Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Оценка 4.7

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
русский язык +1
Взрослым
20.03.2018
Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Представлена статья на тему Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности. Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности, представить результаты проектной деятельности.Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.
статья.docx
Борискина Галина Георгиевна, учитель русского языка и литературы ГОУ «Забайкальский центр  специального образования и развития «Открытый мир» Чита, Забайкальский край 2018 г    Материал разрешён автором для публикации на сайте «Знанио» Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности    Системно­деятельностный подход в обучении невозможен без  использования метода проектов как на уроках, так и во внеурочной  деятельности.    Проектная технология используется учителями русского языка, литературы  в процессе преподавания предмета. Проектная технология, развивая  лингвистическую компетенцию школьников, способствует формированию у  них прочной системы знаний. Поэтому я, как и многие другие словесники,  применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности.    Цель статьи: обосновать актуальность использования метода проектов при  формировании УУД на уроках и во внеурочной деятельности.   Задачи: рассказать о формах проектной деятельности, показать возможности использования проектного обучения на уроках русского языка, литературы и  во внеурочной деятельности, представить результаты проектной  деятельности.   Формы проектной деятельности: практико­ориентированные, информационные, ролевые, игровые, исследовательские, творческие проекты.     Практико­ориентированный проект ориентирован на результат­продукт,  удовлетворяющий конкретную потребность, презентацию результатов и  способов внедрения в практику. Продуктивно повторять и обобщать        пройденный материал, давая учащимся задания создать тест, кроссворд или  викторину. Также школьники участвуют в создании наглядного,  дидактического материала к урокам русского языка и литературы. Дети с  удовольствием составляют карточки, словарики, схемы, таблицы, кроссворды, рисунки. Такие мини­проекты я называю «В помощь учителю». Этот материал используется на уроках русского языка на протяжении нескольких лет. Ребята видят значимость своей работы. Они становятся не пассивными, а активными  участниками образовательного процесса. Создавая такие проекты, ребята  творчески осмысливают теоретический материал, учатся пользоваться  приобретенными знаниями для выполнения познавательных и практических  упражнений. Сотрудничество, сотворчество с учителем и сверстниками  формирует коммуникативные, личностные качества обучающихся.   Другой формой проектной деятельности могут быть информационные  проекты, предполагающие сбор, анализ и систематизацию материалов по  заданной лингвистической, литературоведческой теме. Защищая проекты на  уроке, учащиеся выступают в роли учителя, объясняют учебный материал.  Следовательно, они формируют навык публичного выступления, учебного  диалога.     Примером информационного проекта могут быть следующие работы  учащихся: 1. «Рассказ о творчестве забайкальских поэтов», ученики прочитали статьи,  стихотворения, собрали и обобщили материал, проанализировали  произведения поэтов. Конечный результат: встреча с поэтами Забайкалья,  чтение стихов, беседа, выступление учащихся со стихами собственного  сочинения. 2. «Русские народные песни», учащиеся после сбора, анализа, обобщения  прочитанного, прослушанного материала создали свои проекты: выпуск  стенгазеты, создание аудиозаписи песни, инсценирование. 3 «Перед грозным временем...» (декабристы в Сибири) ­ ребята, прочитав  художественные книги о декабристах, проанализировали их, сопоставили с  документальными фактами, сделали аргументированные выводы. Результаты  информационного проекта: написание литературной композиции «Перед  грозным временем...», выступление на Декабристских чтениях. Особенности игрового проекта заключаются в том, что ведущий вид  деятельности ­ ролевая игра. В ролевом проекте учащиеся берут на себя роли  литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Игровые  проекты постоянно используются на уроках литературы. Это, например,  инсценировки басен И.А.Крылова, сказок в 5 классе, эпизодов из рассказа  И.С. Тургенева “Бежин луг”, рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий” в 6  классе. Игровой проект был воплощён на уроке­суде над госпожой  Простаковой из пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» и фамусовским  обществом из пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». По инициативе ребят был создан внеурочный проект «Сцена и мы».Ребята постигали азы сцены:  разучивали роли, «входили» в образ, работали над декламацией,  мимикой, жестами, мизансценой, рисовали афишу, создавали декорации,  готовили костюмы. Результат ­ открытый до самого окончания проекта.  Только после постановки спектакля анализируется соотнесение полученных  результатов с поставленной целью. Спектакли: «Любовь в жизни  М.Ю.Лермонтова», «Свидание» (по рассказу А.Вампилова), «Праздничный  сон – до обеда» (по пьесе А.Н.