Программа
Арт - терапия - результативный способ психологической работы с дошкольниками.
Автор – составитель:
Храпунова Елена Владимировна
педагог-психолог
СОДЕРЖАНИЕ:
|
|
1. Пояснительная записка. |
3 |
2. Актуальность, новизна. |
4 |
3. Цели, задачи. |
5 |
4. Принципы и подходы к разработке программы. |
7 |
5. Планируемые результаты освоения программы. |
8 |
6. Диагностический блок. |
9 |
7. Структура организованной образовательной деятельности.
|
16 |
8. Возрастные особенности развития детей 4-5 лет. |
17 |
9. Возрастные особенности развития детей 5-6 лет. |
18 |
10. Возрастные особенности развития детей 6-7 лет. |
20 |
11. Содержание программы.
|
23 |
12. I Блок. Развитие мелкой моторики рук. |
23 |
13. Календарно – перспективное планирование. |
24 |
14. II Блок. Развитие познавательной сферы. |
26 |
15. Календарно – перспективное планирование. |
27 |
16. III Блок. Развитие эмоциональной сферы. |
28 |
17. Календарно – перспективное планирование. |
29 |
18. Основные формы работы. |
30. |
19. Психолого – педагогические условия развития ребенка. |
31 |
20. Условия реализации программы. |
31 |
21. Материально – техническое обеспечение программы. |
32 |
22. Кадровые ресурсы реализации содержания программы. |
32 |
23. Список литературы. |
33 |
«САМАЯ ЛУЧШАЯ ИГРУШКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ — КУЧКА ПЕСКА»
К.Д. Ушинский,
русский педагог, писатель.
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
В последнее время в детских дошкольных образовательных учреждениях много внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, применяются многочисленные методики раннего развития, детей рано стремятся обучить речи, чтению, письму, счету, языкам. Все это основывается на запросе родителей, которые хотят видеть своих детей умными, образованными и успешными. Но при такой высокой интеллектуальной нагрузке строго необходимо соблюдать баланс, активно работая и с эмоциональной сферой ребенка, с его чувствами, эмоциями, переживаниями. Установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, требующих “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, основываться должны на самом понятном для дошкольника уровне - игре. А самая близкая для ребенка в этот период игра– это игра в песок. Тут и приходит на помощь песочная терапия.
Игры в песочнице – одна из форм естественной деятельности детей. Поэтому целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок вместе с ребенком, педагог передает в органичной для ребенка форме знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.
Приоритет программы это – эмоционально - личностное развитие ребенка, которое включает в себя формирование:
• творческогопотенциала
• способности понимать свои чувства и конструктивно их выражать;
• умения понимать чувства других людей, учитывать их точку зрения;
• творческого мышления, гибкости, умения адаптироваться в меняющихся
условиях;
• исследовательского интереса, познавательной активности.
Данная программа направлена:
· На гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка через самовыражение и познание себя. Арт-терапия в этом случае – самый простой и результативный способ психологической работы с детьми.
· Обеспечение активности, успешности ребенка в социальном мире, сохранение и укрепление его психологического здоровья через введение элементов песочной терапии в практику работы ДОУ.
АКТУАЛЬНОСТЬ, НОВИЗНА ПРОГРАММЫ:
Содержание программы направлено на:
-эмоциональное благополучие ребёнка – чувство уверенности в себе, спокойствия и защищённости;
- развитие и формирование мелкой моторики рук, тактильных ощущений;
- развитие творческих и когнитивных навыков, детского воображения;
- выражение своего внутреннего мира;
- развитие фантазии, творческого потенциала и познавательной активности ребенка;
- снятие напряжения, стресса и синдрома гиперактивности у детей.
Новизна заключается в использовании художественного творчества, как способа психологической работы с детьми.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка известна с давних времен. К игре в песочнице дети начинают тянуться с полутора лет, и продолжается этот процесс неопределенно долго. Песок привлекает детей своей текучестью, фактурой и способностью постоянно видоизменяться, что позволяет дополнительно развивать и формировать тактильную чувствительность, сенсорное восприятие, а это, в свою очередь, существенно повышает мотивацию ребенка к занятиям, а также способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов.
