личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.
В общем случае профессиограмма учителя школы базируется на 3-х составляющих:
1. Педагог дает знания, формирует учебные умения и навыки для дальнейшего образования.
2. Отрабатывает основные умственные, логические, исследовательские, проектно-творческие операции, а также практические и жизненно-полезные, в т.ч. профессиональные умения.
3. Вовлекает учащихся в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии, самопознания.личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.
В общем случае профессиограмма учителя школы базируется на 3-х составляющих:
1. Педагог дает знания, формирует учебные умения и навыки для дальнейшего образования.
2. Отрабатывает основные умственные, логические, исследовательские, проектно-творческие операции, а также практические и жизненно-полезные, в т.ч. профессиональные умения.
3. Вовлекает учащихся в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии, самопознания.
professiogramma.docx
МОУ «Куриловская гимназия».
«Профессиограмма
учителя физической культуры».
План работы
1. Введение. 2. Особенности деятельности учителя физической культуры.
3. Характеристика педагогической направленности
учителя физической культуры.
4. Характеристика профессиональноличностных качеств
учителя физической культуры.
5. Характеристика педагогических функций и
компонентов деятельности учителя физической культуры.
6. Заключение.
7. Использованная литература.
Введение. Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным
условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной школы
любой специальности.
Документа, устанавливающего основные функции его педагогической
деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя,
необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.
В общем случае профессиограмма учителя школы базируется на 3х составляющих:
1. Педагог дает знания, формирует учебные умения и навыки для дальнейшего образования.
2. Отрабатывает основные умственные, логические, исследовательские, проектнотворческие
операции, а также практические и жизненнополезные, в т.ч. профессиональные умения.
3. Вовлекает учащихся в работу по осмыслению мировоззрения, морали, философии,
самопознания.
Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога. Это образец, эталон,
в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания,
умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором
дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его
знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и
уровню подготовки.
Профессиограмма учителя физической культуры содержит не только общее, что типично для
педагогической профессии вообще, но и, то особенное, что характерно только для деятельности
учителя физкультуры. Она содержит характеристику основных педагогических функций учителя
физической культуры, его личностных качеств, общепедагогических и профессионально
методических умений, обеспечивающих реализацию этих функций. Профессиограмма учителя
физкультуры перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и
психологофизическим возможностям.
Особенности деятельности учителя физической культуры.
По сравнению с учителями других специальностей учитель физической культуры работает в
специфических условиях. В психологии физического воспитания их делят на три группы: условия
психической напряженности, условия физической нагрузки и условия, связанные с внешнесредовыми
факторами.
Условия психической напряженности:
шум от криков занимающихся (особенно на занятиях с младшими школьниками), который
отличается прерывистостью и высокими тонами, вызывает психическое утомление у
учителя;
необходимость переключения с одной возрастной группы на другую;
значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки;
ответственность за жизнь и здоровье учеников, так как занятия физическими упражнениями
отличаются высокой степенью риска в получении травм.
Условия физической нагрузки:
необходимость показывать физические упражнения;
осуществление физических действий совместно с учениками (особенно в походах);
необходимость страховать учеников, выполняющих физические упражнения.
Условия, связанные с внешнесредовыми факторами:
климатические и погодные условия при занятиях на открытом воздухе;
санитарногигиеническое состояние спортивных классов, залов. Исходя из специфических условий работы, учитель физкультуры должен обладать хорошим
здоровьем, постоянно заботиться о поддержании себя в форме. Ему нужны умственные, эстетические,
экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Отличительными
чертами учителя физической культуры в частности являются: наблюдательность, терпимость,
выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность,
общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях
учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Характеристика педагогической направленности
учителя физической культуры.
Педагогическая направленность это устойчивое стремление человека заниматься педагогической
деятельностью.
Педагогическая направленность учителя физической культуры формируется на базе двух
мотивационных образований так называемой "любви к детям" и интереса к физической культуре. (К
сожалению, о наличии третьего престижа профессии учителя сейчас говорить не приходится.).
Любовь к детям Л.Н. Толстой рассматривал как доминирующую черту личности учителя.
Большое значение ей придавал В.А. Сухомлинский, подчёркивавший, что научиться любить детей
нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Конечно, выражение "любовь к детям" не
следует понимать буквально. Когда о ней говорят, скорее всего, имеют в виду чуткое и внимательное
отношение к каждому ребенку, в том числе и к тем, кто своим поведением и успеваемостью
доставляет учителю огорчения. Это наличие чувства удовлетворения, радости от общения с детьми,
от проникновения в своеобразный детский мир, психологию ребёнка. Любовь к детям это не
сентиментальность, не мягкосердечие, не всепрощенчество. Любовь к детям преобразуется в интерес
к работе с детьми, в желание сделать их образованными, развитыми физически и духовно. Любовь к
детям первый основной мотив, формирующий положительное отношение к педагогической
деятельности. Речь идет о педагогической направленности личности, педагогических склонностях как
устойчивом желании и стремлении посвятить себя педагогической деятельности; не может быть
хорошим учителем тот, кто равнодушно относится к своей работе; дети безошибочно определяют тех
учителей, которые их не любят, или не любят педагогическую деятельность в целом.
