Проектно - экспериментальная работа: "Коррекция дисграфии младших школьников средствами развития фонематического слуха"
Оценка 5

Проектно - экспериментальная работа: "Коррекция дисграфии младших школьников средствами развития фонематического слуха"

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
дефектология
1 кл—2 кл
11.06.2021
Проектно - экспериментальная работа: "Коррекция дисграфии младших школьников средствами развития фонематического слуха"
Проектно-экспериментальная работа: "Коррекция дисграфии младших школьников средствами развития фонематического слуха". Материал может быть использован для учителей - логопедов, учителей начальных классов коррекционных школ.
ПроектКоррекция дисграфии у младших школьников средствами развития.docx

Проектно-экспериментальная работа:

«Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития

фонематического слуха»

 

 

    Проблема нарушений письменной речи у младших школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения. Понятие «дисграфия» в коррекционной педагогике понимается как стойкое нарушение у ребенка процесса реализации письма на начальном этапе школьного обучения. Симптомами дисграфии считаются стойкие, специфические ошибки в письменных работах, не связанные с незнанием или неумением применять орфографические правила. Признаки дисграфии у детей обычно проявляются в 1 – 2 классе и в это время достаточно легко поддаются коррекции.

   Проблема исправления дисграфии находится на стыке логопедии, психологии и коррекционной педагогики. Основная задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить и преодолеть расстройства письменной речи, не допуская их перехода на последующие этапы обучения.

  Научить детей правильной письменной речи, значит, выработать навыки графического оформления языка. Процесс формирования  навыка письма определяется деятельностью анализаторов (речедвигательный, слуховой, зрительный, двигательный) и включает этапы:

1.Анализ звукового состава слова (определение последовательности и количества звуков, уточнение звуков).

2.Перевод фонем в графемы (перевод звука в букву).

  Проблема дисграфии изучалась многими исследователями. Важнейшей задачей  учителя-логопеда, по мнению А.В. Ястребовой, является логопедическая работа по нормализации фонематического слуха у детей. И.Н. Садовникова, уточнила, что для развития фонематического слуха ребенка следует научить его услышать звук, проанализировать и перевести звук в письменный знак.

  Анализ логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречие между потребностью общества в грамотной личности и недостаточно разработанной методикой развития фонематического слуха у младших школьников. Проблема коррекции дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха стала темой нашего проекта.

   Цель проекта: выявить педагогические условия коррекции дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха.

  Работа над уточнением основных понятий исследования помогла поставить задачи коррекционного обучения детей: сформировать полноценные фонематические процессы, представления о звуко-буквенном составе, навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова и др.

  В процессе проектной деятельности использованы различные методы. Работа по развитию фонематического слуха младших школьников была выполнена в 1-2 классах на базе ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» в 3 этапа: диагностирующего, экспериментального и заключительного.

  На диагностирующем этапе  (сентябрь)  проводилось комплексное логопедическое обследование детей. В результате диагностики были выявлены речевые нарушения и скомплектованы логопедические группы.

   Экспериментальная часть проекта длилась 2 года. На заключительном этапе (май) проведено повторное обследование детей, которое показало положительную динамику (Приложение 1).

   На первом этапе проекта выявлены специфические ошибки на  письме. Спланирована коррекционно-развивающая работа,  в основу которой был положен принцип воздействия на «слабое» звено системы письма. Формирование фонематического слуха детей проводилось с учетом зоны ближайшего развития. В структуру логопедического занятия были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, фразой, текстом. Работа велась по направлениям: развитие звукового анализа слов и развитие фонематического восприятия.

  Средствами по развитию звукового анализа слов явились упражнения по отработке артикуляции гласных и согласных перед зеркалом,  позвуковое проговаривание с опорой на цифровой ряд, задания по   различению близких звуков и букв. Данный путь формирования действия звукового анализа требует от педагога большого терпения и много времени. В этой кропотливой работе нельзя «потерять» ни одного самого медлительного ученика.

   Формирование навыков перевода звука в букву осуществлялось деятельностью по анализу и различению близких звуков в составе слова. Эти задания «пропускались» через все виды речевой деятельности и через все типы упражнений по принципу возрастания сложности.

    Различение звуков в слогах и словах проводилось в полном объеме в разнообразных условиях. Работа включала упражнения по восприятию на слух, чтение таблиц, запись слогов и слов под диктовку (Приложение 2).

