Профессиональные заболевания танцовщика
Оценка 5

Профессиональные заболевания танцовщика

Оценка 5
Лекции
doc
другое
05.03.2020
Профессиональные заболевания танцовщика
Особенности строения и заболеваний позвоночника. Особенности строения и заболеваний суставов. Варикозное расширение вен.
Профессиональные заболевания танцовщика..doc

Хореографическое искусство основано на музыкально организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела. Оно изначально синтетическое, ибо вне музыки, усиливающей выразительность танцевальной пластики, дающей ей эмоциональную и ритмичную основу, оно не может существовать.
          Вместе с тем хореография - зрелищное искусство, где существенное значение приобретает не только временная, но и пространственная композиции танца, зримый облик танцующих (отсюда - роль костюма, декоративного оформления и др.).

Высшая форма хореографии - балет, который одновременно является и разновидностью музыкального театра. На протяжении всей своей истории профессиональное искусство хореографии опиралось на народный танец, заимствовало и претворяло многие его элементы.
          В современной хореографии различается танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и балет). В балете хореография  является центром синтеза искусств, органически объединяя в себе музыку и театр.

Другими словами, танцами называются основанные на подражании или ритме телодвижения, которые обычно исполняются под музыку и служат формой выражения или коммуникации. Каждому из них присущи неповторимые движения и особые требования к физической подготовке. У публики танец ассоциируется с грацией и наслаждением, и лишь немногим известно, какой спортивной подготовки требует это искусство. От 65 до 80% травм, связанных с танцами, приходятся на нижние конечности и позвоночник, из них 50% - травмы стопы и лодыжки. Большинство травм связано с перегрузкой (около 70%), а остальные носят острый характер (растяжение лодыжки, переломы и т.д.).
        Красота требует жертв, причем жертв немалых. Эта избитая фраза приобретает особый смысл, когда речь идет о хореографическом искусстве. Профессия танцовщика изначально таит в себе множество опасностей. При сверхчеловеческих нагрузках организм не в состоянии быстро восстановить силы к последующим выступлениям или репетициям.

Люди, которые постоянно проводят время на ногах, в том числе, артисты и танцовщики, страдают от многих профессиональных заболеваний.  Из-за болезни танцовщику приходится отказываться от своих привычек, иногда он вынужден бросать тренировки. При необходимости ходить с палочкой или на костылях не может быть и речи о каких-либо выступлениях.

Страдает позвоночник, колени, желудок и многое другое. При постоянном усилии на излом появляется боль в спине, характерная при неправильном расположении позвоночника. От жесткой работы стопы и колена перегруженные мышцы и суставы ног, испытывающие нагрузки в неестественных направлениях, начинают отекать. Кроме того, постоянное стрессовое состояние, нервные переживания, недоедание, отсутствие времени на полноценный отдых пагубно отражаются на здоровье танцовщика в целом. Возможно развитие  деформаций суставов. При слабой сердечной мышце сильные нагрузки приводят к развитию аритмии и тахикардии.

Зачастую охваченные жаждой славы и мирового признания профессиональные танцовщики забывают, что тело состоит из мышц, суставов и хрящей, что возможности человеческого тела ограничены, но от травмы никто не застрахован.

         Танцевальная медицина носит междисциплинарный характер, так как возникающие травмы могут быть связаны с множеством факторов и требуют комплексного лечения, учитывающего специфические потребности танцовщиков как артистов. Целью лечения должна быть профилактика потенциально опасных специфических перегрузок, чтобы позволить танцовщику вести активную творческую жизнь и быть в прекрасном физическом и психологическом состоянии.

