Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
10.12.2017
Проектный модуль по русскому языку в 7 классе «Заметка в газету» представляет собой систему уроков, направленных на формирование умений и навыков учащихся, связанных с изучением истории и культуры родного города. Проектным продуктом модуля становится газета. Через изучение истории и культуры своей малой родины можно постичь духовный мир предков, увидеть и понять современную жизнь русского человека, и даже в более глубокой степени постигнуть и изучить русский язык. Изучение истории и культуры развивает мышление, память, аналитические и творческие способности учащихся, развивает познавательный интерес.
Русский яз._7кл_СШ№16 г.Павлово.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №16 г. Павлово
Проектный модуль (7 класс)
на тему: «Заметка в газету»
Автор: Филиппова Надежда Алиповна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СШ №16 г. Павлово
г. Павлово 2017
Предмет: Русский язык
Класс: 7 класс
Количество учебных часов: 4 часа
УМК: Русский язык под ред. М. М. Разумовской. – М.: Дрофа.
Раздел учебной программы: Стили речи
Краткое описание содержания модуля.
Проектный модуль по русскому языку в 7 классе «Заметка в газету»
представляет собой систему уроков, направленных на формирование умений
и навыков учащихся, связанных с изучением истории и культуры родного
города. Проектным продуктом модуля становится газета. Через изучение
истории и культуры своей малой родины можно постичь духовный мир
предков, увидеть и понять современную жизнь русского человека, и даже в
более глубокой степени постигнуть и изучить русский язык. Изучение
истории и культуры развивает мышление, память, аналитические и творческие
способности учащихся, развивает познавательный интерес.
1.Предметное содержание: Модуль позволяет научиться искать и выбирать
необходимую информацию о своем городе, используя разные источник
2. Проблема проектного модуля: Учащиеся не имеют достаточных знаний для
создания текстов публицистического стиля при написании заметок.
3.Цель проекта: создание заметки о родном крае, городе, традициях.
4.Ожидаемый проектный продукт: Выпуск школьной газеты
5.Описание промежуточных проектных продуктов: составление инструкции по
написанию заметки, создание заметки, разработка вместе с учащимися критериев
оценки заметок. Ведение записных книжек для интересных находок со списком
источников информации, необходимых для выпуска газеты.
Планируемые результаты:
Личностные результаты освоения раздела:
1.Формирование коммуникативной компетенции в общении и
сотрудничестве; 2.Осознание изучения истории малой родины.
3.Развитие эстетического сознания посредством изучения истории и
культуры родного города.
4.Осознание заинтересованности в решении групповых заданий, а не
только в личном успехе
5.Формирование положительного отношения к процессу познания
Метапредметные результаты освоения раздела:
1. Формирование мотивов и развитие интересов к познавательной
2.
деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей; умение
выбирать наиболее эффективные;
3. Умение оценивать свой личный опыт, применять его для решения
познавательных задач, информацию из литературных и других
источников;
4. Умение устанавливать причинноследственные связи.
5. Умение осуществлять контроль своей деятельности в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
6. Умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное
7.
8. Владение основами самоконтроля и самооценки.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; Технологическая карта проектного модуля « Школьная газета »
№
уро
ка
1
Этап проектной
деятельности
Деятельность учителя
на уроке
Актуализация
Учитель приносит на урок
газету «Павел
Перевозчик», спрашивает,
каким стилем написаны
тексты в газете.
Далее учитель обращает
внимание на название
раздела «Стили речи»
Задает вопросы:
Как вы думаете, что мы
будем изучать в данном
разделе?
Давайте вспомним, какие
стили речи вы знаете, чем
они различаются?
Продукт
урока
Деятельность
обучающихся
на уроке
Учся 7 класса уже
могут назвать
публицистический
стиль.
Дидакти
ческие
средства
Газета «Павел
Перевозчик»
Задание № 1
Учащиеся
выполняют работу
в группах. Цель:
активация
имеющихся знаний
о стилях речи.