    Необходимым условием различения фонем в письменной речи является устранение замен и смешений звуков в устной речи при постановке звуков.

Приёмы работы над предложением разнообразны и соответствуют основному правилу - от простого к сложному. На начальном этапе - это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем предложения усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания по восстановлению деформированного текста. Развитию устной и письменной речи способствуют задания, в которых дети составляют предложения из набора слов, связанных  ситуативной цепочкой.

Итогом работы по развитию фонематического слуха стали проведенные с детьми творческие дела: путешествия, игры, праздники,  проекты. На каждом этапе проекта одновременно решались задачи организации деятельности детей, расширения объема всех форм внимания и памяти, развития лексического запаса и грамматического строя речи (Приложение 3).

Сравнение результатов экспериментально-проектной работы выявило повышение развития фонематического слуха на 20 и 8 % соответственно, уменьшение количества специфических ошибок на письме. Повысилась творческая активность школьников, началось формирование первых навыков самоконтроля и самореализации личности. В результате работы в данном проекте учителем-логопедом накоплен дидактический материал по развитию фонематического восприятия и фонематического слуха у учащихся 1-2 классов.

Анализ опыта и результатов проекта определяет перспективы:

- разработать серию специальных упражнений по развитию фонематического слуха  на   логопедических занятиях для учащихся с ОНР;

- разработать рекомендации для учителей, воспитателей и родителей по развитию фонематического слуха у детей;

- рекомендовать накопленный дидактический материал по профилактике и коррекции дисграфии у детей для работы учителей-логопедов методического объединения.      

           Главным итогом проекта стал вывод: своевременная организация и проведение коррекционной работы с младшими школьниками способствует формированию полноценных фонематических процессов и устранению количества ошибок на письме у школьников.

 

 

 

 

Литература и Интернет-ресурсы

1.Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я., Николаева Т.В., Савченко С.Ф. «Дисграфия и дизорфография: Изучение, методика, сказки» Издательство: КАРО, 2008

2.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М, 1997   http://www.pedlib.ru/Books/1/0317/1_0317-1.shtml

3.Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии). // Расстройства речи у детей и подростков. / Под. ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.190-212.

4.Яворская О. Н. Игры,  задания,  конспекты занятий для развития письменной речи у школьников (7-10 лет): Прак­тическое пособие для учащихся начальной школы, учителей, логопедов и родителей. — СПб.: КАРО, 2007. — (Серия «Мастер-класс логопеда»).

5.Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобр. школе. (Осн. напр-ния формир-ния предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). - М.: Когито-Центр, 1996 - 47 сhttp://www.pedlib.ru/Books/1/0326/1_0326-1.shtml.

 

 

 

Приложение 1.

 

   Предлагаемая система обследования фонематического слуха включает традиционные для логопедической практики приёмы оценки речи детей. Система носит тестовый характер, удобна для прослеживания динамики развития фонематического слуха и эффективности коррекционного воздействия. В исследовании используется диагностика Архиповой Е.Ф. «Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией».

Диагностика включает следующие пробы:

1.Узнавание неречевых звуков.

2.Различение высоты, силы, тембра голоса.

3.Различение слов, близких по звуковому составу.

4.Дифференциация слогов.

5.Дифференциация фонем.

6.Навыки элементарного звукового анализа.

 

Сформированность фонематического слуха на диагностирующем этапе (сентябрь), на начало года

 

        Пробы

Уч-ся

П1

П2

П3

П4

П5

П6

Общий

результат

1.А.Дм.

3

4

2

2

4

3

3

2.Г.Вл.

3

3

4

4

3

4

3

3.В.Вен.

2

2

3

3

3

2

2

4.Л.Вик.

2

3

2

2

3

2

2

5.П.Сер.

3

4

3

4

4

3

3

 

Вывод: по данным таблицы видно, ни у одного из детей нет высоких результатов. Выявленный результат свидетельствует о преимущественной слабости развития фонематического слуха детей. На основании полученных данных мы видим, что требуется коррекционная работа по развитию фонематического слуха.

Сформированность фонематического слуха на диагностирующем этапе (май), на конец года

 

          Пробы

Уч-ся

П1

П2

П3

П4

П5

П6

Общий

результат

1.А.Дм.

4

4

3

3

4

4

4

2.Г.Вл.

4

4

3

4

3

4

4

3.В.Вен.

