Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности
Оценка 5

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +1
doc
русская литература +1
6 кл—11 кл
13.06.2019
Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности
Статья рассказывает о проектной деятельности, направленной на развитие предметных и метапредметных компетенций, познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, отбирать нужный для исследования материал, формулировать и решать учебные проблемы. Особенно большое внимание уделяется социальному проектированию, приводятся примеры реализации двух социально-образовательных проекта. Участие детей в проектной деятельности позволяет выделить новых молодых лидеров, создает условия для внедрения полученных знаний в практику, стимулирует творческую деятельность, формирует социальную активность.
Королева.doc
Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности Королева М.С., учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия №65, г.Ульяновск. Изменения,   которые   стремительно   происходят   в   современном   мире,   социально­ экономический   прогресс   требуют   от   человека   новых   качеств.   Обществу   нужны   люди, способные   к   творческому   преобразованию   действительности   на   благо   себе   и   другим. Современный школьник должен быть способен к творческому мышлению, самостоятельности в принятии   решений,   инициативности.   Формирование   этих   качеств   –   приоритетная   задача образования.   Именно в средней школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.  Основной инструмент достижения данной цели ­ проектная деятельность, направленная на развитие предметных и метапредметных компетенций, познавательных навыков учащихся, умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в   информационном пространстве, отбирать нужный для исследования материал, формулировать и решать учебные проблемы.   Метод   учебных   проектов   позволяет   активизировать   критическое   мышление учащихся, выявлять и целесообразно использовать творческий потенциал, а также способствует формированию духовно­нравственных качеств личности.  Чтобы   воспитывать   и   развивать  думающих   и   мылящих   людей,   полезных   обществу,   я   постоянно   и   целенаправленно   включаю   обучающихся   в   различные   виды   деятельности. Участие детей в проектной деятельности позволяет выделить новых молодых   лидеров,   создает   условия   для   внедрения   полученных   знаний   в   практику,   стимулирует   творческую деятельность, формирует социальную активность.  Личный опыт реализации проектной деятельности в гимназии насчитывает уже четыре года.     За   это   время   ученики   активно   участвовали   в   исследовательской   деятельности   (10 индивидуальных проектов занимали призовые места в различных конференциях). Совместно с учениками мы реализовали два социальных проекта. Об этом расскажем подробнее. 1. Социальный проект «Ульяновск  – город грамотных людей».   Умышленное   ошибочное   написание   слов   в   развлекательном   видео­жанре   вызывает смех. Ошибка в центре города, на плакате с довольно серьезной патриотической тематикой, ошибка на ведущем канале страны в символичный день Знаний вызывает иные чувства.  В настоящее время  общественность волнует состояние уровня национальной речевой культуры: письменная речь с ошибками часто встречается не только в повседневной жизни учеников, но и в средствах массовой информации, в художественной литературе, и даже в школьных учебниках.   Конечно, среди нас нет ни одного человека, кто в течение жизни не сталкивался бы с ошибками в написании слов. Но что же произошло в последнее время? Изменилось   главное:   исчезла   граница   допустимости   этих   ошибок.   Всё   чаще   и   чаще   мы встречаем   ошибки   в   нашем   городе.   Несмотря   на   то,   что   данные   источники   являются примером для подражания не только для учеников, но и для населения в целом. Чему же тогда могут научиться горожане? Мы   с   учениками   видим  разрешение   проблемы  в   своем   социальном   проекте: «Ульяновск – город грамотных людей!».   Эпиграфом к такой образовательной инициативе могут стать слова Юрия Лотмана: «…Чему же учатся люди? Люди учатся Знанию, люди учатся Памяти, люди учатся Совести. Это три предмета, которые необходимы в любой Школе…». Проект, безусловно, связан с русским языком, но он органично совмещает в себе все три этих понятия.    Цель проекта: привлечение внимания не только учеников, но и жителей Ульяновска к нынешнему   низкому   уровню   грамотности,   борьба   с   ошибками   в   средствах   массовой информации.  В чем же состоит технология проекта? Во­первых, это реализация на уровне школы, которая происходит вот уже около трёх лет: ученики, как правило, имея в руках гаджеты, заметив   надпись   с   ошибкой   на   объекте   социального   назначения,   фотографируют   данный пример и приносят учителю. На уроке мы работаем с этими ошибками. После этого пытаемся связываться с организациями и просим исправить свои «погрешности». Во­вторых,   это   привлечение   внимания   общественности.   На   первом   этапе   в   школе проходил   конкурс   листовок:   «Быть   грамотным   –   модно!».   