"Проектно-исследовательская деятельность учащихся"

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 19.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Формирование кключевых компетенций.pptx


«Формирование ключевых компетенций учащихся через занятия проектно – исследовательской деятельности»

«Компетенция» – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

В ФГОС под компетенцией
понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это опыт, который можно извлечь из наблюдений за действиями и умениями.

«Компетенция» - определённый круг вопросов, в которых человек обладает хорошей осведомленностью, имеет познания и опыт.

«Компетентность» – человек обладает необходимой компетенцией, что включает в себя также и его личное отношение к предмету деятельности.

А.В. Хуторской

«Компетенция» - это круг вопросов, где человек хорошо осведомлен.

«Компетентность» – это особенность субъекта деятельности, благодаря, которой личность может решать определённый спектр задач.

В.Д. Шадриков

Отличия в педагогике «компетенции» и «компетентности»:
- к компетенции относят самоорганизацию, самоконтроль, самостоятельность, рефлексию, саморегуляцию и самоопределение. В основе находится знание, а также умение его использовать; - под компетентностью понимают актуальное личное качество, которое формируется на основании имеющихся знаний. В основе компетентности: знания (и их организация), умения (и их использование), интеллектуально-творческий потенциал человека и эмоционально-нравственные отношения с миром.

“Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью способные к сотрудничеству обладающие чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание”

общекультурные, ценностно-смысловые, коммуникативные, учебно-познавательные, информационные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Классификация А. В. Хуторского:


ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи,  в ходе которого реализуется научный метод познания. Результатом работы над проектом, является решение поставленной проблемы, приобретение учащимися жизненного опыта.

При формировании информационной компетенции использую задания на поиск информации в сети Интернет, работа с литературными источниками, проведение опросов. Формирование коммуникативной компетенции осуществляю через применение следующих методов: подготовка докладов и сообщений, организация опросов, бесед, проведение дискуссий, обсуждений, диспутов, защита проектной или исследовательской работы.

Ценностно-смысловая и учебно-познавательная компетенция формируются при использовании следующих видов деятельности: постановка цели и задач в начале занятия, подведение итогов (по завершению урока), постановка проблемного вопроса, проблемной задачи, создание проблемной ситуации. Общекультурные компетенции – это опыт познания учащимся научной картины мира.


«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»

Роджер Левин

При подготовке любого проекта или исследования учащемуся необходимо:
- научиться принимать решения, ставить цель и определять направление своих действий и поступков ( ценностно-смысловая компетенция);
- работать в команде, принимать и понимать точку зрения другого человека ( общекультурная компетенция);
- самостоятельно находить материал, необходимый для работы, составлять план, оценивать и анализировать, делать выводы ( учебно-познавательная компетенция);

- учащимся приходится осваивать современные средства информации и информационные технологии (информационная компетенция);
- учиться представлять себя и свою работу, отстаивать личную точку зрения, вести дискуссию, диалог, задавать вопросы ( коммуникативная компетенция);
- ребёнок, выполняя работу над собственным проектом осознает необходимость и значимость труда, который он выполняет (социально-трудовая  компетенция, и компетенция личностного самосовершенствования).




Спасибо за внимание!