Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"
Оценка 4.9

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
русский язык
4 кл
30.04.2019
Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"
Публикация является частью публикации:
Будьте внимательны к знакам препинания.docx
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  Ярцевская средняя  школа №4  имени Героя Советского Союза О.А.Лосика ПРОЕКТНАЯ РАБОТА СЕКЦИЯ «ПРЕДМЕТНАЯ» Выполнил: Мильченко Семён,   ученик 4Б класса. Руководитель: Мильченко Е. В. 1. Введение………………………………………………………………… Оглавление. 1 2. Основная часть…………………………………………………………. 2.1. Проблема (значимая задача)…………………………………… 2.2. Проектирование (план действий, выбор продукта)…………. 2.3. Поиск информации (поиск и сбор материала,  его обработка и осмысление)…………………………………… 2.4. Продукт (результат работы, изделие: плакат, реферат,  модель, альманах, мультимедийная презентация и т.п.)……… 2.5.  Презентация (представление продукта, результата)……….... 3. Заключение……………………………………………………………… 4. Библиографический список……………………………………………. 5. Приложение…………………………………………………………….. 1.       Введение. 2 Сегодня нам трудно представить, что когда­то книги печатались без знаков  препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не  замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки  препинания живут своей самостоятельной жизнью. Именно они дают  возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать  буквами, помогают выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет.         В школе чаще всего используются всего шесть знаков препинания: точка,  запятая, восклицательный и вопросительный знаки, тире и кавычки. На самом  деле их гораздо больше, а самое интересное,  в художественной литературе  встречаются знаки, значение которые мне не знакомы. Но, я точно знаю, ставить  знаки нужно только по определённым правилам.  Мне захотелось узнать про  знаки все! Проект я назвал «Будьте внимательны к знакам препинания!». Цель проекта: Выяснить, зачем нужны знаки препинания в предложениях и  составить памятку для правильного их употребления. Задачи:  1.  Найти информацию о знаках препинания в книгах и в Интернете; 2. Выяснить, зачем нужны знаки препинания в предложениях. 3. Собрать поговорки, загадки по теме; 4. Составить памятку о правильном употреблении знаков препинания. 3 2.       Основная часть. 2.1. Проблема (значимая задача)      Все мы хоть раз да задумывались, зачем нужны знаки препинания. И чтобы  подтвердить важность этой мысли, надо привести доказательства.       Если не будет точек, то, как мы поймём, где заканчивается предложение. А если не  будет кавычек и тире, будет сложно понять, где прямая речь. Допустим, что мы не  будем применять вопросительный знак и восклицательный знак. И соответственно, мы  не поймём, где мы восхищаемся, а в каком месте спрашиваем. Как мы поймём смысл  предложения без запятых? А кто знает, как появились знаки препинания, где поставить  нужный знак?      Для начала я предложил ребятам в классе анкету, где попросил назвать знаки  препинания: 4 Результат был ожидаемым. Второй столбик знаков вызвал у ребят  затруднения. А вопрос о том, где они используются, остался без ответа, но очень  заинтересовал одноклассников. Признаюсь, что совсем недавно я о знаках знал мало, но теперь хочу поделиться найденной информацией.            2.2.  Проектирование (план действий, выбор продукта, форма презентации) Для поиска ответов на эти вопросы я определил план работы над темой:  Найти информацию о возникновении знаков препинания в книгах и в  Интернете;  Определить роль знаков препинания в тексте;  Собрать загадки по теме;  Составить памятку о правильном употреблении знаков препинания.           2.3.Поиск информации (поиск и сбор материала, его обработка и осмысление);      Чтобы собрать нужную информацию, я разыскивал сведения в словарях, книгах и  интернете. Скоро у меня была собрана целая папка материалов о знаках пунктуации.  ИЗ ИСТОРИИ ПОЯВЛЕНИЯ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ      До конца 15 века тексты на русском языке писались или без промежутков между  словами, или делились на нерасчленённые отрезки. Примерно в 1480­е годы  появилась точка.        Она встречается уже в памятниках древнерусской письменности.  Употребление точки в тот период отличалось от современного:  во­первых, оно не было регламентировано;  во­вторых, точка ставилась не внизу на строке, а выше ­ посреди неё;  кроме того, в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.   Например: «въоновремя•приближашесяпраздникъ•». 5 Вот какое объяснение слову «точка» даёт великий русский учёный и писатель,  прославившийся как автор «Толкового словаря живого великорусского языка»,  Владимир Иванович Даль: «ТОЧКА (ткнуть) ­ значок от укола, от приткнутия к чему  остриём, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина».       