Ресурсы Д/З
Газета
«Павел
Перевозч
ик»
Компьюте
р,
проектор,
интеракти
вная
доска,
раздаточн
ый
материал Задание № 2
Сформулиров
ана проблема:
необходимо
написать
заметку в
газету о
родном крае,
но не хватает
знания для
написания
текста
публицистиче
ского стиля
Проблематизация Вы имеете общее
представление о стилях
речи, а сегодня мы более
подробно поговорим об
особенностях
публицистического стиля
Зачем нам необходимо
знать основные
особенности
публицистического стиля
А зачем нам нужно это
умение?
Где вам это пригодится?
Запись темы урока
Для того, чтобы
научиться
распознавать
тексты
публицистическог
о стиля
Для создания
собственных
текстов
публицистическог
о стиля и для
успешного
составления
собственных
хороших
выступлений
Учащиеся
выдвигают
предположения:на
уроках русского,
литературы –при
написании
сочинений, на
уроках
обществознания –
при написании
эссе, во время
устных Задание № 3
изучение
текстов в
еженедельник
е Павел
Перевозчик,
анализ
Принес
ти
вырезк
и из
газет
Создание
теоретической
базы проекта
Задание № 4
Упражнение
№346
(учебник
русского
языка)
Компьюте
р,
проектор,
интеракти
вная
доска,
раздаточн
ый
материал
Целеполагание
2
Концептуализаци
я
Учитель организует
работу в группах по
постановке целей и задач,
способствующих решению
проблемы.
Проблемный вопрос «Что
поможет нам создавать
тексты публицистического
стиля»
Учитель обеспечивает
изучение теоретической
части проекта, организует
работу с материалами
учебника, обеспечивает
учащихся заданиями,
направленными на
усвоение материала.
Вопросы к классу:
Какую цель преследовал
автор данного текста?
К кому обращен данный
текст: к одному человеку
или к широкой публике?
Учащиеся
предлагают
изучить заметки в
еженедельнике
«Павел
перевозчик»
Учащиеся
отмечают
особенности
публицистическог
о стиля:
темы
общечеловеческой
значимости
четко
выраженная
авторская позиция,
содержания
текстов
направлены на ум
и чувства читателя
автор стремится
убедить читателя в
идее текста 3
Моделирование
Учитель организует
работу в группах: по
составлению инструкции
«Как писать заметку»
(промежуточный
проектный продукт)
Направляет деятельность
– подбирает необходимый
материал для написания
инструкции.
Координирует работу в
группах.
Организует обсуждение
полученных инструкций
для создания общей
инструкции
Учащиеся
обсуждают
содержание
заметки, готовят и
представляют
полученный
продукт. В ходе
подготовки
продукта
выявляют
структуру и
содержание
проектного
продукта.
Задание № 5
Создание
инструкции
«Как писать
заметку»
Компьюте
р,
проектор,
интеракти
вная
доска,
раздаточн
ый
материал
Собрат
ь
инфор
мацию
для
заметк
и Подум
ать над
дизайн
ом
заметк
и и ее
назван
ием
Планирование
Учитель предлагает
примерные темы для
написания заметок.
Результатом данной
коллективной работы
может также стать
рукописная книга,
электронный фотоальбом,
компьютерная презентация
о родном городе
4
Реализация
Учитель консультирует,
сопровождает выполнение
работ, объясняет и
помогает решить
возникшие трудности.
Заметки созданы, учитель
предлагает подумать над
дизайном газеты и
Учащиеся
выбирают темы
для своих заметок.
Примерные темы:
• История
города.
• Интересные
места
нашего
города.
• Местные
умельцы.
• Павловские
традиции.
Новые памятники:
«Павловский
лимон», «Гусиные
бои», «Павел
Перевозчик»,
«Памятник
кузнецу»
Выступление с
заметками
Задание № 6
Разработка
критериев
оценки
продукта
Чистые
листочки
для
разработк
и
критериев Подготовка
конечного
продукта –
газеты
Презентация
продукта
названием
4
Социализация
(презентация
продукта)
Оценка
Учитель оценивает работы
учащихся, аргументируя
поставленные баллы
Рефлексия
Учитель предлагает
оценить работу групп
Учащиеся
получают оценку
учителя,
выполняют
самоанализ
работы.
