Проектная технология обучения английскому языку
Оценка 4.8

Проектная технология обучения английскому языку

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
английский язык
Взрослым
21.01.2017
Проектная технология обучения английскому языку
В данной работе рассматривается суть проектной технологии как фактора повышения продуктивности обучения иностранному языку. Показана целесообразность применения проектной технологии на уроках английского языка, методы работы над проектом. В приложении приведены примеры результативности работы учащихся школы над одним из долгосрочных проектов.
Проектная технология.docx
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 4» г. Михайловска Проектная технология как фактор повышения продуктивности обучения иностранному языку Из опыта работы  учителя английского языка  Владимировой Галины Александровны Общество   на   современном   этапе   его   развития   требует   высокого   уровня результативности процесса обучения в средней школе. Большой вклад в гармоническое развитие   личности   учащихся   вносит   иностранный   язык,   обладающий   большим образовательным,   воспитывающим   и   развивающим   потенциалом.   Поэтому   выпускники школ   должны   практически   владеть   одним   из   иностранных   языков   в   определенных пределах.  Основным направлением модернизации общеобразовательной и профессиональной школы   на   современном   этапе   развития   предусматривается,   прежде   всего,   повышение качества   усвоения   общеобразовательных   и   профессиональных   знаний,   практической   и творческой подготовки выпускников школ. Иностранный  язык,  как общеобразовательный  учебный  предмет  может  и  должен внести   свой   вклад   в   процесс   развития   творческих   способностей   учащихся.   Обладая огромным   воспитательным,   образовательным   и   развивающим   потенциалом   творческих способностей   учащихся,   иностранный   язык   может   реализовать   его   лишь   в   ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе   иноязычной   коммуникативно­познавательной   деятельности   (слушая,   говоря, читая,   пользуясь   письмом)   будет   расширять   свой   общеобразовательный   кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут   формироваться   социально­ценностные   качества   личности:   мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера. Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет ­ это дополнительное «окно» в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно   для   общего   образования,   это   средство,   помогающее   осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка учащиеся углубляют и расширяют многие знания и представления, полученные ими по   другим   учебным   предметам:   обществоведению,   литературе,   музыке,   истории, географии, изобразительному искусству и др. К сожалению, общий уровень речевой культуры, устной и письменной речи, в том числе на английском языке, у ряда школьников сравнительно невысок. В   процессе   обучения   английскому   языку   мною   были   выявлены   следующие противоречия:  – между разным уровнем подготовленности обучающихся и высокими современными требованиями   к   изучению   английского   языка   в   общеобразовательной   средней школе; – между   запросами   родителей   и   недостаточно   высокой   мотивацией   отдельных учеников к овладению иностранными языками; – между   ограниченным   тематическим   наполнением   базового   содержания   курса английского   языка   для   общеобразовательной   средней   школы   и   международным стандартом коммуникативного общения на английском языке. Смысл современного образования заключается не в изучении школьных учебных предметов, а «в развитии личности предметами» (П.Ф. Каптерев) и вооружении ее таким образовательным   потенциалом,   который   обеспечит   возможность   самостоятельного творческого развития, способность решать проблемы коммуникативного, нравственного, этического, социального и др. характера, как в стенах школы, так и за их пределами. В системе моей работы основополагающей стала тема  «Проектная технология как фактор повышения продуктивности обучения учащихся иностранному языку». Главными   целями   обучения   для   меня   являются   –   формирование   креативного   и критического мышления обучающихся, развитие у них умения оперировать полученной информацией и применение знаний на практике в различных ситуациях. Поэтому я определила для себя следующие критерии и показатели деятельности: Критерий Показатели Мотивация к изуче­ нию английского языка обучающихся  Качество обучения  английскому языку. Повышение интереса и желания  школьников изучать английский  язык. Сформированность речевых  навыков. Совершенствование  содержания  преподавания  английского языка. Участие школьников в  олимпиадах, конкурсах,  презентациях, проектах. Использование новых  образовательных технологий. Создание благоприятных  психолого­педагогических  условий для изучения  английского языка. Уровень творческой активности  обучающихся. Диагностический  инструмент Анкетирование  обучающихся. Контрольные работы,  экзамены, олимпиады. Анализ результатов. Формирование портфолио  учителя и ученика. Анкетирование родителей и обучающихся; методика определения  комфортности обстановки  в классе  Анализ качества  выполнения творческих  работ школьников. Изучение   иностранного   языка   –   это   кропотливый   труд   и   длительный   процесс, который протекает, не всегда успешно, если у учащегося нет внутренней потребности в его освоении. Российские психологи Л.