          Неправильное обучение приводит к травмам юных танцоров. Главное условие - правильная техника, так как неверные позы, привычки и методы ведут к устойчивым деформациям и травмам от перегрузки.
          Окружающая обстановка оказывает большое влияние на состояние танцовщиков. Пол должен быть упругим, поглощающим удары, чтобы предотвращать кумулятивные травмы стоп, ног и позвоночника. На качество исполнения также влияют температура и влажность воздуха.              Важным вопросом для артистов является диета - они всегда должны выглядеть стройными, легкими и привлекательными. Неверная физиологическая установка может привести к анорексии и булимии.
Психологический стресс может вызвать гормональные расстройства, которые могут проявляться как аменорея. Переломы от напряжения и остеопороз чаще встречаются у танцовщиков с гормональным дисбалансом. Эмоциональный стресс во время просмотров и прямое давление хореографов, учителей и директоров может усилить психологические проблемы.
          Изменение уровня активности (после отпуска, болезни или беременности), интенсивности труда (репетиции перед премьерой), смена хореографа, стиля, техники или окружающей обстановки (полов, ступеней или даже балетных туфель) делают танцовщика еще более уязвимым.

 
        Большая нагрузка на ноги и позвоночник― предпосылка для многих профессиональных заболеваний. Остановимся на некоторых из них.

Особенности строения и заболеваний позвоночника у профессиональных танцовщиков.

Позвоночный столб представляет собой основную ось тела и состоит из 32-34 позвонков. В шейном отделе-7 позвонков, грудном-12, поясничном-5, крестцовом 4-5 и копчике 4-5 позвонков. Каждый позвонок имеет  тело, дугу и отростки – суставные, поперечные и остистые.

Картинка 18 из 373

 

 

Позвоночный столб образует четыре кривизны – шейную с выпуклостью вперёд (шейный лордоз), грудную с выпуклостью назад (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью вперед (поясничный лордоз) и крестцово-копчиковую с выпуклость назад на уровне 4го крестцового позвонка.
         Большое значение для функции позвоночного столба имеет химический состав межпозвоночного диска. С возрастом содержание воды в нём
  уменьшается  и вследствие этого снижаются его эластические свойства, развиваются дегенеративные изменения, уменьшается рост человека.
         Большая подвижность позвоночного столба способствует созданию устойчивости
  (апломба) артиста балета в большом разнообразии поз и движений. Эта подвижность развивается у будущих профессиональных танцовщиков ещё в залах хореографического училища. Следует отметить, что движение  позвоночного столба у артистов балета тесно связаны с положениями  и движениями верхних и нижних конечностей, таза, головы. Благодаря  взаимодействию всех частей тела создаётся красота и выразительность поз во время танца.
         Профессия артиста балета накладывает свой отпечаток на строение позвоночного столба и у танцовщиков. Вследствие поддержек партнёрш во время танца мышцы туловища у них распределяются так, чтобы с минимальным напряжением производить тяжёлую физическую работу – поднимать балерину. У танцовщиков от кривизны поясничного лордоза рано появляются признаки дегенеративных изменений межпозвоночных дисков, т. е. рано развивается остеохондроз и деформирующий спондилез, отмечается снижение роста.
         Балет, как и спорт, оказывает самое благоприятное воздействие на развитие организма человека. Однако большие физические нагрузки могут явиться причиной как повреждений, так и заболеваний позвоночного столба. В силу особенностей строения позвоночного столба повреждения и заболевания его наиболее часты в области поясничного отдела, как костной основы, так и связочного аппарата и межпозвоночных дисков.
Прямой механизм травмы, при котором возможно повреждение
   позвоночного столба – это удар по спине  или спиной о твёрдый предмет. В этом случае возможны переломы отдельных элементов позвонков.
          Перелом тел позвонков. Непрямая травма в этом случае является наиболее частой причиной возникновения компрессионных переломов тел позвонков.
          Повреждение связочного аппарата включают травмы надостистых, межостистых и жёлтых связок, которые имеют большое значение в стабилизации позвоночного столба. Связочный аппарат травмируется чаще в момент резкой остановки движения и удержания партнёрши над головой, когда поясничный отдел находится в состоянии экстензии, а в некоторых случаях и гиперэкстензии.
         Перелом отростковых позвонков. Переломы поперечных отростков у артистов балета встречаются редко, но приносят много неприятностей в отношении профессиональной деятельности. Возникают эти переломы в результате резкого сокращения мышц спины и локализуются чаще в области поясничного отдела позвоночного столба.
          Перелом дуги позвоночника может возникнуть при исполнении
  танца – модерн в результате резкого переразгибания позвоночного столба. Могут быть переломы со смещением  и без смещения или костных фрагментов.
         Заболевания позвоночного столба. Столб окружён большим количеством мышц, большинство из которых прикрепляются сухожильными продолжениями к различным его отделам. При перегрузках этих отделов у артистов балета возникают боли в позвоночном столбе, мышцах спины и поясницы, которые уплотнены и напряженны; возникает скованность в движениях. Шейный остеохондроз чаще встречается у балерин, а пояснично-крестцовый  остеохондроз преимущественно у танцовщиков, у которых основная нагрузка приходится на эти отделы позвоночного столба.
Остеохондроз пояснично-крестцового отдела у артистов балета часто поражает диски 4 и 5 поясничных и 1 крестцовых позвонков. Частота поражения этих дисков
 обусловлена профессиональным гиперлордозом  поясничного отдела, явлениями дисплазии этого и тем, что здесь находится центр тяжести человеческого тела.