Учащиеся
оценивают свою
деятельность
Задание №1
Форма задания на формирование базового (повышенного) уровня
Дидактическая цель: формирование умения анализировать данные.
Формируемый уровень проектной компетентности: базовый уровень
Учебный предмет: русский язык
Форма организации выполнения задания: групповая (7 класс).
Средства: раздаточный материал, проектор, компьютер, интерактивная доска
Описание задания:
Цель: активация имеющихся знаний о стилях речи.
Раздаточн
ы
материал
«Критери
и оценки
продукта
» Часть 1.
учащимся предлагаются раздаточный материал «Слепая таблица», содержащий название стилей речи, а два
других столбика учся заполняют
учащиеся совместно вспоминают материал и отбирают нужный
фиксируют в таблице
Раздаточный материал.
Стили речи
Цель общения
Сфера общения
1. Официально
деловой
2. Разговорный
3.Публицистически
й
4. Научный
5. Художественный
Форма задания на освоение особенностей публицистического стиля
Задание №2
Учащиеся читают текст
Инструкция для учащихся: 1.Внимательно прочитайте тексты
2.Выберите доказательства, где пригодится публицистический стиль?
3.Ответьте на вопрос: где чаще всего мы встречаемся с публицистическим стилем.
4. Какова роль газеты раньше и в современном мире?
Форма задания на формирование базового (повышенного) уровня
Дидактическая цель: формирование умения работать с информацией.
Формируемый уровень проектной компетентности: минимальный базовый уровень
Учебный предмет: русский язык
Форма организации выполнения задания: работа в парах
Средства: раздаточный материал (тексты № 1 и № 2)
Описание задания:
Цель: понять и усвоить теоретический материал.
Часть 1.
Определение понятий и действий, связанных с получением анализа.
учащимся предлагаются раздаточные материалы, содержащие задания;
учащиеся работают с текстом учебника, Интернет ресурсами, литературой;
учащиеся выполняют задания, комментируют и обсуждают полученные результаты;
учащиеся задают вопросы учителю.
Текст № 1
Владение публицистическим стилем речи необходимо не только журналистам, юристам, людям, занимающимся
общественной деятельностью, но и каждому, кто не хочет слепо следовать чьимлибо указаниям и призывам, кто имеет собственное мнение и хочет научиться формировать его в условиях современного информационного бума. Может быть,
именно собственное мнение, собственная позиция – характерные приметы этого стиля.
Иногда мы не подозреваем, что используем публицистический стиль, Вы замечали, что часто в спорах нам не хватает
аргументов, убедительности, умения слушать и слышать собеседника – тогда спор может перерасти в ругань, а то и в
драку. Если же мы подойдём к этому более сознательно, то сможем добиться большего в отношениях с людьми: сможем
убедить их, воздействовать на них, добиться от них понимания и поддержки. И в своей профессиональной деятельности
каждый из вас сможет добиться многого, если научится использовать в речи публицистический стиль.
В каждом стиле используется определённая лексика, т.е. слова, которые поразному могут воздействовать на людей.
Текст № 2
Публицистический стиль используется в газетах, журналах, в выступлениях по радио, на телевидении. Особая роль
принадлежит газете. Главное предназначение массовой газеты в демократическом обществе, её важнейшая функция – это
обеспечение граждан информацией о деятельности правительства и событиях политической жизни страны.
Они снабжают читателей информацией практического свойства, например, программами телепередач, прогнозом погоды,
данными о состоянии фондового рынка.
Газеты являются средством развлечения – в них публикуются короткие рассказы, комиксы, кроссворды, небольшие
статьи о событиях.
Массовые газеты играют заметную роль в коммерческой жизни страны благодаря публикуемой в ней рекламе.
Задание №3
Форма задания на формирование повышенного уровня
Дидактическая цель: отработка навыка формулировать проблему Формируемый уровень проектной компетентности: повышенный уровень (для участников группы) или высокий для
учеников, выполняющих задание самостоятельно
Учебный предмет: русский язык
Форма организации выполнения задания: в парах (7 класс).
