Проектная деятельность в работе учителя-дефектолога.
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология +1
Взрослым
21.02.2018
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из методов развивающего обучения.
Для повышения эффективности дефектологической работы в образовательном процессе, используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего обучения.
проектная деятель..docx
Проектная деятельность в работе учителядефектолога.
Государственные стандарты общего образования нового поколения предполагают внесение
значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение
акцентов с одной задачи – вооружить обучающегося знаниями – на другую – формировать
у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности. Выпускник
современной школы должен обладать практикоориентированными знаниями,
необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.
Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных
педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая
деятельность.
Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного
процесса, при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности,
эмоциональноценностного отношения к действительности в процессе планирования и
выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» вот
основной тезис современного понимания метода проектов. Он так же является одним из
методов развивающего обучения.
Для повышения эффективности дефектологической работы в образовательном процессе,
используется исследовательская работа. А исследовательская работа – один из важнейших
путей в решении данной проблемы. Подобная деятельность, ставящая обучающихся в
позицию “исследователя”, занимает ведущее место в современных системах развивающего
обучения. Исследовательская работа в школе сейчас особенно актуальна, поскольку
именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие
главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период
развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных
знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей
коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности, правильного
распределения времени, планирования и самоконтроля. Дефектологическое обучение
школьников осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество
способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения
собственных проблем. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и
становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация
его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.
Метод проекта предоставляет ребенку уникальную возможность реализовать свои
фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети
разного уровня подготовленности. Главное помочь ребенку поверить в свои силы.
Наиболее полно и воспринимается детьми то, что было интересно, то, что нашел и доказал
он сам.
Всегда можно отыскать чтото интересное и увлекательное в нашей жизни, в учёбе. Нужно
только найти его и подсказать детям, что приведёт их самих к интересным и необычным
находкам и открытиям. Посещая наш пункт, дети не только учатся правильной речи, но и
самостоятельно пробуют добывать новые знания, экспериментировать, исследовать, делать
выводы.
Коррекционная работа происходит в ходе активной учебной деятельности школьников, что
обеспечивает их развитие. А это определяет самостоятельную постановку задач,
сопоставление различных способов учебных действий и выбор наиболее адекватного,
владение всеми видами самоконтроля и самооценки. Основной метод такого развития
учебное исследование. Любое исследование по своей природе коллективно, оно
предполагает сопоставление позиций, методов, результатов. Организация занятий проводится в форме развёрнутого коллективного учебного диалога. Чтобы организовать.
Направлять и поддерживать такой диалог, учительдефектолог обязан владеть техникой
педагогического общения «изнутри», то есть включаться в диалог как один из его
участников. Познание обучающихся движется при тесном постоянном переплетении новых
знаний с ранее ими полученными. Занятие может начаться с нового вопроса, связь которого
с прежним опытом дети осознают самостоятельно или постепенно с нарастанием меры
помощи со стороны учителялогопеда. Или занятие развёртывается в виде постепенного
углубления. Главное не гладкость занятия, когда дети безошибочно отвечают на вопросы,
а естественный процесс развёртывания познания – с его ошибками, трудностями, эмоциями
удовольствия, радости, огорчения, преодолением инертности и лени. Дети при этом
многосторонне раскрываются, следовательно, создаются возможности для их полноценного
обучения.
Работая в этом направлении, мною совместно с детьми создано и реализовано несколько
долгосрочных творческих проектов («Знакомьтесь уравнение», «С помощью пальцев рук
развиваем речь», «Ах, эта задача!», «Скороговорки…?»)
К их созданию побудило то, что овладение новыми знаниями помогает и способствует
компенсации речевого недоразвития ребёнка, психических процессов, а также
способствует развитию самостоятельности, настойчивости, толерантности, формированию
интереса к дефектологическим занятиям.
Метод проектов помог в формировании социальноличностных качеств ребенка – это
самостоятельность, активность, ответственность, терпение, умение выслушивать друг
друга, работать совместно в коллективе. У детей сложились интеллектуальные
предпосылки для успешного дальнейшего обучения.
Педагогическим результатом проектной деятельности является, прежде всего, сама
деятельность. И с точки зрения детей тоже. Они чтото делали, у них родилось множество
идей и замыслов, они столкнулись с необычными проблемами, преодолели их, узнали много
нового, использовали свои знания. Об этом очень важно рассказать во время презентации.
А продукт это одно из воплощений замысла.
Полезность в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него
есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он
сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять
разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных
предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности,
которая ему интересна.
Моя задача, как учителядефектолога не просто давать задания и оценивать их
выполнение, а умело подводить ребят к поставленной цели, помогать выбирать нужные
сведения из общего потока информации.
В результате работы по реализации проектов у школьников значительно расширился
словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и развилась связная речь.
Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности, вовлек
школьников в творческую деятельность, а мне – реализовать многие цели и задачи по
работе над правильной речью детей.
Строя учебный процесс на основе развивающего обучения, по словам Л.С.Выготскго
“Обучение, которое в качестве ведущих целей рассматривает обеспечение развития
высших психических функций личности в целом через овладение внешними средствами
культурного развития, является развивающим и приобретает при этом целенаправленный
характер. Результатом такого обучения служит достигнутый ребенком уровень развития
личности, его индивидуальности”.
Гетикова Надежда Николаевна,
учительдефектолог Литература
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации
для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. Издательство "Учитель"
Волгоград, 2010.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.
Пособием для учителя. Самара: Издательство "Учебная литература"
Проектная деятельность в начальной школе / автсост. М.К. Господникова и др.
Волгоград: Учитель, 2008.
Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.сост. С.Г.
Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
Современный логопедический урок:опыт работы/авт. Сост. Е.А.Лапп, Н.Г. Фролова.
– Волгоград: Учитель, 2011.
Выготский.Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное/
Л.С.Выготский. – М.,2001.
Коррекцинноразвивающее обучение: организационнопедагогические аспекты/ по
ред. С.Г.Шевченко. М.: ВЛАДОС,2001.
Ресурсы Интернетсети
Проектная деятельность в работе учителя-дефектолога.
Проектная деятельность в работе учителя-дефектолога.
Проектная деятельность в работе учителя-дефектолога.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.