Проектно - исследовательская работа Тема: «Предметы старины, сохранившиеся в нашей семье».

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 15.12.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель исследования: Выявить, какие предметы в доме моей бабушки самые старинные. Объект исследования: старинные предметы в доме моей бабушки. Предмет исследования: веретено, прялка, пряха.
Иконка файла материала Степанов Никита 8 класс МОДИН.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  общеобразовательная школа п. Модин»

 

Районный дистанционный  творческо-исследовательский проект

«ТЫ СПРОСИ У БАБУШКИ…»

Цель проекта: поддержание интереса к истории своей семьи, сохранение семейных ценностей.

Номинация: «История одного предмета»

Проектно - исследовательская работа

Тема: «Предметы старины, сохранившиеся  в нашей семье».

 

 

 

 

Работу выполнил:

ученик 8 класса

МОУ «СОШ п. Модин»

 Степанов Никита

14 лет

Руководитель: Сармина Александра Евгеньевна-

учитель  русского языка и литературы 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

2020-2021             учебный год

 

  Цель исследования: 

Выявить, какие  предметы  в доме моей  бабушки самые старинные.

 

Объект исследования: старинные предметы в доме моей бабушки.

Предмет исследования: веретено, прялка, пряха.

 

Задачи:

1. Провести анкетирование среди учащихся 7-8 классов

2. Определить значение слова «веретено», «прялка», «пряха».

3.     Какое место занимают  в жизни человека эти орудия труда.

4.     Как отразились эти орудия труда в народном творчестве, в литературе.

  Основной метод исследования: анализ, анкетирование, изучение литературы по данной теме. Практическая значимость моей работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочное время.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Вступление. 

       Моя исследовательская работа заставила меня обратиться к бабушке          за помощью. Я расспросил свою бабульку, Галину Александровну  Степанову, какой предмет в ее доме  самый старинный?   Она задумалась и сказала, что сохранила  старобытные предметы.  Некоторыми из них пользуется до сих пор. И показала мне необычную лампу, которая заправлялась керосином.  Мне было трудно представить,  как при таком освещении можно было что- то делать. А бабуля рассказала, что при таком освещении пряли пряжу, вязали носки долгими зимними вечерами и даже пели за этим занятием. Когда она была маленькой, ее мама, моя прабабушка, пряла шерсть в комнате, которая освещалась такой лампой.   Все девочки в семье учились этому ремеслу и  умели не только прясть, но и вязали платки, шапки, шарфы.

Галина Александровна достала из ящика веретено и показала, как надо скручивать из шерсти нить. Эти предметы  старины достались моей бабушке от папиной мамы. 

  Давнишние предметы  заинтересовали меня. И я решил узнать, а знают              ли ребята нашей школы об этих  орудиях труда?                                                          

2.     Анкетирование.

      В рамках моей исследовательской работы было проведено анкетирование среди учащихся 7-8 классов и взрослых. Выяснилось, что из учащихся 7- 8-ых классов 82, 5 % имеют представление об этом предмете, в основном по сказкам, где были  изображены эти предметы.  А 17,5 % учащихся не знают такого слова. Лексическое значение  слов не смогло объяснить  13 % учащихся.                                                                                                                    Из 15 человек, опрошенных взрослых, все 100%  знают значение данных слов. А также знают, как  применять эти орудия труда. Но только 4 человека из 15 (26,6%) занимались старинным  ремеслом.

3.     Исследование.

Теперь обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова  и В. И. Даля.        Определим лексическое значение этих слов.

Толковый словарь С. И. Ожегова 

Толковый словарь В. И. Даля

                                                    ВЕРЕТЕНО

1.Приспособление для прядения (ручного или машинного) — утолщённый деревянный стержень для навивания нити.

1.Веретено – арх. веретно, церк. вертено ср. (вертеть) простое, ручное орудие для пряжи, для ручного пряденья: деревянная, точеная палочка, четверти в полторы, острая к верхнему концу и утолщенная к нижней трети, с зарубкою и с круто заостренною пяткою.

 

                                                             ПРЯЛКА

1.Приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.


1. Приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью.

     Итак, более подробно  про «веретено»  сказано в словаре  Владимира Даля, но в  обоих случаях  говорится, что это  ручное деревянное  приспособление, орудие труда. И  работали женщины вручную. А «прялка», уже усовершенствованное  приспособление с ножной педалью. Педаль  облегчала работу  пряхи.

ПРЯХА (ПРЯЛЬЯ). Лицо женского пола, владеющее умением прясть.
Главное женское занятие, которым мужчины никогда не занимались.                           По народным представлениям, прикосновение мужчины к веретену лишало его силы и ловкости, а неправильное обращение пряхи с куделью могло сделать женщину мужеподобной: у нее начинала расти борода.
 С 5—6 лет девочку начинали учить прясть и ей впервые разрешали спрясть нитку из грубой шерсти. Пряжу затем сжигали, а золу девочка должна была съесть, запив и закусив кусочком хлеба, под приговор: «Ета зъяси — будщи хорошая пряха». В некоторых местах она глотала дымок от зажженной пряжи, чтобы работа в ее руках горела.

4.     Значение.

