Проектно-исследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта выходит на межпредметный уровень.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике [6] . Также он позволяет обратить внимание учащихся на актуальные вопросы и проблемы современной жизни, применить свои языковый материал превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Проектно.docx
Проектноисследовательская методика считается чрезвычайно перспективным направлением в
методике преподавания иностранного языка, особенно в тех случаях, когда тема проекта
выходит на межпредметный уровень.
Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на
то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы
научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь
применять эти знания на практике [6] . Также он позволяет обратить внимание учащихся на
актуальные вопросы и проблемы современной жизни, применить свои языковый материал
превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование.
Выполнение проектных работ на актуальные темы для настоящего времени наглядно
демонстрирует учащимся важность английского языка как средства, значительно расширяющего
их доступ к информации, следовательно, способствует повышению мотивации к его изучению.
Я считаю, что с расширением возможностей получения информации (через интернет,
справочники, учебная литературу) приобретает наиболее важное значение развитие умения
критически оценивать эту информацию. При изучении информации учащиеся стараются оценить
ее с точки зрения достоверности содержания убедительности приводимых аргументов,
логичности вывода. Поэтому работа над проектами является эффективным способом
формирования критического мышления.
На уроках при работе над проектами я чаще всего использую работу в паре или в группах (от 3
до 5 человек) в зависимости от темы. Это способствует развитию учебносоциальных навыков,
которые крайне важны в современной жизни. При работе в команде учащиеся учатся определять
объем информации и последовательность работы с ней, распределять сферы ответственности,
объединять результаты исследований и делать общие выводы.
УМК М.З. Биболетовой предусматривает наличие проектноисследовательской деятельности
Особенно в старших классах в каждом разделе определены темы минипроектов и итоговых
проектов.
Для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная
работа. Вопервых, четкое определение темы и цели проекта, их значимости, актуальности.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Например, 9 класс помимо
тем, которым предоставлены в учебнике, я использую темы проектов по региональному
компоненту:
Проект «Культурная жизнь Миасса»
Проект «Создание фильма: идея, сюжет, герои».
Проект «Происхождение географических названий Челябинской области»
Проект «Мы в глобальной деревне. Англоязычные страны и Россия».
Минипроект по теме "Пути разрешения конфликта".
Минипроект "Война и конфликт в современной истории".
Минипроект "Моя будущая профессия".
Вовторых, четкое определение этапов работы над проектом.
Основными этапами работы над проектом являются:
1. Определение проблемы (выполняется всем классом). Разделение на группы или пары.
Чаще всего деление на группы происходит по общим интересам, но я стараюсь создавать группы
с разным уровнем знаний и навыков (в группе учащиеся с разным уровнем подготовки). Это
позволяет мотивировать учащихся с невысоким уровнем на работу. 2. Выдвижение гипотезы (работа в группе): обоснование, определение целей и задач.
3. Выбор методов исследования (работа в группе)
4. Проведения исследования: работа с литературой, источниками интернета, приведение фактов,
подбор аргументов, анализ фактов, проведение опроса.
5. Оформление результатов исследования: работа учащихся в группах по составлению текста
презентации, подбор и рисование плакатов, подбор музыкального и видео оформления.
6. Презентация результатов исследования: представление работ, создание экспертной группы,
которая оценивает проделанную работу и выступление каждой группы.
Доклад – это публичное устное сообщение по какойлибо теме, включая собственное мнение по
данной теме. Лексика в докладе должна быть общедоступная, синтаксические конструкции
простые, примеры обязательны, но доступны, доказательны, желательна наглядность.
7. Обобщение выполненной работы: (работа во всем классе) подведение общего итога
исследования.
При выполнении проекта важно последовательно выполнять все предложенные задания. Моя
задача заключается в том, чтобы при необходимости помочь при оформлении промежуточных
результатов исследования, помочь подобрать необходимый материал, подвести к общему итогу
исследования, скорректировать оценку, данную экспертной группой, работе каждой группы.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени.
Минипроекты занимают 12 урока, но есть исследования, которые требуют нескольких уроков
(примерно 12 темы в год).
Часто эти затраты времени оправдывают себя, так как решается ряд важных задач:
1. Развиваются творческие и интеллектуальные способности учащихся.
