Профессиональная компетентность педагога
Оценка 4.6

Профессиональная компетентность педагога

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации
Взрослым
03.04.2017
Профессиональная компетентность педагога
Система казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
Доклад Проф компетентность.docx
Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі Қостанай облысы әкімдігінің білім беру басқармасы «Қазақстан агротехникалық колледжі» КМКК Министерство образования и науки Республики Казахстан Управление образования Акимата Костанайской области КГКП «Казахстанский агротехнический колледж» Доклад Тема: Профессиональная компетентность педагога Орындаған: Подгаец С.В.                                                      Выполнила: Подгаец С.В.                                                                Әдiстемелiк әзiрлеме                                               Методическая разработка  ЦК  мәжiлiсiнде                                                         утверждена на заседании беккiтiлдi хаттама №___                                         ЦМК протокол №______ «___» __________2014 ж.                                         от «___»  ________ 2014 г.  Комиссияның төрағасы:                                         Председатель комиссии:  ______________________                                             _____________________                                                                                                                                                   Қарабалық, 2014  ж. Карабалык, 2014 Система   казахстанского   образования   на   современном   этапе   развития   общества претерпевает   существенные   изменения,   связанные   со   сменой   модели   культурно­ исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для   успешного   введения   в   практику   различных   инноваций,   для   реализации   в   новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем и профессиональной компетентности и профессионализма. Высшим   компонентом   личности   является   профессиональная   компетентность.   Под профессиональной   компетентностью   принято   понимать   интегральную   характеристику деловых   и   личностных   качеств   специалистов,   отражающую   уровень   знаний,   умений   и навыков,   опыта,   достаточных   для   осуществления   определенного   рода   деятельности, которая связана с принятием решений. Основными компонентами профессиональной компетентности являются:  социально­правовая   компетентность   –   знания   и   умения   в   области взаимодействия   с   общественными   институтами   и   людьми,   а   также   владение приемами профессионального общения и поведения;  персональная   компетентность   –   способность   к   постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализации себя в профессиональном труде;  специальная   компетентность   –   подготовленность   к   самостоятельному   умение   решать   типовые выполнению   конкретных   видов   деятельности, профессиональные   задачи   и   оценивать   результаты   своего   труда,   способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности;  аутокомпетентность   –   адекватное   представление   о   своих   социально­ профессиональных   характеристиках   и   владение   технологиями   преодоления профессиональных деструкции;  экстремальная   компетентность   –   способность   действовать   во   внезапно усложнившихся условиях, при авариях, нарушениях технологических процессов. Под   профессионализмом   понимается   особое   свойство   людей   систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В   понятии   «профессионализм»   отражается   такая   степень   овладения   человеком психологической   структурой   профессиональной   деятельности,   которая   соответствует существующим  в обществе  стандартам  и  объективным  требованиям.  Для  приобретения профессионализма   необходимы   соответствующие   способности,   желание   и   характер, готовность   постоянно   учиться   и   совершенствовать   свое   мастерство.   Понятие профессионализма   не   ограничивается   характеристиками   высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Уж на уровне бытового сознания люди понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось,   что   ему   еще   требуется   определенное   время,   чтобы   приобрести профессиональный   опыт,   а   также   соответствующая   профессиональная   среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу. Таким   образом,   наличие   у   человека   диплома,   сертификата,   подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной   профессиональной   сфере)   –   это   необходимое   (но   не   достаточное)   условие   для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом. Неотъемлемая   составляющая   профессионализма   и   педагогического   мастерства учителя   –   это   его профессиональная   компетентность. Понятие   «компетентность», которое   характеризует   сплав   теоретической   и   практической   готовности   человека   к выполнению   определенной   деятельности,   широко   применяется   сегодня   в   теории   и практике общего и профессионального образования. А.