Точку можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово  (или его корень) вошло в название многих знаков препинания. В грамматических  сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось «учением о силе точек»  или «о точечном разуме», а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий  раздел имел название «О точках».         Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается  запятая.       По мнению П. Я. Черных, слово «запятая» ­ это результат субстантивации  страдательного причастия прошедшего времени от глагола «запяти(ся)» ­  «зацепить(ся)», «задеть», «заколоться». В. И. Даль связывает это слово с глаголами  «запясть», «запять», «запинать» ­ «останавливать», «задерживать».       Александр Блок говорил: «Изымите всё произведение, если в нём вам не нравится  запятая, но не вычёркивайте запятой: она имеет свой смысл».       К более поздним знакам относятся тире       и многоточие. Знак многоточие под  названием «знак пресекательный» отмечается в 1831 году в грамматике А. Х.  Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.  Слово «тире» восходит к французскому «чёрточка». Как только не называли этот знак! «Чёрная полоса чернил», «молчанка», «длинная черта», «горизонтальная черта», «знак  пресечения». Существует мнение, что тире изобрёл Н. М. Карамзин. Однако доказано,  что в русской печати этот знак уже в 60­е годы XVIII века, а Н. М.        Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил  название кавычки. Сопоставление с украинским названием «лапки» даёт возможность  предположить, что оно образовано от глагола «кавыкать» ­ «ковылять»,  «прихрамывать». В русских диалектах «кавыш» ­ «утёнок», «гусёнок»; «кавка» ­  «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок»,  6 «крючок», «закорючка». В русских диалектах «кавыш» ­ «утёнок», «гусёнок»; «кавка»  ­ «лягушка». Таким образом, кавычки – «следы от утиных или лягушачьих лапок»,  «крючок», «закорючка».      Я выяснил, что в современной письменности выделяются знаки препинания,  выполняющие следующие ФУНКЦИИ: 1. выделение законченных смысловых отрезков текста     — предложений — с    одновременным указанием на их коммуникативный тип, эмоциональную окраску,  степень законченности (точка, вопросительный и восклицательный знаки,  многоточие); 2. указание на отношения между частями предложения(запятая, точка с запятой,  двоеточие, тире); 3. выделение прямой речи, цитат (кавычки); 4. указание на эмоциональное отношение к отдельным словам и  словосочетаниям (кавычки, вопросительный и восклицательный знаки,  заключённые в скобки); 5. указание на пропуски текста (многоточие); 6. знаки сокращений     слов (точка, дефис, косая черта и другие).   В качестве особого знака препинания выделяется красная строка, служащая для разделения крупных смысловых отрезков текста, перехода к новой «теме»  повествования, а также пробел, отделяющий слова друг от друга.      Смысловая роль знаков препинания настолько велика, что иногда они  употребляются даже вместо слов.       Так, при чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные  места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый восторг  и радость, ­ знаком восклицательным (!).         Знаки препинания могут употребляться вместо целых предложений. Вот  исторический факт. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель  Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой  7 стоял только вопросительный знак: «?». Издатель не ударил в грязь лицом и ответил  коротко: «!».  Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной  речью в целом, поэтому так важно знать пунктуацию – раздел науки о  языке, в котором рассказывается об их употреблении.      В доказательство этих слов мне хочется привести такой пример. Расставьте  правильно знаки препинания в этой фразе: Пальцев у него двадцать пять на каждой руке десять на ногах всего двадцать.      Что может получиться, если знаки поставить не на свои места, я попробую  проиллюстрировать. Пальцев у него двадцать пять на каждой руке, десять на ногах,  всего двадцать. Приложение 1. Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах ­  всего  двадцать. Приложение 2.      Я собрал стихи и загадки о знаках препинания. Их можно использовать как на  уроках, так и во внеурочное время.    Приложение 3. А одно стихотворение я немного переделал – некоторые слова заменил картинками. Приложение 4.      Самым занимательным для меня было знакомство со знаками, которые применяются очень редко, но их использование могло бы придать предложениям особую значимость.  Это: аа  Вопроц тельный  знак Является лучшим выражением невероятности  современной жизни. 