Островского ), литературные композиции  «Если душа родилась крылатой», «По чеховским местам», показанные  ребятами, помогли понять произведения, проникнуться в очаровательные  звуки слова. Игровые проекты ориентированы на то, чтобы ребятам было  легче адаптироваться в социуме. Ведь выполняя ту или иную ролевую игру,  они слушают собеседника, ведут диалог, излагают своё мнение,  аргументируют свою точку зрения и оценку событий. Исследовательский проект всегда ориентирован на самостоятельную  деятельность учащихся, формируя системное мышление. Исследовательский  проект развивает у обучающихся исследовательские умения (аргументация  актуальности темы, умение выявления проблемы, предмета, объекта, целей и  задач исследования, выдвижение гипотезы, обозначение методов, сбор  информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализа,  формулирование выводов, обобщения) Примером такого проекта может служить работа ученицы 11 класса  «Л.Филатов – философ в шутовском колпаке». Исследование стихотворений  Л. Филатова, написанных в разные годы жизни, «открыло» для многих  школьников и педагогов поэта Л. Филатова. Работа заняла 3 место на  региональном уровне. Исследовательская работа ученицы 11 класса «Связь  просвещённых поколений»(Исследование стихотворений, написанных  учащимися школы № 46 в разные годы обучения) была написана к столетнему  юбилею школы. Ученица исследовала стихотворения ребят, написанные в  разные годы (15, 10, 5 лет назад и сегодняшними выпускниками). Школьница  рассмотрела особенности стиля и языка, проанализировала темы, проблемы,  образы, мотивы, составила сравнительную таблицу, создала сборник из своих  стихотворений. Работа заняла 3 место на региональном уровне. Работа над  этими и другими длительными проектами совершенствовала учебные навыки,  коммуникативные компетенции, личностные, нравственные качества учащихся. Работы имели практическую направленность, их использовали на  уроках литературы, занятиях кружка. Творческий проект предполагает максимально свободный и  нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческие проекты  (сочинения разных жанров, сказки, стихотворения, литературные композиции) ­ неотъемлемая, важная составляющая часть урока русского языка и  литературы. Творческое самовыражение на уроках оказалось настолько  успешным и многоообразным, что возникла потребность в создании  внеурочного проекта ­ литературного клуба «Зелёные всходы».  Теоретические занятия по литературоведению, по стихосложению – первая  ступенька к творческой лаборатории, к собственному видению мира, к первым «пробам пера». Проект осуществлялся по стандартному плану: идея, создание программы, цель, реализация, результат ­ продукт. Результаты творческой  проектной деятельности ­ создание сборников собственных творческих работ: «Листопад», «История моей семьи», «Природа и мы», «О книге», «Зарисовки  о весне», «Свежий ветер» (сборник творческих работ юных корреспондентов), «Проба пера» (сборники стихотворений), «О слово, русское, родное»  (сборник литературных композиций) и др., участие в районном конкурсе  чтецов (1 и 3 место), публикация в газетах, выступление на районном слёте  детских организаций «Содружество всех». Участие детей в конкурсах разного уровня (от школьного до Международного) с самой разнообразной тематикой  исследовательских и творческих работ («Байкал – символ России», «Человек  в истории. Россия – ХХ век», «Малая Родина», «А.С.Пушкин и  В.Кюхельбекер», «Ещё раз о главном..», «Листая старый альбом..», «Традиции народа русского», «И всё­таки это любовь», «Мы любим и ценим друг друга»,  «Наши выпускники на страже порядка» и другие). Школьники получили  грамоты, денежные премии, книги, путёвки на Байкал, в Японию. Но самое  главное ­ ребята становятся лучше, добрее. Приобщение к миру искусства  обогащает их нравственно, духовно. Алгоритм работы над проектом: Тема: «История моей семьи», 7 ­ 8 класс Тип проекта: творческий, информационный Проблема Почему? Ребята плохо знают историю своей семьи, свою родословную? Мало интересуются родословной семьи из­за отсутствия  семейных традиций Бабушки и дедушки живут далеко, связи с ними непрочные Изучить историю семьи Цель Что сделать? Как? Планируемые результаты Конечный  результат Расспросить родственников о семье Изучить документы, семейные реликвии, фотографии Познавательный (знания об истории семьи, предках) Личностный (воспитание патриотических, нравственных,  духовных качеств личности) Коммуникативный (развитие речи) Сочинения: 1 «Листая старый альбом...» (Публикация в районной газете) 2 «Мы любим и ценим друг друга» (Публикация в районной  газете, участие в международном фестивале «Детство без  границ» (Номинация «Литературное творчество»), награждение учащегося путёвкой в Японию 3 «Моя семья» участие в конкурсе детского творчества (2  место­муниципальный уровень) По такому алгоритму были созданы творческие проекты на темы:  «Малая Родина», «Моя родная улица»... Такой алгоритм работы над проектом можно использовать и на уроках русского языка и литературы.      Метод проектов всегда предполагает решение какой­то проблемы.  Результаты выполненных проектов ­ конкретный результат, используемый на  уроке, в школе, в реальной жизни. Материальный результат: готовый проект и  приобретённые знания в ходе подготовки к нему, духовный: позитивные  личностные изменения в процессе работы над ним. Если говорить о методе  проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает  совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,  творческих, коммуникативных, презентационных, рефлексивных подходов.     Без использования этой технологии невозможно применять деятельностный подход в обучении, формировать универсальные учебные действия. Использованная литература: Проектная деятельность учащихся. Н. Г. Кудрявцева. // Справочник  заместителя директора школы, 2008. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно­ коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005.  

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности

Проектные технологии на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018