Проект_Значение Ломоносова в истории литературы
Оценка 4.8

Проект_Значение Ломоносова в истории литературы

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
29.03.2022
Проект_Значение Ломоносова в истории литературы
Проект_Значение Ломоносова в истории литературы .docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города Галича Костромской области

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный итоговый проект

Значение Ломоносова в истории литературы

 

 

Выполнила: Мариничева Анастасия,

учащаяся 8А класса

Научный руководитель:

Сизова Ольга Николаевна,

учитель музыки, педагог-библиотекарь

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

Галич

2021

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                  3

      I.            ГЛАВА.  Ломоносов и продвижение к русской литературе          5

1.1. Путь в науку                                                                                      5

1.2. Гениальный учёный                                                                           6

1.3. Ломоносов как теоретик языка и литературы                                    9

1.4. Поэтическая деятельность Ломоносова                                           11

1.4.1. Оды Ломоносова                                                                      11

1.4.2. Лирические произведения Ломоносова                                   12

1.4.3. "Письмо о пользе стекла"                                                         13

1.4.4. "Разговор с Анакреоном"                                                         14

1.5. Значение литературной деятельности Ломоносова                         17

   II.            ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии                                                                 19

ВЫВОД                                                                                                      21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                        22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                        24

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                        25

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Михаил Васильевич Ломоносов ― представитель русского классицизма XVIII века, который оставил значительный след в мировой науке и искусстве.

Говоря о Ломоносове, нужно употребить слово, новое и неожиданное – энциклопедизм. Слово энциклопедия появилось в XVI веке. Но только в XVIII веке слово «энциклопедия» стало известным, потому что в это время французские  ученые издали энциклопедию. Слово «энциклопедия» в то время означало круг обучения. В широком смысле – это свод всех знаний о мире, которые известны людям. Французские ученые проложили путь к всестороннему знанию. По праву первым русским энциклопедистом принято считать М. Ломоносова. Именно этого человека можно было поставить в один ряд с наиболее выдающимися учеными.

Великий русский ученый и поэт Ломоносов оказал громадное воздействие на весь ход развития русской филологической культуры, в том числе на развитие русского литературного языка. Разнообразно и щедро одаренный от природы, обладая не только творческим гением, но также обширным, трезвым и светлым умом, горячо преданный родине и потребностям ее культурного преуспеяния, Ломоносов, как никто из его предшественников и современников, сумел правильно определить соотношение тех элементов, из которых исторически складывалась русская письменная речь, и угадать насущные, живые нужды ее развития.

Главную долю своих поистине неиссякаемых духовных сил Ломоносов постоянно уделял занятиям в области физики и химии. Но, глубоко погруженный в эти свои специальные занятия, Ломоносов все же умел находить и время, и вдохновение как для поэзии, так и для собственно филологических работ, попеременно посвящая себя то риторике и поэтике, то вопросам стихосложения, то стилистике и грамматике.

Этот грандиозный размах деятельности великого русского энциклопедиста не только вызывает восхищение у нас, его потомков, но предъявляет к нам также требование внимательного, усердного и точного изучения оставленного им культурного наследства. Постараемся отдать себе отчет в том, что именно поставило имя Ломоносова на такую высоту в истории русского литературного языка.

Тему проекта “Значение Ломоносова в истории литературы” я выбрала, так как считаю, что труд Ломоносова, способствовал более быстрому и успешному развитию литературы. Как учёный и поэт, Ломоносов все свои силы и знания вложил для родины и своего народа. Он ни капельки не сомневался в творческих силах и способностях русского народа.

Актуальность темы моей работы заключается в том, что роль Ломоносова в истории литературы очень велика, так как именно он сделал её более понятной для всех.

Объект исследования  - историческая литература содержащая информацию о жизни и деятельности М.В. Ломоносова, его научных достижениях.

Предметом исследования является деятельность Ломоносова в области литературы.

Цель: рассмотреть значение деятельности Ломоносова в истории литературы.

Для раскрытия темы исследования, необходимо решить следующие основные задачи:

1.     Узнать о личности М.В. Ломоносова, его научном и творческом пути.

2.     Познакомиться с его литературными произведениями.

3.     Рассмотреть значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова.

4.     Обобщить данные по проекту и оформить страницу в виртуальной интерактивной выставке-энциклопедии, посвященной М.В. Ломоносову.

Методы исследования: анализ литературы, систематизация, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость проведенного исследования позволит осмыслить и в значительной мере углубить представление о вкладе М.В. Ломоносова в развитие филологической культуры.

Практическим результатом будет создание виртуальной страницы с опубликованными материалами моего исследования в электронной интерактивной выставке, посвященной 310-летию со дня рождения М.В. Ломоносова “Феномен Ломоносова”. Данный материал проекта можно использовать в проведение уроков и внеклассной деятельности по литературе и русскому языку, он будет интересен школьникам и педагогам.

 

                              I.             ГЛАВА.  Ломоносов и продвижение к русской литературе

1.1. Путь в науку

Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском Куроостровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 18 ноября 1711 года (приложение 1). Его отец Василий Дорофеевич происходил из крестьян, занимавшихся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.

С ранних лет Михаил помогал отцу в его трудном и опасном деле. Рано научившись читать, любознательный и вдумчивый мальчик очень быстро перечитал все книги, какие только он мог достать в деревне. В 14 лет он дошел до границ книжной премудрости, до русской физико-математической энциклопедии того времени – «Арифметики» Магницкого и славянской грамматики Смотрицкого (приложение 2).

На родине Ломоносов дальше учиться не мог. Как крестьянскому сыну ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу.

В зимнюю стужу 1730 года Михаил Васильевич почти без денег, пешком отправился в Москву (приложение 3). Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию, он выдал себя за сына холмогорского дворянина.

Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. И в 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Михаил Васильевич вместе с другими двенадцатью учениками «в науках достойными» был направлен в Петербург в качестве студента университета, организованного при Академии наук

В университете Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, «испытать» законы науки в их непосредственном проявлении, дознаться до первопричин явлений. Часто засиживался допоздна в академических мастерских, лабораториях, библиотеке.

Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена и, когда появилась возможность послать за границу трех наиболее подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.

Почти 5 лет длилась заграничная жизнь Михаила Васильевича. Это время, главным образом, было проведено в Марбургском университете в Германии. Студенты слушали лекции по механике, гидравлике, теоретической физике и логике. С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и заключения.

Химия к середине XVIII века становилась едва ли не самой влиятельной и перспективной наукой. Химия казалась наукой реального волшебства, ее торопили, щедро финансировали.

В 1741 году Ломоносов вернулся в Россию. Через полгода после возвращения в Петербург 30-летний ученый был назначен адъюнктом Академии по физическому классу.

 

1.2. Гениальный учёный

 

Основным направлением в своей научной работе Ломоносов избрал химию. Значение этой дисциплины в связи с развитием промышленного производства возрастало с каждым годом. Но для внедрения химических опытов нужна была экспериментальная база, лаборатория. Михаил Васильевич разработал проект лаборатории и в январе 1742 года передал его на рассмотрение в академию. И только через шесть лет, после его неоднократных просьб и протестов, руководство Петербургской академии согласилось на постройку химической лаборатории. Она была построена и открыта благодаря усилиям Ломоносова в 1748 году (приложение 4).

Химическая лаборатория стала местом, где Михаил Васильевич в 50-ых годах с громадным увлечением занялся совсем новым и очень своеобразным делом – мозаикой. Задача эта вполне подходила характеру и вкусам Ломоносова: в ней переплеталось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. Ему пришлось выполнить многие тысячи пробных плавок по изготовлению разных сортов цветного стекла.

Очень печально, что потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, где размещалась домашняя лаборатория, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым. Остался только замечательный лабораторный дневник «Химические и оптические записи», который раскрывает огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи.

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира. При этом он определял и верные пути достижения истины. Ломоносов рекомендовал в изучении действительности опираться на опыт, выводить из опыта мысленное рассуждение. «Из наблюдений устанавливать теорию, через теорию исправлять наблюдения – есть лучший всех способ к изысканию правды», - писал он. Данное высказывание свидетельствует о том, что Ломоносов выступал за союз, как мы бы сказали теперь, теории и практики. И в этом источник многих его успехов в сфере научных исследований.

На первый план здесь надо поставить, вероятно, химические исследования. Михаил Васильевич Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Он и официально значился в академии как профессор химии. Химия была его любимицей, страстью, но это, конечно, не каприз, не причуда. Дело в том, что химия, показывающая, как «из нескольких взятых тел порождаются новые», вела к познанию внутренней структуры веществ, что было (и остается теперь) заветной целью многих наук о неживой материи.

Но как подступиться к тому, что сокрыто от человеческого глаза за «семью печатями» владычицей-природой? Нужны эксперименты. Эпоха Ломоносова требовала видимых результатов, годных для практического использования в производстве. Этим объясняется настойчивость, с которой Ломоносов добивался открытия при академии химической лаборатории, без которой невозможно проведение даже элементарных химических анализов.

Еще до постройки лаборатории Михаил Васильевич предложил ряд новых химических решений. Так, он разработал более совершенные способы весового анализа. В диссертации «О действии химических растворителей вообще» (1744) Ломоносов пришел к выводу о том, что растворение металлов в кислоте осуществляется посредством давления воздуха. Получив в свое распоряжение химическую лабораторию, ученый смог подтвердить прежние свои научные догадки и высказать новые.

В особенности большое значение имеет открытый им закон о сохранении материи, точнее – веса и движения. Обоснование этого закона впервые дано Ломоносовым в письме к Л.Эйлеру. Там он писал: «Но все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется к какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю у бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от своего движения, сколько сообщает другому им двинутому». В работе «Об отношении количества материи и веса» (1758) и в «Рассуждении о твердости и жидкости тел» (1760) открытый Ломоносовым «всеобщий естественный закон» получил полное обоснование. Обе работы были опубликованы на латинском языке, следовательно, были известны и за пределами России. Но осознать значение сделанного Ломоносовым многие ученые тех лет так и не смогли.

Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Собственно физика и химия в опытах, в теоретических анализах ученого дополняли друг друга. В этом также сказывалось его новаторство как ученого, который не оставлял без внимания никакие стороны эксперимента. В итоге он стал родоначальником новой науки – физической химии.

До наших дней дошел перечень того, что Михаил Васильевич Ломоносов сам считал наиболее важным среди своих результатов в области естественных наук. На втором месте в этом списке стоят исследования по физической химии и, в особенности, по теории растворов.

В теории растворов важное значение имеет разделение растворов на такие, при образовании которых теплота выделяется, и на такие, для составления которых нужно затратить тепло. Ломоносов исследовал явления кристаллизации из растворов, зависимость растворимости от температуры и другие явления.

В основе всех его теоретических заключений были законы постоянства материи и движения.

Записка Ломоносова с перечнем его главных результатов в науке им не окончена, а ее можно было бы продолжать очень долго, перечисляя огромное множество фактов, мыслей, догадок, найденных или высказанных великим ученым в химии, физике, астрономии, метеорологии, геологии, минералогии, географии, истории, языкознании и других науках.

Трудно перечислить предметы, которыми занимался Ломоносов (приложение 5). Он не только создал телескоп нового типа, но и открыл атмосферу Венеры (1761 г.). Он занимался ядерной физикой и предсказал многие процессы, связанные с этой наукой.   В 1753 г. Ломоносов построил в деревне Усть-Рудницы, находящейся неподалеку от Ораниенбаума (современный город Ломоносов), фабрику цветного стекла. На этой фабрике он организовал производство различных изделий из стекла и стал изготовлять специальные цветные непрозрачные стекла, из которых создавал мозаичные картины. Сложно сказать сколькими предметами увлекался этот человек.

