Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
20.03.2018
Представлена статья на тему Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности, представить результаты проектной деятельности.Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна,
учитель русского языка и литературы
ГОУ «Забайкальский центр
специального образования и развития
«Открытый мир»
Чита, Забайкальский край
2018 г
Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио»
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы
и во внеурочной деятельности
Системнодеятельностный подход в обучении невозможен без
использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной
деятельности.
Проектная технология используется учителями русского языка, литературы
в процессе преподавания предмета. Проектная технология, развивая
лингвистическую компетенцию школьников, способствует формированию у
них прочной системы знаний. Поэтому я, как и многие другие словесники,
применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при
формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности
использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и
во внеурочной деятельности, представить результаты проектной
деятельности.
Формы проектной деятельности:
практикоориентированные,
информационные,
ролевые,
игровые,
исследовательские,
творческие проекты.
Практикоориентированный проект ориентирован на результатпродукт,
удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и
способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать
пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или
викторину. Также школьники участвуют в создании наглядного,
дидактического материала к урокам русского языка и литературы. Дети с
удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды,
рисунки. Такие минипроекты я называю «В помощь учителю». Этот материал
используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята
видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными
участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята
творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться
приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических
упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками
формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.
Другой формой проектной деятельности могут быть информационные
проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по
заданной лингвистической, литературоведческой теме. Защищая проекты на
уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал.
Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного
диалога.
Примером информационного проекта могут быть следующие работы
учащихся:
1. «Рассказ о творчестве забайкальских поэтов», ученики прочитали статьи,
стихотворения, собрали и обобщили материал, проанализировали
произведения поэтов. Конечный результат: встреча с поэтами Забайкалья,
чтение стихов, беседа, выступление учащихся со стихами собственного
сочинения.
2. «Русские народные песни», учащиеся после сбора, анализа, обобщения
прочитанного, прослушанного материала создали свои проекты: выпуск
стенгазеты, создание аудиозаписи песни, инсценирование.
3 «Перед грозным временем...» (декабристы в Сибири) ребята, прочитав
художественные книги о декабристах, проанализировали их, сопоставили с
документальными фактами, сделали аргументированные выводы. Результаты
информационного проекта: написание литературной композиции «Перед
грозным временем...», выступление на Декабристских чтениях. Особенности игрового проекта заключаются в том, что ведущий вид
деятельности ролевая игра. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли
литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Игровые
проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например,
инсценировки басен И.А.Крылова, сказок в 5 классе, эпизодов из рассказа
И.С. Тургенева “Бежин луг”, рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий” в 6
классе. Игровой проект был воплощён на урокесуде над госпожой
Простаковой из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и фамусовским
обществом из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». По инициативе ребят был
создан внеурочный проект «Сцена и мы».Ребята постигали азы сцены:
разучивали роли, «входили» в образ, работали над декламацией,
мимикой, жестами, мизансценой, рисовали афишу, создавали декорации,
готовили костюмы. Результат открытый до самого окончания проекта.
Только после постановки спектакля анализируется соотнесение полученных
результатов с поставленной целью. Спектакли: «Любовь в жизни
М.Ю.Лермонтова», «Свидание» (по рассказу А.Вампилова), «Праздничный
сон – до обеда» (по пьесе А.Н.Островского ), литературные композиции
«Если душа родилась крылатой», «По чеховским местам», показанные
ребятами, помогли понять произведения, проникнуться в очаровательные
звуки слова. Игровые проекты ориентированы на то, чтобы ребятам было
легче адаптироваться в социуме. Ведь выполняя ту или иную ролевую игру,
они слушают собеседника, ведут диалог, излагают своё мнение,
аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Исследовательский проект всегда ориентирован на самостоятельную
деятельность учащихся, формируя системное мышление. Исследовательский
проект развивает у обучающихся исследовательские умения (аргументация
актуальности темы, умение выявления проблемы, предмета, объекта, целей и
задач исследования, выдвижение гипотезы, обозначение методов, сбор
информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа,
формулирование выводов, обобщения)
Примером такого проекта может служить работа ученицы 11 класса
«Л.Филатов – философ в шутовском колпаке». Исследование стихотворений
Л. Филатова, написанных в разные годы жизни, «открыло» для многих
школьников и педагогов поэта Л. Филатова. Работа заняла 3 место на
региональном уровне. Исследовательская работа ученицы 11 класса «Связь
просвещённых поколений»(Исследование стихотворений, написанных
учащимися школы № 46 в разные годы обучения) была написана к столетнему
юбилею школы. Ученица исследовала стихотворения ребят, написанные в
разные годы (15, 10, 5 лет назад и сегодняшними выпускниками). Школьница
рассмотрела особенности стиля и языка, проанализировала темы, проблемы,
образы, мотивы, составила сравнительную таблицу, создала сборник из своих
стихотворений. Работа заняла 3 место на региональном уровне. Работа над
этими и другими длительными проектами совершенствовала учебные навыки,
коммуникативные компетенции, личностные, нравственные качества учащихся. Работы имели практическую направленность, их использовали на
уроках литературы, занятиях кружка.
Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты
(сочинения разных жанров, сказки, стихотворения, литературные композиции)
неотъемлемая, важная составляющая часть урока русского языка и
литературы. Творческое самовыражение на уроках оказалось настолько
успешным и многоообразным, что возникла потребность в создании
внеурочного проекта литературного клуба «Зелёные всходы».
Теоретические занятия по литературоведению, по стихосложению – первая
ступенька к творческой лаборатории, к собственному видению мира, к первым
«пробам пера». Проект осуществлялся по стандартному плану: идея, создание
программы, цель, реализация, результат продукт. Результаты творческой
проектной деятельности создание сборников собственных творческих работ:
«Листопад», «История моей семьи», «Природа и мы», «О книге», «Зарисовки
о весне», «Свежий ветер» (сборник творческих работ юных корреспондентов),
«Проба пера» (сборники стихотворений), «О слово, русское, родное»
(сборник литературных композиций) и др., участие в районном конкурсе
чтецов (1 и 3 место), публикация в газетах, выступление на районном слёте
детских организаций «Содружество всех». Участие детей в конкурсах разного
уровня (от школьного до Международного) с самой разнообразной тематикой
исследовательских и творческих работ («Байкал – символ России», «Человек
в истории. Россия – ХХ век», «Малая Родина», «А.С.Пушкин и
В.Кюхельбекер», «Ещё раз о главном..», «Листая старый альбом..», «Традиции
народа русского», «И всётаки это любовь», «Мы любим и ценим друг друга»,
«Наши выпускники на страже порядка» и другие). Школьники получили
грамоты, денежные премии, книги, путёвки на Байкал, в Японию. Но самое
главное ребята становятся лучше, добрее. Приобщение к миру искусства
обогащает их нравственно, духовно.
Алгоритм работы над проектом:
Тема: «История моей семьи», 7 8 класс
Тип проекта: творческий, информационный
Проблема
Почему?
Ребята плохо знают историю своей семьи, свою родословную?
Мало интересуются родословной семьи изза отсутствия
семейных традиций
Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные
Изучить историю семьи
Цель Что сделать?
Как?
Планируемые
результаты
Конечный
результат
Расспросить родственников о семье
Изучить документы, семейные реликвии, фотографии
Познавательный (знания об истории семьи, предках)
Личностный (воспитание патриотических, нравственных,
духовных качеств личности)
Коммуникативный (развитие речи)
Сочинения:
1 «Листая старый альбом...» (Публикация в районной газете)
2 «Мы любим и ценим друг друга» (Публикация в районной
газете, участие в международном фестивале «Детство без
границ» (Номинация «Литературное творчество»), награждение
учащегося путёвкой в Японию
3 «Моя семья» участие в конкурсе детского творчества (2
местомуниципальный уровень)
По такому алгоритму были созданы творческие проекты на темы:
«Малая Родина», «Моя родная улица»... Такой алгоритм работы над проектом
можно использовать и на уроках русского языка и литературы.
Метод проектов всегда предполагает решение какойто проблемы.
Результаты выполненных проектов конкретный результат, используемый на
уроке, в школе, в реальной жизни. Материальный результат: готовый проект и
приобретённые знания в ходе подготовки к нему, духовный: позитивные
личностные изменения в процессе работы над ним. Если говорить о методе
проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.
Без использования этой технологии невозможно применять деятельностный
подход в обучении, формировать универсальные учебные действия.
Использованная литература:
Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник
заместителя директора школы, 2008.
Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно
коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005.
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.