С.Выготский, Д.Б.Элькони, В.В.Давыдов отмечают, что ведущей   деятельностью   в   подростковом   возрасте   является   «межличностное   общение» учащихся, «общественно значимая для ребенка деятельность». Именно в этом возрасте у школьников появляется стремление к общению с товарищами вне класса, к участию во всех происходящих в школе событиях, тяга к поиску, исследованию, к самореализации. Именно метод проектов помогает мне заинтересовать учащихся и превратить сухую зубрежку в увлекательное   познание   и   использование   всех   навыков   и   умений.   Проектно­ ориентированная   деятельность   учащихся   делает   учебный   процесс   для   школьника личностно значимым, в котором он может полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить   свои   творческие   способности,   активность, самостоятельность.   креативность,   фантазию, Из   всего   многообразия   новых   педагогических   технологий,   направленных   на реализацию   личностно­ориентированного   подхода   в   методике   преподавания,   я   выбрала проектную технологию по нескольким причинам: ­ во­первых, она в наибольшей степени повышает продуктивность обучения, так как нацелена на развитие личности школьников, их самостоятельности и творчества; ­ во­вторых, отличаясь кооперативным характером выполнения заданий, технология проектов   является   творческой   по   своей   сути,   так   как   дает   возможность   учащимся размышлять, самостоятельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую информацию; ­ в­третьих,  с  методом  проектов можно  работать  не  только  на уроках,  но и  во внеклассной   работе,   когда   используется   широкий   спектр   проблемных,   поисковых, исследовательских приемов, четко ориентированных на реальный практический результат по любой теме, изучаемой в рамках школьной программы.  Сущность   проектной   методики   состоит   в   том,   что   цель   занятий   и   способы   ее достижения   должны   определяться   самим   учащимся   на   основе   его   интересов, индивидуальных   особенностей,   потребностей,   мотивов,   способностей.   Темы   проектов затрагивают   различные   сферы   человеческой   деятельности,   благодаря   чему   учащиеся приобщаются   к   «взрослым»   проблемам,   приобретают   навыки   решения   актуальных вопросов современности, связанных с экологией, экономикой, образованием и др. сферами жизни.   Личностно­ориентированное   обучение,   лежащее   в   основе   проектной   методики, предполагает изменение традиционной схемы взаимодействия  учитель – ученик, субъект – объект на схему партнерского сотрудничества субъект – субъект. Проектная технология характеризуется четырьмя признаками: ­ соотнесенность с объективной реальной действительностью; ­ соотнесенность с субъектом деятельности; ­ ориентация на продукт деятельности; ­ методическая соотнесенность. Соотнесенность   с   объективной   реальной   действительностьюпредполагает наличие   социально   и   личностно   значимой   проблемы,   решение   которой   требует интегрированных   знаний.   Проект   вытекает   и   развивается   из   конкретной   ситуации.   Эта ситуация   может   возникнуть   в   процессе   работы   над   какой­либо   учебной   темой,   в   ходе обсуждения   прочитанного   текста,   актуальных   событий   и   т.п.,   когда   обнаруживается дефицит знаний, неспособность решить возникшую задачу, что вызывает желание глубже исследовать создавшуюся проблему. Соотнесенность   с   субъектом   деятельностипредполагает   ориентацию   на интерес   учащихся,   их   самоорганизацию   и   ответственность.   Тема   проекта   не   должна навязываться учащимся, инициатива должна исходить от детей, которые сами с помощью имеющихся   у   них   знаний   и   опыта   должны   попытаться   решить   поставленную   задачу. Учитель   же   оказывает   им   языковую   и   организаторскую   деловую   поддержку.   Ученик является субъектом деятельности и, как таковой, должен уметь работать самостоятельно. Для   участия   в   проектной   работе   учащиеся   должны   владеть   определенными   умениями самостоятельной работы, помогающими им организовать свою деятельность (умение читать и перерабатывать текст, собирать необходимую информацию, брать интервью, работать со справочными  материалами,  пользоваться компьютером, планировать свою  деятельность, принимать решение, вести дискуссию, уметь аргументировано отстаивать свою позицию, вести   поиск   необходимой   информации,   оценивать, документировать результаты работы и т.д.).   