2. Формируются социальные и коммуникативные качества учащихся (умение строить общение)
3. Учитываются интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности учащихся.
4. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу
в рамках проекта.
5. Учащиеся получают возможность применение своих языков знаний и умений на практике.
При оценки проекта я использую следующие критерии:
значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;
соответствие используемых методов исследования и методов обработки получаемых
результатов;
активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными
возможностями;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;
доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения,
выводы;
эстетика оформления результатов выполненного проекта;
умение отвечать на вопросы экспертов, лаконичность и аргументированность ответов
каждого члена группы.
Что же касается оформления работы, здесь тоже разработаны определенные требования. Эти
требования соответствуют требованиям работ, предъявленным на научнопрактической
конференции. Учащиеся как бы готовятся к научной работе.
В работе должно быть введение, заключение, список литературы и интернет источников, приложение. Введение – цель и задачи исследования, актуальность, предмет и объект
исследования, описания методов исследования. Заключение – общие выводы, отношение автора.
Учащимся я предоставляю памятку по написанию работы.
1. Оформление титульного листа.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основной материал (деление на главы, параграфы).
5. Заключение.
6. Список литературы
7. Приложение.
Также предлагаю учащимся памятку по выполнению проектов.
1. Выберите тему исследования, проговорите заинтересовавшую вас тему с преподавателем и
определитесь в направлении работы.
2. Распределите фронт работы для каждого участника группы, выберите старшего в группе.
2. Поработайте с систематическими каталогами школьной и городской библиотек, интернет
источниками.
3. Выберите наиболее информативнонасыщенные источники из составленного списка .
4. Внимательно изучите оглавление выбранных книг для рациональной работы над материалом.
5. Прочитайте и законспектируйте содержание нужных глав.
6. На основе конспектов составьте свое мнение по изучаемому вопросу и начните компоновать
имеющийся материал.
7. Обдумайте последовательность пунктов плана, следите за логикой развития содержания.
8. При составлении основного текста проекта обратите внимание на точность фактической
информации.
9. Отредактируйте составленный текст.
10. Подберите необходимые иллюстрации, карты по вашей теме.
11. Оформите печатный вариант вашей работы.
12. Подготовьте защиту вашего проекта, исследования.
Выполнение разнообразных учебных проектов (диалог, сценка, исследование) позволяет
реализовывать не только образовательные задачи, стоящие перед учителем иностранного языка,
но и воспитательные. Учащиеся узнают новое о себе, об окружающей жизни, на историю и
культуру своей страны, о жизни в стране изучаемого языка.
Моя задача состоит в том, чтобы создать рабочую атмосферу, стимулирующую их мыслительную,
коммуникативную и творческую деятельность с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей учащихся, их интересов, потребностей, планов на будущее.
Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие
условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им
почувствовать себя в нём властелинами.
Ш.А. Амонашвили.
Современные ученики – кто они? Какие стремления у наших школьников? Что они могут, на что
способны? Это становиться очевидно, когда наблюдаешь за их образом жизни со стороны. Во
первых, современные ученики обладают совсем отличным от нашего набором ценностей, они
более эгоцентричны, требуют, чтобы уважали их интересы и практически не задумываются о том,
что в век ИТ они теряют одну из самых главных составляющих в жизни – это умение размышлять,
анализировать, доказывать свою точку зрения аргументировано, практически не владеют
набором слов, логически связывающих предложения в беседе, используя просторечные выражения. Кругозор у учащихся развивается на уроках, при чтении дополнительной
литературы, но в основном их кругозор ограничен тем, что предлагает им телефон и компьютер –
это общение в социальных сетях, компьютерные игры и другие возможности. Анализируя данное
состояние вещей, становится очевидным необходимость организации исследовательской работы
с учащимися и введение элементов исследования на различных предметах. Несколько лет назад
я попыталась пересмотреть методику преподавания английского языка и постепенно начала
вводить элементы исследовательской деятельности на уроках в 511 классах, затем занялась
созданием НИР с учащимися.
Целью моей работы стало привитие учащимся навыков исследовательской деятельности,
умения рассуждать, анализировать, развивать мысли, аргументировать суждения, доказывать
свою точку зрения, делать предположения самостоятельно.
