Проектная деятельность при ознакомлении с русским фольклором. Реализация развивающего и культурологического блоков может осуществляться не только путем передачи информации от педагога (когда он, используя возможности материала, акцентирует внимание детей на тех или иных моментах, задает вопросы, ставит задачи), но и путем применения специфических методик. Поэтому при выборе результативных методов патриотического воспитания через приобщение к русскому фольклору мы сделали ставку на технологию проектов. Данные проекты носят как групповой, так и индивидуальный характер. Вашему вниманию хотелось бы представить вариант осуществления группового проекта в старшей группе д/с, который реализуются при подготовке к празднику Кузьминки.
Проектная деятельность при ознакомлении с русским фольклором
Горбатюк Оксана Александровна,
воспитатель АНО ДО «Планета детаства «Лада»
ДС № 157 «Светлячок» г.о. Тольятти
В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства
направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества
приобретает более сильное значение.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям
русского народа не случайно. Не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия
сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции,
порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно
возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические
настроения, которые живы в людях старшего поколения. Основой при формировании
эстетического сознания детей могут стать художественные ценности традиционной
национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Реализация развивающего и культурологического блоков может осуществляться не
только путем передачи информации от педагога (когда он, используя возможности
материала, акцентирует внимание детей на тех или иных моментах, задает вопросы,
ставит задачи), но и путем применения специфических методик.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной
преобразующей активности ребёнка. Этот возрастной период важен для развития
познавательной потребности ребёнка и формирования предпосылок для становления
гражданской позиции. При этом главным фактором выступает характер деятельности.
Для развития ребёнка решающее значение имеет не количество знаний, а характер их
усвоения, определяемый типом деятельности, в которой знания приобретаются. У
старших дошкольников, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии
личности ребёнка, в процессах социализации имеет проектная деятельность. Технологию
учебного проекта можно считать здоровьесберегающей. Она имеет огромные
воспитательные возможности как движущая сила социокультурного развития,
воспитания нравственной,
интеллектуальной,
информационной, художественной, экономической, экологической, валеологической
культуры, адаптированности к современной жизни, развития самостоятельности, умения
благотворно влиять на социум.
коммуникативной,
правовой,
Поэтому при выборе результативных методов патриотического воспитания через
приобщение к русскому фольклору мы сделали ставку на технологию проектов. Данные
проекты носят как групповой, так и индивидуальный характер. Вашему вниманию
хотелось бы представить вариант осуществления группового проекта в старшей группе
д/с, который реализуются при подготовке к празднику Кузьминки.
Схема осуществления группового проекта «Прялица»Направленность
Деятельность
Этапы и их
составляющие
деятельности
педагога на
детей
Формы работы
этапах
1. Формулирует
проблему (цель).
При постановке
цели
определяется и
продукт проекта.
2.
Вводит в
игровую
(сюжетную)
ситуацию.
3. Формулирует
задачу
(нежёстко).
4. Помогает в
решении задачи.
5. Помогает
спланировать
деятельность
6. Организует
деятельность.
7. Практическая
помощь (по
необходимости).
8. Направляет и
контролирует
осуществление
проекта.
1 этап
целеполагание
2 этап
разработка
проекта
3 этап
выполнение
проекта
1. Вхождение в
проблему.
2. Вживание в
игровую
ситуацию.
3.
задачи.
4.
задач проекта.
Дополнение
Принятие
5. Объединение
детей в рабочие
группы.
6. Распределение
амплуа.
7. Формирование
специфических
знаний, умений
навыков.
1. Проблемная ситуация «Наступает
праздник» (цель – вхождение в
проблему, определение задач работы)
2. Рассматривание фотографий
семейного архива детей с
изображением праздников и беседа по
ним (создание положительного
настроя на работу, готовности к
сотрудничеству)
1. Д/упражнение «Встаньте вместе, те
кто умеет…»
2. Д/задание «Алгоритм
деятельности»
3. Беседа «Что сначала, что потом»
Социальное развитие
Двигательная деятельность
1. Составление альбомов «Праздник в семье»
2. Беседа «Семейные традиции»
3. Проектное упражнение «Праздник»
1. Игра «Ручеёк»
Познавательноречевая
деятельность
Музыкальноритмическая
деятельность
1. Д/и «Времена года» (приметы осени и зимы)
2. Наблюдения в природе (приметы осени и зимы)
3. Рассматривание иллюстраций и репродукций об
осени, зиме.
4. Рассматривание наглядного материала с разными
видами народных костюмов, росписи.
5. Беседа о празднике Кузьминки.
6. Разучивание закличек, поговорок, загадок о зиме
7. Чтение стихотворений
10. Создание альбомов речевого творчества детей
«Частушки»
1. Песня «Дуня тонкопряха» (обработка А.Жарова)
2.
песни «Во кузнице»
3. Игра на музыкальных инструментах «Ложкари»
(музыка «Светит месяц» р.н. м.)
4.Танцевальная композиция «Репка»
5. Девичий хоровод с платками.
ИнсценировкаИзобразительная деятельность
6. Народный танец «Калинка» (дети танцуют
парами).
1. Кружковая работа с детьми и родителями «Народные
истоки»
2. Тематическое занятие «Хороводный платочек»
4 этап
подведение итогов
9. Подготовка к
презентации.
10.Презентация.
8.
Продукт
деятельности готовят к
презентации.
Представляют
9.
продукт деятельности.
Праздник Кузьминки