Интерес к физической культуре является вторым основным мотивом, формирующим
педагогическую направленность учителя физической культуры. Направленность учителя физической
культуры на свою работу выражается в увлечённости ею. Она становится смыслом его жизни. Это
приводит к двум следствиям. С одной стороны, любовь к своему делу заставляет учителя постоянно
совершенствовать своё мастерство, интересоваться работой своих коллег, оказывать им помощь,
самому выбирать полезное для своей работы, то есть быть активным творческим работником. С
другой стороны, ученики, если чувствуют, что занятия с ними являются для учителя не тяжёлой
обязанностью, а удовольствием, отвечают ему взаимностью. А.С. Макаренко говорил, что воспитывать
легко, если этому отдаёшь всю жизнь.
Поэтому у учителей мастеров своего дела отмечается большая удовлетворённость своей
профессией, которая, правда, не мешает испытывать в ряде ситуаций неудовлетворение проведённым
уроком, применённым воспитательным воздействием на учащегося, достигнутыми результатами и т.д.
Однако для учителямастера эта неудовлетворённость служит стимулом для постоянного
самосовершенствования, в то время как для учителя, не владеющего мастерством, не имеющего ярко
выраженной педагогической направленности, неудовлетворённость частностями является источником
разочарования в профессии учителя.
Характеристика профессиональноличностных качеств
учителя физической культуры. Мастерство учителя физической культуры во многом определяется имеющимися у него качествами,
которые придают своеобразие его общению с учащимися, определяют быстроту и степень овладения
им различными умениями. Психолог В.А. Крутецкий предлагает такую структуру профессионально
значимых качеств личности:
1. Мировоззрение личности;
2. Положительное отношение к педагогической деятельности;
3. Педагогические способности;
4. Профессиональнопедагогические знания, умения и навыки.
На мой взгляд, важнейшими профессиональными качествами являются:
владение предметом преподавания и методикой,
психологическая подготовка,
общая эрудиция,
широкий культурный кругозор,
педагогическое мастерство,
владение образовательными технологиями,
знание ученического коллектива
организаторские умения и навыки,
научная увлеченность,
педагогический такт,
педагогическая техника,
ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы,
коммуникативные навыки,
ораторское искусство и т.д.
Все профессионально важные качества учителя физической культуры можно разделить на
следующие группы: мировоззренческие, нравственные, коммуникативные (включая педагогический
такт), волевые, интеллектуальные, включая перцептивные, аттенционные (качества внимания),
мнемические (качества памяти), двигательные (психомоторные). От профессиональных качеств
неотделимы личностные качества учителя физкультуры: хорошее физическое здоровье,
уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива, стремление пополнить умственный
багаж, образцовое поведение учителя.
Гуманистическое мировоззрение убеждения, идеалы, которые присущи учителювоспитателю.
Воспитывает лишь тот, кто сам воспитан; желательно, чтобы воспитатель имел высокий уровень
общей культуры и высокий моральный облик, а главное любил бы других людей. Отражением
общественного мировоззрения учителя являются такие качества, как чувство ответственности за
будущее каждого ученика как активного члена общества, ответственность за судьбу общества в целом.
Мировоззрение учителя мотивирует всю его педагогическую деятельность как служение своему
народу, государству, даёт прочную основу для воспитания у учащихся активной жизненной позиции.
Воспитывая патриотизм, учитель физической культуры должен сам быть патриотом. Патриотизм
учителя физической культуры должен проявляться в гордости как за достижения отечественных
спортсменов на международной арене, так и за достижения страны в развитии науки, литературы,
искусства, массовой физической культуры. В то же время он должен быть интернационалистом,
выступать за дружбу между народами, рассматривать спорт как средство укрепления мира и
взаимопонимания между народами всех стран. С гуманистическим мировоззрением неразрывно
связаны нравственные качества учителя.
Нравственные качества отражаются в поведении, в нравах. Нравственность, или мораль, это
форма общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.
Учитель должен обладать целым комплексом нравственных качеств: гуманизмом, вежливостью,
честностью, требовательностью, оптимизмом и т.д., так как нравственное воспитание учащихся
должно базироваться не только на словесной форме воздействия на низ, но прежде всего на личном примере. Недаром К.Д. Ушинский писал, что "влияние личности воспитателя на молодую душу
составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными
сентенциями, ни системой наказаний и поощрений". Поэтому оправдано бытующее среди педагогов
мнение, что личный пример лучшая проповедь. Учитель физической культуры обязан постоянно
следить за собой, предъявлять к себе высокие требования, помня, что учитель это человек,
специальностью которого является правильное поведение. Постоянный контроль своего поведения
необходим учителю в связи с сильно развитой у школьников склонностью к подражанию. Причём в
младших классах оно носит неосознанный характер: школьниками копируются чисто внешние
проявления и манеры, которые не всегда являются положительными.