        Значение прядения было так велико, оно являлось символом женского труда. Пряхи имели своих святых покровителей. Прядение стало одним                           из трех легендарно-иконографических символов Благовещения.
Непосредственной покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения, а также самих прях была святая  Параскева Пятница, образ которой зачастую сливался с Богородицей. Обе они представлялись защитницами женщин, покровительницами дома и женских занятий.
Прядение могло повлиять на здоровье людей, животных, на благополучие дома. Так, прядение заговоренной шерсти служило «для чарованья скота и дома». Поэтому не разрешалось прясть и ткать по большим праздникам. Действительно, рассказы наших  прабабушек помогают нам лучше понять их взгляд на многие вещи, такие истории объединяют семью.

5.     Отражение в народном творчестве и литературе.

      В русском народном творчестве мы часто встречаем пословицы, загадки, песни об этих давних орудиях труда. В  народных сказках повествуется о работе прях. Даже Баба – Яга занята работой, прядет кудель.  Многие поэты воспели прялку, как олицетворение русской  крестьянки, сумевшей сохранить в себе силу духа, трудолюбие, доброту, терпение.

 

 

В низенькой светелке

Огонек горит

Молодая пряха у окна сидит.

Молода, красива, карие глаза,

По плечам развита русая коса.

Русская народная песня

 

 

 

В  избушке, распевая, дева

Прядет, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.

                                                                          А.С. Пушкин

 

 

6.     Вывод.

Несмотря на разделяющие нас столетия, продолжает волновать  нас, живущих в 21 веке, предметы  минувшей  старины, жизненный  пример  наших  прадедушек, прабабушек,  бабушек и дедушек. Собирая материал    об истории веретена и прялки, я  узнал много нового и интересного, связанного с народными обрядами и традициями.                                                                  Этот материал я предлагаю использовать на уроках русского языка, литературы, а также во внеклассных мероприятиях.  С этим проектом                          я выступал на уроке родного (русского) языка. Всем очень понравилось!

 

 

 

 

 

Литература:

1.     Толковый словарь С. И. Ожегова

2.     Толковый словарь В. И. Даля

3.     Краеведческий материал из семейного архива (фотоматериалы)

4.     Фольклор

5.     Стихотворения А.С.Пушкина

6.     Стихи С.Есенина

7.     Стихи Ф. Сологуба

8.     Интернет – ресурсы.


 

ВЕРЕТЕНО.                                               Приложение  №1

Степанова Галина Александровна. Бабушкина работа.

ПРЯЛКА.                                      Приложение 2.

Бабушка за работой.

 

КЕРОСИНОВАЯ  ЛАМПА                         Приложение №3

 

 

                 

 

 

 

Вопросы для анкетирования.                             Приложение №4

1.     Что такое веретено? Напишите значение слова.

2.     Что такое прялка? Напишите значение слова.

3.     Для чего нужны эти предметы?

4.     Знаете ли вы  песни, сказки, загадки, пословицы об этих предметах?

5.     У кого дома сохранились такие предметы?

6.     Кто умеет  пользоваться этими орудиями труда?

 

 

 

Отражение в народном творчестве и литературе.   Приложение №5.1.

Зимний вечер           

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;     

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка     

И печальна и темна.     

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

                                        1825 г.

 

А.С.Пушкин

ПОСЛОВИЦЫ

ЗАГАДКИ

У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Прялка не Бог, а рубаху даёт.
Прялка не волк — в лес не убежит.
Не напрядешь зимою, нечего будет ткать летом.

• Пляшу по горнице
С работою моею,
Чем больше верчусь,
Тем больше толстею. (Веретено)
• По локоть мохнато, по локоть голо, по локоть под сиденье ушло.
(Прялка)

 

Приложение  № 5 .2


Сергей  Есенин

Пряха

Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.
 
Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы  красивым  соткать полотно.

Много столетий служила надёжно.
Людям каким? Где оставила след?
Даже представить себе невозможно-
Прялка жива, а хозяина нет.

Ей бы в избу, да на лавку к окошку, 
К донцу  куделку опять "примотнуть".
Вспомнить как было, хоть на немножко.
Прялку музейную к жизни вернуть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фёдор Сологуб


На меня ползли туманы
Заколдованного дня,
Чародейства и обманы
Выходили на меня,
Мне безликие грозили,
Мне полуденная мгла
Из дорожной серой пыли
Вихри зыбкие вила.

Но таинственное слово
Начертал я на земле, –
Обаянья духа злого
Робко замерли во мгле.
Без меча вошёл я смело
В ту заклятую страну,
Где так долго жизнь коснела
И покорствовала сну.

Вражья сила разливала
Там повсюду страх и тьму, –
Там царевна почивала,
Сидя с прялкой в терему,
Замерла у дивной пряхи
С нитью тонкою рука;
Ветер стих на буйном взмахе,
Ставнем двинувши слегка.
Я вошёл в её светлицу,
Победитель тёмных сил,
И красавицу девицу
Поцелуем разбудил.
Очи светлые открыла
И зарделась вдруг она,
И рукой перехватила
Лёгкий взмах веретена.     1897


Проведение анкетирования

(фотографии)

 

Приложение № 6

 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также