Целевая программа
«Умей сказать «НЕТ!»
по профилактике аддиктивного поведения
у детей и подростков
средней общеобразовательной школы № 9
1. Введение
Целевая программа по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних разработана на основании Федерального закона № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних», Конвенции ООН о правах ребенка, действующего законодательства Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Уголовного кодекса РФ «Ответственность за преступления против здоровья населения и общественной нравственности (ст. 228-234) и вовлечение несовершеннолетних в немедицинское употребление средств, влекущих к одурманиванию» (ст. 210 -224), Федерального закона № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» в соответствии с Концепцией государственной программы развития образования в РС (Я) на 2007-2011гг., Межведомственной программы развития воспитания детей и молодежи РС (Я) на 2004-2007гг.
Программа «Умей сказать «Нет!» - это
· Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.
· Пропаганда здорового образа жизни.
· Оказание подросткам различных видов социальной помощи адекватными естественными и искусственно созданными социально-поддерживающими сетями.
· Формирование жизненных навыков, умения сказать «Нет».
· Укрепление, развитие и восстановление внутреннего потенциала семьи для выполнения его многочисленных, общественно-значимых функций.
2. Актуальность проблемы
Россия переживает сложный период: раскол общества, затянувшиеся социально-экономические и политические преобразования, разрушение прежних стереотипов поведения, потерю идеалов и ценностей. Это является одной из причин неуверенности людей в завтрашнем дне.
Дети и подростки, со свойственной этому возрасту особой чувствительностью, оказываются наиболее незащищенными, уязвимыми, одинокими и психологически беспомощными перед жизненными трудностями. Часто они не готовы к новым жестким требованиям общества, не способны сделать самостоятельный выбор и взять на себя ответственность за свое поведение, за свое будущее , и поэтому оказываются в стрессовых ситуациях. Не обладая жизненными навыками, не умея выбирать эффективные способы снятия напряжения, которые давали бы им возможность сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый и эффективный стиль жизни, они не справляются с многочисленными проблемами. Это приводит к дезадаптивному и саморазрушающему поведению, в том числе, злоупотреблению наркотиками и другими психоактивными веществами.
3. Цель и задачи программы
Цель программы - формирование целостной системы воспитания и образования детей и подростков в современных условиях, направленной на развитие у несовершеннолетних антинаркогенных установок, как внутриличностных регуляционных механизмов, обеспечивающих реализацию поведения в рамках здорового и безопасного образа жизни.
Задачи:
Ø Создание условий, препятствующих возникновению и распространению вредных привычек.
Ø Пропаганда здорового образа жизни.
Ø Выявление трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и оказание своевременной социальной помощи и поддержки несовершеннолетним.
Ø Развитие у подростков навыков конструктивного поведения, способствующих их адаптации, социальной интеграции, психическому и физическому здоровью.
Ø Формирование воспитывающих гуманистических, нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.
4. Основные направления реализации Программы:
! Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности.
! Работа с семьей.
5. Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
¨ Изменения дезадаптивных форм поведения учащихся на адаптивные.
¨ Здоровый образ жизни среди большинства подростков.
¨ Увеличение объема и повышение качества социальных услуг, предоставляемых несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и их семьям.
¨ Успешная адаптация и социализация выпускников школы в современных условиях.
Мероприятия по реализации программы «Умей сказать «Нет!» по профилактике аддиктивного поведения у детей и подростков.
№ |
Мероприятие |
Сроки |
Исполнители |
|
1. Здоровье детей и основы безопасности жизнедеятельности
|
||
|
Задачи: Обучение содержательному проведению досуга, умению строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации; предупреждение пьянства, употребление наркотических, токсикоманических веществ, курения среди учащихся, создание условий, препятствующих возникновению и распространению этих вредных привычек.