Подростки и старшие школьники подражают поступкам и действиям старших, в том числе и
учителей, сознательно, однако порой не задумываются над тем, насколько нравственно это поведение,
невольно копируя не только хорошие привычки учителя, пользующегося авторитетом, но и плохие. В
том же случае, если школьник обладает достаточно развитой критичностью и способен отделить в
учителе плохое от хорошего, учитель может потерять авторитет в глазах учащегося, если его слова
расходятся с поступками. Например, если учитель физической культуры курит, то ему невозможно
будет убедить школьников, что курить вредно для собственного здоровья и здоровья окружающих,
что курение снижает спортивные результаты. Нельзя, воспитывая у учащихся уважительное
отношение к труду, самому проявлять халатное отношение к своим обязанностям: опаздывать на
урок, приходить на него несобранным, отменять ранее запланированные мероприятия. Страстность в
работе передаётся и учащимся. Они на примере учителя начинают понимать, что работа это одна из
главных ценностей в жизни человека, что она доставляет радость не только самому работающему, ни и
окружающим. Только личным примером учитель физической культуры может заразить школьников
своей профессией.
В связи с этим важным нравственным качеством учителя является педагогический оптимизм. Он
включает доброту, чуткость учителя, его общительность и доброжелательность, жизнерадостность,
чувство юмора, веру в учеников, в достижимость ими поставленных целей, даже если эти ученики
слабоуспевающие и с отклонениями в поведении, вера учителя заставляет и учеников поверить в своё
исправление.
Эмоционально положительное отношение к детям, открытая доброжелательность, стремление видеть
хорошее поощряет учащихся на общение с учителем, делает их откровенными, инициативными,
создаёт в классе товарищескую атмосферу. У эмоционально неуравновешенного учителя, то
подозрительного и отрицательно настроенного к ученикам, то сентиментального и необоснованно
поощряющего учеников, класс бывает нервозным, неровным в отношениях друг к другу.
Доказано, что почти все школьники улавливают настроение учителя, и на большинство из них это
настроение влияет положительно, если настроение учителя хорошее, или отрицательно, если
настроение плохое. Когда учитель в настроении, учащимся легче переносить неудачи, трудное легче
усваивается, урок не кажется скучным, ученики меньше устают. Когда же учитель в плохом
настроении, то и у учащихся всё валится из рук, они теряют веру в себя, интерес к уроку. Недаром
А.С. Макаренко придавал самое большое значение тому, чтобы в коллективе всегда царило бодрое,
жизнерадостное настроение. Однако педагогический оптимизм не следует понимать как отсутствие
огорчений учителя при неудачах. Огорчения, временная неудовлетворённость работой естественны и
свидетельствуют об искреннем, а не формальном отношении учителя к делу. Но они должны всегда
сопровождаться верой в конечный успех, побуждать учителя с новой силой искать выход из тупика.
Одним из важных качеств учителя является правдивость. Ученики должны быть уверены в
искренности намерений и чувств общающегося с ними учителя. Если ученик почувствует, что учитель
ведёт с ним воспитательную игру, что в его словах присутствует фальшь, наигрыш, то он логично
решает, что его хотят обмануть, и его доверие к словам и поступкам учителя исчезает. Процесс
общения приобретает формальный характер или прекращается совсем. Между учителем и учеником
возникает барьер недоверия.
Одним из ведущих нравственных качеств учителя является гуманизм, характеризующий отношение
учителя к людям вообще и к ученикам в частности. Это признание человека высшей ценностью на
земле. Гуманизм не имеет ничего общего со слащавым преклонением перед детьми, со всепрощением и Коммуникативные качества,
к которым относятся общительность,
нетребовательностью, которые, например, в глазах некоторых родителей символизируют любовь к
детям. Гуманное отношение учителя выражается в интересе к личности ученика, в проявлении к нему
сочувствия, в оказании ему в случае необходимости (в сложных жизненных ситуациях) помощи
советом и делом, в признании достоинств ученика, в требовательности к развитию ученика и
формированию его как личности. Учащиеся, видя эти проявления гуманизма у учителя, будут
пытаться ответить ему таким же отношением. Таким образом, гуманизм учителя способствует
воспитанию гуманизма и у учащихся.
Учитель должен обладать и другими нравственными качествами: принципиальностью (не
переходящей в прямолинейность действий и поступков и в упрямство), самокритичностью,
трудолюбием, справедливостью. В.А. Сухомлинский писал, что справедливость учителя это основа
доверия ребёнка к воспитателю, но чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир
каждого ребенка.
вежливость,
доброжелательность и ряд других, помогают учителю устанавливать контакт с учащимися в процессе
общения и тем самым способствуют успеху воспитательной работы учителя. К этим качествам
относится и педагогический такт.
Педагогический такт это качество, присущее учителюмастеру, учителюинтеллигенту.
К.Д. Ушинский писал, что так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, как бы
они ни изучил теорию педагогики, никогда не будет хорошим воспитателемпрактиком, есть, в
сущности, не более, как такт психологический. Педагогический такт базируется на многих качествах,
называемых в обиходе душевными, доброжелательности, чуткости, отзывчивости, искренности.
Тактичный преподаватель может быстро и безошибочно разобраться в возникшей ситуации, понять
трудности общения для того или иного учащегося, определить его состояние и с учётом этого найти
единственно правильное решение, подобрать подходящую форму воздействия на учащегося, найти
верные слова, интонацию, чтобы не поставить учащегося в неловкое положение. Тактичный учитель
будет терпеливо относиться к ученику, если его медлительность связана с особенностями
темперамента, а не покрикивать на него, будет проявлять особый такт при дефектах речи учащегося,
относиться с сочувствием к подростку, проявляющему неуклюжесть, или к девочке, боящейся
выполнить упражнение. Тактичный учитель никогда не позволит себе "выворачивать наизнанку" душу
ученика, чтобы докопаться до мотивов его поступков, отношения к учёбе и жизни.
