурочная деятельность, формируются коммуникативные универсальные учебные действия: учащийся планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цель, функции участников, способ взаимодействия, ставит задачи для инициативного сотрудничества при поиске и сборе информации В процессе работы приобретает первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу, осуществляет рефлексию, обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила, осуществляет поиск информации, критически относится к ней, сопоставляет ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Иконка файла материала Тагиров_статья-проектная-=деятельность.doc
Тагиров Ф.Р. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ  МКОУ­СОШ№6, г. Среднеуральск То, что дети могут сделать  вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. Выготский Для успешного существования  в динамичном окружении  природа наделила  человека способностью к исследовательскому  поведению.  Подготовка ребёнка  к исследовательской деятельности,   обучение   его   умениям   и   навыкам   исследовательского   поиска   становиться важнейшей задачей современного образования. В   связи   с   новыми   требованиями   ФГОС   наиболее   актуальной   оказывается   учебно­ исследовательская и проектная деятельность, способствующая освоению учащимися УУД. Рассмотрим   те   возможности,   которые   предоставляет   проектная   деятельность   учителю   и обучающемуся.  Ведь   этот   путь   предполагает   самостоятельность,   творческое   мышление,   проявление метапредметных   умений.   Учебно­исследовательская   и   проектная   деятельность   дает возможность   активизировать   и   сформировать   познавательные   способности,   креативность, лучшие   личностные   качества   человека.   Именно   учебно­исследовательская   и   проектная деятельность   дает   возможность   построить   образовательный   процесс   с   учетом индивидуальных   возрастных,   психологических   и   физиологических   особенностей   каждого ученика.  Проектная   деятельность   предполагает   включение   ученика   в   поисковую, исследовательскую   деятельность;   систематическое   отслеживание   учителем   и   учеником результатов работы, презентации. В   5   классе   учимся     выбирать   тему   проекта,   определять,   как   он   будет   работать индивидуально   или   в   группе.   Вначале   пятиклассник   способен   работать   больше индивидуально, но постепенно приучаю его к работе по группам. Часто работая в группе, учащиеся не могут договориться, прийти к единому мнению и такая группа распадается. Моя задача ­ научить их  искусству  общения, понимания,  взаимодействия.  Учимся    работать с книгами   в   школьной   библиотеке.   Библиотекарь   заранее   подбирает   нам   книги   по   темам проекта. Учимся оформлять проекты и их защищать, здесь использую индивидуальную работу с учащимися. Работа над проектом ­ это не только   сотрудничество между мной и учениками, но между   родителями   и   учениками,   библиотекарем,   учителями­предметниками   и   самими учениками. В   пятом   классе   все   проекты   носят   творческий   характер   и   дают   каждому   ребёнку возможность самовыражения, учиться общаться, что само по себе очень ценно для повышения самооценки  школьника.  В   6­7­х     классах  основная   цель   проектов   –   способствовать   формированию   разных способов учебного сотрудничества через общение. Именно на подобных уроках учитель имеет 1возможность понаблюдать за способами работы и общения, как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся.  Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто­то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Уже   в   8­9   классах   учащиеся   с   большим   интересом   выполняют   довольно   сложные проекты, в основном, долгосрочные. На   основе   опроса     учеников   6   класса   было   предложено   заняться   подготовкой заинтересовавших их проектов по предмету «Литература», ребята выбрали тему «Времена года в искусстве».  Мы приступили к долгосрочному проекту: время от времени обсуждались интересные факты,   добываемые   учениками,   а   также   устраивались   мини­презентации   индивидуальных проектов. Вместе обсудили и  определили период работы над проектом: 1 период ­ организационный (сентябрь 2014 года) 2 период ­ исполнительский (сентябрь ­ апрель 2014­2015 года)  3 период ­ заключительный (май ­ 2015 года) Работа была простроена по этапам. 1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбрали и сформулировали вопросы о временах года, об оформлении и изготовлении альбомов, выбирали виды искусства, выдвигались   гипотезы: для чего   и как изображают времена года в искусстве, когда  появились произведения и почему. Мы собрали вопросы,   требующие  доказательства   или   опровержения.  При  этом   учитывались  интересы школьников, где они видели времена года в искусстве, что ощущают, когда слышат стихи, музыкальные произведения, хотят ли они встретиться с поэтами, художниками.  