Задачи, которые я поставила перед собой для достижения цели обучения:
Постепенное введение на уроках английского языка элементов исследовательской
деятельности.
Развитие способности у учащихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать,
классифицировать изучаемый материал.
Знакомство учащихся с методами исследования и выработка умения выбирать конкретные
методы и методики, необходимые в собственном исследовании.
Овладение учащимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.
Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы
учащихся.
Учебноисследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям.
Прежде всего, это урочная деятельность школьников. В качестве творческих домашних заданий
ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание
рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т.
п. Эта не хитрая, но оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с
дополнительной литературой. Примеры урочной учебноисследовательской деятельности
учащихся: проблемные уроки (811кл.); семинары (1011кл.); практические занятия (911кл.);
урочные проекты (внутришкольные) (511 кл.);
Внеурочная учебноисследовательская деятельность учащихся, которая является логическим
продолжением урочной деятельности: реферативная работа (911 кл.); проектная работа по
интересам (511 кл.); НИР по английскому языку (911 кл.); учебноисследовательские работы (10
11кл.); интеллектуальные марафоны (511 кл.); олимпиады (511 кл.); конференции (1011 кл.).
Исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время отличается друг от друга...
1.
Конечными целями. Если в течение уроков использование элементов исследовательских приемов
предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская деятельность во
внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все
этапы написания работы.
2.
3.
Временными рамками. На развитие исследовательских навыков уходит несколько минут урока, но
это ведет к общей цели – написания исследовательской работы, которая займет, по меньшей мере, 3
месяца.
Количеством учащихся. В овладении методами и приемами исследовательских навыках на уроках
участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют
желание проводить исследования в какой либо области знаний.
В своей практике я не ограничиваю учеников выбором темы в рамках моего предмета, мы имели
опыт в написании работ по социологии, по астрономии. Таким образом, не важно, какой предмет преподает учитель, важно, что на своих уроках он обучает элементам исследования, которые
могут пригодиться ребенку с работой над различными проектами по различным темам,
интересных для него. Самое главное помочь юному исследователю на начальном этапе,
поддержать его идею и нацелить с ним перспективу совместной работы. Развитие таланта
исследования не зависит от школьного предмета, а зависит от готовности учителя прийти на
помощь ученику в его начинании.
Трудность написания исследовательских работ заключается в том, что мы не имеем достаточной
теоретической базы ни в библиотеках школы, ни дома. Приходиться активно использовать статьи
из Интернета, находить нужный материал, анализировать, обобщать его и затем применять при
исследовании. Гораздо продуктивнее было бы для ученика сходить в солидную библиотеку,
поискать в каталоге нужную литературу, выделить для себя значимые моменты и затем
приступать к работе над проектом. Мы с моими исследователями держим связь с аспирантами
университета, который я заканчивала, и они с удовольствием предоставляют по мере
возможности нам теоретический материал для исследования. Но такая возможность к
сожалению не всегда доступна и хотелось бы иметь хотя бы районную библиотеку, где можно
было найти литературу по языкознанию, теории перевода, лексикологии, грамматике, стилистике
для более эффективной и продуктивной работы с учениками.
Работа над НИР дает не только ученику возможность развивать навыки исследования, но и
пополняет опыт работы учителя. С каждым годом совместной работы учитель не только
продвигается вперед в своем педагогическом развитии, но и для себя узнает много новых и
интересных вещей. Поэтому я стараюсь заниматься исследовательской работой ежегодно и на
моем счету за 7 лет работы было осуществлено 5 проектов, результаты которых представлены на
экране.
Роль педагога различна на разных этапах организации исследовательской деятельности.
I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе.
Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже
выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется
максимальная самостоятельность.
IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) —
равноправные партнеры.
На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути
решения.
Выбирая тему реферата или исследовательской работы, учащиеся руководствуются своими
желаниями и интересами. В конце работы учащиеся представляют творческие отчеты. Формы
могут быть различны: выпуск газеты, школьного журнала, оформление выставки, творческий
отчет по эксперименту, защита реферата или исследовательской работы.