Соблюдение педагогического такта требует постоянного контроля своих слов, действий. Неумение
контролировать свои поступки и слова может поставить окружающих в затруднительное положение,
привести к нежелательным последствиям.
И.В. Страхов выделяет следующие психологические особенности личности учителя, отличающие
педагогический такт от нетактичности:
естественность и простота обращения без фамильярности;
доверие без попустительства;
серьёзность тона без натянутости;
ирония и юмор без насмешливости;
требовательность без мелочной придирчивости, грубости;
доброжелательность без заласкивания;
деловой тон без раздражительности;
своевременность воспитательного воздействия без поспешности;
принципиальность и настойчивость без упрямства; внимательность и чуткость к учащимся без подчёркивания этого;
отдача распоряжений без упрашивания;
обучение без подчёркивания своего превосходства в знаниях и умениях;
выслушивание без выражения безразличия.
Волевые качества имеют большое значение для успешной деятельности учителя физической
культуры. К ним относятся выдержка, настойчивость, терпеливость, решительность, смелость.
Невыдержанный учитель не может успешно вести воспитательную работу с детьми, так как в их глазах
он не обладает авторитетом. Нетерпеливые учителя, желая быстрее достичь результата у своих
учеников, форсируют учебные нагрузки, нарушая тем самым принципы постепенности и доступности
с ставя под угрозу здоровье учащихся. Учитель без самообладания будет теряться в конфликтных и
неожиданно возникающих ситуациях, примет необоснованные и не адекватные обстановке решения.
Не обладая настойчивостью, учитель не сможет неукоснительно проводить в воспитании школьников
свою линию, добиться хорошего материального обеспечения процесса физического воспитания
школьников. Однако спокойствие и выдержка учителя не должны подменяться его безразличием,
равнодушием к своей работе. Учитель имеет право и должен радоваться, гневаться, печалиться,
обижаться. Но, даже возмущаясь, но не должен выходить из себя, терять над собой контроль,
переходить на грубый и оскорбительный тон.
Большое значение для учителя физической культуры имеет такое качества, как находчивость. На
уроке физической культуры часто возникают ситуации, требующие мгновенного принятия решения.
Бывает, что ученик задаёт вопрос, на который учитель не может быстро ответить или затрудняется
продемонстрировать технику какогонибудь упражнения. Если учитель растеряется, покраснеет от
неловкого положения, в которое он попал, ученики расценят это как проявление им
некомпетентности. Находчивый учитель не позволяет проявиться внешним признакам его внутреннего
состояния. Он не будет лгать ученика, придумывая ответ, не соответствующий реальности. В
зависимости от ситуации и вопроса он поступит поразному. Если вопрос не относится к
преподаваемому предмету, то в ряде случаев можно сказать: "Я не знаю". В других случаях можно
уйти от ответа в данный момент, сославшись на несвоевременность заданного вопроса: "Ты мешаешь
вести урок, об этом поговорим после", или: "Как раз на следующем уроке я собирался
продемонстрировать вам этот способ выполнения упражнения". Конечно, на следующем уроке ученик
должен получить ответ на свой вопрос.
Непременным качеством учителя должна быть его требовательность. Учащиеся (особенно
мальчики) очень уважают учителей, которые добиваются своего без грубого принуждения и угроз, а
также без педантизма. Дети единодушно отрицают мягкотелость, вялость, наивную доверчивость
учителя, его беспринципную снисходительность. Всякие отступления от предъявленных требований
(порой учитель предъявляет требование к ученикам, а потом забывает про него или отменяет без
всяких обоснований) учащиеся рассматривают как слабоволие учителя.
Профессиональные качества учителя физической культуры во многом определяются его
способностями к педагогической деятельности, которые делятся на следующие группы:
1) дидактические способности — это способности передавать учебный материал, делая его
доступным. Эти способности заключаются в умении учителя реконструировать, адаптировать учебный
материал, трудное делать легким, сложное — простым, неясное — понятным;
2) академические способности — это способности к соответствующей области наук (учебный
предмет). Способный учитель физической культуры знает свой предмет не только в объеме учебного
курса, но и значительно шире и глубже;
3) перцептивные способности — это способности проникать во внутренний мир ученика, это
психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности школьника и его
психического состояния;
4) речевые способности это способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью
речи, мимики и пантомимики. При этом учителю важно проявлять силу, убежденность и
заинтересованность в том, что он говорит; 5) организаторские способности — это умение организовать учеников, формировать их коллектив,
воодушевить школьников на решение учебных задач. Кроме того, это способность организовать
собственную деятельность;
6) авторитарные способности — это способность непосредственно эмоциональноволевым влиянием
на учащихся добиваться у них авторитета;
7) коммуникативные способности это способность к общению с учениками, умение найти к ним
правильный подход, наладить тесные контакты, установить с ними взаимоотношения, целесообразные
для осуществления педагогической деятельности;
8) педагогическое воображение — это способность предвидеть последствия педагогической
деятельности: прогнозировать развитие тех или иных качеств у воспитанников, предугадывая, что
может «получиться» из учеников;
9) аттенционные способности — это способность распределять свое внимание между несколькими
видами деятельности одновременно. Учителю необходимо следить за содержанием и формой
изложения учебного материала, развертывая свои мысли, держать в поле внимания всех учеников,
реагировать на проявление признаков утомления, невнимания, непонимания со стороны
воспитанников, отмечать нарушения дисциплины, следить и за собственным поведением. И это далеко
не полный перечень объектов, на которые должен распределять свое внимание учитель. Умения
учителя физической культуры это практическое владение способами выполнения отдельных
действий или деятельностью в целом в соответствии с правилами и целью деятельности.