К.   Маркова   определяет   несколько   видов   профессиональной   компетентности, наличие которых определяет зрелость человека в профессиональной деятельности: – специальная   компетентность,   которая   представляет   собой   владение   собственно профессиональной деятельностью на вполне высоком уровне, возможность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; – социальная   компетентность,   т. е.   владение   совместной   профессиональной деятельностью,   сотрудничеством   и   принятыми   в   определенной   профессии   приемами профессионального общения; – социальная ответственность за результаты своего труда; – личностная   компетентность,   которая   проявляется   во   владении   способами   средствами   противостояния личностного   самовыражения   и   саморазвития, профессиональным деформациям личности; – индивидуальная   компетентность,   наличие   способов   самореализации   и   развития индивидуальности   в   рамках   профессии,   способность   к   профессионально­личностному росту, самоорганизации и самореабилитации. Своеобразие педагогической деятельности делает непозволительнымналичие только узкоспециальной компетентности, профессионализм учителя определяется системой всех видов  профессиональной компетентности. Кроме того, компетентность  педагога  можно считать единством общей компетентности, необходимой для человека независимо от его профессии, компетентности в сфере той науки, основные аспекты которой он преподает, и психолого­педагогической компетентности. Можно  выделить  различные  подходы  к  нахождению  структуры профессиональной компетентности.   Один   из   них   связывается   с   раскрытием   структуры   профессиональной компетентности через систему педагогических умений учителя, другой – с выделением отдельных ком­петентностей в соответствии с ведущими видами профессиональной работы педагога в сферах: – самостоятельной образовательной и преподавательской деятельности; – воспитательной деятельности; – научно­методической и научно­исследовательской деятельности; – социально­педагогической и культурно­просветительской деятельности; – коррекционно­развивающей управленческой деятельности. Независимо от форм деятельности учителя компетентность в каждой из них состоит из двух основных компонентов: 1) системы знаний, определяющей теоретическую готовность учителя; 2) системы умений и навыков, составляющей основу его практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Обобщенные   требования   к   уровню   теоретической   и   практической   готовности педагога   включаются   в   квалификационную   характеристику   выпускника,   получившего специальность   «учитель»,   представленную   в   государственном   стандарте   высшего профессионального образования. В   соответствии   со   сказанным,   профессиональная   компетентность   педагога представляет   собой   качественную   характеристику   личности   специалиста,   которая включает систему научно­теоретических знаний как в предметной области, так и в области педагогики   и   психологии.   Профессиональная   компетентность   педагога   –   это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Выделяют   следующие   компоненты   профессиональной   компетентности педагога: мотивационно­волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный. Мотивационно­волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные   установки,   стимулирует   творческое   проявление   личности   в   профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности. Функциональный (от   лат. functio –   исполнение)   компонент   в   общем   случае проявляется   в   виде знаний о   способах   педагогической   деятельности,   необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии. Коммуникативный (от   лат. communico –   связываю,   общаюсь)   компонент компетентности   включает умения ясно   и   четко   излагать   мысли,   убеждать, аргументировать,   строить   доказательства,   анализировать,   высказывать   суждения, передавать   рациональную   и   эмоциональную   информацию, устанавливать   межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог.   как   креативность, Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении   сознательно   контролировать   результаты   своей   деятельности   и   уровень собственного   развития,   личностных   достижений; сформированность таких   качеств   и свойств,   нацеленность   на   сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных   достижений,   поиска   личностных   смыслов   в   общении   с   людьми, самоуправления,   а   также   побудителем   самопознания,   профессионального   роста, совершенствования   мастерства, смыслотворческой деятельности   и   формирования индивидуального стиля работы.   