 

1.3. Ломоносов как теоретик языка и литературы

 

В научной деятельности Ломоносова большое место занимала работа в области языка и теории поэзии. Создание национального литературного языка было основной задачей, стоящей перед ним. Ломоносов прекрасно знал народный язык и остро чувствовал его красоту. В своей первой теоретической работе "Письмо о правилах российского стихотворства" (1739) Ломоносов говорит о неисчерпаемом богатстве и "изобилии" русского языка и называет его" сокровищницей". А в предисловии к составленной им "Грамматике" (1757) (приложение 6) Ломоносов пишет о том, что русский язык сочетает в себе "великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков".

Исходя из главной мысли о том, что важнейшим источником книжного языка должен быть язык "природный", русский, Ломоносов считает необходимым разработать нормы языкового употребления, то есть унифицировать язык. "Грамматика" охватывает огромный языковой материал, учитывает множество форм живой разговорной речи.

Взгляд Ломоносова на роль церковно-славянского языка при создании национального русского литературного языка наиболее полно изложен в работе "О пользе книг церковных в Российском языке" (1757). В этом рассуждении он излагает свою теорию "трех штилей" в русском языке (приложение 7). "Высокий" стиль, используемый при написании героических поэм и од, предполагал широкое употребление церковно-славянизмов. Трагедии и дружеские послания нужно писать, по мнению Ломоносова, "средним" стилем, состоящим из "речений, больше в российском языке употребительных, куда можно принять некоторые речения словенские ... однако с великой осторожностью". В "низком" стиле (комедии, эпиграммы) не следует, по Ломоносову, употреблять славянизмы. Смысл теории "трех штилей" состоит в том, что она сужает границы употребления церковно-славянской лексики с целью приближения литературного языка к языку разговорному. Именно поэтому Ломоносов не столько разграничивает между собой стили, сколько предполагает переход одного стиля в другой, стремясь к созданию единого национального литературного языка.

Ломоносов также ставил своей задачей раскрыть поэтические возможности русского языка, его синтаксическую гибкость, показать его пригодность для поэтического творчества, ораторской речи, философии и науки. С этой целью он пишет "Риторику" (1748), которая, с одной стороны, является учебником по стилистике, а с другой — представляет собой собрание образцов классических произведений (греческих и римских поэтов), переведенных на русский язык самим Ломоносовым. Наряду с переводами автор помещает в "Риторике" много собственных поэтических произведений, рассуждений и т.д.

Одной из важнейших заслуг Ломоносова перед русской литературой является разработка принципов русского стихосложения, выдвинутых Тредиаковским. Вопросам стихосложения посвящена его первая теоретическая работа — "Письмо о правилах Российского стихотворства" (1739) (приложение 8). В ней он выступил как последователь Тредиаковского, который впервые показал, что ритмика русских стихотворных произведений должна быть основана на чередовании ударных и неударных слогов. Ломоносов понял, что Тредиаковский не учел всех возможностей русского языка, когда настаивал на одной только хореической стопе и женской рифме для русской поэзии.

Ломоносов доказал (и теоретически, и целым рядом приведенных в "Письме" отрывков из его собственных произведений), что русский язык дает возможность употребления не только хореической стопы, но и ямбической, дактилической, анапестической и что в русском стихе могут иметь место как мужские, так и женские рифмы. Кроме того, он показал, в отличие от Тредиаковского, что тонический принцип стихосложения должен быть распространен на все стихи, независимо от количества слогов, составляющих стиховую строчку, — на диметры, тетраметры, пентаметры и гекзаметры. Ломоносов уже вполне освободился от представлений, связанных с силлабической системой стихосложения, и потому "количественный", слоговый принцип он отвергает совсем. Несмотря на то, что идею новой системы стихосложения выдвинул Тредиаковский, истинным реформатором русского стиха явился Ломоносов, так как именно он сумел найти разнообразные формы ритмической организации речи, соответствующие особенностям русского языка и потому живущие в русской поэзии по настоящее время.

В своем собственном поэтическом творчестве Ломоносов не дал того богатства ритмических форм, возможность которых для русской поэзии он обосновал теоретически. Своими одами, как и большинством переложений псалмов, Ломоносов утвердил в русской поэзии четырехстопный ямб.

 

1.4. Поэтическая деятельность Ломоносова

1.4.1. Оды Ломоносова

 

Сам Ломоносов не отделял свою естественнонаучную деятельность от литературной. Поэт никогда не переставал быть ученым, а ученый всегда оставался поэтом. Раскрывая взаимосвязь наук, Ломоносов в своем труде Первые основания металлургии писал: “ . . . нет сомнения, что науки наукам много весьма взаимно способствуют, как физика химии, физике математика, нравоучительная наука и история стихотворству”.

Поэтическая деятельность Ломоносова началась приблизительно с середины 30-х гг. и длилась до конца его жизни. Наиболее интенсивная пора ее относится к 40-м и к началу 50-х гг. XVIII в. Поэзия Ломоносова свидетельствует о широком творческом диапазоне автора. Мы у него находим "торжественные" оды, героическую поэму, философско-лирические произведения, лирику, эпиграммы, трагедии. В своих одах Ломоносов пишет о России, ее прошлом и настоящем, о русском народе, природных богатствах России, о человеческом разуме, о науках и их роли в жизни человечества вообще и России в частности.

С именем Ломоносова в истории русской литературы связывается создание и утверждение жанра "торжественной" оды. Ломоносов писал свои оды в связи с торжественными датами, когда их ждали от него при дворе или когда ему поручала их писать Академия наук. Однако, создавая свои произведения по тому или иному "поводу", Ломоносов никогда не оставался в пределах этого "повода", превращая оду в содержательное и многотемное произведение.