Умения учителя физической культуры делятся на конструктивные,
организаторские,
коммуникативные (включая дидактические и ораторские), гностические (включая перцептивные) и
двигательные (включая прикладные).
Конструктивные умения помогают учителю планировать свою деятельность.
К ним относятся умения: отбирать и строить учебный материал (например, составить комплекс
упражнений для развития у учащихся быстроты реагирования или внимательности), осуществлять
перспективное и текущее планирование, планировать приобретение и ремонт спортивного
оборудования и инвентаря. Особенно ценным является умение корректировать планы.
Организаторские умения связаны с реализацией намеченных планов. Например, учитель может
составить хороший конспект урока, а сам урок провести плохо, так как не сумеет организовать работу
в классе. Учитель должен уметь организовать свою деятельность и деятельность учеников: хорошо
организовать своё рабочее время, правильно выбирать своё местонахождение в спортивном зале во
время урока, умело использовать в качестве помощников хорошо подготовленных учеников,
организовать работу спортивных секций в школе, спортивные соревнования и праздники, эстафеты и
подвижные игры на уроке.
Умение учителя общаться с учащимися, коллегами по работе, родителями, находить рациональные
пути взаимодействия с окружающими — это все коммуникативные умения. Такие умения условно
делятся на три группы: собственно коммуникативные, дидактические и ораторские.
Собственно коммуникативные выражаются в умениях вступать в контакт с людьми, строить с ними
отношения.
Дидактические связаны с умениями учителя ясно и доходчиво доносить до сознания учеников
учебный материал. К дидактическим относят умения пробудить интерес к занятиям физическими
упражнениями, передать свою увлеченность ученикам, управлять вниманием учебной группы и
прогнозировать последствия своих педагогических воздействий.
стремиться каждый педагог.
Гностические умения связаны с познанием учителем, как отдельных учеников, так и коллектива
класса в целом; с анализом педагогических ситуаций и результатов своей деятельности. Гностические
умения базируются на перцептивных способностях: умении наблюдать, подмечать. Они включают в
себя и умение пользоваться учебнометодической и научной литературой, и умение проводить
элементарные исследования, анализируя их результаты.
Ораторские умения обеспечивает прежде всего культура речи, к овладению которой должен Двигательные умения отражают, прежде всего, технику выполнения учителем физических
упражнений. Правильный показ того или иного физического упражнения, входящего в программу
обучения, определяет эффективность учебной деятельности школьников. К двигательным умениям
учителя физической культуры относятся также умения и навыки выполнения страховки, ряд
прикладных умений, необходимых при ремонте спортивного оборудования и инвентаря, в
туристических походах и т.д.
Знания учителя физической культуры являются одним из факторов, определяющих возможности
учителя в его педагогической деятельности. А.С. Макаренко говорил, что ученики простят своим
учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела.
Особенно это касается старшеклассников, которые оценивают учителя не только и не столько по его
коммуникативным качествам (умению общаться, входить в контакт с людьми), сколько по
профессиональным качествам.
Эрудиция учителя физической культуры складывается из общих и специальных знаний.
Общие знания (общественнополитические, а также по литературе, искусству, истории и т.д.)
характеризуют мировоззрение и общую культуру учителя. Специальные знания, необходимые для
осуществления учителем физической культуры своей физкультурнопедагогической деятельности,
можно разделить на: психологопедагогические, медикобиологические и физкультурные.
Все знания одинаково важны, и пренебрежение основами анатомии, физиологии, психологии,
педагогики может привести к серьёзным педагогическим ошибкам. На мой взгляд, наиболее
значимыми для профессиональной деятельности учителей физической культуры наряду с теорией и
методикой физического воспитания являются психология и физиология. С другой стороны слабая
эрудированность в обществоведческих, искусствоведческих и других вопросах может привести к
потере учителем авторитета в газах учащихся. Этим, кстати, часто пользуются ученики, которые не
любят физкультуру или конфликтуют с учителем физкультуры.
Специальные знания по практическим дисциплинам не всегда совпадают со знаниями, получаемыми в
процессе занятий спортом. Знания должны приобретаться не только из книг и журналов, из лекций и
бесед с другими учителями. Чрезвычайно важны знания, приобретаемые учителем физической
культуры в процессе изучения своих учеников: их характера, способностей, склонностей, уровня
физического развития. К. Д. Ушинский говорил, что, для того, чтобы формировать человека во всех
отношениях, надо знать его во всех отношениях. Важны и знания, которые учитель физической
культуры приобретает в процессе своей физкультурнопедагогической деятельности, при анализе
своей работы, при обобщении получаемых сведений. Это придаёт всей деятельности учителя
творческий характер.
