профориентационной работы

  • docx
  • 25.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала профориентационной работы.docx

 

План

профориентационной  работы

на 2019-2020 учебный год

Пояснительная записка

 

     Задачей современной школы становится подготовка учащихся к профессиональному самоопределению, формирование у них качеств, обеспечивающих успешность личностного, профессионального и карьерного роста. Несмотря на многочисленные научно-методические разработки по данной проблеме, практические пути еѐ решения зависят от конкретных условий каждой школы и требуют от педагогов творческого подхода.

     Современная жизнь трактует, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего как гражданин общества, умеющий адаптироваться ко всем жизненно важным ситуациям. Только лишь разобравшись в своих потребностях и осознав личные возможности, можно приступить к знакомству с миром профессий. В современном мире насчитывается более сорока тысяч профессий. Найти среди них свою не так просто. И начинать этот поиск приходится со школьной скамьи.

     Сегодня огромное внимание необходимо уделить проведению целенаправленной профориентационной работы среди школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

     Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил, возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы, средства в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда

 

Цель

·         Способствуя определению сферы своей будущей профессиональной деятельности,  познакомить учащихся с  типами профессий и оказать профориентационную  поддержку 

Задачи:

·         формировать положительное отношение к труду;

·         учить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

·         учить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

·         учить анализировать свои  возможности  и  способности, (формировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)

·         повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.

·         выработать систему взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с местными предприятиями.

 

1.Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

  • Профессиональная информация: включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
  • Профессиональное воспитание: включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
  • Профессиональная консультация: изучение личности учащегося, носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.

2.Основные формы работы

Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

№ п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профпросвещение

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки технологии, классные часы по профориентации, экскурсии, встречи с людьми интересных профессий

2

Профинформация

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям.

3

Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

 

3. Направления работы.

 Организационно-информационная деятельность

-работа координаторов по профориентационной работе с учащимися;

-методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Профориентационные мероприятия с обучающимися

-комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;

-консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);

-анкетирование;

-организация и проведение экскурсий;

-встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Профориентационная деятельность с родителями

 -проведение родительских собраний, (общешкольных, классных, совместно с учащимися);

-лектории для родителей;

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

-анкетирование родителей учащихся;

-привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, общественных ученических организаций;

-помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

-избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;

 

 п/п

Мероприятия

Участники

Сроки проведения

Ответственный

1. Организационно-информационная деятельность

Оформление стендов, наглядных пособий, плакатов, методических материалов

сентябрь

Ответственный за профориентацию

Координирование работы педагогического коллектива

в течение года

Ответственный за профориентацию

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год, выявление трудоустройства и поступления в учреждения среднего профессионального и высшего образования выпускников 9,11 классов.

август-сентябрь

 

Ответственный за профориентацию, заместитель директора по УВР

Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.

август-сентябрь

Ответственный за профориентацию

Осуществление взаимодействия с ЦЗН, учреждениями профессионального образования г.Тейково, предприятиями

в течение года

Администрация, ответственный за профориентацию

2. Профориентационные мероприятия с обучающимися

Выявление выбора предпочтений обучающихся предметных курсов

Обучающиеся 9  классов

сентябрь

Зам. директора по УВР

Выявление выбора предпочтений обучающихся занятий в творческих группах

Обучающиеся 1-9 классов

сентябрь

Зам. директора по ВР

Знакомство с профессиями при классно-урочной системе. Расширение знаний обучающихся о профессиях

Обучающиеся 1-9классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, учителя-предметники

Организация уроков по курсу «Мир профессий»

Обучающиеся 9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, учитель МП

Организация и проведение классных часов по профориентации

Обучающиеся 1-9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами: обеспечение участия в проектно-исследовательской деятельности (конкурсах, выставках, фестивалях)

Обучающиеся 1-9 классов

«Безопасное колесо» - сентябрь;

«Будем жить» - ноябрь;

краеведческие чтения – декабрь;

и др. в течение года

Ответственный за профориентацию, учителя-предметники, зам. директора по ВР

Организация и проведение занимательных викторин и бесед с использование медиатеки

Обучающиеся 1-9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, библиотекарь

Организация экскурсий на предприятия

Обучающиеся 1-9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.

