Проектная работа "Черты символизма в литературе разных лингвокультур"
Оценка 5
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
11 кл
13.02.2017
Мы изучили особенности и своеобразие символизма двух стран: Ирландии и России. Материалом для исследования англоязычного символизма послужил известный роман ирландского философа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Одной из главных черт символизма является отражение действительности в символах. В романе «Портрет Дориана Грея» нами были обнаружены следующие символы: roses (розы), lilac (сирень) и pink-flouring thorn (ˈflaʊərɪŋ θɔːn) (шиповник); три синонима слова «запах», «аромат»: «odour» | ˈəʊdə |, «scent» | sent |, «perfume» | pəˈfjuːm |; драгоценные камни: the red gold (красное золото), the moonstone (лунный камень), the opal | ˈoʊpl̩ | (опал); роскошные вещи: the Louis Quatorze clock (часы в стиле Людовика Четырнадцатого). Посредством этих символов Оскар Уайльд выражал свою тягу к прекрасному.
Черты символизма в литературе разных лингвокультур Тезисы.docx
Черты символизма в литературе разных лингвокультур
Тема нашей проектной работы: «Черты символизма в литературе разных
лингвокультур». Работая над данной темой, мы узнали, что такое символизм, изучили
основные особенности и черты символизма.
СИМВОЛИЗМ– эстетическое течение, сформировавшееся во Франции в 1880–1890 гг.
и получившее широкое распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре
и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 вв.
Главные черты символизма:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Идея о двух мирах (реальном и потустороннем)
Отражение действительности в символах
Особый взгляд на интуицию как посредника в постижении и изображении мира
Разработка звукописи как особого поэтического приёма
Мистическое постижение мира
Поэтика многоплановости содержания (иносказание, намёки)
Религиозные искания («свободное религиозное чувство»)
Отрицание реальности
Мы изучили особенности и своеобразие символизма двух стран: Ирландии и России.
Материалом для исследования англоязычного символизма послужил известный роман
ирландского философа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».
Одной из главных черт символизма является отражение действительности в символах.
В романе «Портрет Дориана Грея» нами были обнаружены следующие символы: roses
(розы), lilac (сирень) и pinkflouring thorn (ˈflaʊərɪŋ θɔːn) (шиповник); три синонима
слова «запах», «аромат»: «odour» | ˈəʊdə |, «scent» | sent |, «perfume» | pəˈfjuːm
|; драгоценные камни: the red gold (красное золото), the moonstone (лунный камень), the
ˈ ʊ ll (опал); роскошные вещи: the Louis Quatorze clock (часы в стиле Людовика
opal | o p |
Четырнадцатого). Посредством этих символов Оскар Уайльд выражал свою тягу к
прекрасному.
Следующая черта литературного символизма поэтика многоплановости содержания.
Эпитеты являются одним из любимых средств выразительности писателя. Exquisite (изысканный)встречается в тексте десятки раз, beautiful
| ˈekskwɪzɪt |
(прекрасный),
delightful| dɪˈlaɪtfəl| (восхитительный), wonderful (замечательный). Также автор
часто использует сравнения с целью более точно охарактеризовать предмет или
явление: The tulipbeds across the road flamed like throbbing rings of fire | ð <ə tulip
beds> əˈkrɒs ð ə roʊd ˈfleɪmd ˈlaɪk ˈ rθ ɑːb ŋ ɪ
ˈr ŋɪ z əv ˈfaɪər | (На клумбах у дорожки
тюльпаны пылали дрожащими языками пламени). Часто в произведении встречается
прием аллюзии – особой разновидности метафоры. Например: Ah! Here is the Duchess,
looking like Artemis in a tailormade gown. I must keep an opportunity for retreat.– In the
ɪ
s | l k ŋ la k
ə
p r tu n ti f r ri tri t n ð
Parthian manner? As monstrous as orchids |
ˈ ɪ ə ˈ
ɪ
ˈɑː
ə ə ˈɔː ə
ˈ ɑː θi n mæn r | z m nstr s z
p r
Артемида в английском костюме). – одна из самых ярких метафор, использованных
ˈɑː
ː ə ˌɑː ə ˈ
ɪ ɪ ə ˈ
rt m s n
ə ˈ
ɪ ə
te l
ə
(Ага, вот и герцогиня! Настоящая
ˈɡ ʊ
ɪ
me d
ə ˈ ɑː
ə ˈ ʌ ʃə
ː ə ə
a n | a m st ki p n
rk dz |
| h r z ð d t
ɪə
ˈ ʊ ɪ
ː
ˈ
ˈ
ɪ
автором, производящая впечатление чегото одновременно чудовищного и
прекрасного. It is an odd thing, but everyone who dissappeares is said to be seen at San
Francisco. It must be a delightful city and possesses all the attractions of the next world
(Странное дело как только ктонибудь бесследно исчезает, тотчас разносится слух,
что его видели в СанФранциско! Замечательный город, должно быть, этот Сан
Франциско, и обладает, наверное, всеми преимуществами того света!)– один из
примеров иронии, часто используемой Уайльдом.
При чтении романа «Портрет Дориана Грея» можно заметить, что некоторые слова
писатель употребляет десятки и даже сотни раз. Например: «Beauty» или «beautiful»
используются 98 раз, «Delightful», «marvelous» | ˈmɑːvələs |, «wonderful»,
«fascinating» | ˈfæsɪneɪtɪŋ |, «charming» | ˈtʃɑːmɪŋ |, «subtle» | ˈsʌtl̩ |,
«refined», «picturesque» | ˌpɪktʃəˈresk | 258 раз (в общей
сложности). Также текст романа наполнен разнообразием наименований различных
предметов, например, драгоценных камней (39 наименований) или музыкальных
инструментов (23 наименования).