Следует подчеркнуть такую особенность знаний учителя физической культуры, как их
оперативность. Это связано с тем, что благодаря телевидению многие крупные международные
соревнования становятся достоянием миллионов телезрителей, в том числе и школьников,
увлекающихся спортом. Всё новое, что школьники видят на экранах телевизоров, например, во время
трансляций международных соревнований (экзотические для нашей станы виды спорта, новую
технику выполнения спортивных упражнений, новое спортивное снаряжение и т.д.) сразу привлекает
их внимание. Учитель, не следящий за событиями в мире спорта, может оказаться безоружным перед
вопросами учащихся. Оперативность касается и знаний о крупных спортивных событиях,
происходящих в нашей стране и за рубежом. В связи с этим учитель физической культуры должен
постоянно просматривать периодические спортивные издания, регулярно читать спортивные газеты.
теоретические, практические и методические.
Теоретические знания касаются истории физической культуры, закономерностей работы организма
человека, биомеханических закономерностей двигательных действий, принципов воспитания и
обучения и т.д. Это знания, которые нужны для объяснения и связаны с вопросом "почему?"
Практические знания учителя физической культуры касаются, прежде всего, знаний, как нужно
сделать то, или иное упражнение.
Специальные знания, которыми обладает учитель физической культуры, можно разделить на Методические знания также дают возможность ответить на вопрос, как нужно сделать, но касаются
они уже не собственного исполнения упражнения, а исполнения его учащимися. Это знание того, как
научить другого.
Характеристика педагогических функций и
компонентов деятельности учителя физической культуры.
Образовательнопросветительные функции заключаются в передаче ученикам специальных
Профессиональной деятельности учителя любого предмета свойственны следующие функции:
. развивающая;
. воспитывающая;
. коммуникативная;
. гностическая;
. конструктивнопланирующая;
. организаторская.
Целью физического воспитания является развитие физических и психических качеств школьников,
формируя у них не только двигательные умения и навыки, но и личность. Эта цель реализуется в
образовательном процессе в ходе решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
Решение этих задач определяет основные функции учителя физической культуры, к которым
относятся: воспитательные, образовательнопросветительские, управленческоорганизаторские,
проектировочные, административнохозяйственные.
Воспитательные функции состоят в формировании нравственных и идейных взглядов личности
школьника.
знаний и умений.
Управленческоорганизаторские функции состоят в организации уроков, занятий в спортивных
секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью учащихся.
Проектировочные функции сводятся к перспективному и текущему планированию мероприятий по
физической культуре, учебных нагрузок и определенных результатов, которых должны достигнуть
ученики. При этом, контролируя темпы реального развития школьников, необходимо вносить
коррективы в план работы. Особая роль принадлежит проектированию (планированию) уроков. Это
подбор учебного материала в соответствии с задачами урока, возрастом школьников, спецификой
группы, половыми и индивидуальными особенностями учеников.
Все это находит отражение в конспекте урока. Кроме того, важно внести в конспект информацию о
системе, содержании и последовательности собственных действий учителя, а также о приемах для
повышения активности учащихся на уроке.
Административнохозяйственные функции учителя физической культуры многообразны. Они
направлены на материальное обеспечение процесса физического воспитания. Это приобретение и
ремонт спортивного оборудования и инвентаря, создание и благоустройство пришкольных спортивных
площадок, обеспечение туристических походов и многое другое.
Основываясь на задачах стоящих перед учителем физкультуры, функциях и специфических условиях
повседневной работы, на мой взгляд, в структуре его деятельности можно выделить конструктивный,
организаторский, коммуникативный и гностический компоненты.
Конструктивная деятельность учителя физкультуры это мыслительная деятельность по
проектированию знаний, умений, навыков, а также по формированию качеств личности учащихся на
отдалённый период времени, на конечный результат с учётом требований завтрашнего дня.
Её содержание отбор и проектирование учебного материала, действий учащихся и учителя в
соответствии с требованиями программы и конкретными материальными условиями для проведения
занятий, а также с особенностями учащихся данного класса. Эта деятельность проявляется двояко.
Вопервых, в планировании, осуществляемом до урока и выражающемся в составлении планов на год,
четверть и урок. Это требует:
отбора и распределения учебного материала программы для составления планаграфика на год; определения последовательности усвоения учебного материала и конкретизации задач
обучения в поурочном плане на четверть;
определения воспитательных задач, вытекающих из особенностей коллектива класса и
логически связанных с учебным материалом;
выделения частных задач и разработки целесообразной структуры урока составление
конспекта урока;
знания закономерностей формирования двигательных умений и навыков и развития
двигательных качеств учащихся, планирования контроля за их развитием;
планирования нагрузки на уроке с учётом пола и данных медицинского обследования
учащихся;
планирования приобретения и использования оборудования, инвентаря, технических средств
обучения.
Вовторых, в планировании, осуществляемом непосредственно на уроке. Это оперативное
планирование, заключающееся в мысленном моделировании предстоящих действий учителя на уроке.
Оно связано с необходимостью изменения плана урока, например, изза метеорологических условий,
перенесения места проведения урока, необычного поведения класса или отдельных учащихся. Чтобы
план урока был рационален, учитель, как правило, имеет один или несколько вариантов запасного
(мысленного) плана проведения урока с учётом наиболее вероятных изменений.
Успешность конструктивной деятельности учителя зависит от умения постоянно, глубоко,
всесторонне анализировать характер и результаты своей работы, ошибки учащихся при выполнении
отдельных двигательных действий, выявлять их причины, устанавливать закономерности
формирования двигательных навыков и развития двигательных качеств. Конструктивная деятельность
учителя тесно взаимодействует с гностической.