8 Риторический  вопросительный знак Используют для утверждения или отрицания в  форме вопроса, на который не требуется ответа  или же он слишком очевиден. Любовный знак Его можно использовать для выражения  любви, например, в поздравительных  открытках. Согласительный знак Выражает демонстрацию доброй воли или  приветствия. Знак уверенности Когда нужно высказать что­то с непоколебимой уверенностью. Знак сомнения Знак сомнения — противоположность знака  уверенности. Таким образом, он может быть  использован для выражения сомнения или  скептицизма. Саркастический знак Подчеркивает сарказм, насмешку в какой­либо  фразе. Восклицательная  запятая и  вопросительная  запятая Снарк – знак Благодаря этим знакам препинания вы можете  выразить восклицание или вопросительную  интонацию, не заканчивая предложения. Знак используется для того, чтобы показать,  что предложение содержит скрытый смысл,  и его не следует понимать буквально. 9 2.4.Продукт (результат работы, изделие: плакат, реферат, модель, альманах,  мультимедийная презентация и т.п.)  В результате обработки всех материалов я пришёл к выводу:           Писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной работе, недопустимо !  Именно поэтому я составил памятку «Когда употребляются знаки препинания?»,   которая поможет правильно употреблять знаки препинания.   2.5.Презентация (представление продукта, результата). Вашему вниманию я предлагаю презентацию «Будьте внимательны к знакам препинания!», а также памятку «Когда употребляются знаки препинания?».  Приложение 5. 3.Заключение.       «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль,   привести   слова   в   правильное   соотношение   и   дать   фразе   легкость   и правильное   звучание.   Знаки   препинаний   –   это   как   нотные   знаки.   Они   твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».  ( К.Г.Паустовский)      Быть грамотным – показатель культурного человека, уважающего себя. Помимо  того, что нужно правильно писать слова, очень важно также правильно расставлять  знаки препинания. Именно они делают текст «живым».  Точки, палочки, крючки… Неприметные значки, А во время чтения Требуют почтения! Я очень надеюсь, что моя памятка поможет Вам стать грамотным человеком! 10 4.Библиографический список. 1. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и другие. Издательство  Просвещение, 2010 год  2. Земский А.М. и др. Русский язык. Синтаксис. – М. Просвещение, 1996. 3. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справ. материалы. – М.: Просвещение, 1989. 4. Волина В.В. Веселая грамматика.­ М.:Знание,1995. 5. Сайт http://ru.wikipedia.org/wiki 6. Сайт http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/322 7. Сайт http://digest.subscribe.ru/children/councils/n697479622.html 8. Сайт http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/7521/ Приложение 1 11 Пальцев у него двадцать пять на каждой руке,  десять на ногах,  всего двадцать. 12 Приложение 2 Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке,  десять на ногах,  всего двадцать. 13 Приложение 3 Знаки препинания Я маковой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас ­ Закончила рассказ. На крохотное ушко Похожа завитушка. Велит нам  Постоять чуть­чуть И отправляться дальше в путь. Восхищаюсь, возмущаюсь и кричу, Помолчать даже немного не хочу! На странице стою, Всем вопросы задаю. Согнут я всегда в дугу ­ Разогнуться не могу. Я ­ минус в математике, Но знак другой в грамматике. Знаком я детворе, Меня зовут ... Рядом три сестрички­точки, Значит, нет конца у строчки Всегда подслушать норовят То, что другие говорят. 14 Словам раскрывает объятья: Ждём в гости вас, милые братья. Приложение 4 Самуил Маршак ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ У последней На последней строчке Собралась компания Знаков препинания. . Прибежал Чудак – Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: – Ура! Долой! Караул! Разбой! Притащился кривоносый Задаёт он всем вопросы: – Кто? Кого? Откуда? Как? . Явились Девицы завитые. Живут они в диктовке На каждой остановке. , Прискакало , Прикатило . И прочие, и прочие, и прочие... Заявили – Мы – особы занятые. Не обходится без нас Ни диктовка, ни рассказ. : – Если нет над нами , 15 , мигая, Закричало: – Нет, постой! Я важней, чем Или , – Потому что я в два раза Больше одноглазой. В оба глаза я гляжу. За порядком я слежу. , – Нет... – сказало Еле глазками ворочая,– Если вам угодно знать, Я важней, чем прочие. Там, где нечего сказать, Ставят многоточие... Удивился: – То есть как? Восклицательный знак Возмутился: – То есть как! – Так, – сказала , -одиночка. – Мной кончается рассказ. Значит, я важнее вас. – знак пустой! – Отозвалась с той же строчки Тётя . 16

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"

Проектная работа "Будьте внимательны к знакам препинания!"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019