Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
Оценка 4.9

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
16.09.2019
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно – исследовательская деятельность. Главная идея проектно-исследовательской деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально – значимой проблемы. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников .docx
Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития Лебедева Антонина Анатольевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская  СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Краснокутская Виолетта Николаевна, учитель начальных классов МОУ  «Разуменская СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Стребкова Марина Сергеевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская СОШ  №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Красникова Лилия Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Разуменская  СОШ №2», п. Разумное Белгородского р­на Белгородской обл. Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать,   ребенку   должны   привить   две   группы   новых   умений.   Речь   идет,   во­первых,   об универсальных   учебных   действиях,   составляющих   основу   умения   учиться:   навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа информации. Во­вторых, речь идет о формировании   у   детей   мотивации   к   обучению,   о   помощи   им   в   самоорганизации   и саморазвитии.  Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает   проектно   –   исследовательская   деятельность.   Главная   идея   проектно­ исследовательской деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности на   результат,   который   получается   при   решении   практической,   теоретической,   но обязательно личностно и социально – значимой проблемы.   «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» ­говорили древние греки»  У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и  полны желания учиться. Исследовательское поведение – один из важных источников получения ребенком  представления о мире. «Исследовательское обучение» ­ подход к обучению, построенный на основе  стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.  Проявить дарование поможет умелое руководство взрослого.             Условия современного общества требуют от каждого человека ­ умения быть самостоятельным. ­ решать различные проблемы, значит: ­ уметь ставить цель и добиваться ее, ­ правильно планировать и организовывать свою деятельность Таким образом, важнейшей задачей образования является­подготовка ребенка к  исследовательской деятельности – обучение его умениям и навыкам исследовательского  поиска. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с  решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением Предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в  научной сфере:                   постановку проблемы,  изучение теории, посвященной данной проблематике,  подбор методик исследования и практическое овладение ими,  сбор собственного материала,  его анализ и обобщение,  научный комментарий,  собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру.  Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской  деятельности, нормой ее проведения Так что же такое проектная деятельность?Проектная деятельность обучающихся — совместная   учебно­познавательная,   творческая   или   игровая   деятельность   учащихся, имеющая   общую   цель,   согласованные   методы,   способы   деятельности,   направленная   на достижение   общего   результата   деятельности.Непременным   условием   проектной деятельности   является­   наличие   заранее   выработанных   представлений   о   конечном продукте деятельности и этапов проектирования: 1. выработка концепции,  2. определение целей и задач проекта,  3. доступных и оптимальных ресурсов деятельности,  4. создание плана, программ,  5. организация деятельности по реализации проекта (включая его осмысление и рефлексию  результатов деятельности). Исследовательская   деятельность   ­организованная,   познавательная   творческая деятельность   учащихся,   по   своей   структуре   соответствующая   научной   деятельности, характеризующаяся предметностью, мотивированностью и сознательностью. Формирование исследовательской деятельности 1 этап:   (1 класс) целенаправленностью, активностью,       ­ поддержание исследовательской активности ­ развитие умений ставить вопросы,     высказывать предположения, наблюдать ­ формирование первоначальных представлений о деятельности исследований 2 этап:  2 класс: ­ приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя ­   развитие   умений   определять   тему   исследований,   анализировать,   сравнивать   . формулировать результаты исследования ­ поддержание инициативы, активности, самостоятельности 3 этап:   (3 – 4 классы) ­ Обогащение исследовательского опыта для дальнейшего накопления представлений об исследовательской деятельности.     Так отличие проектной   деятельности   и   исследовательской?   Главное   отличие   проектной   и исследовательской деятельности – это цель: цель проектной деятельности – реализация чем же в проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.  Исследование не предполагает создания какого­либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование,   а,   в   случае   проведения   исследования   –   одним   из   средств   может   быть проектирование.  Этапы работы: Исследование   : ­ Постановка проблемы ­ Изучение теории ­ Подбор методик исследования ­ Сбор материала, его анализ, обобщение ­ Научный комментарий ­ Собственные выводы Проект : ­ Постановка проблемы ­ Выработка концепции (гипотезы) ­ Определение целей и задач проекта ­ Создание плана ­ Организация деятельности по реализации проекта Роль родителей в проектно – исследовательской деятельности ребёнка огромна. При   этом   важно,   чтобы   родители   не   брали   на   себя   выполнение   работы   над проектом, иначе губится сама идея метода проекта. А помощь советом, информацией, организацией   работы   в   оформлении   проекта,   помощь   в   индивидуальном   планировании, проявление   заинтересованности   со   стороны   родителей   –   важный   фактор   поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности, организованности. На этапе погружения в проект   родители   помогают   в   выборе   тематического   поля,   темы;   в   формулировке проблемы, цели и задач проекта, мотивируют детей. На этапе подготовки консультируют в процессе   поиска   информации.   Оказывают   помощь   в   сборе   информации   и   в   выборе способов   хранения   и   систематизации   собранной   информации,   в   составлении   плана предстоящей   деятельности.   На   этапе   моделирования   или   иформационно­   поикового   – наблюдают,   контролируют   соблюдение   правил   техники   безопасности,   следят   за соблюдением временных рамок этапов деятельности, помогают в оформлении материалов и портфолио проектной деятельности. На заключительном этапе консультируют в выборе формы презентации, оказывают помощь в подготовке презентации, выступают в качестве эксперта. Совместная проектно – исследовательская деятельность в воспитании занимает особое   место,   обеспечивает   сотрудничество   взрослых   и   детей,   способствует   развитию самостоятельности, инициативности, толерантности, адаптации к современным условиям жизни. целеустремленности,     ответственности,   В   науке   главной   целью   исследовательской   деятельности   является   производство новых знаний,а в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,   развитии   способности   к   исследовательскому   типу   мышления, активизации   личностной   позиции   учащегося   в   образовательном   процессе   на   основе приобретения   субъективно   новых   знаний   (т.   е.   самостоятельно   получаемых   знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). В   начальных   классах   учащиеся   только   начинают   учиться   работать   с   научно­ познавательной   литературой,   выделять   главное,   систематизировать,   делать   обобщения, планировать   свою   деятельность,   они   только   приступают   к   поисково­исследовательской работе.   От   учителя   потребуется   такт,   деликатность,   чтобы   не   «навязать»   ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Вот некоторые проекты учащихся. В заключении моего выступления хочется сказать следующее Исследовательская и  проектная  деятельность ребенка – это возможность организовать самообучение,  самовоспитание  детей, что является актуальным в современной школе. Пусть исследуют! Пусть открывают! Список литературы: 1. Асмолов   А.Г.,   Бурменская   Г.В.,   Володарская   И.А.   И   др.   Как   проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. ­ М: Просвещение, 2008. ­ 150 с. 2. Зимняя, И.А., Шашенкова, Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой   деятельности/И.А.Зимняя,   Е.А.   Шашенкова   .­   Ижевск:   ИЦПКПС, 2001.­ 298с. 3. Погорелова, Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе   изучения   природоведения   во   втором   классе:   Учебное   пособие/Н.А. Погорелова. ­Свердловск: Свердл. пединститут, 2003. ­ 56 с. 4. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897.­ М., 2011.­ 42 с.

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство их интеллектуального и творческого развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.09.2019