исследовать,   оформлять, Фактор   соотнесенности   проектного   обучения   с   субъектом   деятельности предполагает воспитание у учащихся чувства ответственности за свою работу и за общее дело, желание выполнить порученное группе задание. Осознанная  взаимозаинтересованность  членов  проектной  группы, установившееся доверие благодаря психологически комфортной атмосфере являются в неменьшей степени, чем другие факторы (умение работать самостоятельно, интерес к теме исследования и другие) основой для успешной продуктивной деятельности. Методическая соотнесенность проекта предполагает учет уровня обученности учащихся,   их   предметных   знаний,   общеучебных   и   специально   учебных   умений,   их социальной компетентности, т.е. умений взаимодействия с членами группы. Успешность проекта   зависит   во   многом   от   того,   насколько   глубоко   осознана   цель   проекта   всеми членами   команды.   На   обычном   уроке   самостоятельная   деятельность   ученика регламентируется   указаниями   и   заданиями   учителя,   заранее   спланированными   и распределенными.   Проект   предполагает   собственную   ответственность   учащегося   за распределение времени, за содержание и формы работы.  Важной составляющей методической организации проектной деятельности является целостное   обучение,   т.е.   целостное   включение   всей   психической   сферы   личности: когнитивной, творческой, эмоциональной, социальной, моторно­двигательной, волевой. Использование   целостного   обучения   при   работе   над   проектом   помогает   связать чувственный опыт учащихся с их деятельностной ориентацией, сближает школу и жизнь, теорию и практику, позволяет ученикам выйти за рамки академических школьных будней. Ориентация на продукт деятельности Большинство исследователей считают, что проект ориентирован главным образом на  результат,  т.е.  на  продукт  деятельности.   На  их  взгляд,  именно  в   продукте   проекта реализуется весь процесс проектной деятельности, его целенаправленность, социальная и практическая   значимость,   самостоятельность,   целостность.   По   их   мнению,   весь   смысл проектной   работы   заключается   в   результате   деятельности,   которая   завершается презентацией   созданного   продукта.   Какую   форму   принимает   этот   продукт   (стенгазета, видеофильм,   выставка,   спектакль,   инфокиоск,   коллаж,   учебная   кассета,   фотовыставка, пантомима,   скульптура,   акция,   брошюра,   поход,   экскурсия,   праздник)   –   дело второстепенное. Ориентация на продукт, считают исследователи, дисциплинирует учащихся: никто не хочет ударить в грязь лицом перед зрителем и поэтому все работают с полной отдачей.  Ряд   других   исследователей   ориентируют   проектную   деятельность   скорее   на процесс,   чем   на   продукт,   считая,   что   суть   проектной   деятельности   при   изучении иностранного  языка  – это,  прежде  всего  коммуникативная   деятельность,  включенная  в другие виды деятельности, а не наоборот. Как   учитель   иностранного   языка,   я   придерживаюсь   третьей   точки   зрения,   при которой и процесс проектной деятельности, и его результат одинаково важны.   Проект   –   это   шесть   «П»:  ПРОБЛЕМА   –   ПРОЕКТИРОВАНИЕ   –   ПОИСК ИНФОРМАЦИИ – ПРОДУКТ – ПРЕЗЕНТАЦИЯ – ПОРТФОЛИО. Проект   может   быть   как   долговременным,   так   и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие. Любой хорошо продуманный и организованный проект имеет три основных этапа:   полномасштабным, Этапы  Подготовительный  ­ мотивация  ­ целеполагание ­ планирование Содержание работы ­определение темы; ­выявление   и   анализ проблемы; ­уточнение целей ко­ нечного результата; рабочих ­выбор групп,   распределе­ ние ролей в команде; ­определение   источ­   Деятельность Деятельность учащихся Уточняют   ин­ формацию;   обсу­ ждают   задание; выявляют пробле­ мы,   выдвигают пути   их   решения; формулируют задачи; деляют   распре­   роли; учителя Мотивирует   уча­ щихся;   помогает   в постановке   целей проекта,   выработке стратегии;   опреде­ ляет продолжитель­ проекта, ность   масштаб вовле­ ченности   уч   –   ся Основной  ­ принятие решений ­ выполнение проекта Заключительный  ­ защита проекта ­   проверка   и   оценка результатов це­ ников   информации, способов     сбора   и анализа; ­обсуждение   путей реализации   проекта (brainstorm);  ­определение   левой аудитории; ­определение   спосо­ ба   представления результата; ­сбор   информации (эксперимент, интервью,   наблюдение); … опрос,   про­ Поиск   необходимой информации: ­творческая   перера­ ботка; ­выполнение екта. ­подготовка и  оформление доклада; обоснование   процес­ са   проектирования; объяснение   получен­ ных результатов; анализ   достигнутых результатов;   анализ достижения поставленной   цели; оценка результатов.    (группа,   параллель). класс,   кон­ Наблюдает;   со­ сультирует; ветует   (по   просьбе учащихся);   косвен­ но руководит.   на­ Наблюдает; правляет   процесс анализа.   определяют источники информации. Определяют   выби­ тактику; рают   оптималь­ ный вариант способа   реали­ зации; обсуж­ дают;   работают   с информацией Проводят   следования; синтезируют   и анализируют идеи; ют проект.   