Прославление "истинных дел" — вот к чему стремится прежде всего Ломоносов в своём одическом творчестве. Современная Ломоносову действительность не отличалась "необъятностью дел", и поэтому своим героем поэт выдвигает Петра I: здесь он получает возможность прославлять "истинные дела". Об этом Ломоносов говорит в своей поэме "Петр Великий" (1760) (приложение 9):

Не вымышленных петь намерен я богов,

Но истинны дела, великий труд Петров.

Хотя и до Ломоносова были попытки дать образ Петра в поэзии (Ф.Прокопович, А. Кантемир), однако именно Ломоносов превратил этот образ в символ исторического прогресса, национального могущества, разума, воли, неустанного созидательного труда и преданности стране. В творчестве Ломоносова образ Петра сливается с Россией, так как сама гениальность Петра заключается, по мнению поэта, в том, что он следовал нуждам России. Ломоносов видит в петровской эпохе не только Петра, но и русский народ как активную и мощную силу истории.

Обращение к личности Петра вносит в произведения Ломоносова острый политический смысл. Образом Петра I Ломоносов пользуется для выражения своей неудовлетворенности настоящим. Елизавета Петровна, Петр III и Екатерина II заставляют его мечтать о том, чтобы

Произошли б земны владыки,

Родились бы Петры Велики,

Чтоб просветить весь смертных род.

Наибольшей глубины содержания и в то же время простоты и конкретности в средствах поэтического выражения Ломоносов достиг в своей оде 1747 г. В ней он пишет о России, о Петре, о русском народе и русской природе, о торжестве человеческого разума, об исключительных возможностях России. Ни в одном его произведении Россия не выглядит такой величественной, огромной, богатой своими морями, реками, недрами, лесами, как в этой оде.

Величие России заключается не в одних ее безмерных пространствах, но и в людях, призванных эти пространства обжить. Глубокой верой в русских людей проникнуты слова Ломоносова о том,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

 

 

 

1.4.2. Лирические произведения Ломоносова

 

Наряду с торжественными одами Ломоносов писал лирические произведения, в которых он выражал свои личные чувства и настроения. Таковы его "Переложения" псалмов. Наибольшей творческой силы Ломоносов достиг в переложении 103-го псалма, в "Оде, выбранной из Иова" и в двух "размышлениях" ("Утреннее размышление о божием величестве ..." и "Вечернее размышление о божием величестве ..." (приложение 10). Эти произведения лучше и больше всего выражают особенности поэтического мышления Ломоносова. В них обнаруживается его умение видеть и чувствовать природу. Основной мотив этих произведений — прославление мироздания, которое предстало перед человеком во всем многообразии своих больших и малых творений. Тут и "прекрасное светило", небо, луна, звезды, тучи, вихри, молнии, море, бездна, северное сияние. Все эти явления живут каждое своей особой стремительной и бурной жизнью, и в то же время внутренне упорядоченной и единой. Природа для Ломоносова-поэта является одновременно предметом изучения и художественного любования. Мироздание, становясь образом, одухотворяется авторским чувством, перестает быть неодушевленным. Картина звездного неба в "Вечернем рассуждении..." Ломоносова —

Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет,

бездне — дна... —

с необходимостью предполагает человека с его разумом и чувством, энергией познания и действия.

 

1.4.3. "Письмо о пользе стекла"

 

Среди поэтических творений Ломоносова есть произведение, подобного которому по жанру русская поэзия до него не знала. Это "Письмо о пользе стекла" (1752) (приложение 11). Произведение это объединяет в себе элементы научного трактата, публицистического рассуждения, гневной сатиры и вдохновенного панегирика.

Ломоносов пишет это "Письмо" как будто по совсем частному поводу — он оправдывает свой интерес к изготовлению стекла. Однако по смысловому содержанию "Письмо" — это экскурс в историю человечества, взятую под углом зрения борьбы разума с невежеством.

Ломоносов показывает, в какой тягостной борьбе люди завоевывали истину, как в каждую историческую эпоху находились силы, препятствовавшие прогрессу и посылавшие на казнь этих отважных людей. В прославлении человеческого разума и всех тех, кто выступал борцами за торжество его, проявлялся "духовный интернационализм" Ломоносова. Будучи патриотом в самом глубоком смысле этого слова, он вместе с тем мыслит масштабами человечества, а не только одной нации, ибо понимает, что подлинный разум не знает национальной обособленности, он не разъединяет, но объединяет человечество.

 

1.4.4. "Разговор с Анакреоном"

 

Одно из самых значительных творений Ломоносова, занимающее особое место в его творческом наследии, — стихотворение "Разговор с Анакреоном" (1758 - 1761), главная тема которого — судьба поэта, его роль и место в общественной жизни.

Ода "Разговор с Анакреоном" представляет собой, как известно, соединение "парных" од, последовательные высказывания Анакреона и Ломоносова. Но особенность ее в том, что ответам Ломоносова предшествуют не вопросы, а поэтические миниатюры, в которых проясняется жизненная позиция Анакреона — поэта и человека. Стихи Анакреона переводил сам Ломоносов, поэтому поэтический диалог превращается в тонко и умело созданную стилизацию, в которой слово Анакреона, будучи идеологически определенным и конкретным в каждом монологе, в то же время соотнесено со словами Ломоносова в пределах всего произведения.

Однако Ломоносов понимает, что создания оппозиции "личное — общественное" недостаточно, оно не исчерпывает диалектической сложности проблемы. Анакреону нужен "оппонент", который удовлетворял бы, по крайней мере, двум требованиям: во-первых, принадлежал к числу деятелей, достаточно великих, чтобы стать историческим лицом и представлять время в его общечеловеческой значимости, во-вторых, своей жизнью и судьбой воплощал крайнее проявление определенной черты характера или совокупности этих черт.

