ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.7

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.7
Особые потребности
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
04.06.2019
ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная деятельность в аспекте федеральных государственных образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ.
статья Попова.doc
ПРОЕКТНО ­ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ  С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Попова Галина Борисовна, г. Череповец, МБОУ «Центр образования № 44», воспитатель Одной из приоритетных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) является создание условий для успешной социализации. Реализация данной задачи невозможна без использования системы внеурочных занятий. Внеурочная   деятельность  в   аспекте   федеральных   государственных   образовательных стандартов общего образования понимается как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно­урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения обучающимися основных образовательных программ. Основной целью обучения учащихся с ОВЗ является максимальная коррекция имеющихся недостатки физического и психического развития, социализация и адаптация их к современному обществу, поэтому каждое внеурочное занятие решает не только обучающие, но и воспитательные, и коррекционные задачи. Одним из основных направлений внеурочной деятельности обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОСОО, является общеинтеллектуальное. Которое предполагает формирование у обучающихся интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения познавательных задач, анализом ситуаций, сопоставлением различных данных, формирование у обучающихся с ОВЗ способностей   наблюдать,   сравнивать,   обобщать,   устанавливать   закономерности,   строить   и проверять   гипотезы,   формирование   пространственных   представлений,   пространственного воображения,   умений   рассуждать.   Не   менее   важной   является   стимулирование   познавательной активности обучающихся с ОВЗ.  В   рамках   общеинтеллектуального   направления   внеурочной   деятельности   в   нашей   школе работают такие кружки, как «Клуб почемучек», «Хочу все знать», «Юный исследователь», «Школа проектов», и другие. Программы данных кружков позволяют реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно – ориентированный и деятельностный подходы.  Основная цель этих программ ­ создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской и проектной деятельности. Можно   отметить,   что   проектно­исследовательская   деятельность   –   это   необходимый   и идеальный   инструмент   достижения   важной   цели   –   самоопределения   детей   с  ограниченными возможностями   здоровья,   их   социальная   адаптация.  Конечно,   особенности   развития   детей накладывают ограничения на организацию проектной ­ исследовательской деятельности. Однако правильно созданная система работы, позволяет добиться желаемого результата. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школа проектов» создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования рассчитана на 4 года обучения для учащихся 6­9 классов. Курс входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности». В соответствии с учебным планом МБОУ на исследовательскую деятельность в 6 ­ 7 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 35 часов внеурочной деятельности.  Курс   внеурочной   деятельности   состоит   из   отдельных   модулей.   Модульная   структура   и практическая   направленность   курса   обуславливают   успешное   применение   метода   проектов   в системе   образования,   поскольку   содержание   модулей   предполагает   освоение   способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).  Модуль  «Первые шаги»  ­ 6 класс решает задачу приобщения детей к общественной жизни классного коллектива и школы. В основе занятий ­ наблюдения, элементы исследования, полезные практические   дела.   Итогом   изучения   первого   модуля   является   выявление   и   формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении. Модуль «Моя лаборатория»  ­ 7, 8 классы формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа   изучения   курса   должно   стать   ясное   понимание   избранной   проблемы   исследования,   над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей. Модуль третий «Мы творим и создаём» ­ 9 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом становится программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны   самые   различные   акции   учащихся:   письменные   обращения   в   исполнительные   и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения   КТД   по   обустройству   территории,   оказанию   помощи   престарелым   жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность. На данный момент учащиеся проходят 2 модуль.  На первом году обучения в программу были включены проекты «Подарок маме» (учащиеся 6   классов   имеющих   умственную   отсталость)   и   «Что   такое   здоровье»   (для   классов   нормы). Необходимым  условием  организации  проектной деятельности  является создание коррекционно­ развивающей среды, в которой учащиеся не только получают новые знания, но и часто осваивают ранее незнакомые им виды деятельности. Так, например, в ходе работы над проектом «Что такое здоровье» обучающиеся познакомились с понятиями здоровье и здоровый образ жизни, научились составлять анкеты, графики. Под руководством педагога был составлен план работы над проектом: ­ описание проблемной ситуации, ­ знакомство с понятиями, ­ составление анкеты и опрос, ­ подбор и расчёт материалов, ­ выполнение итоговой таблицы, ­ составление кроссвордов, ­ выполнение памятки для школьников, ­ защита проекта. В результате работы над проектом силами кружковцев были организованы и проведены  ­ анкетирование среди педагогов и учащихся школы «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ», выполнена обработка результатов; ­ организация и проведение различных конкурсов совместно с курсантами военного училища; ­ памятка для детей и родителей «Что такое здоровый образ жизни» С целью популяризации ЗОЖ совместные мероприятия освещались в школьной газете. В   этом   году   учащиеся   начали   работу   над   проектом   «Аквариум»   (учащиеся   имеющих умственную отсталость) и «Моё кино» (классы нормы).  Программа   школьного   телевидения  «Сам  себе режиссер».  Программа  рассчитана на один   год   обучения   детей  средних   и   старших   классов   школы,   принятых   в   коллектив   без специального   отбора.   Но  основным   требованием   к   предварительному   уровню   подготовки   было освоение «Базового курса» по информатике. Данная программа направлена на формирование умения представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий образовательной компетентности   ученика,   через  занятия   фотографией  и   видеосъемкой  с  помощью  современных информационных технологий.  Целью   преподавания   является   через  использование   современных   технологий совершенствовать   навыки   работы   с   аудио­видео­аппаратурой   и   компьютером,   умения   писать тексты к сюжетам, отрабатывать дикторскую речь. Занятия проводились один раз в неделю, где учащиеся студии закрепили навыки и элементы по работе с фото­ и виде­аппаратурой. Результаты работы: ­ Призеры и победители городского конкурса фотографий. ­  Дипломанты  YI  Всероссийского   фестиваля   телевизионного   творчества   школьников «ТЕЛЕКЛАСС» в разных номинациях,  Также ребята выполнили проектные работы видеоролики о своих друзьях и одноклассниках: «Почему   я   мистер   (мисс)   школы»,   стали   организаторами   общешкольных   мероприятий   и праздников. При   сопровождении   проектно   ­   исследовательской   деятельности   необходимо   создать атмосферу   доверия,   в   которой   ученики   смогут   свободно   высказывать   и   аргументировать   свое мнение.   Грамотная   работа   педагога   помогает   создавать   условия   для   реализации   возможностей детей с особыми потребностями, обеспечить успех во взрослой жизни, а также даст реальное право выбора, предоставит возможность вносить свой вклад в общественную жизнь. Таким образом, обучение навыкам проектно­исследовательской деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях внедрения  федеральных государственных образовательных стандартов  способствует эффективному личностному росту и самореализации в будущей жизни. Список литературы 1.   Коноплева   А.Н.   Интегрированное   обучение   детей   с   особенностями   психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003. 2. Меренкова О.Ю. Научно­исследовательская работа в школе. – М.: УЦ Перспектива. – 2011. – 48 с.

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРАКТИКА ОБОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА ЗАНЯТИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Скачать файл