3

3

2

3

3

3

3

4.Л.Вик.

4

3

3

2

3

4

4

5.П.Сер.

4

4

3

4

4

4

4

 

Вывод: по данным таблицы, уровень фонематического слуха к концу года повысился, прослеживается положительная динамика.

 

Приложение 2.

 

Упражнения для развития фонематического слуха и восприятия

Базовой предпосылкой овладения письмом является развитый фонематический слух. Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове. Например, если его спросить, есть ли звук ”м” в слове ”лампа”, то он должен ответить утвердительно.

Для чего нужен  ребенку хороший фонематический слух? Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре.  Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Вашему вниманию предлагается система игр и упражнений для развития фонематического слуха, позволяющая в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи. Она построена по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребёнок перестаёт справляться с заданиями, начинайте развивать навык фонематического восприятия с этого уровня.

Карточка 1.

1.Первый уровень - узнавание неречевых звуков.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

** Игра "угадай, что звучало". Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать - что это звучало?

 

** Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

 

** Игра "Волшебная палочка". Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску...
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

 

** Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

 

** Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложненном варианте малыш повторяет ритм с закрытыми глазами.

2.Второй уровень - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.

** Игра "Узнай свой голос". Запишите на кассету голоса близких людей и голос самого ребенка. Попросите его угадать - кто говорит.

 

** Игра "Громко - тихо". Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры - "далеко-близко". Вы говорите слово громко, ребенок отвечает - близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.

 

** Игра "Три медведя". Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

3.Третий уровень - различение сходных по звучанию слов.

 

** Игра "Слушай и выбирай". Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

 

** Игра "Верно-неверно". Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

4.Четвертый уровень - различение слогов.

 

** Игра "Похлопаем". Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.

 

**Игра "Что лишнее?" Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-фа"... Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.

5.Пятый уровень - различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж, тигр рычит - рррр...
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто(что) его издает.

 

** Игра "Похлопаем". Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.

6.Шестой уровень - освоение навыков анализа и синтеза.


** Игра "Сколько звуков". Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.


** Игра "Похлопаем". Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант - заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.


** Игра "Отгадай слово". Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.мпа, мы.о, .ук, ку.ак).

 

 

Карточка 2.
1.Игра «Поймай нужный звук хлопком».

Инструкция:

Если услышишь звук [k] в слове -  хлопни в ладоши.

Слова: [K]ран, мор[K]овь, шалаш, ботино[K]. . .

То же с любыми другими звуками:

Ш – кошка, шапка, маска, подушка…; С – собака, краски, лошадь, носки, нос…

Р – руки, лапки, Родина, полка, кружка…; Л – лопата, кора, слова, плов…

 

2.Игра «Придумать слова на заданный звук».

Для начала лучше давать только гласные звуки (а, о, у, и) – арбуз, обруч, улитка, иголка и т.п.

Затем согласные (р, с, ш, л, п, б и т.п.)

 

3.Игра «Определить место звука в слове».

 Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

 

4.Повторение цепочек  слогов.

Слоги задаются с разной силой голоса, интонацией. (са-ША-са), (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухие-звонкие, твердые мягкие, свистящие-шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога:

са-ша, ша-са,

са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т.п.

Примеры слоговых цепочек:

Са-за-за,  за-за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

За-жа-жа, жа-за-за, за-жа-за, жа-за-жа (аналогично с другими парами звуков)

 

5.Отхлопать слоги со звуком

«Б» в ладоши, а со звуком «П» по коленкам (ба-пу-бо-по). Так же со звуками, например, с-ш, ш-ж, к-г, т-д, р-л, ч-щ и т.п.

 

6.Назвать слово со звуком

«Б»: утка – бант – кит;  «П»: банка – палка – белка.  Т.е. дается три слова, среди которых только одно с заданным звуком.

 

7.Игра: «Кто внимательнее».

Взрослый показывает картинки и называет их (можно без картинок). Ребенок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах.

Например, в словах коза, медуза, роза, незабудка, стрекоза общий звук «З». Не забудьте, что произносить этот звук в словах нужно длительно, выделяя его голосом, насколько это возможно.

 

8.Игра: «Угадай слово».

Взрослый произносит слово с паузами между звуками, ребенок должен назвать слово целиком.

Сначала даются слова из 3-х, 4-х звуков, если ребенок справляется, то можно сложнее – из 2-3 слогов, со стечением согласных.