 

Особенности строения и заболеваний суставов у профессиональных танцовщиков.

Каждый сустав рассчитан на строго определенные объем и направленность движений, правильное тонусно-силовое соотношение мышц «сгибателей», «разгибателей» и «стабилизаторов» сустава.

Каждый сустав образован:

  • Суставными концами или отростками костей, для подвижного соединения которых и предназначен этот сустав.
  • Прочным связочным аппаратом и капсулой, которые удерживают суставные концы или отростки костей в правильном положении, предотвращают вывихи и ненужные смещения.
  • Гладкими и скользкими суставными поверхностями, основная задача которых – обеспечивать подвижность и передавать нагрузку с кости на кость с минимальным трением. Трение уменьшается за счет очень гладкой структуры, идеального совпадения конфигурации суставных поверхностей (конгруэнтность), наличия в полости каждого сустава смазки (синовиальная жидкость).

Каждый сустав обеспечен:

  • Нервным аппаратом, который сообщает головному мозгу о положении и движении в суставе, о степени нагрузки на сустав, о возможном повреждении, участвует в регуляции кровообращения и обмена веществ в суставе;
  • Кровеносными сосудами, которые снабжают сустав необходимыми питательными веществами и кислородом и эвакуируют ненужные продукты обмена веществ;
  • Мышцами (сгибателями, разгибателями, стабилизаторами) и связками, управляющими движениями и положением сустава, обеспечивающими его стабильность и устойчивость в различных позах и при движениях.

Картинка 18 из 424

 

Болезни суставов и позвоночника в основном можно разделить на две большие группы: дистрофические и воспалительные болезни. Очевидно, что успех лечения во многом зависит от правильно установленной причины заболевания, поэтому необходимо тщательное обследование пациента, как правило, выполняются рентгеновские исследования суставов и лабораторные исследования крови.

Дистрофические болезни суставов.

Названия этих болезней, как правило, имеют окончание «оз» – артроз, остеохондроз, лигаментоз и др. Проявляются медленной дегенерацией хряща, связок, капсул суставов. Характерные симптомы артрозов – боль, ограничение подвижности в суставе или позвоночнике, деформация сустава с течением времени, хруст при движении.
          К развитию дистрофических болезней суставов и позвоночника, как артроз, остеохондроз приводят наследственная предрасположенность и биомеханические нарушения. Дело в том, что каждый сустав, каждый позвонок, рассчитаны природой на строго определенные объем и направленность движений. Эти движения обеспечиваются согласованной работой мышц, что, в свою очередь, обеспечивается нескольким отделами нервной системы. Согласованную работу мышц могут нарушить: хронические боли, перенесенные (даже очень давно) травмы, операции, сотрясение головного мозга, перенесенное воспаление легких, депрессивные и тревожные состояния, другие заболевания. Малейшее отклонение в регуляции движения приводит к повреждению сустава или межпозвонкового диска (микротравматизация). Как правило, это повреждение совсем незначительное, поначалу практически незаметное, но оно повторяется при каждом движении и постепенно, годами, разрушает сустав или диск, что и приводит к дегенерации. С течением времени ресурс неблагополучия накапливается, а затем, после небольшой провокации (неловкое движение, чрезмерная физическая нагрузка), появляется надрыв связки, мениска или диска, возникает боль и ограничение подвижности.

