Профилактика правонарушений среди молодежи
Черныш Надежда Валерьевна
преподаватель права, истории, обществознания
Комплекс строительства и предпринимательства
ГБПОУ «ЮУМК»
г. Челябинск
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью организации методов работы в сфере профилактики правонарушений среди молодого поколения России, а также в данной работе отражен результат проведенного исследования, выделены методы работы в данном направлении.
Ключевые слова: правонарушение, профилактика, правовое воспитание, гражданственность, ответственность, правоохранительные органы.
Процессы, происходящие в Российской Федерации общественно- политических и социально-экономических преобразований выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, в полном смысле слова демократического государства, обеспечивающего на деле конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности.
В настоящее время, в стране уделяется большое внимание профилактическим мерам по предотвращению правонарушений среди студенческой молодежи. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда здорового образа жизни, разрабатываются методические пособия, проводятся социологические исследования в данной области. Все это является формами профилактики, но что же такое «профилактика правонарушений»?
Целью выбранного мной направления является исследование эффективных мер профилактики правонарушений в условиях современного общества.
Исходя из выше сказанного, патриотическое воспитание призвано стать отдельной системой воспитания личности. Но почему же возникает потребность в формировании всех этих качеств, казалось бы, естественных для граждан сильной и могучей державы? Для этого необходимо понять, что же такое «патриотизм» и что значит быть патриотом своей Родины.
Так что же такое правонарушение? Иногда бывает трудно определить грань между обычным поступком и правонарушением. Широко известны такие понятия, как «аморальный поступок», «аморальное поведение». Корнем выделенных слов является слово «мораль». Мораль - это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. За их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. Веками лучшие умы человечества ломали головы над причинами правонарушений в обществе и путями их устранения. На сегодняшний день эта проблема остается столь же сложной и противоречивой, как и ранее. Анализируя состояние, тенденции и качественные характеристики современной преступности, следует связывать их не только с происходящими в государстве социально-экономическими реформами, но и с изменениями в общественном сознании, происшедшими в последние годы.
Изложенное выше придает актуальность вопросу о необходимости целенаправленного подхода к проблеме борьбы с правонарушениями, не являющимися преступными, а также с теми или иными отклонениями от требований общественной морали, которые являются питательной средой преступности. Таковы пьянство, мелкое хулиганство, наркомания, мелкие хищения, аморальные поступки. Каждое из этих проявлений может быть малозначительным но, когда подобные нарушения следуют одно за другим, когда для определенного лица (или группы лиц) они становятся повседневными, сливаясь в сплошную цепь неправомерного поведения происходит переход количества в качество. Совокупность малозначительных нарушений - явление, которое должно изучаться и учитываться юридической статистикой в масштабе всей страны, чтобы оно могло приниматься в расчет при планировании работы по профилактике преступности. Более того, негативное поведение такого рода должно стать специальным объектом ранней профилактики, а для этого оно должно быть изучено, как самостоятельное явление, сопутствующее и способствующее преступности.
Гражданское и патриотическое воспитание тесно связано с правовой грамотностью и воспитанием. Человек нуждается в определенных нравственных ориентирах, в опоре на общечеловеческие ценности. Только определив цель, можно очертить нормативное содержание гражданского и правового воспитания. Целенаправленное формирование личности гражданина предполагает ее проектирование (термин введен А. С. Макаренко 1957, т. 5, -С.9), но не на основе общего шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его особенности. Но при этом не уменьшается, а, наоборот, возрастает роль общего проекта, роль целенаправленно организованной системы воспитания гражданина. При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей студента, его индивидуальных образовательных запросов. Включение студента в организованную учебную и вне учебную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, выступающими в качестве мотивов, регулирующих взаимоотношения студентов.
Необходима организация различных форм и видов деятельности:
1. Лекционные занятия проводятся в форме групповых обсуждений, семинаров на заданную тему. Таким образом, решается сразу две задачи: выявляется первоначальный уровень знаний по определенной теме, и в дальнейшем исследуется новый учебный материал.
2. Эффективным направлением является исследовательская деятельность и проведение психологических тренингов и совместных обсуждений с кратким обзором нормативно-правовой базы.
3. Участие в общественных работах приобщает к осознанию гордости за свою родину, что благоприятно влияет на становление личности в целом.
4. Важным элементом правового воспитания является формирование адекватных представлений о собственных правах и обязанностях, о власти и властных отношениях в расширяющейся системе социальных институтов (семья, учебные заведения и т.д.).
Созидание и развитие гражданского общества, как справедливо отмечает З.Я.Капустина, зависит от патриотического и правового воспитания граждан, составной частью которого является подготовка молодого поколения к активному участию в формировании и продвижении в жизнь политики государства, к участию в законотворчестве и осуществлению жизнедеятельности по действующим законам. Развитие демократизации общественных процессов в стране вносит существенные коррективы в содержание патриотизма и воспитание патриотов. Дело в том, что Родина и государство – не синонимы. Гражданство само по себе не есть преданность государству, а есть принадлежность человека к нему. Принадлежность гражданина государству превращается в преданность, на наш взгляд, если государство стоит на службе гражданскому обществу.
В ноябре 2020 г. нами было проведено исследование правового воззрений студентов, было опрошено 50 респондентов очного отделения 1 курса.
Анализ данных социологического исследования показал, что правовое пространство ценностных ориентаций современной российской молодежи противоречиво и размыто. В качестве основополагающих, студентами были выделены – семейные ценности, установление и поддержание правопорядка в стране, соблюдение правил, установленных государством, а также ведение здорового образа жизни.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что студенческая молодежь нуждается в комплексном подходе к решению проблем связанных с правонарушениями с акцентом на оказание социально-правовой, информационной помощи в рамках учебного заведения, главной целью которого является здоровье сберегающий фактор.
Список литературы
1. Ветошкин, С. А. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие для среднего профессионального образования / С. А. Ветошкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 242 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12502-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/456398 (дата обращения: 18.01.2021).
2. Кривых М.В., Манохина Э.А., Воробьева Н.В. Ценностные ориентации и жизненные планы студенческой молодежи // «Молодёжь Сибири –науке России»: материалы международной научно-практической конференции / Сост. Т.А. Кравченко; Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский институт бизнеса, управления и психологии». -Красноярск, 2015. 404 с. С. 206-208
3. Показатели преступности России // Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://crimestat.ru/offenses_map (Дата обращения: 18.01.2020)
4. Социальная педагогика. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Г. Баженов [и др.] ; под редакцией С. В. Воробьевой, М. А. Мазниченко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 262 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-06699-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437655 (дата обращения: 18.01.2021).
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" // Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №10/2020 (Дата обращения: 20.02.2020)
6. Яковлева М.А. Авторский взгляд на систему субъектов профилактики правонарушений в современной России // Юридическая наука. 2019. № 8. С. 81-87.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.