«Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности»
Оценка 4.6
Лекции +3
docx
математика +1
8 кл—11 кл
27.02.2018
Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.
Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности.
пс1.docx
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Московской области для детейсирот и детей, оставшихся без
попечения родителей «Созвездие»
Педагогический совет:
«Организация деятельности педагогов учреждения в области
профессионального самоопределения воспитанников»
Доклад на тему:
«Профессиональное самоопределение воспитанника
формирование осознанного выбора ребенком
профессиональной деятельности»
Подготовил:
педагогорганизатор
Миронова Е.А. г.Руза
2017г.
Профессиональное самоопределение
Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути
постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не
всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие
человека, а иногда – и его судьба.
Под профессиональным самоопределением воспитанников школы –
интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и
педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора
ребенком профессиональной деятельности.
Целью моей, профориентационной работы является оказание помощи
воспитанникам в жизненном и профессиональном самоопределении. Так как
группысемьи распределены у нас в школеинтернате по семейным –
родственным отношениям. Профориентационная работа начинается уже с
младшего школьного возраста (знакомство с миром профессий в целом), в
подростковом возрасте (формирование потребностей в выборе профессии); в
811 классах – осознанный выбор путей профессионального образования и
профессиональной подготовки.
На каждом периоде школьного этапа необходима реализация
различных целей профориентационной работы. С младшими воспитанниками
провожу мероприятия по формированию представлений о мире профессий, о
понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах
деятельности. Дети знакомятся с новыми профессиями. На таких занятиях
проводятся игры,
знакомства с
представителями той или иной профессии. Традиционно проводятся
конкурсы рисунков «Мое будущее», «Кем я хочу быть», «Профессии моих
родителей». Беседы «Что такое профессия?», «Мир профессий». Младшие
воспитанники любят играть сюжетно – ролевые игры с элементами
традиционного быта проживания в тундре. В играх они подражают,
демонстрируют профессии своих родителей оленеводов, охотников. Это
способствует укреплению у них трудовых навыков. В группе семье во время
трудовых часов дети, высаживают и ухаживают за растениями, проводят
генеральную уборку в корпусе и на территории фасада спального корпуса
интерната.
С воспитанниками среднего возраста как воспитатель провожу
мероприятия способствующие развитию интересов и способностей, связанных
с выбором профессии. Это позволяет соотнести у детей индивидуальные
возможности с требованиями,
предъявляемыми профессиональной
упражнения,
беседы,
экскурсии, деятельностью к человеку. С ребятами проводятся беседы, диспуты,
дискуссии, анкетирования, встречи с интересными людьми. Групповые формы
работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше
понять основания этого выбора, расширить и уточнить его. Правильно
организованный труд способствует формированию таких качеств личности,
как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность,
целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость.
С удовольствием дети играют в деловые игры: «Моя будущая
профессия»», «Открытие фирмы» и др, т.к. игры позволяют в значительной
мере усилить процесс профессионального консультирования и обучения
детей выбору профессии.
С детьми старшего возраста ведется работа по формированию
профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных
способностей и склонностей.
На данном этапе ведётся курс
«Профессиональное самоопределение», где большое внимание уделяется
следующим разделам: «Ориентировка в мире профессионального труда»,
«Представление о себе и своих возможностях в профессиональной
деятельности», «Проектирование пути к своей профессии». Курс помогает
воспитанникам обосновать свой выбор профессии,
подобрать
образовательные учреждения, где можно получить данную специальность.
Также нужно отметить, что на каждом занятии уделяется внимание
знакомству с новой профессией. С воспитанниками проводятся всевозможные
тренинги, анкетирования, ролевые игры: «Для чего я учусь?», «Остров
профессий», «Угадай профессию» и т.д.
В современное время воспитание правовой культуры в сфере трудовых
отношении и оказание помощи в профессиональной ориентации детей
коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа
приобретает особую актуальность.
Ограниченный опыт жизни и труда
воспитанников школы интерната затрудняет самостоятельный выбор
профессии. Работая с группой – семьёй из года в год я как воспитатель
приобщаю воспитанников к трудовой деятельности, тем самым способствую
постепенному самоопределению в выборе профессии.
Труд для воспитанников интерната важнейшее средство социализации.
Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности
организуется через самоуправление в интернате. Совет интерната
контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга
воспитанников, проводит Дни самоуправления, организует шефство над
младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют в корпусах. Участвуя
в общественном труде, воспитанники приобретают уважение к труду и людям
труда, у них возникает потребность и желание трудиться. Жизнедеятельность
в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели
навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в
интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и
навыки. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает
профессиональная ориентация и профессиональная подготовка
воспитанниковвыпускников интерната.
Это помогает им быстрее
адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысить чувство
уверенности в себе.
Главную роль в профессиональной ориентации воспитанников я отвожу
индивидуальной работе. Индивидуальные беседы с воспитанниками и их
родителями дают представления об особенностях характера, увлечениях,
склонностях, стремлениях, психических, физических и умственных данных.
Воспитанники – старшеклассники зачастую колеблются в своём выборе.
Выясняю причину колебаний: неуверенность в себе, в выборе, боязнь и т.п., а
затем по возможности устраняем эту причину. Особенно важным и
значительным считаю при выборе профессии влияние физиологических
особенностей и здоровья человека на возможность овладения той или иной
профессией.
Обсуждаем со старшими воспитанниками проблемы
трудоустройства.
Из своей практики работы с группой, предлагаю использовать такую
форму работы как «Круглый стол». Это дискуссионная форма, коллективное
рассуждение (размышление) над вопросом, в котором все выступают «на
равных». Количество вопросов для обсуждения не имеет какогото предела,
ведущий «круглого стола» поддерживает логическую цепочку беседы.
Интересно проходили такие «столы» по вопросам профориентации:
«Куда пойти учиться?», «Куда пойти работать?», «Взаимосвязь «Человек и
труд»». Такие беседы, обсуждения с ребятами помогают не только
определить истину, глубину, ценность вопроса, но и учат ребят отстаивать
свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, аргументировать свои
ответы.
С этого года на базе школыинтерната будет реализоваться по
профориентации воспитанников интерната для работы в агропромышленном
комплексе в условиях кочевого образа жизни «Зов предков (Невы ила'
саир'')», которая даст возможность сформировать представления о
конкретных видах профессиональной деятельности, сформировать установки
и мотивы к определённым видам профессии.
На сегодня остро стоит вопрос о кочевой школе. Кочевая школа
особый тип общеобразовательной школы, приспособленной к местным
условиям Крайнего Севера. Основное ее назначение сделать школу
доступной для детей кочевников, т.е. она должна кочевать вместе с
оленеводами. Воспитанница группысемьи №7 Сэротэтто Ирина, учащаяся 11
класса изъявила желание поступить и учиться на учителя кочевой школы.
Успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший
из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией. Поэтому с ней мы
ведем индивидуальную работу по данной профессии.
Итогом своей работы считаю, наши выпускники группысемьи №7
целенаправленно выбирают профессии, востребованные на рынке труда. Это
медработники, электромонтёры, технологи рыбной продукции, учителя,
операторы связи, программисты, юристы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное
самоопределение в педагогической деятельности воспитателя является
важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в
функционировании общества в целом.
«Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности»
«Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности»
«Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности»
«Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности»
«Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.