Проектная работа
Оценка 4.7

Проектная работа

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
5 кл
29.01.2017
Проектная работа
Проектная работа "Экология глазами поэтов".Наше общество, стремительное развитие которого за последние годы привело к ряду качественных изменений во всех сферах жизни, превратилось в силу, способную оказать воздействие на само существование биосферы Земли. Воздействие общества на природу приобретает всеобъемлющий, глобальный характер, достигая самых глубинных естественных связей. Люди сознательно выбирают цель деятельности. А всегда ли нам известны последствия, которыми чревато каждое наше действие по отношению к природе? История свидетельствует, что нет.проектная работа по литературе и экологии
проектная по литературе.doc
Оглавление 1.Введение 2.Основная часть. 3.Выводы . 4.Заключение. 5.Список литературы 6.Приложение. 1 Проблемы экологии языком художественной литературы 1.Введение Учебный   предмет,   в   рамках   которого   проводится   работа   по   проекту,   ­ литература. Класс: 5 «Б» Количество участников: 1 Возраст: 11 лет Время работы над проектом: 2 недели Режим работы: внеурочная деятельность Проект: индивидуальный Вид проекта: исследовательский Продукт:  Буклет, Презентация. Этапы работы : 1. Планирование работы над проектом:   обсуждение возникших идей; формулирование темы проекта. 2. Аналитический этап:   уточнение намеченной цели и задачи; поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет, использование собственных знаний и опыта учащихся; 2  обмен   информацией   с   другими   лицами   (учащимися,   учителями, родителями и т. д.);   интерпретация данных; сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых. 3.   Этап   обобщения   (этап   структурирования   полученной   информации   и интеграции полученных знаний, умений и навыков):   систематизация полученных данных; построение общей логической схемы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, конференций, видеофильмов, мультимедийной презентации и т.д.). 4. Презентация полученных результатов:   осмысление полученных данных и способов достижения результатов; обсуждение и организация презентации результатов работы (на уровне школы и т.д.) Цель: показать, как в литературе ставились и решались проблемы единства человека и природы, научить учащихся чувствовать и понимать, что музыка природы – это вечность, бессмертие человека, оборвать эту песню – лишить себя самой жизни. 3 2. Основная часть. Выбор проблемы Не уж то береза­калека, Склонившись к последней реке, Последнего человека Увидит в ее кипятке. Неужто не будет Биг Бена, Блаженного и Нотр Дам, И хлынет последняя пена 4 По нашим последним следам? Но в то, что погибнет планета Черемухи, птиц, ребятня, ­ Не верю. Наверное, это Последняя вера моя. Не будет за черепом череп Опять громоздиться вверх. Не после войны, а перед Последний грянет Нюрнберг. И бросит в ручей погоны Последний на свете солдат, И будет глядеть, как спокойно Стрекозы на них сидят. Последний эксплуататор, Раскрыв свой беззубый рот, Как деликатес, воровато Последние деньги сожрет. И будет земля крутиться Без страха последних лет, И никогда не родится Последний великий поэт. Е.Евтушенко 5 Наше общество, стремительное развитие которого за последние годы привело к ряду качественных изменений во всех сферах жизни, превратилось в силу, способную   оказать   воздействие   на   само   существование   биосферы   Земли. Воздействие общества на природу приобретает всеобъемлющий, глобальный характер, достигая самых глубинных естественных связей. Люди сознательно выбирают   цель   деятельности.   А   всегда   ли   нам   известны   последствия, которыми чревато каждое наше действие по отношению к природе? История свидетельствует, что  нет. Напрашивается вопрос: стоило ли в трудах и   муках взбираться миллиарды лет вверх по лестнице жизни для того, чтобы, даже не достигнув вершины, уничтожить   её  в   считанные   годы?    Разум   человека   не  может   смириться   с таким исходом, его чувства – тем более. Перед   нами   встал   вопрос:   как   мастера   слова     на   эмоциональном   уровне, нередко задолго до первых грозных результатов безжалостного наступления человека на природу, предсказывали  тяжёлые, необратимые последствия этих действий. Учитывая то, что программа по литературе не предполагает изучение проблем экологии языком художественных произведений, мы приняли решение создать проект «Проблемы экологии языком художественной литературы» Собранный   мною   материал   может   пригодиться   учащимся,   которые интересуются   художественной   литературой   на   экологическую   тему,   всем, кому   небезразлична     судьба   планеты   Земля.   