Гностическая деятельность – это, прежде всего анализ содержания и способов осуществления
учебного процесса, изучение его участников (их возможностей и способностей), возрастных, половых,
индивидуальных особенностей, результатов собственной деятельности (её достоинств и недостатков).
Изучение эффективности различных методов организации урока и методов обучения и воспитания,
развития двигательных качеств, т.е. сбор разнообразной информации об особенностях процесса и
результатах своего труда для коррекции деятельности.
Гностическая деятельность предусматривает:
изучение учебников, новейших работ по теории и методике физического воспитания,
спортивной тренировке, врачебному контролю, методических пособий, программ (с
критической переработкой и внедрением) с целью использования в собственной работе;
изучение опыта других учителей;
выявление трудностей усвоения учебного материала школьниками и путей их преодоления;
планирование взаимного развития двигательных качеств и навыков с учётом возрастных и
анатомофизиологических особенностей детей;
выбор необходимого для усвоения определённых двигательных умений и навыков инвентаря и
оборудования (нестандартных снарядов, наглядных пособий, технических средств
обучения);
определение уровня знаний, умений, навыков и развития двигательных качеств для
планирования процесса обучения; анализ индивидуальных ошибок в усвоении учащимися умений и навыков и способы их
устранения;
дифференцированную оценку знаний, умений, навыков учащихся и последующую коррекцию их
деятельности;
изучение бытовых условий учащихся для объективной оценки влияния семьи на физическое
развитие ученика;
установление межпредметных связей;
анализ применяемых методов обучения и воспитания;
анализ методов организации деятельности учащихся на уроке;
анализ взаимоотношений учителя с учащимися;
коррекцию своей деятельности в зависимости от результатов усвоения учащимися тех или
иных разделов учебной программы.
Она связана с потребностью в рационализации мыслительной деятельности, знанием общих правил,
по которым нужно действовать, практической проверке их самоконтролем. Нередко гностическая
деятельность вызывает у учителя большие трудности, и в то же время именно она дарит ему
положительные эмоции, приносит удовлетворение. Гностический компонент создаёт основу для
развития всех других компонентов.
Организаторская деятельность учителя физического воспитания на уроке одна из ведущих,
она состоит из реализации на практике проектов (планов) учителя. Это "деятельность одного
человека, осуществляющего мобилизацию, координацию, взаимодействие и взаимосвязь совместно с
действующей группой людей". Организаторская деятельность проявляется различным образом.
Вопервых, в речи учителя (объяснении задач урока и упражнений, подаче команд и распоряжений,
подведении итогов урока и т.д.).
Вовторых, в поведении учителя:
в выборе места для ведения урока;
в целесообразных передвижениях по залу с целью руководства классом, контроля за
выполнением упражнений, оказания помощи и страховки;
в своеобразии дисциплинарных воздействий на учащихся;
в подготовке мест для занятий и необходимого инвентаря;
в организации расстановки и уборки снарядов, раздаче инвентаря;
в регулировании оптимальной моторной плотности урока в зависимости от его типа;
в регулировании физической нагрузки для каждого ученика.
Втретьих, в управлении деятельностью учащихся:
в построении и перестроении на месте и в движении;
в выборе способов выполнения упражнений;
в активизации познавательной деятельности учащихся;
в организации усвоения и запоминания учебного материала; в проверке и оценке знаний, умений учащихся.
Организаторская деятельность разными людьми может осуществляться поразному, отличаясь как
особенностями воздействия организатора на организуемых, так и динамикой самой организаторской
деятельности.
Коммуникативная деятельность учителя физического воспитания на уроке выражается в
общении его с учащимися, организации взаимоотношений между ними, установлении и поддержании
контактов, обмене информацией, организации взаимоотношений между членами одного отделения
команды.
Коммуникативная деятельность учителя физкультуры проявляется:
в формах обращения учителя к учащимся;
в тоне обращения;
в интенсивности общения (количестве контактов в единицу времени);
в мотивах общения.
На уроке, учитель использует как вербальные (словесные), так и невербальные средства общения:
выразительные движения (жест, мимику, пантомиму) в качестве стимулирующей информации.
Соотношение их зависит от объективных условий, конкретных ситуаций деятельности, в которых
протекает процесс общения. Коммуникативная деятельность, как организаторская деятельность
практическая. Контакты между учителем и учащимися в ходе учебного процесса предполагают, что на
основе передаваемой учителем информации у школьников формируются знания, умения и навыки.
Все компоненты деятельности неразрывно связаны между собой, зависят друг от друга, оказывают
взаимное влияние и образуют целостную организацию. Структура деятельности учителя на уроке это
динамическая структура, в которой одни компоненты, являясь стержневыми, играют ведущую роль,
другие второстепенную, подчинённую. Недостаточное развитие одного из них может быть
компенсировано за счёт преимущественного развития другого. Низкий уровень развития всех
компонентов не может обеспечить педагогического мастерства.
Установлено, что в деятельности учителямастера гармонически сочетаются все ее компоненты, при
ведущей роли какоголибо одного или нескольких. По всей вероятности, главный компонент в
структуре деятельности каждого учителя свой собственный или группа их.