Например:

с-у-п, к-о-т, р-о-т, н-о-с, п-а-р, д-а-р, л-а-к, т-о-к, л-у-к, с-ы-р, с-о-к, с-о-м, ж-у-к, ч-а-с

р-о-з-а, к-а-ш-а, Д-а-ш-а, л-у-ж-а, ш-у-б-а, м-а-м-а, р-а-м-а, в-а-т-а, л-а-п-а, н-о-т-ы, ш-а-р-ы

п-а-с-т-а, л-а-п-ш-а, л-а-с-т-ы, к-о-с-ть, м-о-с-т, т-о-р-т, к-р-о-т , л-а-с-к-а, п-а-р-к, и-г-р-а и т.п.

 

9.Произнести по порядку все звуки в слове

Начинаем с коротких слов, например: ДОМ – д, о, м

 

10.Игра: «Четвертый лишний»

    Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых содержат в названии заданный звук, а одна - не имеет. Взрослый раскладывает их перед ребенком и предлагает определить, какая картинка лишняя и почему. Набор может быть разнообразным, например: чашка, очки, туча, мост; медведь, миска, собака, мел; дорога, доска, дуб, туфли. Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах. Взрослый может голосом выделять определяемый звук. Как вариант игры можно подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова трехсложных, а одно двухсложное), разными ударными слогами. Задание помогает развивать не только фонематическое восприятие, но и внимание, логическое мышление.

 

11.Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) – и только с этой

Бросаете мяч ребёнку и задаете ему вопрос. Возвращая мяч взрослому, ребёнок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

Пример:

-Как тебя зовут?

-Ира.

-А фамилия?

-Иванова.

-Откуда ты приехала?

-Из Иркутска

-Что там растёт?

-Инжир.

 

12.Игра: «Цепочки слов»

Эта игра - аналог всем известных "городов". Заключается она в том, что на последний звук заданного предыдущим игроком слова игрок последующий придумывает свое слово. Образуется цепочка слов: аист - тарелка - арбуз. Вспомнили?

 

13.Игра: "Починим испорченный телефон"

    Играть лучше всего втроем или еще большей компанией. Упражнение представляет собой модификацию известной игры ”Испорченный телефон”. Первый участник тихо и не очень отчетливо произносит некоторое слово своему соседу на ухо. Тот повторяет услышанное на ухо следующему участнику. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не передаст слово ”по телефону”.

   Последний участник должен произнести его вслух. Все удивлены, потому что, как правило, слово заметно отличается от тех, которые передавались остальными участниками. Но на этом игра не заканчивается. Необходимо восстановить первое слово, назвав по очереди все те отличия, что ”накопились” в результате поломки телефона. Взрослому следует внимательно следить за тем, чтобы различия, искажения воспроизводились ребенком правильно.

 

14.Игра: «Не ошибись»

   Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет изображение: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши". Затем произносит: "Вагон - вакон - фагон - вагом". Затем взрослый показывает следующую картинку или чистый лист бумаги и называет: "Бумага - пумага - тумага - пумака - бумака". Игра очень нравится детям и проходит весело.

  Необходимо подчеркнуть, что начинать надо со слов простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

 

15.Игра: «Будь внимателен»

Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужа, лыжа. Затем он называет 3-4 слова, а ребенок отбирает соответствующие картинки и раскладывает их в названном порядке (в одну линию или в столбик - по вашей инструкции).

 

16.Игра: «Подбери по звучанию»

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже.

В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:


ком бак сук ветка каток горка
дом рак лук клетка платок корка
сом мак жук пятка листок норка
лом лак бук плетка моток марка

17.Игра: «МАГАЗИН»

Игры на выделение звука на фоне слова.

Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].

Покажите ребенку продукты, которые вы купили в магазине, и пусть он перечислит те из них, в названия которых есть звук [Р] или другой звук.

 

18.Игра «Живая азбука»

Игра для развития звукового различения

Карточки из пар букв: 3-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-3, Ш-Ж раскладываются перед детьми на столе изображением вверх. Используются также две карточки с изображением букв. По команде дети должны выбирать предметы (картинки), названия которых включают эту букву, и раскладывать их на кучки. Выигрывает тот, кто подберет больше карточек. Игра продолжается до тех пор, пока они все не будут разобраны.   

 

Приложение 3.