Средства: раздаточный материал
Описание задания:
Цель: выявить основные особенности текста публицистического стиля, сформулировать проблему
учащимся предлагаются раздаточные материалы, содержащие текст Д.С. Лихачева;
прочитав текст, учащиеся отвечают на вопросы
составляют схему «Виды аргументов»
Инструкция для учеников:
•Прочитайте внимательно текст
Определите стиль текста
Придумайте и запишите название текста
Оцените значимость, актуальность предложенного текста
Можете ли вы создать такой текст для газеты ?
_____________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________ Раздаточный материал для задания № 3
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи задача
первостепенной важности. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своей стране к её истории, её прошлому, а затем ко всей человеческой
культуре.
Д. С. Лихачёв
Задание №5 Прочитайте текст, на основе полученной информации составьте инструкцию «Как писать заметку?»
Сегодня заметка – это маленькая королева всех журналистских жанров, поскольку именно она заставляет покупать те
или иные газеты, журналы или увлеченно переходить со страницы на страницу в интернетпространстве. «Как написать
заметку?» Одинаково просто и сложно одновременно, поскольку несколько строк сжатого и лаконичного текста зачастую
даются тяжелее, чем статья на несколько страниц.
Заметка призвана раскрывать острую или актуальную информацию, освещать те или иные события, излагать
определенный факт. Заметка широко используется не только в печати, но и в телевидении и на радио. Часто эти
несколько строк интересной и важной информации называют хроникальным сообщением.
Эти тексты позволяют проявлять всю свой талант и опыт, применять сравнения, цитаты, приводить примеры и
аргументировать.
Небольшой по своему объему жанр в первую очередь призван нести актуальную информацию.
Правильное и интересное содержание заметки должно быть максимально лаконичным и сдержанным. Предельная
краткость – это признак качества заметки, поскольку она не требует сравнений, сложных метафор или иных
художественных приемов. В основе этих нескольких строк лежит актуальный и злободневный момент, факт или событие,
которое способно вызвать общественный резонанс, заинтриговать и заинтересовать общественность.
Краткий текст заметки должен дать максимум информации, чтобы у читателя не сложилось мнения, будто ему чтото
недосказали или скрыли, но при этом информация должны излагаться кратко и даже сухо. Правильная заметка кратко и
полно отвечает на шесть вопросов: что случилось? Где и когда? с кем (участники)? Почему и как это произошло? Только
так сообщение будет интересным и исчерпывающим.
Образ промежуточного проектного продукта Инструкция «Как писать заметку?»
• Знай точно, о чём пишешь и для чего.
Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
Излагай материал логично и последовательно.
Называй фамилии тех, о ком рассказываешь заметка от этого становится интересней.
Выражай своё отношение к происходящему.
Язык заметки должен быть ярким и красочным. Задание №6
Форма задания для оценки проектного продукта.
1. Учащиеся заполняют таблицу и аргументируют свой выбор.
Значимость Актуальность. Малый
Средства
Точность Авторска
Краткость
Эмоциональность,
объём
выразительности
я позиция
чётко
выражена
злободневность
+/
Критерии оценки проектного продукта
Значимость
Актуальность.
Малый объём.
Средства выразительности
Точность.
Краткость.
Авторская позиция чётко выражена
Инструкция для учащихся:
1. Внимательно посмотри таблицу. 2. Тебе необходимо выбрать критерии оценки проектного продукта
3. Проанализируй и поставь плюсы там, какие критерии считаешь важными при написании заметки .
Карта оценки заметок (оценивается по 3балльной шкале)
Критерии оценки
Самооценка Оценка других учся
Оценка
педагога
Защита
1. Значимость
2. Актуальность.
3. Малый объём.
4. Средства
выразительности
5. Точность
6. Краткость
7. Авторская позиция
чётко выражена
Итоговая оценка
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Проектный модуль (7 класс) на тему: «Заметка в газету»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.