Его   можно   использовать   как дополнительную   литературу   при   подготовке   к   урокам   литературы   или внеклассным мероприятиям. Актуальность 6 Выявив   проблему   (как   поэты     интуитивно,     нередко   задолго   до   первых грозных   результатов   безжалостного   наступления   человека   на   природу, предсказывали   тяжёлые,   необратимые   последствия   этих   действий),   изучив литературу, я пришел  к выводу, что данная проблема актуальна в наши дни, так как в ХХI  веке наступление человека на природу  резко усилилось. Его деятельность   во   многом   напоминает   поведение   инфекции   в   организме. Проблема ХХI  века –   это победа человека над   природой, вне которой он существовать не может.   А это значит, что проблемы экологии всегда будут находить сильнейший отклик в  сердцах всех людей планеты. План сбора информации: 1. Посещение библиотеки, выбор книг по теме «Проблемы экологии языком художественной литературы». 2.Обзор Интернет ресурсов. 3.Обзор публикаций газет и журналов. Выбор продукта: продуктом нашего проекта станут: буклет, презентация, творческая работа по теме. План решения проблемы: 1. Изучение соответствующей литературы. 2. Подготовка презентации по теме: «Природа и человек на полотнах русских художников», 7 3.Оформление буклета «Берегите природу!» Определение необходимых средств: энциклопедии, компьютер, произведения русских поэтов и художников. Памятка – инструкция Чтобы проектная работа была успешной, нужно: 1.Работать с полной отдачей 2.Планировать свою работу 5.Обсуждать подготовленный материал 6.Подготовить презентацию проекта 7.При подведении итогов быть сдержанным, объективным. 8 Организация работы. Форма работы – индивидуальная. 1. Проблемы экологии языком поэзии. По   данной   теме   я   собрал   следующий   материал.  Среди   миллионов разновидностей живых существ человек – единственное существо, наделённое разумом. Поэтому  на него налагается ответственность за всё сущее в мире – живое и неживое. Между тем в мире   укоренилось убеждение, что человек есть высшая форма материи, центр мирозданья и мера всех вещей. Убеждение это в  ХХI  веке приобрело абсолютный характер: целью нашей цивилизации провозглашается удовлетворение постоянно растущих потребностей человека. Многие   поколения   людей   в   течение   тысячелетий   повсеместно   отравляют среду обитания, разрушают естественные природные связи. Первыми  тревогу о судьбе природы проявили поэты, художники, музыканты. В произведениях созданных ими  образах не всегда отражён процесс губительного воздействия человека на окружающий мир. Порой в их произведениях нет человека, ­ он «за   кадром»,   но   уже   видны   разрушительные   следы   его   деятельности   или угадываются тяжёлые последствия покорения человеком природы. Изучив   стихотворение   Е.А.Баратынского  «Приметы»  я   понял   ,   что   оно является   примером   единства   человека   и  природы:   образное,   яркое изображение заботы природы о некогда слабом и беспомощном человеке и его благодарного отношения к ней: ПРИМЕТЫ 9 Пока человек естества не пытал Горнилом, весами и мерой, Но детски вещаньям природы внимал, Ловил ее знаменья с верой; Покуда природу любил он, она Любовью ему отвечала, О нем дружелюбной заботы полна, Язык для него обретала. Почуя беду над его головой, Вран каркал ему в опасенье, И замысла, в пору смирясь пред судьбой, Воздерживал он дерзновенье. На путь ему, выбежав из лесу, волк, Крутясь и подъемля щетину, Победу пророчил, и смело свой полк Бросал он на вражью дружину. Чета голубиная, вея над ним, 10 Блаженство любви прорицала. В пустыне безлюдной он не был одним, Нечуждая жизнь в ней дышала. Но, чувство презрев, он доверил уму; Вдался в суету изысканий... И сердце природы закрылось ему, И нет на земле прорицаний. Е.Баратынский Это стихотворение – отношение человека к природе. Когда читаем стихотворение Ф.И.Тютчева, то испытываем какую­то тревогу. Поэт понимает , что природа уязвима. Он глубоко опечален разрушительными силами. Человек признается, что он беспомощен перед природой   в   стихах «Дым», «Пожары»: Федор Тютчев Пожары 11 Широко, необозримо, Грозной тучею сплошной, Дым за дымом, бездна дыма Тяготеет над землей. 12 Мертвый стелется кустарник, Травы тлятся, не горят, И сквозит на крае неба Обожженных елей ряд. На пожарище печальном Нет ни искры, дым один, — Где ж огонь, злой истребитель, Полномочный властелин? Лишь украдкой, лишь местами, Словно красный зверь какой, Пробираясь меж кустами, Пробежит огонь живой! Но когда наступит сумрак, Дым сольется с темнотой, Он потешными огнями Весь осветит лагерь свой. Пред стихийной вражьей силой Молча, руки опустя, Человек стоит уныло, Беспомощное дитя. Похожие мотивы присутствуют в творчестве А.К.