|
||
1. |
Выявление детей, склонных к алкоголизму, табакокурению, наркомании |
Сентябрь – май |
Соц.педагог, классные руководители |
2. |
Работа уголка «Береги здоровье смолоду» с информацией о различных болезнях, о профилактических мерах. |
В течение года |
Активисты «наркопоста» |
3. |
Акция «День без сигарет» |
Ноябрь |
Соц.педагог |
4. |
Совместные проведения классных часов «Дым, уносящий здоровье», «Я и мое окружение», «Будущее не за горами», «Ты должен жить», «Мой выбор» и тд. |
Ноябрь, декабрь, март, апрель, май |
Активисты «наркопоста», классные руководители |
5. |
Лекции врачей наркологов, венерологов, гинекологов, специалистов из СПИД –центра |
1 раз в четверть |
Соц.педагог |
6. |
Акция «Время жить», посвященная Дню борьбы со СПИДом. |
Декабрь |
Соц.педагог, члены группы «Град» |
7. |
КВН «Если хочешь быть здоров» |
Декабрь |
Соц.педагог, ОДО |
8. |
Час общения с наркологом |
1 раз в месяц |
Нарколог |
9. |
Конкурсы рисунков газет о вреде курения, алкоголизма, наркомании |
Сентябрь-май |
Активисты «наркопоста» |
10. |
Операция «НАТО: наркотики, алкоголь, табак – откажись» |
Март |
Соц.педагог |
11. |
Проведение декад здоровья |
Декабрь, апрель, май |
Соц.педагог |
12. |
Участие в работе «Школы здоровья» |
Ежемесячно |
Соц.педагог |
13. |
Анкетирование «Мониторинг вредных привычек» |
Сентябрь –май |
Активисты «наркопоста», классные руководители |
14. |
Индивидуальная работа с детьми, имеющими вредные привычки, в тесном контакте с медиками и работниками ПДН. |
В течение года |
Соц.педагог, нарколог |
15. |
Тематические дискотеки «Отдых без наркотиков, спиртного» |
1 раз в месяц |
Соц.педагог |
16. |
Работа «Почты доверия» |
Сентябрь –май |
Группа «Град» |
17. |
Участия в районных спортивно-массовых мероприятиях |
Сентябрь-май |
Учителя физической культуры |
18. |
Организация Летнего отдыха учащихся, особенно детей группы «риска» |
Сентябрь-май |
Зам.директора по ВР, соц.педагог |
|
2. Работа с семьей
|
||
|
Задачи: Предупреждение внутрисемейного вовлечение детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними; Формирование воспитывающих гуманистических нравственно и физически здоровых отношений в семье, помощь в повышении педагогической культуры родителей.
|
||
1. |
Ежедневное собеседование с детьми «А комфортно ли тебе дома?» |
Сентябрь-май |
Школьный инспектор |
2. |
Выявление неблагополучных семей, их обследование, конкретная помощь детям |
Сентябрь-май |
Классные руководители, соц.педагог |
3. |
Заседание Совета Профилактики - правонарушений |
1 раз в четверть |
Соц.педагог |
4. |
Индивидуальные консультации для родителей «Университет педагогических знаний» |
1 раз в месяц |
Соц.педагог, классные руководители |
5. |
Работа по соблюдению прав детей в семье, по взаимодействию семьи и школы, ведение журнала «Нарушение прав ребенка», решение конкретных жизненных ситуаций. |
Сентябрь-май |
ШИП, классные руководители Соц.педагог |
6. |
Совместное посещение членами Совета профилактики правонарушений и классными руководителями неблагополучных семей с целью проверки досуга детей и социально- бытовых условий |
1 раз в месяц |
Классные руководители Соц.педагог |
7. |
Индивидуальная социально-психологическая помощь родителям детей «группы-риска» |
В течение года |
Соц.педагог, психолог, классный руководителей |
8. |
Продолжение изучения условий жизни и воспитания детей в семьях Диагностика: - выявление воспитательных возможностей родителей - исследование уровня образования родителей - исследование категорий семьи |
Сентябрь-май |
Классные руководители, соц.педагог |
9. |
Организация и проведение родительских собраний, всеобучей, совещаний, диспутов по вопросам семейной политики и др. |
1 раз в четверть |
Соц.педагог, зам.директора по ВР |
10. |
Посещение семей вновь прибывших детей и детей «группы риска» |
Сентябрь-май |
Соц.педагог |
11. |
Проведение лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни совместно со специалистами здравоохранения, Центра СПИД, ФСН |
В течение года |
Соц.педагог, Центр СПИД, ФСН |
12. |
Организация и проведение школьной родительской конференции «Мы за здоровый образ жизни» |
Май |
Инспектор ПДН, специалисты здравоохранения, уполномоченный по правам ребенка, соц.педагог |
13. |
Дежурство родителей на дискотеках |
1 раз в месяц |
Соц.педагог |
ЛИТЕРАТУРА
1.Н.А. Сирота, А.М. Ялтонский «Профилактика наркомании у подростков» Москва, 2001г.
2. Короленко Ц.П. «Аддиктивное поведение, общая характеристика и закономерности развития», Новосибирск, 1991г.
3. Максимова Н.Ю. «Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних», Москва, 2000г.
4. С Кун, С. Шварцвельдц «Как уберечь детей от наркотиков и алкоголя», Москва 2004г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.