Профилактика профессионального выгорания педагога
Оценка 5

Профилактика профессионального выгорания педагога

Оценка 5
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
23.01.2017
Профилактика профессионального выгорания педагога
• познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, симптомами его проявления, этапа-ми формирования, причинами возникновения и способами профилактики; • сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, спо-собствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов; • развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде; • сформировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности.Профилактика профессионального выгорания педагога познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики; • сформировать в педагогическом коллективе благоприятный психологический микроклимат, спо-собствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов; • развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде; • сформировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности
профилактика проф выгорания.doc
Рук. ГПО педагогов доп. образования Полушина Ю.Н. Тема : «Профилактика профессионального выгорания педагога»      Цели:     познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения и способами профилактики; сформировать   в   педагогическом   коллективе   благоприятный   психологический   микроклимат, способствующий сохранению и укреплению психического здоровья педагогов;  развивать систему профилактики эмоционального выгорания в педагогической среде;  сформировать у педагогов мотивацию к профессиональному самосовершенствованию личности. Форма организации: заседание ­практикум с элементами тренинга. Участники семинара: педагоги доп. образования ЗАНЯТИЕ №1.   Тема: «Что такое эмоциональное выгорание?». Работу   предлагаю   начать   с   того,   чтобы   разобраться,   какое   место   в   нашей   жизни   занимают профессиональные и личные составляющие.  Упражнение «Баланс реальный и желательный». Предлагается поработать с изображениями кругов  ­  в первом круге вы, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметить, в каком соотношении в настоящее время находятся работа (профессиональная жизнь), работа по дому и личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения); ­ во втором ­ их идеальное соотношение. Обсуждение:  Есть   ли   различия?   В   чем   они   заключаются?   Почему   так   получилось?   К   каким последствиям эти разногласия могут привести? Упражнение «Какое качество важнее».  Предлагаю вам подумать и решить, какое качество, по вашему мнению, является самым важным. У  кого из вас присутствуют все три указанных качества. Качества: – мудрость, надежность, настойчивость; – активность, бескорыстие, вежливость; – сила воли, скромность, смелость; – самозабвенность, тактичность, терпеливость. Полушина Ю.Н. Теоретическая часть.   «В   последние   годы   в   России,   так   же   как   и   в   развитых   странах,   все   чаще   говорят   не   только   о профессиональном стрессе, но и о синдроме эмоционального выгорания работников.  По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в школе у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все учителя.           Что такое синдром эмоционального выгорания?  Эмоциональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально­энергетических и личностных ресурсов работающего человека.  Синдром эмоционального выгорания — самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: преподавателей, социальных работников, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, — всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание — плата за сочувствие».  Эмоциональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без   соответствующей   «разрядки»,   или   «освобождения»   от   них.   Оно   ведет   к   истощению   эмоционально­ энергетических и личностных ресурсов человека.  В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние   работника,   испытывающего   дистресс   профессионального   выгорания:   «Запах   горящей психологической проводки».  Распространенной  является  модель  синдрома  выгорания  К.  Маслач  и С.  Джексона  (1981  г.).  Они выделяют три его основных составляющих: 1.Эмоциональное   истощение  обнаруживает   себя   в   чувствах   беспомощности,   безнадежности,   в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического   недомогания.   Возникает   чувство   «приглушенности»,   «притупленности»   эмоций,   наступает безразличие к потребностям других людей. 2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого  худшего. Негативные реакции проявляются по­разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы. 3.Сокращенная   профессиональная   реализация   (или   редукция   личных   достижений)  –   третий компонент   выгорания.   Может   проявляться   либо   в   тенденции   к   негативному   оцениванию   себя,   своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо   в   редуцировании   собственного   достоинства,   ограничении   своих   возможностей,   обязанностей   по отношению к другим. Причины возникновения СЭВ у педагогов: 1. Повышенная   ответственность   педагога   в   выполнении   своих   профессиональных функций. 2. 3. 4. месте. 5. 6. 7. 8. 1. 2. Загруженность в течение рабочего дня. Высокая эмоциональная включенность в деятельность – эмоциональная перегрузка. Неблагоприятные   социальные   условия   и   психологическая   обстановка   на   рабочем Необходимость владения современными методиками и технологиями обучения. Несоответствие результатов затраченным силам. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния. Ответственность перед администрацией, коллегами за результаты своего труда. Ситуации, влияющие на возникновение СЭВ. Начало своей деятельности после отпуска, каникул (функция­адаптационная). Проведение открытого  урока,  на  который  было  потрачено  много  сил,   но принесло соответствующего удовлетворения. 3. Окончание учебного года. Три аспекта профессионального выгорания. Первый   —   снижение   самооценки.   Как   следствие,   такие   «сгоревшие»   работники   чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.  Второй — одиночество. Люди, страдающие от эмоционального выгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с другими людьми.  Третий — эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное   выгорание,   приводят   к   серьезным   физическим   недомоганиям   —   гастриту,   мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д. Поле самодиагностики. Выгорание – длительный процесс. Его симптомы нарастают постепенно, иногда незаметно.  Предлагаю   вам   оценить   себя   по   степени   выраженности   или   частоте   проявления   того   или   иного признака.   Оценка,   безусловно,   имеет   субъективный   характер,   опирается   на   внутренние   ощущения.   Поле самодиагностики заполняете самостоятельно, на обсуждение не выносим, но желающие могут поделиться своими впечатлениями.  Посмотрите,   в   разделе   которого   наибольшее   число   закрашенных   клеточек   –   это   и   есть   ваша проблемная зона. Заключение Упражнение «Добрые слова каждому». Ведущий предлагает участникам сказать друг другу добрые  слова, поделиться мнением о тренинге. Полушина Ю.Н. Занятие № 2. Тема: «Стадии эмоционального выгорания».  Сегодняшнее занятие начнем с результатов анкет, которые заполняли на прошлом. На прошлом занятии я рассказывала о синдроме эмоционального выгорания, сегодня хочу познакомить с его стадиями. Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:  ПЕРВАЯ СТАДИЯ:  •   начинается   приглушением   эмоций,   сглаживанием   остроты   чувств   и   свежести   переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;  • забывание каких­то моментов («провалы в памяти»).  ВТОРАЯ СТАДИЯ:  • снижение интереса к работе; • снижение потребности в общении (в том числе и дома, с друзьями): «не хочется никого видеть»; •   возникают   недоразумения   с   обучающимися   и   коллегами,   преподаватель   в   кругу   своих   коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;  • нарастание апатии к концу недели; •   появление   устойчивых   соматических   симптомов   (нет   сил,   энергии,   особенно   к   концу   недели, головные боли по вечерам, увеличение числа простудных заболеваний); • повышенная раздражительность, человек «заводится с пол­оборота».  ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;  • наблюдается когнитивная дисфункция (нарушение памяти, внимания); • нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями; •   личностные   изменения,   человек   стремится   к   уединению   (ему   гораздо   приятнее   общаться   с животными и природой, чем с людьми); • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе. Важным   профессиональным   фактором,   имеющим   тесную   связь   с   выгоранием,   выступает удовлетворенность трудом.  Предлагаю вам ответить на вопрос: «Что мешает Вам получить удовлетворение от профессиональной деятельности?».  Предлагаю проанализировать, к каким факторам относится та или иная причина неудовлетворения – к организационным   или   индивидуальным.   Далее   обращается   внимание   участников,   что   по   результатам исследований,   ведущая   роль   в   возникновении   и   развитии   выгорания   принадлежит   именно  личностным факторам,   которые   представляют   собой   совокупность   индивидуально­психологических   особенностей человека. Индивидуальные факторы:  Возраст  Пол (женщины)  Уровень образования  Семейное положение (не состоящие в браке)  Стаж работы  Выносливость  Локус контроля  Стиль сопротивления  Самооценка  Невротизм (тревожность)  Коммуникабельность Организационные факторы:  Условия работы  Рабочие перегрузки  Дефицит времени  Продолжительность рабочего дня  Содержание труда  Самостоятельность в своей работе  Обратная связь Вывод:  мы ищем причины нашей  неудовлетворенности  от работы во внешних обстоятельствах, не задумываемся о собственной роли в профессиональном выгорании. Упражнение «Я работаю преподавателем». Предлагаю вам изобразить себя (приложение №1 п.3): ­ в начале трудового пути (если специалист имеет небольшой опыт работы – его представления о себе в начале профессионального пути), ­ в настоящее время, ­ через 5 лет. Кто хочет поделиться собственными ощущениями от своих рисунков. (Важно, чтобы они сами смогли увидеть возможные различия в содержании, разработанности, цветовой гамме изображенного). Обсуждение:  В   чем   отличия   полученных   образов?   Какой   образ   Вам   нравится   больше,   почему? Нравится ли Вам образ настоящего времени, а образ будущего? Почему? Содержит ли образ будущего те желания, которые Вы определили для себя в начале нашей встречи? Занятие № 3. Тема: Самоанализ личности педагога. Хотелось бы начать с китайской поговорки: «Расскажи мне – и я забуду  Покажи мне – и я запомню  Вовлеки меня – и я пойму и чему­то научусь»  Человек усваивает:  10% того, что слышит  50 % того, что видит,  70 % того, что сам переживает,  90 % того, что сам делает.    