СТАНДАРТЫ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Проектные задачи в
начальной
школе
Не
существует
сколько-нибудь
достоверных тестов на одарённость,
кроме тех, которые проявляются в
результате активного участия хотя
бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.
Колмогоров
Достичь новых образовательных
результатов
Решить современные педагогические
задачи
Получить новые качества личности
школьника
деятельность
Проектная
Отличие проекта
от проектной
задачи …
Проект - нет определённых заданий,
материалов, действий,
проектировщики сами определяют весь
набор необходимых средств.
Проектная задача –
проектировщикам
предлагаются все
необходимые средства и
материалы в виде набора
Начальная школа
Основная школа
«ЗАДАЧА»
сложный вопрос, проблема,
требующая исследования и
разрешения
В образовательной
практике используются
разные типы задач:
учебная
задача
конкретно-практическая
задача
творческая (олимпиадная)
задача
Учебная задача
направлена на нахождение общих
способов решения большого круга
частных задач, требующих
детального анализа и
теоретического (содержательного)
обобщения
Конкретно-практическая
ориентирована на применение
задача
(отработку) уже освоенных
способов действий (знаний,
умений) в известной
школьникам ситуации, как
правило, внутри учебного
предмета
Творческая (олимпиадная)
задача
задача, которая
не имеет готового
формального способа решения
Перечисленные типы задач
не позволяют:
Научить самостоятельному выбору
способа решения задачи…
Стимулировать получение
принципиально нового «продукта»…
Содержательно мотивировать поиск
решения задачи в малой группе …
Оценить возможности детей
действовать в незнакомой,
нестандартной ситуации…
Задать разные «стратегии» решения
задачи с получением «веера»
Идея системы
проектных
задач
заключается в том, что, решая их,
младший школьник фактически
осваивает основы способа
проектирования
Проектная задача
Создание ситуации, в которой не должна
быть напрямую поставлена задача;
Задача должна быть сформулирована самими
детьми по результатам разбора проблемной
ситуации;
Проблемная ситуация должна быть такой,
чтобы путей её преодоления, а
следовательно, возможных вариантов
конечного «продукта» было несколько;
Местом «сборки продукта», оформления
итогового результата является итоговое
задание.
Педагогические
эффекты, в ходе
решения
проектных задач:
i. Возможность организации
сотрудничества между детьми при
решении проектных задач;
ii.Обучение способу проектирования через
специально разработанные задания;
iii.Возможность «переноса» известных
способов действия в модельную
ситуацию.
Этапы решения ПЗ:
1. Анализ ситуации. Переформулирование её в
проблему.
2. Установление приоритетов ценностей.
3. Формулирование принципов отбора целей.
4. Постановка(принятие) цели действия.
5. Поиск средств - перевод проблемы в задачу.
6. Выбор средств решения задачи.
7. Решение задачи.
8. Анализ полученного результата соотнесение
его с проблемой.
Типы ПЗ:
Предметные;
Межпредметные;
Разновозрастные;
Одновозрастные.
В 1-3 классах
основная педагогическая
цель проектных задач –
способствовать
формированию разных
способов учебного
сотрудничества;
основной метод –
встроенное наблюдение.
В 4-5 классах
целью становится выявление у
школьников способности к
переносу известных способов
действий в новую для них
квазиреальную (модельную)
ситуацию;
учащиеся, пользуясь
описанием проблемной
ситуации, должны сами
сформулировать стоящую
перед ними задачу.
«Для проектных задач должно быть
предусмотрено специальное время в
календарно-тематическом
планировании
(образовательной программе) учителей
начальной школы. Как правило, на решение
предметных проектных задач требуется два
урока, на решение межпредметных задач – по
два урока ежедневно в течение недели (кроме
решения проектной задачи, других учебных
занятий не предусматривается). Такие
«недели проектных задач» в начальной школе
становятся кульминационными точками
учебного года… В общей сложности на
решение проектных задач по одному
предмету в течение учебного года
потребуется 20-26 учебных часов, что
составляет 20-30% учебного времени»
То, что дети могут сделать
вместе сегодня, завтра
каждый из них сможет
сделать самостоятельно
Л. Выготский