Наиболее   удачные   листовки раздавались   прохожим   на   улице.   Таким   образом,   мы   оповещали   население     города   о существующей проблеме. Также нами проводится сейчас активная пропаганда грамотности в социальных сетях. Это создание группы, в которой собраны различные правила, интересные ролики, созданные детьми. Группа, в которой любой желающий сможет задать вопрос по написанию того или иного слова, обсудить спорные моменты правил и т. д.  Некоторыми учащимися был разработан «Словарь ошибок русского языка», которым активно пользуются все школьники. В будущем в рамках данного проекта мы планируем организовать социальную рекламу русского   языка   в   общественном   транспорте,   на   подъездах   и   в   лифтах,     которая   сможет воздействовать практически на все слои населения, ведь избежать контакта с ней практически невозможно. Хочется сказать, что данный проект привлёк внимание не только учащихся и учителей города   Ульяновска   (с   данным   проектом   я   заняла  II  место   в   Областном   конкурсе «Педагогический дебют») но и моих коллег из других регионов. Так после выступления на Фестивале   методических   идей   молодых   педагогов   в   Самарской   области   (проект   занял  I место) откликнулись на данный проект учителя из Самары и Саранска. А это уже говорит о том, что проект в скором будущем сможет расширить границы и поменять название. В.В.   Путина   сказал:   «Более   образованные   люди   —   это   большая   продолжительность жизни,   это   меньший   уровень   преступности,   асоциального   поведения,   более   рациональный выбор». Думаю, с этими высказываниями согласится каждый. 2. Социальный проект «Памятные места, связанные с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина». «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена». Д.С. Лихачев.  На современном этапе развития образования особую роль приобретает краеведческая работа. Она способствует не только повышению качества обучения, но и укреплению связи с жизнью.   Обращение   внимания   к   литературному   краеведению   даёт   возможность   удержать интерес   к   изучению   истории   родного   края,   школы,   семьи   с   целью   формирования   основ гражданской   идентичности   школьника,   включая   чувство   гордости   за   свою   страну,   народ, историю, город, школу, семью.  Культурные страницы нашего региона богаты плеядой блестящих литературных имен, что позволяет организовать плодотворную работу по литературному краеведению. Указом   Президента   РФ   2016   год   был   объявлен   в   России Годом   Карамзина   в ознаменование 250 – летия со дня его рождения. Это ещё раз говорит нам об актуальности изучения   творчества  писателя,   которое   имело   большое   значение   для   преобразования   и развития литературного языка, русской разговорной речи. Учениками   6   класса   активно   велась   исследовательская   деятельность   по   теме «Памятные   места,   связанные   с   жизнью   и   творчеством   Н.М.   Карамзина».   Куда   вошли Карамзинский   сквер,   являющийся   своеобразным   зеленым   уголком   старого   Симбирска, Карамзинская   общественная   библиотека   ­   гордость   нашего   города,   в   которой   находятся книги,   которым   пять   и   более   веков.   Особая   гордость   музея   –   книги,   принадлежавшие Н.М.Карамзину. Это и необычный памятник — памятник седьмой букве алфавита — букве «ё». Писатель Н. М. Карамзин стал первым использовать «ё» в русском языке.    Продуктом   данного   проекта   стала   виртуальная   экскурсия,   которая   в   свободном доступе  предоставляется не только учениками, но и жителям города.   я   заметила, Таким   образом,   работая   над   развитием   социальной   активности   как   у   гимназистов   появился   устойчивый   у   обучающихся,   интерес   к   изучению   русского   языка   и   краеведческой   литературы,   повысился   уровень самостоятельности,   изобретательской   активности.   Учащиеся   из   объекта   деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальная мотивационно­потребностная сфера.  Проектная деятельность способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, а также оценить самого себя как полезного для общества. В настоящее время ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске.   Голуб   Г.Б.   Основы   проектной   деятельности   школьника. Используемая литература:  Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   общего   образования     1. Министерство   образования   и   науки   РФ. 2. рекомендации.–М.:Федоров,2006. 3.     Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ,2008. 4.     Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е «Новые педагогическин и информационные технологии в системе образования». М., 2004. 5.     Поливанова   К.Н.  Проектная   деятельность   школьников.   –   М.,   Просвещение.   –   2011.   2010.   Методические   Просвещение,   ­   М.:

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности

Проектная деятельность учащихся как средство формирования социальной активности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.06.2019