оформля­ ис­   Защищают (пре зентуют) проект.   Наблюдает; на­ правляет   процесс защиты. Коллективный самоанализ   про­ екта   и   самооцен­ ка. Участвует   в   кол­ лективном   анализе и   оценке   результа­ тов проекта. Разработка   и   защита   проекта   начинается   с   постановки   проблемного   вопроса   по теме, который требует разрешения. Далее начинается активный сбор информации. Даже в те дни, когда по расписанию нет уроков английского языка, школьники приходят со своими находками, заранее переведя англоязычные источники информации. Их интерес, огромное желание   («хочу   и   могу!»)   становятся   мощнейшей   мотивацией   к   изучению   английского языка во время уроков и во внеурочное время. Я вместе с ними тоже ищу новые факты по данной теме, показывая им на личном примере искреннюю заинтересованность и желание помочь.  Во   время   проектной   деятельности,   обучающиеся   самостоятельно   переносят полученные ранее знания, умения, навыки в новую ситуацию, у них появляются новые идеи. Учащиеся сопоставляют различные точки зрения, объясняют и отстаивают свое мнение, опираясь на научные, доказанные факты, на свой и чужой опыт. Расширяется их кругозор и границы   владения   языком.   Естественным   становится   участие   в   диалоге   культур, формируется   уровень   профессионального   общения,   расширяется   взгляд   на   мир   как   на единую культурную среду обитания в масштабе всей планеты. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, учит слушать и слышать иноязычную речь, а также взаимодействовать друг с другом. Дети работают со справочной   литературой,   словарями,   компьютером,   тем   самым   создается   возможность прямого контакта с аутентичным языком, чего не дает изучение языка только с помощью учебника на уроке в классе. Обогащается словарный запас учеников, возрастает скорость чтения. Улучшается качество перевода текстов, совершенствуются навыки просмотрового чтения, письменной речи, умения представлять отобранную информацию в виде таблиц и схем. Кроме того, школьники учатся брать интервью, общаться со своими сверстниками по Интернету.   Интеграция   знаний   через   творчество   учащихся   в   процессе   проектной деятельности позволяет мне успешно поддерживать мотивацию, интерес к языку. Летом   2009   года   две   учащиеся   моего   класса   совершили   трехнедельный   тур   в Лондон. О поездке было известно заранее, поэтому работа над проектом была разделена на три этапа.  Туру предшествовала большая теоретическая часть. По возвращении из Лондона девочки   подготовили   проектную   работу,   включающую   в   себя   фотоальбом,   статьи   и впечатления,   компьютерную  презентацию.  Теоретический   этап   был   основан   на  подборе информационного материала, связанного с предстоящим туром.  Во   время   второго   этапа   работы   над   проектом   девочки   получили   достаточное количество   фотографий   и   впечатлений.   В   Лондоне   они   жили   в   семье   британцев,   что позволило им максимально использовать имеющиеся умения и знания и пройти языковую практику на основе когнитивного подхода к грамматике. Им представилась возможность личного общения, они смогли рассказать о себе, своих друзьях, своем городе, узнать новое о быте и традициях жителей Великобритании.  По времени третий этап работы над проектом совпал с началом нового учебного года. Ученицы подготовили компьютерную презентацию, написали статью ­ рассуждение (приложение 1), в которой делились своими впечатлениями, и составили фотоальбом с видами достопримечательностей Лондона и фотографиями своих «английских» родителей. Чтобы привлечь внимание одноклассников к защите проекта, были составлены задания, базирующиеся на полученных ранее знаниях о стране изучаемого языка (приложение 2).   Осуществлять   работу   над   проектом   можно   как   на   уроке,   так   и   в   режиме деятельности. внеклассной Врамкахработынаучногообществанашейшколымоиученикизащищалипроектыпотемам: “History of the Tower”, “London”, “Holidays and traditions of Great Britain”, “Big cities of America”,   “Great   Shakespeare”,   “Sport”  идругие.  Внеклассная   проектная   деятельность позволяет   более   четко   спланировать   работу,   осуществлять   контроль   деятельности учащихся, качественно организовывать презентацию и защиту проектов, дает возможность учащимся других классов и учителям посещать конференции и заседания НОУ, на которых проходят презентации. У детей появляется возможность приобрести и закрепить новый опыт  общения,   как  на  родном,  так  и  на  иностранном  языке.  Проект  представляется  и защищается   на   иностранном   языке,   на   итоговом   заседании   НОУ.   На   ежегодной общешкольной конференции проект представляется на русском языке.  На итоговом заседании НОУ участникам сообщается порядок выступления, правила проведения   защиты   и   обсуждения   проектов.   Экспертам   раздаются   карточки,   которые необходимо заполнить на иностранном языке в процессе работы и сдать в жюри после окончания данного мероприятия.  