Воспалительные болезни суставов.

Названия этих болезней, как правило, имеют окончание «ит» – артрит, спондилоартрит, полиартрит и др. К этой группе относится и болезнь Бехтерева. Проявляются воспалением тканей суставов конечностей и/или позвоночника. Характерные симптомы артрита, спондилоартрит, полиартрит и др. – боль, утренняя скованность, припухлость суставов, красная и горячая кожа в месте припухлости, ограничение подвижности в одном или нескольких суставах, позвоночнике, деформация суставов с течением времени.

Периартрит, бурсит, тендинит - воспаление околосуставных тканей: капсулы сустава, сухожилий, связок и их сумок. Причинами чаще всего служат механическая перегрузка и нарушение нервного обеспечения (иннервации) околосуставных тканей при плоскостопии, профессиональных и спортивных перегрузках, искривлении позвоночника, грыжах межпозвонковых дисков, после травм. Более других подвержены периартритам плечевые и тазобедренные суставы.

Артрит, полиартрит, спондилоартрит, болезнь Бехтерева – воспаление тканей суставов. Воспалительное поражение одного сустава называется артритом, а нескольких суставов – полиартритом, воспаление суставов позвоночного столба называется спондилоартритом. Основные виды артритов и полиартритов – ревматоидный, реактивный, подагрический, псориатический, инфекционный, ревматический, болезнь Бехтерева.

Вопреки существующему представлению, пяточная шпора не причина, а следствие заболевания суставов. Стопа человека – гениальное, почти совершенное творение природы. По своему строению стопа напоминает арку и поэтому ее небольшие по массе и толщине кости выдерживают огромную нагрузку.


Картинка 2 из 2365


Подобно человеческим стопам устроены аркообразные мосты, собранные из тонких элементов и в то же время выдерживающие колоссальную массу поездов и автомобилей. Аркообразность свода стопы поддерживается с подошвенной стороны мощнейшей связкой - подошвенным апоневрозом. Задний конец подошвенного апоневроза прикреплен к пяточной кости, а 6 расходящихся пучком передних – к пальцам стопы. Таким образом, он связывает передний и задний отделы стопы и удерживает стопу от распластывания.
          Смещение центра тяжести тела вперед (сутулость, избыточный вес, слабость мышц голеней и др.), особенно в сочетании с многочасовыми репетициями, бегом или прыжками, приводит к многократным микроотрывам волокон апоневроза от пяточной кости, а заживление поврежденных волокон происходит путем превращения поврежденной части апоневроза в кость.

Артроз - самая распространенная болезнь суставов, поэтому рассмотрим его более подробней. Им страдают от 6 до 12% населения, и что самое печальное - сегодня эта патология чаще вызывает нетрудоспособность и приводит к инвалидности, чем несколько десятилетий назад. Артроз – дистрофическое поражение сустава, в результате излишней длительной нагрузки на них, деформирующее его структуры. В последнее время в России так же, как и во всем мире, артроз называют остеоартритом и обозначают аббревиатурой ОА.

Артроз может затронуть любой сустав, независимо от его величины или расположения. Это заболевание может поражать тазобедренный, коленный, голеностопный сустав, а также такие мелкие суставы, как лучезапястный. Часто артроз может поражать не только сам сустав, но и околохрящевые части кости, околосуставные мышцы, связки, оболочки и капсулы. Также могут образовываться костные разрастания в виде шипов.