Так, в оде появляется Катон, что дает возможность Ломоносову занять "третью" позицию и сопоставить носителей этических и — шире — жизненных концепций в едином общеисторическом масштабе значений. Это сопоставление в виде объединения лаконичных и ёмких характеристик приводится в ответах Ломоносова на XI оду Анакреона.

В пределах одной строки автор находит важнейшие, "сигнальные" слова, характеризующие жизнь героев:

Анакреон, ты был роскошен, весел, сладок,

Катон старался ввесть в республику порядок

Роскошь — метафора душевного беспорядка, вбирающая в себя "весёлость" и "сладость" как самочувствие и отношение к миру. Применительно к Катону указание на поступательность активного действия ("старался ввесть") свидетельствует о внутренней собранности, самодисциплине как личностному отношению к окружающему.

Ты век в  забавах жил и взял свое с собой,

Его угрюмством  в Рим не возвращен покой.

Комментируя судьбу Анакреона, Ломоносов высказывает, как нам представляется, глубокую мысль о том, что "забавы", протяженные до пределов жизни, делают ее "закрытой", замкнутой. Эгоистичное, потребительское отношение к жизни выключает человека из того бесконечно развивающегося лично-общественного бытия, где жизнь каждого всегда — еще для кого-то. "Взять свое с собой" может лишь тот, чья жизнь равна самой себе, потому что она обслуживала лишь самоё себя. Жизнь как "самопредставление", как разматывающая цепь наслаждений и удовлетворений мстит своей конечностью (а потому — малостью), отделяя ограниченное "свое" от беспредельного "общего".

Однако гармония общественной жизни ("покой") не может быть обеспечена "угрюмством", даже если человек жертвует собой во имя общего блага. "Угрюмство", понятное как истовость, аскетизм, отречение от радостей жизни во имя служения идее, столь же чревато одиночеством и отторжением от общего, как и "забавы". С поразительным искусством Ломоносов углубляет и заостряет эти рассуждения, находя точные, фиксирующие слова-определения, схватывающие и выявляющие саму суть позиций героев:

Ты жизнь у п о т р е б л я л как временну утеху,

Он жизнь п р е н е б р е г а л  к республике успеху.

Причем совершенно очевидно, что Ломоносов примеряет неправоту одного к неправоте другого. Поэтически воплощенное мировоззрение Катона постепенно "перемещается" на позицию, крайнюю в том диапазоне ценностей, начальной точкой которого является позиция Анакреона.

В такой же мере, как "угрюмство", будучи психологическим типом отношения к окружающему, уравнивается с "забавами", "употребление" жизни стоит ее "пренебрежения".

В смерти каждого из героев Ломоносов видит закономерное воплощение самой логики их жизни:

Зерном твой о т н я л дух приятный супостат.

Ножём он сам себе был смертный супостат.

Расслабленность, изнеженность Анакреона превратили его в человека, ведомого обстоятельствами, отняли способность к активному волеизъявлению, мужественной инициативе. У Анакреона отнимают жизнь. Причем отъятие принадлежит "приятному винограду", предмету воспевания и преклонения. Едкая ирония автора оды в том, что "убийцей" Анакреона выступает виноградное зерно, которым согласно легенде подавился древнегреческий поэт.

Смерть Катона — акт высокого мужества и личного, добровольного волеизъявления. "Беззлобная роскошь" приводит Анакреона к нелепой смерти, в которой сочетание трагического (удушье) и комического (убийца — виноградное зёрнышко) словно указывает на своеобразное наказание, возмездие и урок безжалостной, но справедливой судьбы. Трагический финал Катона — проявление всё той же "упрямки славной", которой была отмечена жизнь мужественного республиканца.

Пять двустиший, объединенных в "ответе" Ломоносова, — это формулировочные и обобщающие высказывания, которые с важнейших сторон оценивают полярные этические концепции с их жизненными "выходами" и итогами. Обнаруживается, что Ломоносов сопоставляет эти позиции не для того, чтобы выбрать более достойную, "свою". Мысль Ломоносова глубже и серьезнее:

Несходства чудны вдруг и сходства понял я,

Умнее кто из вас, другой будь в том судья.

"Сходство несходного" Ломоносов видит в соединении, сводимости крайностей. Жизненная философия каждого из деятелей прошлого чревата одиночеством и ущербностью. Хотя симпатии поэта на стороне Катона с его "упрямкой славной", столь близкой Ломоносову, но и здесь русский просветитель, исследующий жизнь в ее гармоничной естественнонаучной и эстетической цельности и полноте, справедливо усматривает односторонность, а значит — ложность. Поэтому он уходит от спора, в котором нет и не может быть победителя.

 

1.5. Значение литературной деятельности Ломоносова

 

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» и «Утреннее размышление о Бо­жием величестве», написанные в сороковые годы XVIII в., вы­являют еще одну грань таланта Ломоносова. Перед нами не только поэтическое осмысление физических или астральных явлений (северное сияние и восход солнца), но и глубокие философские раздумья над всем мирозданием, возможностями познания природы. Перед лицом Вселенной человек — песчин­ка «в морских волнах». Но проблемы мироздания могли быть представлены и в шуточной, веселой форме, например в не­большом стихотворении «Случились вместе два астронома в пиру...» (1761), где противопоставлены доктрины Коперника и Птолемея, в соответствии с которыми «Земля, вертясь, вкруг Солнца ходит» или «Солнце все с собой планеты водит». На­учный спор «разрешает» повар:

Он дал такой ответ: что в том Коперннк прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такого,

Который бы вертел очаг кругом жаркова.