инициативность, Указанные   характеристики   профессиональной   компетентности   педагога   нельзя рассматривать   изолированно,   поскольку   они   носят интегративный,   целостный   характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом. Профессиональная компетентность формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста. Но если обучение в педагогическом вузе следует рассматривать как процесс формирования основ (предпосылок) профессиональной компетентности, то обучение   в   системе   повышения   квалификации   –   как   процесс   развития   и   углубления профессиональной компетентности, прежде всего, высших ее составляющих. Профессиональная   компетентность   оценивается   уровнем   сформированности профессионально­педагогических   умений.   С   позиции   основных   операционных   функций педагога профессиональной школы можно выделить следующие группы профессионально­ педагогических умений:  приобретения   общепрофессиональных, гностические   умения   –   познавательные   умения   в   области   производственных   и   психолого­  педагогических   знаний,   предусматривающих   получение   новой   информации, выделение   в   ней   главного,   существенного,   обобщение   и   систематизация собственного   педагогического   опыта,   опыта   новаторов   и   рационализаторов производства; идеологические   умения   –   социально­значимые   умения   проведения политико­воспитательной работы среди обучающихся, пропаганды педагогических знаний;  дидактические   умения   –   общепедагогические   умения   определения конкретных целей обучения, выбора адекватных форм, методов и средств обучения, конструирования педагогических ситуаций, объяснения учебно­производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы; организационно­методические   умения   –   умения   реализации   учебно­ воспитательного процесса, формирования мотивации учения, организации учебно­   установления   педагогически профессиональной   деятельности   учащихся, оправданных   взаимоотношений,   организации самоуправления;   формирования   коллектива,    коммуникативно­режиссерские умения – общепедагогические умения, включающие   перцептивные,   экспрессивные,   сугистивные,   ораторские   и   умения   в сфере педагогической режиссуры; прогностические   умения   –   общепедагогические   умения прогнозирования   успешности   учебно­воспитательного   процесса,   включающие диагностику   личности   и   коллектива   учащихся,   анализ   педагогических   ситуаций, построение альтернативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом; рефлексивные   умения   –   способность   к   самопознанию,   самооценка профессиональной   деятельности   и   профессионального   поведения, самоактуализация;  организационно­педагогические умения – общепедагогические умения   выбора   оптимальных   средств планирования   воспитательного   процесса, педагогического   воздействия   и   взаимодействия,   организации   самовоспитания   и самоуправления,   формирования   профессиональной   направленности   личности обучающихся;   общепрофессиональные   умения   –   умения   чтения   и   составления чертежей, схем, технических диаграмм, выполнения расчетно­графических работ, определения экономических показателей производства; конструктивные   умения   –   интегративные   умения   разработки технологических процессов и конструирования технических устройств, включают разработку   учебной   и   технико­технологической   документации,   выполнение конструкторских работ, составление технологических карт, направляющих тестов; технологические   умения   –   количественные   умения   анализа   рациональной   организации производственных   ситуаций, технологического процесса, эксплуатации технологических устройств;   планирования,   производственно­операционные   умения   –   общетрудовые   умения   по смежным профессиям;   специальные умения – узкопрофессиональные умения в рамках какой­ либо одной отрасли производства. Следует   различать   психологический   смысл   понятий   «компетентность»   и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой а   соответствия   приобретенных   в   процессе   обучения   знаний   и профессии, умений образовательному   стандарту.   Квалификация   –   это   степень   и   вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт. Понятие   «профессионализм»   является   более   широким,   чем   понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать,   но   иуметь эти   знания реализовывать,   добиваясь   необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает как плавать»,   но нé   умеет этого   делать).   Важна   и результативность деятельности,   и соотнесение   ее   с   затратами   (психологическими,   физиологическими   и   др.),   то   есть   при оценке   профессионализма   речь   должна   идти   об эффективности профессиональной деятельности [Дружилов, 2001]. ЛИТЕРАТУРА 1.      Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. 2.      Батракова С.Н. Динамика   профессиональных   функций   педагога   как представителя   культуры   //   Ярославский   психологический   вестник.   –   Вып.2.   –   М.; Ярославль: Российское психологическое общество, 2004. – С.71­77. 3.      Бодров В.А. Психология   профессиональной   пригодности:   Учеб.   пособие   для вузов. – М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с. 4.      Дмитриева   М.А.,   Дружилов   С.А. Уровни   и   критерии   профессионализма: проблемы   формирования   современного   профессионала   //   Сибирь.   Философия. Образование:   Научно­публицистический   альманах.   Вып.2000(4).   –   Новокузнецк:   Изд­во Института повышения квалификации, 2001.– С.18­30. 5.      Дружилов   С.А. Критерии   эффективности   профессионалов   в   условиях совместной деятельности // Объединенный научный журнал. – М.: ТЕЗАРУС, 2001. – №22. – С.44­45. 6.      Дружилов   С.А.   Становление   профессионализма   человека   как   реализация индивидуального ресурса профессионального развития.– Новокузнецк: Изд­во Института повышения квалификации, 2002. – 242 с. – (Гуманитарные исследования в образовании). 7.      Дружилов   С.А. Профессионализм   человека   как   объект   психологического изучения: системный подход // Вестник Балтийской педагогической академии. Вып.52. – СПб.: Изд­во БПА, 2003(а). – С.40­46. 8.      Дружилов С.А. Профессиональные стили человека и индивидуальный ресурс профессионального развития // Вопросы гуманитарных наук. – М.: Компания спутник +, 2003(б). – №1. – С.354­357. 9.      Дружилов   С.А. Профессионализм   как   реализация   ресурса   индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. – Барнаул: Изд­во Алтайского гос. технич. ун­ та им. И.И.Ползунова, 2004(а). – №3. – С.200­208. 10.    Дружилов   С.А. Профессиональные   деформации   и   деструкции как   следствие искажения  психологических  моделей  профессии  и  деятельности  //  Журнал  прикладной психологии. – М.: ЭКО, 2004(б). – №2. – С.56­62. 11.    Дружилов   С.А., Хашина Д.В. Ценностные   ориентации   как   ресурсная составляющая, обеспечивающая успешность профессиональной адаптации // Модернизация системы   образования:   подходы,   решения,   опыт   реализации.   –   Новокузнецк:   Изд­ во Института повышения квалификации, 2003. – С.117­121. 12.    Дружилов   С.А., Хашина Д.В.   Концептуальная   модель   как   психологическая профессионализма // Ананьевские чтения: Материалы Междунар. науч.­практ. конф. детерминанта учителя «Ананьевские чтения 2004». – СПб: Изд­во СПбГУ, 2004. – С.463­465.     13.    Дружинин   В.Н.,  Конторов   Д.С. Проблемы системологии (проблемы   сложных систем). – М.: Сов. радио, 1976. – 296 с. 14.    Зеер Э.Ф. Психология   профессий:   Учеб.   пособие для студентов   вузов.   –   М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с. 15.    Климов   Е.А. Пути   в   профессионализм   (Психологический   анализ):   Учебное пособие. – М.: Московский психолого­социальный институт; Флинта, 2003. – 320 с. 16.    Коточитова Е.В. Психологические особенности творческого педагогического мышления: Автореф. дисс…. канд. психол. Наук – Ярославль: Изд­во ЯрГУ, 2001. – 24 с. 17.    Ландшеер В. Концепция минимальной компетентности // Перспективы: вопросы образования. – 1988. – №1. – С.32. 18.    Маркова   А.К. Психология   профессионализма.   –   М.:   Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с. 19.    Поваренков Ю.П.   Психологическое   содержание   профессионального становления человека. – М.: Изд­во УРАО, 2002. – 160 с. 20.    Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 54 с. 21.    Реан А.А., Кудашев А.Р., Баранов А.А. Психология адаптации личности. – СПб.: Медицинская пресса, 2002. – 352 с. 22.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2­х т. – Т.2. – М.: Педагогика, 1989. – 328 с. – (Труды чл.­корр. АПН СССР). 23.    Самоукина Н.В. Психология   и   педагогика   профессиональной   деятельности.   – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ»; ЭКМОС, 1999. – 352 с. 24.    Солнцев Г.И. Об основных видах сознательной деятельности // Комментарии. – 1992. – №1. 25.    Степанов   В.Р. Методика   определения   профессионального   уровня преподавателя: Методическая разработка. – Чебоксары: Клио, 1994. – 12 с. 26.    Хейзинга Й. Homo ludens (человек играющий). – М.: Эксмо­Пресс, 2001. – 351 с. 27.    Чошанов М.А. Гибкая   технология   проблемно­модульного   обучения.   –   М.: Народное образование, 1996. – 160 с. 28.    Шадриков В.Д.   Психология   деятельности   и   способности   человека:   Учеб. пособие. – М.: Логос, 1998. – 320 с.

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога

Профессиональная компетентность педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017