Первыми симптомами артроза является хруст в суставах, неприятные болевые ощущения внутри сустава в процессе изменения его положения, например при небольшой нагрузке после состояния покоя. Человеку, страдающему артрозом, что называется, «надо размять кости», прежде чем вернется подвижность. В более тяжелых случаях может появиться припухлость, боли становятся длительными и более острыми. Нагрузка на пораженный сустав становится невозможна, и, в конце концов, сустав вовсе теряет подвижность.

Артроз часто обостряется при перемене атмосферного давления. При резкой перемене погоды или в период сезонных изменений сустав начинает беспокоить болями.  

Женщины болеют артрозом в 2 раза чаще мужчин в молодом и среднем возрасте. А после 65 лет эта разница почти не заметна: признаки болезни обнаруживаются у 68% женщин и 58% мужчин.

Специалисты делят артроз на несколько категорий:

-Первичный - когда артроз начинается без видимой причины, который поражает хрящи в нескольких суставах сразу, чаще всего причиной первичного артроза являются возрастные изменения.

-Вторичный артроз может появиться при ушибах, переломах или других травмах.

-Генерализованный или полиартроз характеризуется поражением нескольких суставов сразу.

Деформирующий артроз характеризуется гиперпластическими деструктивными изменениями костей. Это заболевание сопровождается сильной болью, деформацией суставов и невозможностью выполнения их функции. Чаще всего такая форма артрита поражает коленные и тазобедренные суставы, но возможно также поражение голеностопа из-за тесной или неудобной танцевальной обуви.

Лечение артроза может зависеть от того, какой вид заболевания поражает сустав, насколько оно прогрессировало. В самых тяжелых случаях заболевание лечится только хирургическим путем.

 

Еще одно распространенное заболевание профессиональных танцовщиков― варикозное расширение вен.

Вряд ли человечество узнало бы о нем, если бы не было земного притяжения. Вены нижних конечностей выполняют самую тяжелую работу по возврату крови к сердцу: они обеспечивают циркуляцию крови вверх при дополнительной нагрузке ― тяжести тела. Таким образом, по сравнению с другими венами вены ног испытывают более высокое давление, которое просто не выдерживают створки их клапанов.

Принято считать, что варикоз ― болезнь, как правило, наследственная. Действительно, если у человека родители страдают от варикоза, а он сам ведет сидячий образ жизни, то, скорее всего, у него тоже разовьется это заболевание. С другой стороны, если бы всё объяснялось наследственностью и образом жизни, то, казалось бы, для танцовщиков, в роду которых нет варикозников, эта болезнь не представляет опасности. Но, к сожалению, все гораздо сложнее. На развитие варикоза влияет множество разнообразных факторов. В том числе ― излишние нагрузки.

«Если у человека не было варикоза, и он стал заниматься спортивными бальными танцами, то, скорее всего, ему ничего не грозит. Ведь танцы помогают оптимизировать давление на вены нижних конечностей, кровь не застаивается. Другое дело ― танцоры балета. Особенно тяжело там приходится мужчинам, которые поднимают партнерш и выполняют при этом разные па. Эти танцоры подвержены варикозу достаточно сильно. Спортивные бальные танцы полезны при умеренной нагрузке, то есть для любителей. В этом случае танцы могут рассматриваться в качестве профилактики заболевания. При чрезмерной же нагрузке они вредны, так как появляется фактор риска. Это касается профессиональных танцоров». Таково мнение врача-флеболога.

С варикозом связаны также разные мифы и заблуждения. Среди них есть и «специфические бальные»: например, некоторые танцоры предполагают, что, поскольку эта болезнь связана с притяжением земли, то танцевать и тренироваться лучше исключительно на первом этаже, а не на верхних этажах высотки. На этот счет можно не волноваться: разница в силе земного притяжения на разных этажах зданий незначительна.