2 этап. Организационный. На   данном   этапе   выбирали   и   организовали   с   учетом   пожеланий   шестиклассников группы   участников   проекта,   определили   направления   работы:   выбор   времён   года, изготовление альбомов, подбор видов искусства,   сформулировали совместно   задачи для каждой   группы,   выбрали   и   указали     способы   источников   информации   по   каждому направлению.  Данный   этап     закончился   мини­сообщениями,   представлением   участников   проекта. Каждая группа выступила перед классом с рассказом о составе группы, распределении ролей, о тех задачах, которые им предстоит решить и о возможных путях решения данных задач. 3 этап. Осуществление деятельности. Поиск     стихотворений,     иллюстрации,   музыкальных   произведений     в   школьной библиотеке,   поездка   в   музеи,   посещение   школы   искусств,   чтение   стихотворений, необходимых для понимания темы. К работе подключились учителя ИЗО,   музыки, МХК, основ религиозной культуры и светской этики, родители. 4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определили способы обработки полученных данных. Ребята представили свои   творческие   работы   (рисунки,   сочинения,   мини­доклады):   «Стихи   о   временах   года», «Времена года в музыкальных произведениях», «Времена года в живописи», прочитали стихи и   рассказы,   где   встречается   изображение   времен   года,   приготовили   макеты   альбомов, демонстрируя   понимание   проблемы,   цели   и   задач   этой   работы,   умение   планировать   и осуществлять свою деятельность, а также найденный способ решения проблемы. Результаты представили   в   виде   выставки,   а   также   презентации,   подготовленной   в   сотрудничестве   с родителями  и учителями. В течение 2 уроков погрузились в совместную деятельность по 2представлению   результатов   долгосрочного   проекта.   Накануне   был   совместно   разработан сценарий внеурочного мероприятия «Моё любимое время года».  5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Участники   обсудили   полученную   информацию,   делились   мнениями,   впечатлениями, задавали друг другу  вопросы. Мы проверили  выдвинутые в самом начале работы гипотезы, обсудили возможные пути применения полученных результатов проектной деятельности на практике. Рефлексия, самооценка проделанной работы. Ценным в работе над такими долгосрочными проектами   является не столько результат познавательной   деятельности   ученика,   сколько   обучение   его   умениям   проектирования: проблематизации,   организации   и   планированию   деятельности   и сотрудничеству:   целеполаганию, умения и навыки работы в сотрудничестве: ­ умение коллективного планирования; ­ умение взаимодействовать с любым партнером; ­ умения взаимопомощи в группе в решении общих задач; ­ навыки делового партнерского общения; ­ умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы. коммуникативные умения: ­   умение   инициировать   учебное   взаимодействие   со   взрослыми   –   вступать   в   диалог, задавать вопросы и т.д.; ­ умение вести дискуссию; ­ умение отстаивать свою точку зрения; ­ умение находить компромисс; ­ умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий; ­ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали); ­ умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать); ­   умение   договариваться   (выбирать   в   доброжелательной   атмосфере   самое   верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение). ­ навыки интервьюирования, устного опроса и т.п. презентационные умения и навыки:  ­ навыки монологической речи; ­ умение уверенно держать себя во время выступления; ­ артистические умения; ­ умение использовать различные средства наглядности при выступлении; ­ умение отвечать на незапланированные вопросы. Работа  над  проектом  позволила   учащимся   освоить  первичные  методы   исследования, применить имеющиеся знания и умения в реализации собственных интересов. В   процессе   работы,     где   переплетаются   урочная   и   внеурочная   деятельность, формируются   коммуникативные   универсальные   учебные   действия:   учащийся   планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет цель, функции участников, способ взаимодействия,   ставит   задачи   для   инициативного  сотрудничества   при   поиске  и   сборе информации В процессе работы приобретает   первоначальные навыки работы в группе: распределяет роли, обязанности, выполняет работу, осуществляет контроль деятельности, представляет работу, осуществляет рефлексию,   обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила,    осуществляет поиск информации,  критически относится к ней,  сопоставляет ее с 3информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Список литературы. 1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006. 2.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии  обучения. // Директор школы. – 1995. ­ №6. 3.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.  образование. – 2000. ­ №7. 1998. 4.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005. 5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. –  4

Посмотрите также