Структура деятельности учителя по мере роста профессионального мастерства может
видоизменяться: одни компоненты, менее выраженные, начинают возрастать, а другие, ранее
преобладающие, утрачивают ведущую роль, т.е. происходит переструктурирование деятельности.
Заключение.
Ориентируясь на перечисленные выше профессиональные компетенции учителя физической культуры,
мною была составлена следующая профессиограмма, включающая в себя пять блоков.
I.
Психологопедагогические умения.
1.Читать и уметь анализировать специальную психологопедагогическую литературу, а
также специальную литературу по физическому воспитанию и спорту.
2. Уметь анализировать педагогические явления в процессе физического
воспитания школьников и поводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
3.Анализировать передовой педагогический опыт.
4.Уметь сопереживать, понимать
проникновения в их внутренний мир (проявлять эмпатию).
5.Организовать себя, управлять своим состоянием.
эмоциональное состояние учащихся посредством
II. Профессиональноличностные качества. 1. Потребность в самопознании.
2. Самостоятельность и самокритичность.
3. Трудолюбие и прилежание.
5. Дисциплинированность.
6. Забота о сохранении своего здоровья, здоровый образ жизни.
7. Культура поведения и общения.
III. Частнометодические умения.
1. Планировать, отбирать, синтезировать и конструировать учебный материал по своей
специальности.
2. Проводить и анализировать уроки, а также внеклассные спортивные мероприятия и
мероприятия физкультурнооздоровительной направленности.
3. Организовывать разные формы спортивномассовой работы, привлекать школьников к
занятиям в спортивных секциях, находить детей одарённых в спортивном отношении.
4. Мобилизовывать и направлять учащихся на деятельность по сохранению своего здоровья,
ведению здорового образа жизни, совершенствованию своих физических качеств
5. Руководить действиями школьников в спортивном отношении и оценивать их деятельность.
6. Разрабатывать дидактический материал к урокам и занятиям по физической культуре и
спорту.
IV. Коммуникативноорганизаторские умения.
1. Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с отдельными учениками,
группами, ученическими коллективами.
2. Создавать благоприятный микроклимат, располагать к себе учеников.
3. Регулировать внутриколлективные отношения школьников во время спортивных игр на
уроках, на спортивных тренировках, соревнованиях, туристических походах и т.п.
4. Ориентироваться в изменившихся условиях, перестраивать своё поведение.
V. Исследовательские умения.
1. Уметь выявлять проблемы, определять объект, предмет, цель, задачи, методы исследования
и методики психологопедагогического изучения личности и коллективов в целях
достижения задач физического воспитания школьников.
3. Иметь представления об инновационных технологиях по своей специальности.
4. Уметь организовать эксперимент. Уметь обобщать, описывать, литературно оформлять
результаты исследований.
Пусть это звучит банально, основа педагогического труда это любовь к своему делу и любовь к
детям. Тому, у кого душа не лежит к работе с детьми, заказано идти в учителя. Но, одной любви,
даже самой искренней, для учительской профессии, конечно, мало. Первые профессиограммы для
учителей (перечень обязательных качеств) были созданы в 20 30е годы. В профессиограммах
учителей социалистических времён, за исключением таких качеств учителей, как «коммунистическая
убежденность», «знание и умение применять методы коммунистического воспитания»,
«систематическое повышение идейнополитического уровня» и т.д. в принципе содержатся все те
требования к учительской профессии, какие существовали ранее и существуют сейчас. Итак, образ
учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с
учащимися, желаемое "Я", самоуважение. Исходя из этого понимания смысла понятия
"профессиограмма", можно говорить о профессиографическом методе изучения личности, при
котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые
могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Здесь профессиограмма выступает как
форма мониторинга качества профессиональной подготовки учителя к педагогической деятельности. Профессиографический метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост
учителя любой специальности и может стать одной из методик для самонаблюдения и самоанализа и, в
конечном счёте, содействовать профессиональному росту учителей физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших
педагогических учебных заведений / В.В. Исаев, Е.Н. Шиянов; Сластенин В.А. М.:
Академия, 2002. 576 с.
2. Белкин А.С., Силина С.Н. Профессиографический мониторинг подготовки
специалиста в системе высшего педагогического образования. Вып. 4. Шадринск,
1999.
3. Абдуллина О.А. Мониторинг качества профессиональной подготовки // Высшее
образование в России. 1998. N 3.
4. Смирнова М.А. Применение экспертной системы для оценки качества
педагогической подготовки будущего учителя: Дисс... канд. пед. наук. Тула, 1997.
5. Руднева Т.И. Основы педагогического профессионализма, Самара: СИУ,1996
6. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972
7. Словарь лингвистических терминов.//Сост. О.С.Ахманова. М.: Советская
энциклопедия, 1969
8. Евсеев Ю.И. Физическая культура. Ростов – н/д: Феникс, 2003
9. Кузьмин В.Г., Калюжный Е.А., Крылова Е.В., Полетаева О.Н. Введение в теорию
физической культуры: Учебное пособие. – Н.Новгород: Издво ННГУ им. Н.И.
Лобачевского, 2005
10.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский
центр «Академия», 2000 г.
11.Гужаловский А.А. Основы методики и теории физической культуры: Учебник для
техникумов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1986 г
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Профессиограмма учителя физической культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.