МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"Средняя общеобразовательная школа №1"
города Покачи Ханты-Мансийского автономного округа - Югра
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Секция:
Инновации в школьном образовании.
Основное общее и среднее общее образование
Предметные области: математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика)
Автор: Шалабанова Елена Дмитриевна,
учитель информатики и ИКТ, первая категория
город Покачи, 2018 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ВВЕДЕНИЕ c. 3
II. ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ с. 4
III. Какие преимущества дает использование ПРОЕКТНОЙ технологии с. 6
I. ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии, технология
развивающего обучения и проектная технология – это те три кита, на которых
держится обучение по учебному предмету «Информатика» в основном общем
образовании. Показать свои навыки и умения, полученные за учебный год учащиеся
могут при выполнении итоговых творческих проектов.
Данные технологии способствуют развитию у учащихся творческого мышления,
коммуникативных компетенций. Перед учителем информатики стоит
важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний в
соответствии с современными требованиями общественного и научно-технического
прогресса, развивать их умения и навыки, но, главное, у учащихся должны быть
привиты стремление к непрерывному совершенствованию знаний, умение
самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учащихся и основываться на его личном опыте. Учитель и учащийся идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
В основе проектной технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Чтобы добиться успеха, учащемуся приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.
Проектная технология решает многие задачи обучения: это и обучающие, и развивающие, и воспитательные. При выполнении того или иного проекта учащиеся обобщают все свои знания в этой области, изучают что-то новое.
II. ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ
Темы проектов распределяются в зависимости от возрастных особенностей учащихся, пройденного программного материала, умений и навыков, приобретенных учащимися в течение учебного года.
5 класс, раздел «Обработка информации» - создание в Microsoft Office PowerPoint анимационных сказок. Работая в программе Microsoft Power Point ребята учатся базовым навыкам и открывают для себя новые возможности всем известной программы. Они проектируют итоговую творческую работу, устанавливают последовательность действий, анализируют инструменты для создания и редактирования проекта.
1 этап. Организационная форма
учебно-исследовательской деятельности, метод организации работы – накопление
необходимой информации. Используя принципы развивающего обучения, учащиеся
придумывают индивидуальные сценарии, находят информацию в сети Интернет либо в книгах,
рисуют героев в графических редакторах, либо рисуют на бумажных носителях и
сканируют. Роль учителя на данном этапе – это роль консультанта.
2 этап. Создание учебного продукта. Усвоение знания происходит методом
восхождения мысли от абстрактного к конкретному. Ученик анализирует учебный
материал с помощью учителя. Затем выделяет в нем общее и фиксирует общее в
знаковой форме, то есть строит его содержательную конструкцию. Продолжая анализ
материала, он раскрывает закономерные связи между общим и его различными
проявлениями, то есть получает частное. Роль учителя меняется. Он становится
руководителем творческого процесса.
3 этап. Защита проекта. Коллективное обсуждение. Отбор лучших работ.
Сочетание коллективной работы и индивидуальной работы каждого учащегося. Из
мини-проектов работы перерастают в общую интерактивную книгу Сказок
пятиклассников. Представление своих работ перед родителями на итоговых
родительских собраниях. Учитель не навязывает свое мнение, а контролирует
процесс обсуждения и принятия решения.
4 этап. Анализ проектной работы. Этот этап является самым важным, так как позволяет подвести итоги, обсудить вместе с учащимися сильные и слабые стороны каждой работы, что хотелось, что удалось, а что осталось нереализованным, что помешало исполнению планов, объективные и субъективные причины, что надо учесть в следующих проектах, предложения и пожелания, положительное или отрицательное отношение к проекту, планы на будущее.
Дополнительно к школьному программному материалу учащимся предложен курс "Кино-фото-мультипликация" в рамках внеурочной деятельности ФГОС. С большим интересом учащиеся изучают возможности графических редакторов и программ фото и видеомонтажа. Создавая проекты по различным тематикам, участвуют в конкурсах на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.
По такому же алгоритму создаются проекты в каждой возрастной группе основного общего и среднего общего образования.
6 класс, интерактивная презентация «Город будущего» с использованием собственных рисунков, гиперссылок, аудио.
7 класс, интерактивная презентация по учебным предметам с использованием
аудио, видео, внешних ссылок на музеи, интерактивные справочники и т.д.
8 класс, создание видеороликов на определенную тему.
9 класс, раздел «Информационное моделирование». Проект в форме бизнес-плана «Туристический маршрут по родному городу», включающий в себя структуру проекта в текстовом процессоре, экономические расчеты в электронных таблицах, создание базы данных объектов маршрута, создание графических схем маршрута, презентации для защиты проекта. Публичная защита проекта в форме деловой игры.
10 класс, создание актуальных баз данных.
11 класс, создание web-сайта "Моя будущая профессия".
III. Какие преимущества дает использование ПРОЕКТНОЙ технологии
Сегодня уже мало просто научить учащихся нажимать на кнопки, надо дать четкое представление о том, где они смогут применить полученные знания и использовать выработанные навыки, только тогда они будут востребованы на современном рынке труда, только тогда получат возможность стать успешными. Следуя принципу развивающего обучения о том, что научить никого нельзя, можно только научиться, организуя обучение так, чтобы учащийся сам захотел приобретать эти самые знания и навыки. Следовательно, нужно его заинтересовать, потом создать ситуацию, в которой на основе приобретенных ранее знаний и умений ученику необходимо было бы самому добывать новые знания и приобретать умения, а затем еще и дать ему возможность наглядно продемонстрировать полученные результаты, а учителю — проконтролировать прирост знаний и умений учащегося. Реализовать все вышесказанное можно, используя в процессе обучения проектную деятельность, в которой необходимо обязательно применять компьютерные технологии. Внешний результат выполненного проекта определяется умениями и навыками, продемонстрированными учащимися во время работы и защиты, качеством созданных ими программных продуктов. Но наиболее ценен внутренний результат, тот опыт деятельности, который стал бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания, умения, компетентности и ценности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.