Учение Ломоносова о трех стилях оказало огромное плодотворное воздействие на последующую историю русской литературы и русского языка. Созидательная деятельность ученого подготовила почву для последующего высшего этапа развития русского литературного языка. После упорядочения по письменным жанрам произошло объединение на базе среднего стиля всех письменных источников в единую стройную литературную систему, выдающуюся роль в создании которой сыграл А. С. Пушкин.

Деятельность Ломоносова как филолога в Петербургской академии проявлялась в его живейшем участии в работе над составлением различных лексиконов или словарей. Он руководил лексикографической работой, которую выполнял академический переводчик К. А. Кондратович, рецензировал подготовленные к печати словари и т. д. Печать Ломоносовского влияния носит Словарь Российской академии, который начал выходить уже в конце XVIII в.

Идеи Ломоносова в области изучения русского языка легли в основу деятельности Российской академии, созданной в 1783 г. Составляя русский толковый словарь, члены Российской академии широко использовали светские и церковные книги, памятники древней письменности и т. д. На первом месте среди литературных источников словаря стояли сочинения Ломоносова. По подсчетам академика В. В. Виноградова, из сочинений ученого было взято 883 цитаты, или 9/10 всех примеров из литературных произведений. А. С. Пушкин высоко ценил деятельность Российской академии по составлению Словаря, который, по его мнению, останется вечным памятником “. . . просвещенного труда наследников Ломоносова, строгих и верных опекунов языка отечественного”.

Ломоносов по праву признается основателем русской научной и технической терминологии. Глубокие научные и лингвистические знания, хорошая литературная подготовка, свободное владение иностранными языками позволили ученому ввести в оборот много новых научных терминов, создать стиль научного изложения.

Огромны заслуги Ломоносова как переводчика научной и художественной литературы, как организатора переводческой деятельности в Петербургской академии наук. Особенно много и плодотворно ученый работал над переводами в первое десятилетие своего пребывания в Академии. Наряду с большой научной деятельностью, писал он в 1745 г. , изрядно трудился в переводах физических, химических, механических и пиитических с латинского, немецкого и французского языков на российский. Им были выполнены переводы нескольких статей естественнонаучного содержания для весьма популярного в то время журнала Примечания к Санкт-Петербургским ведомостям.

Превосходны переводы художественной литературы, выполненные Ломоносовым. Это сочинения знаменитых писателей классической древности: Гомера, Демосфена, Тацита, Цицерона, Плутарха и других, раннего средневековья: Иоанна Златоуста, Амвросия и др. и нового времени: Ф. Фенелона, Дж. Свифта, Д. П. Матфеи и т. д. Звучные стихи, образцы ораторской прозы в переводе Ломоносова чрезвычайно щедро украсили его Риторику и сделали ее настольной книгой русского читателя XVIII в.

Переводческая деятельность русского ученого являлась творческой, самостоятельной работой. Поэтому выполненные им переводы включены в прижизненные собрания.

Влияние Ломоносова на русскую литературу и на культуру вообще огромно. Ломоносов был первым русским поэтом, произведения которого и по своему языку, и по авторскому чувству, лирическому настроению явились выражением окрепшего национального самосознания. Многие идеи, питавшие творчество Ломоносова или выдвинутые им, продолжали жить в русской литературе последующих десятилетий — в творчестве Державина, Карамзина, Радищева, Пушкина.

Безмерностью своего гения, уникальной одаренностью и огромной творческой энергией Ломоносов выступил в исторической роли "человека — обещания", представителя своего народа, олицетворением грандиозности духовных сил и возможностей, которыми наделены простые люди труда в России.

Многозначительно, на уровне библейских сопоставлений, определил Радищев значение судьбы Ломоносова, обозначая его творческую энергию как "первый мах в творении" национальной культуры и литературы нового времени.

 

II.            ГЛАВА. Создание виртуальной страницы электронной интерактивной выставки-энциклопедии

В этом году исполняется 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. К юбилею великого гения мы со своими одноклассниками решили подробнее познакомиться с его направлениями научной и культурной деятельности. Написав исследовательские проекты, посвященные каждой из предметных сторон деятельности ученого, было решено объединить их все под одной темой «Феномен Ломоносова - человека, опередившего время» и создать электронную версию. Форма была выбрана – виртуальная интерактивная выставка-энциклопедия.

В последнее время все чаще издаются энциклопедии, посвященные конкретным знаковым персонам прошлого и современности, которые называются биографическими и представляют собой собрания трудов, достижений, исторических фактов, документов и воспоминаний современников, связанных с данной персоной. Именно эта форма и заинтересовала меня и моих одноклассников больше всего, так как наиболее подходит для освещения выбранной нами темы.

Электронная энциклопедия упрощает доступ к большим объемам информации, которая систематизирована и структурирована в соответствии с выбранной темой.

А соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании выставки-энциклопедии расширить круг использованных средств и приемов для реализации идеи и концепции проекта (тексты, графика, аудио, видео и др.).

Виртуальная выставка-энциклопедия носит информационно-исследовательский и практико-ориентированный характер, направлен на развитие творческой инициативы и деятельности учащихся, родителей и педагогов по сохранению и изучению истории развития науки.

Каждый из ребят создавал свою страничку данной выставки-энциклопедии, продумывал её оформление и содержание в соответствие со своей темой проекта. Применяя различные технологии, сетевые ресурсы, модели исполнения, мы искали иллюстрации, фотографии, цитаты, статьи и книги, фотографии, видео и многое другое.

Мною была создана страница «Значение Ломоносова в истории литературы»: https://view.genial.ly/618b712f5da8380dd2976c34/presentation-vystavka-fenomen-lomonosova  (приложение 12).

При создании информационного продукта я придерживалась следующего алгоритма:

1. Разработка концепции электронной странички.

2. Подготовка иллюстративного материала (сканирование, обработка, создание иллюстративного материала, подготовка текста, создание рабочей папки).