 

Аннотация к конспекту занятия по  обучению грамоте в 1 классе

с использованием здоровьесберегающего сопровождения

                                                 по теме  «Звук и буква  [О] »                 

 

Конспект занятия по обучению грамоте в 1 классе с использованием здоровьесберегающего  сопровождения  построен  в соответствии с  современными требованиями развивающего обучения.                                      

Здоровьесберегающее сопровождение данного занятия проводится с  учётом особенностей физиологической фазы  «врабатывания», «фазы устойчивой  работоспособности», обеспечения  оптимальных условий для восприятия и переработки информации и подбора  упражнений на развитие дыхания и голоса.

 

Конспект занятия  по  обучению грамоте в 1 классе

 с использованием здоровьесберегающего сопровождения

 по теме  «Звук и буква  О»

 

Цель:  Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия на материале  звука  [О] с использованием игр и упражнений.

Задачи: 

1.Оздоровительные:

- развивать дыхание, голос, моторные и сенсорные функции;

- способствовать нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата.

2.Образовательные:

- познакомить с акустико – артикуляционными свойствами  звука [О];

- упражнять в проведении анализа  звукосочетаний и слогов;

- развивать пространственные представления.

3.Воспитательные:

- воспитывать  положительные личностные качества: желание справедливо оценивать работу сверстника и аргументировать своё решение.

         

Предварительная работа:

 - игры  на развитие слухового внимания «Повтори ритм», «Где звучит колокольчик», «Запомни, повтори», «Найди ошибку», «Будь внимательным»;

 -  игра «Четвёртый  лишний», «Так и не так»;

 - игры на развитие ориентировки в пространстве.

 

Наглядный материал:

Смешарик Нюша,  панно с осенним пейзажем, сенсорно – дидактические подвески, ручной держатель, фоновая доска, подставки, лупа, предметные  картинки, схемы артикуляционной гимнастики, зеркальца, звуковые линейки, фишки красного и синего цвета, ленточки разной длины, символы силы голоса, стаканы с водой, трубочки, указка.

 

Методы и приёмы:

- Словесные: пояснение, объяснение, указание,  метод прямого воздействия,  педагогическая оценка, оценка сверстника, , интонированного произнесения;

-Наглядные:  рассматривание  картинного материала, символов, схем;

-Практические: игровые упражнения, поисковые действия, осязание, обведение,                 использование предметно – схематической  модели.

 

                               Ход  занятия.

 Здоровьесберегающее сопровождение

Вводная часть.

1 этап. Организационный.

Дети стоят в кругу.

Появляется игрушка –смешарик Нюша, которая признаётся детям, что любит играть.

Смешарик обращается к детям.

  - Давайте знакомиться. Меня зовут Нюша. А тебя? Назовите себя по-взрослому (имя и отчество).

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой.

- для чего вам стаканы и трубочки?  (для дыхательной гимнастики)

- Научите меня, пожалуйста.

Дети подходят  к столу, берут  стаканы с водой и трубочку.   Проводится дыхательная гимнастика. По силе «бури» в стакане, ребёнок определяет качество выполнения дыхательной гимнастики.

Нюша очень довольна, подходит к столу, видит зеркальце и удивляется:

- Вы любите рассматривать себя в зеркале?

- Мы делаем артикуляционную гимнастику.

  Дети берут в руки зеркальце. Взрослый показывает схему артикуляционного упражнения, дети выполняют, используя зрительный контроль.

2 этап. Постанова мотивации.

Сообщение темы.

Нюша: Я хотела сделать сюрприз, подготовила картинки для ребят, но потеряла их.  Как мне быть?

 Дети принимают решение: помочь гостье.  Дети  проходят по  комнате и собирают предметные картинки.

Нюша задаёт вопросы.

- Как всё это можно назвать одним словом?   (овощи)

- Помогите угадать  первый звук в слове.

- С каким звуком мы познакомимся?

3 этап. Введение нового материала.

Актуализация личного опыта ребёнка.

Дети  сидят за столом.

Нюша просит помочь определить характеристику звука.  Как это сделать?

- Что поможет определить положение губ? (зеркальце)

Дети берут зеркальце и дают характеристику звука, опираясь на план-схему:

        Губы округлены,      зубки закрыты губами,

        Язык лежит на дне рта,

        Горлышко  «работает».

-   Встречается ли преграда на пути воздушной струи?

Дети объясняют Нюше, что звук «О» - гласный: язык, губы и зубы не мешают  свободному прохождению воздуха.

