Выступление на заседании
методического объединения педагогов-психологов на тему:
«Профилактика буллинга в образовательной организации»
Подготовила:
Губаренко Ю.А.,
педагог-психолог
Поведенческий:
бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства.
АГРЕССОР(буллер) (лидирующий, нападающий в детском коллективе).
Агрессорами чаще всего выступают дети, которые:
уверенны в том, что добиться своих целей можно посредством господства и подчинения;
не умеют сочувствовать своим жертвам;
физически сильные дети: легко возбудимые и очень импульсивные;
проявляют резкое и даже агрессивное поведение;
самоутверждаются за счет слабой, безответной жертвы;
стремятся быть в центре внимания, претендуют на роль лидера в классе;
высокомерны, делят всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
максималисты, не желающие идти на компромиссы;
дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
дети, не обученные другим, лучшим способам поведения, т.е. невоспитанные;
дети из семей, в которых у родителей отмечается негативное отношение к жизни;
дети из властных и авторитарных семей;
дети из конфликтных семей;
дети с низкой устойчивостью к стрессу;
дети с низкой успеваемостью.
Для буллеров характерны:
импульсивность;
раздражительность;
эмоциональная неустойчивость;
завышенная самооценка;
враждебность (агрессивность);
отсутствие коммуникативных навыков при внешнем соблюдением общепринятых норм и правил;
склонность ко лжи или жульничеству.
ПРЕСЛЕДОВАТЕЛИ – те, кто присоединяется к буллеру, с которыми буллер осуществляет свою агрессию.
Преследователями становятся:
несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих, безынициативные дети;
дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные);
дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других);
часто подверженные жесткому контролю со стороны старших дети (их родители очень требовательны и склонны применять физические наказания);
эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто говорят: «я и не подумал об этом»);
не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса;
трусливые и озлобленные дети.
ЖЕРТВА (объект травли)
Жертвами буллинга чаще всего становтся:
тревожные, не уверенные в себе дети;
дети со сниженной самооценкой, с низким самоуважением.
чувствительные к мнению окружающих.
дети с импульсивным поведением.
склонные к частым переживаниям, унынию, депрессии
тихие и слабые, не умеющие за себя постоять
дарённые дети - вундеркинды, которые не имеют друзе
ябеды и стукачи.
неуспешные в учебе дети.
слишком опекаемые родителями дети.
не умеющие общаться дети, имеющие плохи
социальные навыки, с отсутствием опыта жизни в коллективе.
дети, не умеющие за себя постоять из-за своей деликатности или психологических особенностей.
новички, пришедшие в класс, где есть сложившиеся связи между детьми и роли распределены.
СВИДЕТЕЛИ (поддерживающие — дети, которые одобряют сторону нападающих, подбадривают их; наблюдатели — дети, которые просто собираются вокруг и смотрят и / или избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону; сочувствующие — которые хотят заступиться за жертву травли, но боятся, поскольку обидчик сильный или лидер).
Поведение свидетелей буллинга:
1. У них отмечается страх совершения подобного с тобой, злорадство по этому поводу («Слава богу, не я»), беспомощность, что не можешь оказать помощь ближнему, т.е. они боятся последствий.
2. Они переживают потребности к бегству от ситуации буллинга, чтобы не быть в неё втянутыми, чтобы она не разрушила их душевный комфорт.
3. Они переживают желание присоединиться к травле.
Свидетелями буллинга становятся:
дети, боящиеся быть на месте жертвы;
дети, дорожащие своими отношениями с лидером (буллером);
дети, поддающиеся влиянию «сильных» сверстников в классе;
не умеющие сопереживать и сочувствовать другим;
дети без собственной инициативы;
дети, принимающие травлю за развлечение;
дети жестоких родителей;
озлобленные бывшие жертвы, мечтающие взять реванш за свои унижения.
ЗАЩИТНИКИ - дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуют нападающим и предпринимают действия для прекращения издевательств, либо успокаивают и поддерживают жертву). Существует экспериментальное исследование, показывающее позитивную роль в разрешении ситуации школьной травли защитников: при наличии защитников буллинг заканчивается, не успев начаться. Если же никто не вступается за жертву, то это «становится хорошей почвой для дальнейшей травли — дает обидчикам все основания покрасоваться, унижая другого.
1.Проективные методики: «Несуществующее животное» (с 5 лет), «Кактус» (с 3 лет), «Крокодил» (с 5 лет).
2. Методика «Ёжик» (4-10 лет)
3. Опросник Кеннета Томаса «Определение способов регулирования конфликтов
4. Методика Басса – Дарки.
5. Методика «Агрессивное поведение» (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев).
6. Тест агрессивности (опросник Л.Г. Почебут).
7. Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера).
8. Опросник «Конфликты в школе».
9.«Cоциометрия», Дж. Морено.
10.«Изучение психологического климата в коллективе», А.Н. Лутошкин.
11. Анкета для изучения психологического климата в классе (Л.Г. Федоренко).
12. Методика «Незаконченные предложения» (Д. Сакса и С.Леви, модифицированный вариант).
13.«Оценка психологической атмосферы в коллективе», А.Ф. Фидлер (для педагогов)
14.«Психологическая безопасность образовательной среды школы», И.А. Баева (для педагогов).
15.«Круги», Н.Е. Щуркова.
1.«Опросник риска буллинга», А.А. Бочавер.
2.«Методика на выявление буллинг-структуры», Е.Г. Норкина. Состоит из 25 вопросов.
3.«Буллинг», Д.Ольвеус.
4.Адаптированная версия опросника ICAST-C (International Child Abuse Screening Tool — Children’s Version) (Волкова, Гришина, 2013)
5.«Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга», Д. Ольвеус (адапт. Е.В. Бушиной).
6. Опросник школьного климата (Александрова Д.А. и др., 2018)
Психологические аспекты профилактики буллинга
В отношении постстрессовых последствий буллинга первичная профилактика реализовывается по трем направлениям.
1. Создание условий недопущения буллинга.
2. Скорейшее и грамотное разобщение ребенка (подростка) с соответствующими стрессовыми воздействиями.
3. Укрепление защитных сил личности и организма в противостоянии травле как для условно здоровых детей и подростков, так и для уже имеющих соматическую или психическую патологию.
Правила профилактики буллинга для всех взрослых,
работающих в образовательном учреждении:
Не игнорировать, не преуменьшать значение.
Проявить активность в данной ситуации.
Разговор с «агрессором» буллинга.
Разговор с «жертвой» буллинга.
Разговор с классом.
Проинформировать педагогический коллектив.
Пригласить родителей для беседы.
Наступление последствий.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.