В ходе изучения данного произведения нам удалость выявить индивидуальную черту
символизма Оскара Уайльда. Это парадоксальность. Этим свойством отличаются и сюжетные ситуации, и речь персонажей. Герои говорят парадоксами. Многие
парадоксальные суждения в романе направлены против лицемерной морали и других
социальных явлений английской жизни. В самом романе определяется отношение
парадокса к жизненной правде: «The way of paradoxes is the way of truth. To test Reality
we must see it on the tightrope. When the Verities become acrobats we can judge them.» |
ðə ˈweɪ əv ˈpærədɒksɪz ɪz ðə ˈweɪ əv truːθ | tə test rɪˈælɪti wi
məst ˈsiː ɪt ɒn ðə ˈtaɪtrəʊp | wen ðə ˈverɪtɪz bɪˈkʌm ˈækrəbæts wi
kən dʒʌdʒ ðəm | (Правда жизни открывается нам именно в форме парадоксов.
Чтобы постигнуть Действительность, надо видеть, как она балансирует на канате. И
только посмотрев все те акробатические штуки, какие проделывает Истина, мы можем
правильно судить о ней.»).
А теперь обратимся к символизму русской литературы. Проанализировать его нам
поможет знаменитое стихотворение «Незнакомка» русского поэта и писателя
Александра Александровича Блока.
Поговорим о символах, которыми Блок отражает действительность в своём
стихотворении. Мы заметили, что автор придал этим символам индивидуальное
значение и необычную окраску. Например: горячий воздух означает в «Незнакомке»
однообразные и беспорядочные движения, а в словаре значения символов – движение и
накал, приносящие пользу; весенний дух в стихотворении не способный чтото
исправить, а в словаре – предзнаменующий начало чегото нового; луна в
стихотворении лишена смысла и красоты, а в словаре является романтическим
ореолом; сама незнакомка в стихотворении представляет собой дьявольский сплав из
многих миров, а в словаре именуется как символ хорошего будущего; вино в
стихотворении напиток утешения и спасения, а в словаре жидкость, наполненная
огнём жизни.
Теперь рассмотрим поэтику многоплановости содержания «Незнакомки». Блок
использует анафору (повторение строчки: «И каждый вечер» в третьей, пятой и
седьмой строфах), антитезу («женский визг» «девичий стан»), встречаются архаизм
(очи), метафоры («Девичий стан, шелками схваченный») эпитеты (тлетворный,
таинственный). Лексика стихотворения разнообразна. На первом месте по частотности находятся
существительные, далее идут прилагательные, затем глаголы. Часто в стихотворении
встречается предлог над. Здесь множество конкретных существительных (котелки,
канавы, перья) наряду, с которыми появляются и вещественные (вино). Например, в
описании красавицы автор использует конкретные существительные: «шляпа с
траурными перьями», «в кольцах узкая рука».
Одной из главных черт символизма является идея о двух мирах. В стихотворении
«Незнакомка» это выражается в том, что астральная дева приблизила мистический мир
к реальности, с ней в ресторанный мир проникает ирреальный мир «древних поверий».
Парадоксальное сочетание мистического и бытового характерно для всего творчества
Блока в целом.
Такая черта символизма как звукопись характерна для поэтических произведений.
Посмотрим, как она выражается в стихотворении «Незнакомка». В стихотворении
самыми частотными являются шумные согласные: взрывные 34%, сонорные 26%,
щелевые 18 %. Среди гласных преобладают: гласные заднего ряда среднего подъёма 16
(О), далее идут гласные среднего ряда нижнего подъёма 15(А), а также гласные
переднего ряда верхнего подъёма 15 (И), а гласные заднего ряда верхнего подъёма
встречаются 7 раз.
Итак, мы выяснили, какими словами и средствами выразительности проявляются
черты символизма в прозаической и поэтической литературе Ирландии и России. В
своём исследовании мы столкнулись с некоторыми трудностями. Достаточно сложно
было выявить значение и сущность символов, распознать тень авторской задумки и
прийти по её следам в точку назначения. Подтвердить это мы хотели бы социальным
опросом «Понимание символизма читателями». Участниками нашего опроса были
ученики 9, 10 и 11 классов. Каждому из опрашиваемых были предоставлены тексты со
стихотворениями А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» и О. Уайльда
«Истинное знание». Участникам предстояло прочесть их и рассказать о том, как они
поняли творчество символистов. По результатам опроса 3 ученика смогли раскрыть
смысл стихотворений и их символов с небольшими неточностями, 10 участников не до конца объяснили замысел авторов, выделили не все символы, 7 человек не смогли
раскрыть содержания или восприняли написанное буквально.
Результаты опроса показали что творчество такого модернистского течения, как
символизм, скрывающего идею автора под тайными знаками и символами,
воспринимается большинством читателей с некоторым трудом. Литература символов
требует очень внимательного чтения и вагон времени на размышление над
прочитанным. Ведь, как говорил Альберт Камю: «Нет ничего более трудного для
понимания, чем символистическое произведение».
Проектная работа "Черты символизма в литературе разных лингвокультур"
Проектная работа "Черты символизма в литературе разных лингвокультур"
Проектная работа "Черты символизма в литературе разных лингвокультур"
Проектная работа "Черты символизма в литературе разных лингвокультур"
Проектная работа "Черты символизма в литературе разных лингвокультур"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.