1. Упражнение «Поза Наполеона».  Сейчас я вам  покажу три движения (руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми  ладонями и руки сжаты в кулаки). Затем по моей команде: «Раз, два, три!», каждый из вас должен показать  одно из трех движений (какое понравится).   Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони,  значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона –  некоторую закрытость или нежелание работать.  2. Упражнение «Карусель общения». Каждый продолжает фразу: «Я люблю…», «Меня радует…», «Мне грустно когда…», «Я сержусь,  когда…», «Я горжусь собой, когда…».  3. Упражнение «Тест геометрических фигур».  Предлагаю вам выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг,  прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.   ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность.  Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в  себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов,  забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей,  тенденция к простудам, травмам, дорожно­транспортным происшествиям.  ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм,  ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость,  неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.  ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость  своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому,  восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство  настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в  финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.  КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил.  Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность,  экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная  эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.  КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом.  Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и  меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих,  нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к  прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.    4. Упражнение «Выбор».  Вы заходите в булочную и покупаете пончик с повидлом. Но когда Вы приходите домой и  надкусываете его, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?  1. Относите бракованный пончик назад в булочную и требуете взамен новый.  2. Говорите себе: «Бывает» ­ и съедаете пустой пончик.  3. Съедаете что­то другое.  4. Намазываете маслом или вареньем, чтобы был вкуснее.  Если вы выбрали первый вариант, то вы – человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим  советам чаще прислушиваются. Вы оцениваете себя как рассудительную, организованную личность. Как  правило, люди, выбирающие первый вариант ответа, не рвутся в лидеры, но, если их выбирают на командную  должность, стараются оправдать доверие. Иногда вы относитесь к коллегам с некоторым чувством  превосходства – уж вы­то не позволите застать себя врасплох.  Если вы выбрали второй вариант, то вы – мягкий, терпимый и гибкий человек. С вами легко ладить и  коллеги всегда могут найти у вас утешение и поддержку. Вы не любите шума и суеты, готовы уступить  главную роль и оказать поддержку лидеру. Вы всегда оказываетесь в нужное время в нужном месте. Иногда  вы кажетесь нерешительным, но вы способны отстаивать убеждения, в которых твердо уверены.  Если вы выбрали третий вариант, то вы умеете быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда  правильно) действовать. Вы авторитарный человек, готовы принять на себя главную роль в любом деле. В  подготовке и проведении серьезных мероприятий возможны конфликты, так как в отношениях с коллегами  вы можете быть настойчивыми и резкими, требуете четкости и ответственности.  Если вы выбрали четвертый вариант, то вы человек, способный к нестандартному мышлению,  новаторским идеям, некоторой эксцентричности. К коллегам вы относитесь как к партнерам по игре и  можете обидеться, если они играют не по вашим правилам. Вы всегда готовы предложить несколько  оригинальных идей для решения той или иной проблемы.  5. Упражнение «Лестница».      Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном промежутке жизненного пути и  профессиональной деятельности. Всем участникам тренинга раздаются листочки со схематичным  изображением лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое местонахождение на  лестнице на сегодняшний день.  ­ Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?  ­ Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице? ­ Что мешает Вам находиться наверху?  ­ Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх? 6. Упражнение «Распредели по порядку».      Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения социальных ролей для  сохранения психического здоровья и творческой активности; осознание своего «Я». Предлагаю распределить  по порядку (по степени значимости, на ваш взгляд) следующий перечень:  ­ Дети;  ­ Работа;  ­ Муж (жена);  ­ Себя;  ­ Друзья, родственники.  Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения перечня:  1. Я; 2. Муж (жена);  3. Дети;  4. Работа;  5. Друзья, родственники.  Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными результатами.    7. Рефлексия.      