- Фишкой какого цвета будем обозначать звук «О»?

(нужна фишка красного цвета)

- О! Это мой любимый цвет!

 Игра «Будь внимательным» 

Нюша играет вместе с детьми.

- Закройте глаза. Я назову много звуков, а вы поднимите красную фишку, услышав звук «О».

 Будьте внимательны!

А – И – У – О – И – О – У - …

- «Ловите звук  «О» в слогах».

ОМ – УМ – АМ – ИМ – НО -…

- Узнайте звук в словах.

 ОБУВЬ – ОСЕНЬ - АНЯ– ОЛЯ -  ДОМ – ЛУК – СОМ

- Вы старались, узнали звук.

 

Дети с Нюшей  садятся по-турецки на ковёр.

Взрослый приглашает  помощников  с лентами.

- Чем похожи ленточки? (цветом, материалом, шириной)

- Чем отличаются ленточки Миши и Ани? (длиной)

- Как произносим звук «О», когда поднимут длинную ленточку?    (долго, протяжно)

- Как произносим звук, увидев поднятую вверх короткую ленту?     (коротко,  отрывисто).

- Как споёте звук, когда покажут на  ноту на верхней линии? Когда ноту посередине? Ноту внизу.

Выходят 3 помощника (дети).

У одного – карточка с нарисованной трубой (символ «громко»), у другого – карточка с перечёркнутой трубой («тихо»), у третьего – карточка с нотным станом, на котором 3 ноты.

 -    Как будет звучать звук «О», когда увидите трубу?

 - Какой силы звук  вы будете произносить, увидев перечёркнутую трубу?

- Что подсказывает нота на верхней линейке?

Дети произносят звук [О] соответственно карточке.

 

Нюша приглашает детей к доске, чтобы поиграть в следопытов (определять  расположения фишек).

На доске в разных местах  фишки красного цвета. В правом верхнем углу - 2 фишки, в центре  - 3 и т.д.         

Учитель-логопед называет направление,  дети произносят звук «О» столько раз, сколько  фишек.

- Центр.                - Левый нижний угол…

Самостоятельная деятельность детей по освоению нового материала.

Работа со звуковыми линейками.

- Нюша просит научить её  пользоваться линейкой.

-  Выберите фишку для  звука [О].

А где картинки?

Дети идут по комнате и находят картинный материал: осень, нос, пальто, окна, стол, Оля, сом, колесо, дом, орден, зерно, волк, забор.

Дети сидят за столом.

 Нюша выполняет задание вместе с детьми.

Логопед называет слова со звуком «О»,  дети   отмечают на звуковой линейке  место звука в слове. 

Самостоятельная работа.

Каждому ребёнку даются   3  предметные   картинки.

- Ваши действия?   (Назвать картинку, определить место звука «О» в слове, отметить на звуковой линейке).

Затем дети меняются картинками.

Нюша гордится своими новыми друзьями.

4 этап. Оздоровительный момент.

Гимнастика для глаз с  использованием офтальмотренажёра (система условных символов).

 - За кем мы сегодня понаблюдаем?

Дети выбирают объект  из банка данных: бабочка, жук, воздушный  шарик, фишка, самолёт, вертолёт.

Дети выбирают объект, затем прослеживают его путь   на офтальмотренажёре.

5 этап. Закрепление материала.

Нюша просит приготовить конверты с фишками.

- Слушайте внимательно слоги и покажите фишками

   последовательность звуков.

 АУ, ИО,   ОМ,  УМ,  МО,  РУ…

Игра «Найди ошибку»

Дети называют слоги, взрослый последовательно выкладывает схему слога фишками.  Дети находят  ошибку и выполняют задание.

Нюша оценивает работу детей.

Работа в парах.

Игра «Найди ошибку».

Один из пары называет слог или звукосочетание, другой проводит анализ (затем дети меняются ролями).

Поощряется справедливая оценка и попытка аргументировать своё решение, а также  желание помочь напарнику.

6 этапРечемыслительный тренинг.

 Нюша проводит  игру «Запомни, повтори».

 - С каким звуком мы сегодня познакомились?

- Я назову несколько слов. Одно слово  в этом ряду – лишнее.

- Запомните и повторите слова, которые можно объединить: «Осень, Оля, остров, озеро, арка»

- Какое слово не подходит к другим?   (арка)

- Почему вы так решили?

