Проектная работа на уроках истории и обществознания
Оценка 4.7
Руководства для учителя +1
docx
история
Взрослым
23.08.2018
Статья, в которой обобщается собственный опыт применения проективной методики как средства патриотического воспитания на уроках истории и обществознания. Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления ребенка к самореализации. В период реформ перед учителем возникает вопрос в выборе приемов обучения. Как сделать наиболее безболезненным переход к ФГОС и учителя, и учащихся? Какие формы работы использовать для привития детям положительных мотивов учения?
В статье освещается опыт моей работы.Обобщение опыта работы
Проектная работа на уроках истории.docx
Проектная работа на уроках истории и обществознания
Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности,
инициативы, стремления ребенка к самореализации. В период реформ перед учителем возникает вопрос в
выборе приемов обучения. Как сделать наиболее безболезненным переход к ФГОС и учителя, и учащихся?
Какие формы работы использовать для привития детям положительных мотивов учения? Есть только один путь
– максимальное приближение школьного образования к жизни детей, к их жизненному опыту, потребностям и
интересам.
В статье №2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в
государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача
патриотической направленности: «Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам человека,
любви к окружающей природе, Родине, семье». Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными
качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных ценностей, готовность выполнить
конституционный долг перед Родиной, понимание необходимости быть востребованным в обществе, правовая
грамотность.
Один из путей достижения этой задачи организация индивидуального образования. Существенную роль в
этом может сыграть метод проектов.
Цель моей работы: обобщение собственного опыта применения проективной методики как средство
патриотического воспитания на уроках истории и обществознания.
Актуальной стала задача обновления содержания образования, понимаемого не только как определенный объем
информации, но и как деятельность школьников и их отношение к изучаемому материалу. В настоящее время
наблюдается повышенный интерес к изучению родного края.
Мы живем в многонациональном селе, которое имеет столетнюю историю. С каждым годом у нас все
меньше детей в школе, появилась тенденция к росту неблагополучных семей в деревне, понижением
успеваемости в классах. На наших глазах происходит нравственное и духовное растление молодежи, происходит
глубокая деградация личности. Недавние самоубийства молодых людей в г. Карасуке доказали необходимость
более пристально обратить внимание на проблемы семьи. Неустроенность и увеличение числа безработных
способствует сезонной миграции, уменьшению количества жителей села. Это ведет к относительной
безнадзорности детей, отчуждению от родителей. Поэтому развитие позитивных семейных отношений,
формирование интереса к проблемам семей должно рассматриваться как основное и необходимое условие
прогресса российского общества.
В первую очередь необходимо поднять престиж семьи, как социального института. Поэтому я перешла к
проектной деятельности на уроках и во внеклассной деятельности. Данная технология позволяет организовать
работу ребенка на длительное время непосредственно рядом с родными.
Изучение истории родного края позволяет приблизить историю страны к уровню зримых, конкретных её
проявлений, наполнить её персоналиями, показать, что каждый человек является объектом и субъектом истории.
Принципиально новым в мировой педагогике метод проектов возник в США в 1920 году, применяемый
американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Во многих
школах этот метод применялся успешно, но в 30х годах партия большевиков вмешалась в этот процесс, и он
был прекращён. Вновь этот метод стали применять уже в 90х годах.
Метод проектов (проективная методика), как образовательная технологияэто дидактическая категория,
обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими
знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку
проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным
способом.
Проекты могут быть нескольких типов:
по доминирующей деятельности (исследовательский, поисковый, творческий);
по области предметного содержания;
по способу организации (самостоятельные или под руководством координатора);
по характеру контактов;
по количеству учащихся (личностные, парные, групповые);
по продолжительности.
Каким образом организуется проектная деятельность? Она проходит несколько этапов. 1 этап: информационный. Установочное занятие, сообщение о целях и задачах проекта, формирование
мотивации к выполнению проекта, обмен мнениями, определение общего направления работы.
2 этап: плановый. Определение конкретной цели индивидуального проекта, его задач. Структуры, формы;
обдумывание условий, необходимых для реализации проекта, определение поля деятельности.
3 этап: поисковый. Сбор и анализ информации, работа с источниками
4 этап: обобщающий. Структурирование информации, систематизация данных, построение логической схемы,
выводов.
5 этап: этап представления и защиты проекта. Итоговое представление проекта, демонстрация
приобретенных знаний и умений; анализ проблем, определение перспектив дальнейшей работы
6 этап: аналитический. Рефлексия.
Реализация проектов идет по следующей логической цепочке:
1. Любовь к родителям, родному дому, к родным и близким людям ( долгосрочные проекты «Моя семья – мое
богатство», «Дом, в котором я живу», «Интересные люди моего села»);
2. Воспитание и уважение к старшим, к людям труда. В этих проектах реализуется приобщение учеников к
традициям народа, стремление чтить память погибших воинов, проявление уважения к людям пожилого
возраста. (Долгосрочный проект «И у памяти есть голос», среднесрочные проекты «Великая Отечественная
война в судьбе моих односельчан», «Детство, опаленное войной», «Село мое многонациональное»,
краткосрочный проект «Выдающаяся личность»);
3. Любовь к родной природе (краткосрочный проект «Угрозы России в 21 веке», проект «Юные фотографы»);
4. Моя Родина – Россия. Мой дом – село Троицкое: расширение представления о нашей Родине России,
воспитание любви к своей малой родине селу Троицкому. (Долгосрочные проекты «Альбом села», «Историко
этнографическая экспедиция для создания энциклопедии «село Троицкое»); 5. Человек –
защитник своей Родины. Проекты повышают уровень правовой грамотности, способствуют проявлению
активной гражданской позиции, внедряется идея «здоровый человек – здоровая нация». (Краткосрочные
проекты «Детская преступность», «На рынке труда», долгосрочные проекты «Школьная журналистика», «54
регион», кинофестиваль «Звездный дождь»). Проекты
представляются в различных формах. Это могут быть эссе, доклады, рефераты, презентации, путеводители,
фотовыстаки, газеты, плакаты, альбомы, альманахи, видеофильмы. Опыт организации
самостоятельной проектной деятельности учащихся позволил выделить следующие положительные результаты
данного метода:
идет формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения
заявлять и отстаивать свою точку зрения;
дети изучают историю родного села и своей семьи;
развивается бережное отношение к окружающему миру;
устанавливается тесное сотрудничество между школой и семьей;
формируется потребность личностного роста;
воспитывается человек, способный встать на защиту собственных интересов, интересов своей семьи и Родины.
ежегодно выпускники успешно сдают ЕГЭ по истории и обществознанию;
проектная работа позволяет участвовать в конкурсах различного уровня, развивая конкурентоспособность
учеников.
Заключение
Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего
России, ведет к формированию собственных оценок, облегчает понимание изучаемого материала и наглядно
показывает, что любая судьба неразрывно связана с судьбой страны. Современному обществу требуются
образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать. Следовательно, уроки
истории и обществознания должны создавать условия для самореализации ребенка, для формирования его
индивидуальности.
Проектная работа на уроках истории и обществознания
Проектная работа на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.