Участники обмениваются впечатлениями и мнениями. Ведущий благодарит всех участников за  внимание и участие в тренинге. Занятие № 4. Тема: Профилактика синдрома выгорания. «Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности».  Упражнение «Удовольствие». Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1­2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть   и   восстановить   свои   силы.   Сейчас   я   раздам   вам   листы   бумаги.   Нужно   написать   5   видов повседневной   деятельности,   которые   приносят   вам   удовольствие.   Затем   проранжировать   их   по   степени удовольствия.   Объяснить   педагогам,   что   это   и   есть   ресурс,   который   можно   использовать   как   «скорую помощь» для восстановления сил. В результате обсуждения можно сделать вывод, что педагоги имеют возможность к саморегуляции, но, по разным причинам этого не делают. Примерный перечень способов эффективной саморегуляции:  смех, улыбка, юмор;  размышления о хорошем, приятном;  различные движения типа потягивания, расслабления мышц;  рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном;  вдыхание свежего воздуха;  чтение стихов;  высказывание похвалы, комплиментов кому­либо просто так;  прослушивание спокойной, тихой музыки;  общение с супругом (гой), детьми, внуками;  рукоделие;  общение с искусством. Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения». Этот   метод   включает   в   себя   серию   упражнений   по   произвольному   напряжению   и   расслаблению основных   мышечных   групп.   Характерной   чертой   каждого   упражнения   является   чередование   сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления  Для снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».  Упражнение «Муха». Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры. Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.  Упражнение «Лимон». Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.  Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои   ощущения.   Затем   выполните   упражнение   одновременно   двумя   руками.   Расслабьтесь.   Насладитесь состоянием покоя.  Упражнение «Сосулька» («Мороженое»). Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.  Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.  Упражнение «Передышка».  Обычно,   когда   мы   бываем   чем­то   расстроены,   мы   начинаем   сдерживать   дыхание.   Высвобождение дыхания — один из способов расслабления. В течение трех минут дышите медленно, спокойно и глубоко. Можете даже закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.  Упражнение «Чему я научился». Сейчас я раздам вам листы бумаги со следующими неоконченными предложениями: Я научился … Я узнал, что …  Я нашел подтверждение тому, что …  Я обнаружил, что … Я был удивлен тем, что … Мне нравится, что …  Я был разочарован тем, что … Самым важным для меня было …  Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на листе.  Рефлексия «Мне сегодня …». Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня …». Литература: 1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги,  упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с. 2. Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер,  2005. – 184 с. 3. Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/  Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с. 4. Монина Г.В., Лютова­Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.:  Издательство «Речь», 2006. 5. Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал –  М.: 2002. – № 3 – с. 85–95. 6. Романова Е.С., Горохова М.Ю. Личность и эмоциональное выгорание. // Вестник практической психологии образования. ­ № 1. – 2004. 7. Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005.  – 75 с. 8. Трунов Д.Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме. //  Журнал практического психолога. ­ № 5. – 1998. 9. Филина С. О «синдроме профессионального выгорания» и технике безопасности в работе педагогов и других специалистов социальной сферы. //  Школьный психолог ­ № 36. – 2003. Приложение № 1. Степень выраженности, частота 1 2 3 4 5 1.  2. Виды симпто­мов е и к с е ч н е д е в о п е ы н в и т к е ф ф а е ы н в и т и н г о к е к с е ч и г о л о и з и ф Симптомы Сопротивление выходу на работу Частые опоздания Откладывание деловых встреч  Уединение, нежелание видеть коллег Нежелание видеть обучающихся Нежелание заполнять документацию Формальное исполнение обязанностей Утрата чувства юмора Постоянное чувство неудачи, вины, самообвинения Повышенная раздражительность Ощущение придирок со стороны администрации Равнодушие Бессилие, эмоциональное истощение Подавленное настроение Мысли о смене профессии, уходе с работы Слабая концентрация внимания, рассеянность Ригидность мышления, использование стереотипов Сомнения в полезности работы Разочарование профессией Циничное отношение к обучающимся, коллегам Озабоченность собственными проблемами Нарушение сна (бессонница/уход в сон) Изменения аппетита (отсутствие/«заедание») Длительно текущие незначительные недуги Восприимчивость к инфекционным заболеваниям Усталость, быстрая физическая утомляемость Головные боли, проблемы со стороны ЖКТ Обострение хронических заболеваний 3. Начало трудового пути              Настоящее время                   Через 5 лет 4. «Что мне доставляет удовольствие?» ­ ­

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога

Профилактика профессионального выгорания педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017