Все слова начинаются на звук «О», арка – на звук «А»,

Сок, дом, кот, мак, год, ток.

Кино, стекло, седло, крыло, перья.

 7 этап. Знакомство с буквой О.

Педагог читает стихотворение.

         В этой букве нет угла,

         Оттого она кругла.

         До того она кругла,

         Покатиться бы могла.

Рассматривание  буквы:

- На что она похожа?

Нюша радуется, эта буква похожа на её фигуру, просит детей погладить её.

Нюша вместе с детьми обводит  пальцем букву, выкладывают буквы на картоне пуговицами, верёвочками.

Игра «Угадай букву».

Прощупывание буквы пальцами (глаза закрыты).

Нюша восхищается способностями детей.

 8 этап. Итог.

Педагог благодарит детей и обращается к ним:

- С каким звуком мы познакомились?

- Почему «О»   обозначается красной фишкой?

Игра «Секретные слова»

Надо подобрать каждому ребёнку  5 слов со звуком «О» и назвать их Нюше  по секрету, на ушко.

9 этап. Рефлексия.

Дети стоят около взрослого.

- Что было трудно?

- Что помогло нам справиться с заданием?      

  

 

Эмоциональное приветствие детей на занятие

 

Учёт особенностей физиологической фазы «врабатывания» у детей.

 

 

 

Способствует развитию речевого дыхания.

 

 

 

 

 

 

Способствует нормализации тонуса  мышц артикуляционного аппарата.

 

 

 

 

 

 

 

Применение данного метода способствует активизации инициативы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработкиновой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интонированное произнесение облегчает восприятие.

 

 

Смена позы в соответствии с видом деятельности.

 

 

 

 

 

 

Способствует совершенствованию  голосовых функций и  развитию концентрации и переключения слухового внимания.

 

 

 

 

 

Поддержание работоспособности детей с помощью игры

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим поиска.

Поиск картинок в группе, на панно, на сенсорно – дидактических подвесках.  

 

 

Обеспечение фактора фиксации внимания в «фазе устойчивой работоспособности»

 

 

 

 

Гимнастика для глаз проводится для снятия зрительного  напряжения.

 

 

 

 

Учёт особенностей работы с детьми с нарушением зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поддержание работоспособности детей с помощью работы в парах.

 

 

 

 

Игра проводится для активизации детей в период снижения умственной работоспособности.

 

Используется приём интонированного произнесения.

 

 

 

 

Обеспечение оптимальных с физиологической точки зрения условия для восприятия и переработки новой информации – «чувственный» (гладят руками, рассматривают, обводят, ощупывают) 

 

 

 

 

 

Снятие эмоционального напряжения с помощью положительных эмоций, вызванных похвалой, тактильным контактом.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектно-экспериментальная работа: «Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха»

Проектно-экспериментальная работа: «Коррекция дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха»

В структуру логопедического занятия были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, фразой, текстом

В структуру логопедического занятия были включены системы упражнений над звуком, буквой, слогом, словом, предложением, фразой, текстом

Литература и Интернет-ресурсы 1

Литература и Интернет-ресурсы 1

Сформированность фонематического слуха на диагностирующем этапе (май), на конец года

Сформированность фонематического слуха на диагностирующем этапе (май), на конец года

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т

Игра "Шумящие мешочки". Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т

Пятый уровень - различение звуков

Пятый уровень - различение звуков

Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т

Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са, са-за, за-са, ла-ра, ра-ла, ша-ща, ща-ша и т

Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах

Если ребенок не понимает задания, тогда задать ему наводящие вопросы, попросить внимательно слушать звуки в словах

Игра: «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза,…

Игра: «Будь внимателен» Взрослый раскладывает перед ребенком картинки, названия которых звучат очень похоже, например: рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза,…

Конспект занятия по обучению грамоте в 1 класс е с использованием здоровьесберегающего сопровождения по теме «Звук и буква

Конспект занятия по обучению грамоте в 1 класс е с использованием здоровьесберегающего сопровождения по теме «Звук и буква

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой

Нюша предлагает детям сесть за стол и замечает стаканы с водой

Узнайте звук в словах. ОБУВЬ –

Узнайте звук в словах. ОБУВЬ –

За кем мы сегодня понаблюдаем?

За кем мы сегодня понаблюдаем?

Вводная часть. 1 этап . Организационный

Вводная часть. 1 этап . Организационный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.06.2021