Толстого, который пишет о человеке и о его стремлении занять центральное место в картине природы. Природа   выглядит   беспомощной   перед   человеком     в   стихах     С.Есенина «Корова», «Лисица», «Песнь о собаке». 13 Корова Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый На перегонных полях. Сердце не ласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу О белоногом телке. Не дали матери сына, Первая радость не прок. И на колу под осиной Шкуру трепал ветерок. Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее И поведут на убой. Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога... Снится ей белая роща И травяные луга. Лисица На раздробленной ноге приковыляла, У норы свернулася в кольцо. Тонкой прошвой кровь отмежевала На снегу дремучее лицо. Ей все бластился в колючем дыме выстрел, 14 Колыхалася в глазах лесная топь. Из кустов косматый ветер взбыстрил И рассыпал звонистую дробь. Как желна, над нею мгла металась, Мокрый вечер липок был и ал. Голова тревожно подымалась, И язык на ране застывал. Желтый хвост упал в метель пожаром, На губах — как прелая морковь... Пахло инеем и глиняным угаром, А в ощур сочилась тихо кровь. С поэзией М.Дудина  я познакомился , когда готовил эту проектную работу вместе с ученицей   11 «Б» класса, Малиновской Даной. Она мне помогла в подборе информации. В произведении «Заклинание с полюса»  Дудин  показал необратимость изменений в результате деятельности человека: Заклинание с полюса Берегите Землю!  Берегите!  Жаворонка в голубом зените,  Бабочку на стебле повилики,  На тропинке солнечные блики,  На камнях играющего краба,  Над пустыней тень от баобаба,  Ястреба, парящего над полем,  Ясный месяц над речным покоем,  Ласточку, мелькающую в жите.  Берегите Землю! Берегите!..  15 *А.Вознесенский четко чувствует в своих стихах  мотивы  надвинувшейся  дисгармонии: Тишины хочу, тишины!..  Нервы, что ли, обожжены?  Тишины…  чтобы тень от сосны,  щекоча нас, перемещалась,  холодящая словно шалость,  вдоль спины, до мизинца ступни.  Тишины…  Звуки будто отключены.  Чем назвать твои брови с отливом?  Понимание — молчаливо.  Тишины.  Звук запаздывает за светом.  Слишком часто мы рты разеваем.  Настоящее — неназываемо.  Надо жить ощущением, цветом.  Кожа тоже ведь человек,  с впечатленьями, голосами.  Для неё музыкально касанье,  как для слуха — поёт соловей.  Как живется вам там, болтуны,  чай, опять кулуарный авралец?  горлопаны не наорались?  Тишины…  Мы в другое погружены:  в ход природ неисповедимый.  16 И по едкому запаху дыма  мы поймём, что идут чабаны.  Значит, вечер. Вскипает приварок.  Они курят, как тени тихи.  И из псов, как из зажигалок,  светят тихие языки. «Природа будет действовать на     нас со всей силой только тогда, когда мы внесем   в     ощущение   ее   свое   человеческое   начало,   когда   наше   душевное состояние,   наша   любовь       или   печаль   пойдут   в   полное   соответствие   с природой  и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и   от   размышлений   о   прожитой   жизни»­,   говорил мерный   шум   леса   К.Паустовский. Мы должны беречь природу! «Для иных природа –это дрова, уголь, руда, или дача, или просто пейзаж. Для меня   природа   –   это   среда,   из   которой,   как   цветы,   выросли   все   наши человеческие таланты»­,считал М.Пришвин. Мы с природой единое целое. 4.Буклет «Берегите природу! Сохраните природу для детей!». Прилагается. Выводы Результатом   своего   исследования   я   могу   поделиться   со   многими.   Тогда   . наверное, люди обратят внимание на то, что  и в поэзии, и в живописи находит отражение осознание людьми того факта, что природа из храма всё больше превращается в мастерскую. Причём глубокие изменения происходят как в организации жизни, так и в душе человека. Он привыкает к мысли о том, что он – царь природы, властелин мира, а природа предназначена прежде всего для удовлетворения всё новых и новых его потребностей. И только искусство 17 способно будить его совесть, взывать к разуму. У человечества осталось мало времени,   чтобы   понять,  что   природные   ценности   несоизмеримо   выше   всех прочих благ прогресса. Может быть, литература поможет нам использовать последний шанс. 18 Список литературы, использованной при разработке проекта: 1. 2. 3. 4. 5. Баратынский Е.А. Стихотворения. М. – 1978. Вознесенский А. Стихотворения и поэмы. М. ­1991. Дудин М. Стихотворения. М.­ 1982. Есенин С. Собрание сочинений в 3 –томах. М. – 1983. Степанов В.Р., Кузнецова Л.В. Проблемы экологии  ­ языком искусства. Чебоксары – 1993. 6. 7. Толстой А.К. Колокольчики мои…М. – 1978. Тютчев Ф.И. Избранное М. ­1984. 19 20

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа

Проектная работа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017