3. Техническая подготовка проекта (наличие необходимых технических средств и доступа к сети Интернет)

3. Создание страницы (работа с выбранным сервисом: регистрация, размещение материалов в выбранном шаблоне, наполнение содержанием, дизайн проекта, сохранение).

4. Проведение презентации и публикация проекта в Интернете.

Виртуальная выставка-энциклопедия создана с помощью сервиса для создания интерактивного контента Genially.

Genial.ly – это онлайн-сервис для создания красивого интерактивного контента для блогов и сайтов: презентаций, интерактивных плакатов, игр, инфографики и т.д.

Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально.

В итоге, мною и ребятами, участниками этой исследовательской деятельности были проанализированы источники информации по теме исследования, сформирован список необходимых материалов для разработки информативно-актуального мультимедийного контента. Подготовлены и структурированы данные на основе классификации по направлениям деятельности учёного, периодам его творчества и значимости. Подготовлен интерфейс электронной мультимедийной выставки-энциклопедии, а наполнение энциклопедии происходило подготовленным материалом в различных формах представления. Получился своеобразный инструмент просвещения и патриотического воспитания молодежи в современных условиях, сохранения и передачи научной, культурной и исторической памяти народа.

ВЫВОД

В своей работе я рассмотрела значение деятельности Ломоносова в истории литературы, узнала о личности М.В. Ломоносова, его научном и творческом пути, познакомилась с его литературными произведениями, а также рассмотрела значение творчества М.В. Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова.

Ломоносов выполнил огромную работу в деле развития русского литературного языка на народной основе, довел до конца начатую Тредиаковским реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями.

Ломоносов содействовал созданию русского классицизма, прогрессивного по тому времени направления, и был отцом той торжественной оды, которая после него становится популярным жанром в русской литературе XVIII – XIX века.

Поэзия Ломоносова, глубоко идейная, патриотическая, граждански направленная, значительно способствовала быстрому и успешному развитию русской литературы.

И как ученый, и как поэт Ломоносов все свои знания и силы отдал служению народу и родине. Вся его жизнь была полна неуставных творческих исканий и героической борьбы с врагами, всячески препятствовавшими его преобразовательной деятельности в области просвещения. В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд Петра Великого, чтобы выучились россияне, чтобы показали свое достоинство…Я не тужу о смерти: пожил, потерпел и знаю, что обо мне дети отечества пожалеют… » лекции по физике.

Но основное внимание Ломоносова было уделено борьбе за просвещение. Он требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Он глубоко верил в творческие силы и способности русского народа. По идее Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет, носящий теперь имя своего великого основателя.

Под прямым или косвенным влиянием Ломоносова выросло целое поколение русских людей, которые восприняли его передовые филологические идеи и стремились развивать их дальше. Ломоносовскими традициями определялся весь ход формирования отечественного языкознания и русского литературного языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Ломоносов стоит впереди наших поэтов,

как вступление впереди книги. (Н.В. Гоголь)

М.В.Ломоносов произвел существенную реформу в области языкознания. Его заслугами являются: развитие литературы, очищение языка; он произвел существенную реформу в области языка; разработал правила грамматики русского языка, утвердил систему стихосложения.

Этому посвящены его труды: « Учение о трех штилях», «О пользе книг церковных в российском языке», «Письмо о правилах российского стихотворства».

М.В.Ломоносов – лучший поэт своего времени. Он писал оды, трагедии, эпиграммы, басни. Ода – его любимый жанр. Ломоносов вошел в историю русской литературы как поэт -одописец. Оды Ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма XVII–XVIII веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме), рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. Ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта.

По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без  грамматики».

Ломоносов создал теорию «трех штилей», разделив все слова русского языка на три группы — общеупотребительная лексика, славянизмы, разговорные слова. В зависимости от использования той или иной группы лексики ученый выделил три стиля: высокий, средний и низкий. Таким образом поэт и ученый стремился упорядочить русский литературный язык.

«Российская грамматика» и «Риторика» - пособия, которые написал Ломоносов по русскому языку и по теории литературы, ораторскому искусству.

Про своё собственное поэтическое творчество Ломоносов писал: «Стихотворство — моя утеха, физика — мои упражнения».

Ломоносовская поэзия была рождена Петровской эпохой и по мнению поэта и критика XIX в. П. А. Вяземского, «лира Ломоносова была отголоском полтавских пушек» .

Художественное наследие Ломоносова, его поэтические и публицистические произведения создали ему неувядаемую славу, а затем породили многочисленных последователей. Направление, данное Ломоносовым в поэзии и прозе, было продолжено Державиным, Радищевым, поэтами-декабристами и молодым Пушкиным.

Пророческими оказались предсказания А. Н. Радищева о литературной славе Ломоносова: “Слово твое, живущее присно и во веки в творениях твоих, слово Российского племени, тобою в языке нашем обновленное, прилетит во устах народных, за необозримый горизонт столетий. , доколе слово Российское, ударять будет слух, ты жив будешь и не умрет”

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

        Акимова Г. Я. Язык М. В. Ломоносова и русский литературный язык. В кн.: Ломоносов, т. 8, с. 29.

       Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. - Воронеж: "Родная речь", 1995

       История русской литературы XIX века / Под ред. А.И. Журавлевой. - М.: Изд-во Моск. ун-та; "ЧеРо", 2006

       Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников. М.; Л. , 1962, с. 28.

       Тюличев Д. В. Прижизненные издания литературных произведении и некоторых научных трудов М. В. Ломоносова. В кн.: Ломоносов. М. ; Л. , 1983, т. 8, с. 54.

       Филин Ф. П. Истоки и судьбы русского литературного языка, с. 128.

       Павлова Г.Е., Федоров А. С.: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. М. В. Ломоносов - филолог, литератор // NIV [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://lomonosov.niv.ru/lomonosov/bio/pavlova-fedorov-lomonosov/lomonosov-filolog-literator.htm (дата обращения 28.10.2021 г.)