На начальном этапе дети обучаются совместной творческой и исследовательской
деятельности. В начальной школе нами создаются альбомылетописи семьи, класса, которые
последствие собираются в один большой альбом или помещаются на один большой стенд, также
дети составляют тематические словари.
Важно продумать систему поощрений за активную исследовательскую деятельность учащихся.
Осознание того, что любые твои усилия, самые маленькие достижения, в том числе и в
исследовательской работе, будут замечены и публично отмечены, хотя поощрение может носить
чисто символический характер (грамоты, благодарственные письма, памятные подарки, дипломы)
заставляет ребят трудиться в течение учебного года.
Такая разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем
звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным.
Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует
деятельность учеников. Итогом такой работы является защита учебноисследовательского
проекта на уроке и выход лучших работ на школьный уровень.
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать
внимание на следующие моменты:
Работы должны быть выполнены самостоятельно.
Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность
взглядов или подходов.
Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные
выводы автора.
Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного
лексического материала.
Виды исследовательской деятельности на уроках английского языка
Метод проектов.
Представители групп готовят сообщения по теме: рассказывают о жизни в сельской местности в
России и в Америке. Учащиеся со слабой подготовкой имеют возможность воспользоваться
предложениями подстановочной таблицы при составлении своего небольшого высказывания.
Практические работы.
В частности на уроках английского языка можно провести ряд практических работ.
Как составить правильно вопрос на английском языке?
Порядок слов в английском предложении.
Кейстехнологии
Основные требования к использованию метода проектов:
1.
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории
возникновения празднования различных праздников в англоговорящих странах St.Patrick's Day,
Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны;
проблемы семьи, проблема свободного времени у молодежи…);
2.
3.
4.
5.
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке
английского языка;
Структурирование содержательной части проекта;
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач
исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление
конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Главное это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут работать в процессе
работы над темой программы.
Специфика международных проектов заключается в том, что они в большинстве
своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке.
Речь идет о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в
использовании английского языка как средства реального общения в процессе межкультурного
взаимодействия.
При обсуждении на уроках информации по любому проекту учитель английского языка,
естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке английского
языка, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме.
Формирование исследовательских личностных навыков через применение
кейстехнологий.
В переводе с английского Case означает:
1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы
студентов);
2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор
практических ситуаций, которые должны изучаться студентами).
Кейсметод или кейстехнологии (обучение на примере конкретных случаев) Сущность этого
способа обучения заключается в том, что учащимся предлагаются конкретные ситуации, которые
обсуждаются на занятиях и служат основой дальнейшей исследовательской деятельности.
Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального
события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности,
небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
Учебный материал подается в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате
активной и творческой работы: самостоятельного осуществления целеполагания, сбора
необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов,
заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов. Разумеется, кейс
метод используют и при коммуникативноориентированном обучении языку, когда школьникам
предлагают для анализа те или иные коммуникативные ситуации. При этом исследуется и
анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики, механика
обмена репликами и др. Этот метод очень эффективен для формирования представлений о том,
как реально функционирует английский язык.
Требование к учителю при организации учебноисследовательской работы
Организация учебноисследовательской работы с учащимися предъявляет и особые требования к
педагогу:
положительное отношение к ребенку;
проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в
каждом;
признание права личности быть непохожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
учет индивидуальнопсихологических особенностей детей.
Педагогу необходимо совершенствовать технологию обучения и помнить, что когда позволяется
ученику самостоятельно чтото изобрести или открыть, развивается его творческая активность.
Заключение и выводы
Мы постоянно думаем над тем, какой из этих типов обучения наиболее эффективен в конкретной
образовательной ситуации. Работая над данным рефератом, я пришла к следующим выводам:
1. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей
точки зрения, способно помочь:
Глубже узнать изучаемый язык
Повысить мотивацию учащихся
Увидеть практическое применение ИЯ в современном мире
2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников
должен строиться на принципах личностноориентированного образования – именно в этом
случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного
развития школьников.
3. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен
адекватный выбор темы.
4. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные и даже материальные возможности
учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности,
но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале. Обеспечение
литературными источниками также входит в компетенции преподавателя
5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам
понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Проектно-исследовательская методика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.