Обучающиеся 1-9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Обеспечение участия обучающихся в днях открытых дверей учреждений среднего профессионального и высшего образования

Обучающиеся 8-9 классов

в течение года

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий ЦЗН с целью знакомства с учреждениями среднего профессионального и высшего образования и рынком труда.

Обучающиеся 8-9 классов

Март-апрель

Ответственный за профориентацию, классные руководители

Организация деятельности по созданию портфолио выпускников школы

Обучающиеся 1-9классов

в течение года

Классные руководители

День открытых дверей в КАТТ

Обучающиеся 8-9 классов

апрель

Классные руководители

3. Профориентационная деятельность с родителями

Проведение индивидуальных консультаций с родителями по проблемам выбора элективных курсов по учебным предметам

Родителя обучающихся 9 классов

сентябрь

Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители

Привлечение родителей к участию в проведении экскурсий на предприятия и учреждения среднего профессионального и высшего образования.

Родителя обучающихся 1-9 классов

в течение года

Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители

Привлечение родителей к участию в проведении мероприятий классно-урочной системы и системы дополнительного образования

Родителя обучающихся 1-9 классов

в течение года

Администрация, ответственный за профориентацию, классные руководители, учителя-предметники

Родительские собрания в 9  классах по подготовке к  ОГЭ

Родители обучающихся 9 классов

в течение года

Классные руководители

 

Подготовка рекомендаций родителям по проблемам профориентации.

Родители обучающихся

1-9 классов

Классные руководители

 

 Примерная тематика классных часов.

 

1-4 классы.

1

Мир моих интересов

2

Профессии наших родителей.

3

Путь в профессию начинается в школе.

4

Моя мечта о будущей профессии.

5

Труд на радость себе и людям.

5-7 классы.

1

Мир профессий. Человек и техника. Встреча с начальником ж/д

2

Мир профессий. Человек на производстве. Экскурсия на «Омский  бекон»

3

Мир профессий. Почтовая связь в нашей стране. Экскурсия в отделение связи.

4

Мир профессий. Чтобы люди были красивыми. Экскурсия в салон «Вероника» Парикмахер. Визажист. Конкурс.

5

Мир профессий. На страже закона. Встреча с работниками  городского суда.

6

Мир профессий. Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку

7

Мир профессий. Зеленое богатство. Экскурсия в леспромхоз.

8

Мир профессий. Когда на весах лекарства. Фармацевт. Встреча.

8-9 классы.

1

Познай самого себя. Беседа, тестирование.

2

Какие факторы оказывают значительное влияние на выбор профессии. Анкетирование.

3

Профориентация и медицинская профконсультация.

4

Мотивы выбора профессии.

5

Психологические характеристики профессий.

6

Встреча с выпускниками школы. «Они учились в нашей школе»

7

Встреча с выпускниками школы –учителями.

8

Профессии с большой перспективой.

9

Как стать гением. Жизненная стратегия творческая человека.

10

Сотвори свое будущее. Проект

11

Что? Где? Когда? Информация о профессиях. Знакомство с периодической печатью и литературой.

 

Общешкольные мероприятия

 

IIIинтенсив  «Олимпийцы среди нас» (3  четверть и весенние  каникулы)

Январь

 

Конкурс социальных проектов в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России»

5-9

Педагог - организатор,

 педагог, классные  руководители

 

Встречи с родителями – представителями разных профессий.

1-9

Классные   руководители

 

Экскурсии  на предприятия города

1-9

Классные   руководители

 

 

 

Оценка эффективности профориентационной работы

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;

-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;

-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.  Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Ожидаемые результаты реализации Программы.

- создание системы профессиональной ориентации в школе;

- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

-  повысить мотивацию учащихся к труду;

- оказать адресную помощь учащимся  в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.