Примерный вариант карточки: The name of the project  The surname and name of the reporter, form (grade) What I like about the project and what I dislike What new, interesting, unusual things, facts I have learned liked   I   the   computer presentation. I think it`s very useful. I have learned a lot of new information   about the Tower, its past and present.   1.“History of the Tower” (ЧаликовАнатолий 10кл) 2. “Big cities of America” (ЖолудеваЕ., МирзоянВ  9кл) 3. “Sightseeing tour in London” (КозловаО., ДьяковаЮ.) 4.   “Holidays   and   traditions   of Great Britain” (Коробейникова Ольга, Корнеев Алексей 9кл) Summary: Name the best projects 1st place 2nd place 3rd place The best participant of the discussion General opinion Технология   проектов   дает   хорошую   основу   для   повторения   и   реализации межпредметных связей, а также способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур.   Кроме   общеучебных   умений   (упорядоченное   систематическое   изложение подготовленного   материала   и   элементарные   навыки   научного   поиска)   эти   приемы способствуют   формированию   умений   пользоваться   речевыми   клише;   частотными словосочетаниями; определенными грамматическими формами. Помимо   интеллектуальных   и   коммуникативных   умений,   проектная   деятельность формирует у детей ряд творческих умений: ­ генерировать идеи; ­ найти многовариантное решение проблемы; ­ слушать собеседника и вести дискуссию; ­ кратко излагать свои мысли. Такая форма работы позволяет дифференцированно подходить к формированию и развитию   целого   ряда   коммуникативных   способностей   и   личностных   качеств,   которые помогут   учащимся   адаптироваться   в   социальной   среде   и   эффективно   решать   задачи личностно   и   профессионально   значимого   общения.   Защита   проектов   может   быть использована как форма контроля и определения уровня сформированности социальной компетенции на иностранном языке на любом этапе обучения. Проектная деятельность является   большим   стимулом   в   учебе,   это   активно   действующая   методика,   ведущая   к успешному овладению иностранным языком. Приложение    1 Our impressions of London We have been learning English for a long time and one day we wanted to see Great Britain with our own eyes, to know more about its history, people and culture. Last summer our dreams became true. We got the chance to make trip to London. When we arrived there we realized at once why English weather is famous all over the world. We watched that kind of fog and smoke, which British people used to call  smog. English summer is little colder than in Russia so, we didn’t have to suffer from the heat. We   were   brought   to   a   wonderful   family   with   whom   we   lived   during   our   trip.   Our “English parents” were very hospitable and thoughtful and we got along well together. We had a lot of interesting excursions, visited exciting sights, such as Trafalgar Square, Buckingham Palace, magnificent St. Paul’s Cathedral, impregnable Tower, the British Museum and others. We received great experience of communicating with native speakers of English, which will help us to learn English later on. The trip gave us endless emotions, impressions and we’ll never forget it.                                                                                   Kozlova Olga, Diakova Julia,                                                                                   Grade 9 Приложение     2 Do you know London?  What attracts you more in London? 1. What was the origin of smog in London? 2. Who built the first bridge across the Thames? 3. What kind of political system has Great Britain? 4. What part does the Queen play in the Parliament? 5. Which of these people are not elected: a peer, a civil servant, the Prime Minister, an MP? 6. What are the two types of newspapers in Great Britain? 7. Can we say that London is an ancient city and at the same time a modern one? Why? 8. 9. What is the best way to do sightseeing in London? 10.  What is called “London’s square mile of money”?  11.  Why are “the West End” and “the East End” not merely geographical names? 12.  Is the address “221 Baker Street” a real residence of the famous detective?  13. What famous personalities were prisoners of the Tower? 14.  What ceremony is held in the Tower every night?    15.  What legends are connected with the Tower? 16. What is Henry VIII famous for except his wives? 17.  Why is the Queen’s crown so popular? 18.  Where is the coronation ceremony held? 19.  How often can you see Lord Mayor’s Show? 20.  What are the most important departments of the British Museum? 21.  Is the British Museum Library a lending library? 22.  What shape has the Reading Room of the British Museum? 23.  Where can you see the most famous people of the world at the same time? 24.  What is Greenwich famous for? 25.  Who said “When a man is tired of London, he is tired of life”?

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку

Проектная технология обучения английскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2017