          Также есть люди, убежденные, что варикоз ничем серьезным не грозит и вообще от него легко избавиться. К сожалению, и это неверно: окончательно вылечить варикоз нельзя, можно лишь приостановить болезнь и не запускать ее. Что грозит танцорам, которые не обращают должного внимания на проблемы со здоровьем и при тревожных симптомах продолжают тренироваться как ни в чем не бывало? Могут появиться такие осложнения, как тромбофлебит, тромбоз, закупорка вены, вплоть до развития  гангрены конечности.

            В силу того, что танцевальная медицина – относительно новая область знаний, в поисках информации об этом танцовщики полагаются на советы своих коллег и учителей. Из-за недостатка научной разработанности танцевального знания по всему миру распространяются всевозможные мифы, которые зачастую нелегко развеять.

При наличии любого из перечисленных заболеваний имеет смысл прислушаться к мнениям разных врачей, это поможет более объективно оценить проблему и выбрать оптимальный курс лечения. Как показывает практика, многие из тех, у кого есть варикоз или иные профессиональные недуги, но кто внимательно следит за здоровьем ног, позвоночника и не запускает болезнь, ухитряются танцевать многие годы. И часто танцы не ухудшают, а наоборот, стабилизируют ситуацию. Этого можно добиться, если правильно дозировать нагрузку и соблюдать рекомендации специалистов. Ведь с медицинской точки зрения танец все же очень полезен для организма, особенно женского: усиливая кровоснабжение внутренних органов малого таза, он выступает хорошим средством профилактики гинекологических заболеваний. Развивая мышцы таза и тазового дна, он существенно облегчает роды. Движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру и это помогает на долгие годы сохранить прекрасную форму груди. 

Танец – это красивый способ перехитрить свою закостенелую психику, заманив ее в чарующий мир, в котором хочется растворяться и оставаться. Именно здесь становится понятно, что внешняя красота лепится из внутренних состояний и ощущения собственной неповторимости. Здесь человек становится более раскованным, интересным для себя и окружающих. Происходит осознание своей единственности, и мир вокруг становится прекрасным. Достигая этого, человек меняется внутренне. И это проявляется не только в творчестве, но и в жизни. Он становимся более мягким, спокойным, а значит его взаимоотношения с окружающим миром более гармоничны. Необходимо помнить о том, что танец – не только искусство, но еще и наука.

 Существует древняя восточная притча: «Пришел человек к мудрецу и сказал ему: „О, мудрец, научи меня отличать истину ото лжи, красоту от безобразия. Научи меня радости жизни“. Подумал мудрец и научил человека танцевать». 

ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Давыдовский Ипполит Васильевич.
Патологическая анатомия и патогенез болезней человека. М.:Медгиз,1958.-692с.

2. Загрядский Виктор Павлович
Физические нагрузки современного человека. Л.:Наука,1982.-95 с

3. Каталымов Леонид Лазаревич
Словарь основных терминов по школьному курсу "Человек" (анатомия, УГПУ.  Ульяновск,1996.-88 с.

4. Сапин Михаил Романович
Анатомия человека:в 2 кн. : учебник для биолог. и мед. спец. Вузов. М.:ОНИКС : Альянс-В,1999.-463 с.

5. Синельников Рафаил Давидович
Атлас анатомии человека: В 4-х т.: Учебное пособие для мед.вузов. М.:Медицина,1994.-320с.

6. Сонькин И.Н.,Валыка Е.Н.,Сальников А.В.,Мелкий Д.А.

Варикозная болезнь нижних конечностей:современный взгляд на этиопатогенез и лечение:Учеб.-метод.пособие/ Ульяновск:УлГУ,2002.-50с.

7. Соков Леонид Петрович
Деформирующие артрозы крупных суставов:учеб. пособие/Соков Леонид Петрович,Романов М. Ф..-М.:УДН,1991.-120 с.