       Литературное творчество М.В. Ломоносова // Школьная энциклопедия [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ency.info/slovesnost/poeziya/istoriya-razvitiya-russkoj-poezii/russkaya-poeziya-xviii-veka/1088-literaturnoe-tvorchestvo-m-v-lomonosova (дата обращения 06.11.2021 г.)

       Шарыпов А.А. Ломоносов в русской литературе // Справочник 24 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/lomonosov_v_russkoy_literature/ (дата обращения 06.11.2021 г.)

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

 

Рис. 1. Деревня Мишанинская Куростровской волости Двинского уезда Архангелогородской губернии

 

Приложение 2

 

Рис. 2. «Арифметика» Магницкого и славянская грамматика Смотрицкого

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Рис. 3. Юный Ломоносов на пути в Москву

 

Приложение 4

 

Рис. 4. Химическая лаборатория Ломоносова

 

 

Приложение 5

 

Рис. 5. М.В. Ломоносов

 

Приложение 6

 

 

Рис. 6. “Российская грамматика”

 

 

 

 

 

Приложение 7

 

Рис. 7. Теория “трёх штилей”

 

Приложение 8

 

Рис. 8. "Письмо о правилах Российского стихотворства" (1739)

 

 

Приложение 9

 

Рис. 9. Поэма "Петр Великий"

 

Приложение 10

 

 

Рис. 10. Ода "Вечернее размышление о божием величестве ..."

 

 

 

Приложение 11

 

Рис. 11. "Письмо о пользе стекла"

 

Приложение 12

 

 

Рис. 12. Страница виртуальной интерактивной энциклопедии


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №3 города

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ Михаил Васильевич Ломоносов ― представитель русского классицизма

ВВЕДЕНИЕ Михаил Васильевич Ломоносов ― представитель русского классицизма

Ломоносов все свои силы и знания вложил для родины и своего народа

Ломоносов все свои силы и знания вложил для родины и своего народа

I. ГЛАВА. Ломоносов и продвижение к русской литературе 1

I. ГЛАВА. Ломоносов и продвижение к русской литературе 1

С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и…

С большим интересом изучали посланцы северной столицы теоретическую химию, посещали лабораторные занятия по экспериментальной химии, учились ставить опыты, обобщать анализы, делать научно обоснованные выводы и…

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира

Как гениальный ученый, Ломоносов страстно верил в силу человеческого разума, в познаваемость мира

Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от…

Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения: тело, которое своим толчком возбуждает другое к движению, столько же теряет от…

Сложно сказать сколькими предметами увлекался этот человек

Сложно сказать сколькими предметами увлекался этот человек

Ломоносов также ставил своей задачей раскрыть поэтические возможности русского языка, его синтаксическую гибкость, показать его пригодность для поэтического творчества, ораторской речи, философии и науки

Ломоносов также ставил своей задачей раскрыть поэтические возможности русского языка, его синтаксическую гибкость, показать его пригодность для поэтического творчества, ораторской речи, философии и науки

В своем собственном поэтическом творчестве

В своем собственном поэтическом творчестве

Об этом Ломоносов говорит в своей поэме "Петр

Об этом Ломоносов говорит в своей поэме "Петр

Наряду с торжественными одами Ломоносов писал лирические произведения, в которых он выражал свои личные чувства и настроения

Наряду с торжественными одами Ломоносов писал лирические произведения, в которых он выражал свои личные чувства и настроения

Ломоносов показывает, в какой тягостной борьбе люди завоевывали истину, как в каждую историческую эпоху находились силы, препятствовавшие прогрессу и посылавшие на казнь этих отважных людей

Ломоносов показывает, в какой тягостной борьбе люди завоевывали истину, как в каждую историческую эпоху находились силы, препятствовавшие прогрессу и посылавшие на казнь этих отважных людей

Это сопоставление в виде объединения лаконичных и ёмких характеристик приводится в ответах

Это сопоставление в виде объединения лаконичных и ёмких характеристик приводится в ответах

В такой же мере, как "угрюмство", будучи психологическим типом отношения к окружающему, уравнивается с "забавами", "употребление" жизни стоит ее "пренебрежения"

В такой же мере, как "угрюмство", будучи психологическим типом отношения к окружающему, уравнивается с "забавами", "употребление" жизни стоит ее "пренебрежения"

Значение литературной деятельности

Значение литературной деятельности

Российской академии широко использовали светские и церковные книги, памятники древней письменности и т

Российской академии широко использовали светские и церковные книги, памятники древней письменности и т

Многие идеи, питавшие творчество

Многие идеи, питавшие творчество

А соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании…

А соединяя её с виртуальной выставкой, получился новый, многофункциональный информационный ресурс, который, во-первых, предоставляет возможность получения новой информации широкому кругу пользователей, во-вторых, позволяет при создании…

Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально

Этот сервис позволяет одновременно работать в нём нескольким пользователям, что для создания совместного проекта оказалось очень актуально

В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд

В своих предсмертных записях Ломоносов, между прочим, пишет: «За то терплю, что стараюсь защитить труд

По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики»

По мнению Ломоносова, «косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ●

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ●

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1

Приложение 3 Рис. 3. Юный

Приложение 3 Рис. 3. Юный

Приложение 5 Рис. 5. М.В

Приложение 5 Рис. 5. М.В

Приложение 7 Рис. 7. Теория “трёх штилей”

Приложение 7 Рис. 7. Теория “трёх штилей”

Приложение 9 Рис. 9. Поэма "Петр

Приложение 9 Рис. 9. Поэма "Петр

Приложение 11 Рис. 11. "Письмо о пользе стекла"

Приложение 11 Рис. 11. "Письмо о пользе стекла"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2022