8. Тарарак Т. Я.
Общая патологическая анатомия: учеб.-метод. рекомендации. УлГУ, Мед.фак. Ульяновск,2000.-42 с.

9. Все о балете: словарь-справочник; сост. Е. Я. Суриц; под ред. Ю. И. Слонимского.-М. ; Л.:Музыка,1966.-455 с.

10. Вопросы гигиены труда и профзаболеваний: материалы науч. конф.;КазахССР МЗ; НИИ гигиены труда и профзаболеваний.-Караганда,1972.-423 с.


Скачано с www.znanio.ru

Хореографическое искусство основано на музыкально организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела

Хореографическое искусство основано на музыкально организованных, условных, образно-выразительных движениях человеческого тела

Люди, которые постоянно проводят время на ногах, в том числе, артисты и танцовщики, страдают от многих профессиональных заболеваний

Люди, которые постоянно проводят время на ногах, в том числе, артисты и танцовщики, страдают от многих профессиональных заболеваний

Неправильное обучение приводит к травмам юных танцоров

Неправильное обучение приводит к травмам юных танцоров

Позвоночный столб образует четыре кривизны – шейную с выпуклостью вперёд (шейный лордоз), грудную с выпуклостью назад (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью вперед (поясничный лордоз) и…

Позвоночный столб образует четыре кривизны – шейную с выпуклостью вперёд (шейный лордоз), грудную с выпуклостью назад (грудной кифоз), поясничную с выпуклостью вперед (поясничный лордоз) и…

Вследствие поддержек партнёрш во время танца мышцы туловища у них распределяются так, чтобы с минимальным напряжением производить тяжёлую физическую работу – поднимать балерину

Вследствие поддержек партнёрш во время танца мышцы туловища у них распределяются так, чтобы с минимальным напряжением производить тяжёлую физическую работу – поднимать балерину

Перелом дуги позвоночника может возникнуть при исполнении танца – модерн в результате резкого переразгибания позвоночного столба

Перелом дуги позвоночника может возникнуть при исполнении танца – модерн в результате резкого переразгибания позвоночного столба

Гладкими и скользкими суставными поверхностями, основная задача которых – обеспечивать подвижность и передавать нагрузку с кости на кость с минимальным трением

Гладкими и скользкими суставными поверхностями, основная задача которых – обеспечивать подвижность и передавать нагрузку с кости на кость с минимальным трением

Болезни суставов и позвоночника в основном можно разделить на две большие группы: дистрофические и воспалительные болезни

Болезни суставов и позвоночника в основном можно разделить на две большие группы: дистрофические и воспалительные болезни

Воспалительные болезни суставов

Воспалительные болезни суставов

Подобно человеческим стопам устроены аркообразные мосты, собранные из тонких элементов и в то же время выдерживающие колоссальную массу поездов и автомобилей

Подобно человеческим стопам устроены аркообразные мосты, собранные из тонких элементов и в то же время выдерживающие колоссальную массу поездов и автомобилей

ОА. Артроз может затронуть любой сустав, независимо от его величины или расположения

ОА. Артроз может затронуть любой сустав, независимо от его величины или расположения

Генерализованный или полиартроз характеризуется поражением нескольких суставов сразу

Генерализованный или полиартроз характеризуется поражением нескольких суставов сразу

Если у человека не было варикоза, и он стал заниматься спортивными бальными танцами, то, скорее всего, ему ничего не грозит

Если у человека не было варикоза, и он стал заниматься спортивными бальными танцами, то, скорее всего, ему ничего не грозит

При наличии любого из перечисленных заболеваний имеет смысл прислушаться к мнениям разных врачей, это поможет более объективно оценить проблему и выбрать оптимальный курс лечения

При наличии любого из перечисленных заболеваний имеет смысл прислушаться к мнениям разных врачей, это поможет более объективно оценить проблему и выбрать оптимальный курс лечения

ЛИТЕРАТУРА: 1. Давыдовский

ЛИТЕРАТУРА: 1. Давыдовский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2020