Песок является прекрасным материалом для развития окружающего мира и развития моторики рук детей, а это значительно ускоряет развитие интеллекта ребенка. Программа является эмоционально – развивающей, разработана и адаптирована к условиям детского сада.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цели:
1. Формирование психологического здоровья детей;
2. Психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
3. Привлечение детей к активной продуктивной деятельности, способствующей формированию всех психических процессов.
4. Знакомство с необычной техникой арт – терапевтического метода – лепкой из песка.
5. Профилактика эмоционального неблагополучия через эмоционально-творческое развитие дошкольников.
6. Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для гармоничного всестороннего развития ребенка дошкольника.
Задачи:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия (ФГОС);
2. Обеспечение разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования;
3. Внедрение Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей(ФГОС);
4. Создание условий для проявления познавательной активности, для развития памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения.
5. Способствовать самопознанию ребенка.
6. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
7. Формирование умений подчинять свое поведение нравственным нормам и правилам.
8. Создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу воспитания и обучения детей;
9. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
10. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений
11. Применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
Обучающие:
· обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
· учить выражать свою любовь;
· обучать рефлексивным умениям.
· учить выстраивать композиции на песке.
· закреплять представление об окружающем мире.
· овладеть техникой песочного рисования.
· обучать основам цвето- и свето-видения.
· знакомить с принципами анимации.
Развивающие:
· развивать фантазию, воображение, рисование по памяти.
· развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
· развивать у детей интеллектуальные способности.
· развивать творческие способности учащихся.
· развивать познавательные и психические процессы: восприятие, память, внимание, воображение.
· развитие сенсорно-перцептивной сферы творческого потенциала ребенка.
· развитие коммуникативных навыков, установки на положительное отношение к себе.
· развитие наглядно-образного, творческого и критического мышления.
· вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения
Воспитательные:
· воспитывать эмоционально-положительное состояние на занятиях с песком, снижение психофизического напряжения,
· воспитывать актуализацию эмоций через закрепление положительного психологического состояния ребенка.
· воспитывать нравственные качества по отношению к другим, совершенствовать навыки позитивной коммуникации, внимательное отношение к коллективу.
· воспитывать желание заниматься самообразованием, работать над собой, быть целеустремленным.
· воспитывать эстетический и художественный вкус.
· корректировать нежелательные черты характера и поведения.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ.
При разработке проекта авторы учитывали основные принципы образования, согласно ФГОС:
1. Системность: систематическое проведение работы по программе в течение всего учебного года.
2. Комфортность: создание положительной и доброжелательной атмосферы, поддержка и вера в силы ребёнка, создание для него успешности и эмоциональной вовлечённости в процесс занятий, поддержка инициативы детей.
3. Личностно - ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка; содействие сотрудничеству детей и взрослых, сотрудничество ДОУ и семьи; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач: формирование таких знаний, умений и навыков для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка; полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; максимальное использование потенциала игры, как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.
— использование кинетического песка для создания различных фигур, ситуативных моментов, изображений;
— освоение приёмов создания фигур, изображений из песка;
— умение различать приёмы лепки и рисования по песку (расчищение, вырезание, линейный, вертикальное, горизонтальное положения);
— умение последовательно создавать картины, используя различные приемы и рассказывать об их сюжете.
— развитие мелкой моторики рук;
— развитие подготовленности рук к письму;
— форсирование у ребенка положительного образа «Я» и адекватной самооценки, владение социально приемлемыми способами поведения.
— создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для гармоничного развития ребенка дошкольника.
В конце учебного года, дети смогут создать итоговую историю, серию работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов), смогут повторить предложенный рисунок (использовать те же приёмы рисования на песке и лепки, что использованы на заданном им образце).
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК.
Диагностическое обследование группы детей проводилось по трем направлениям:
1. Диагностика эмоционального благополучия;
2. Диагностика интеллектуальной сферы;
3. Диагностика уровня развития мелкой моторики рук.
Мониторинг проводится в два этапа – начало и конец учебного года.
Для проведения диагностического исследования эмоционального благополучия детей используется проективный тест В. Амен, М. Дорки, Р. Теммл. Посредством этой диагностики мы исследуем тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. В этом случае тревожность рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого состоит в обеспечении безопасности субъекта на личностном уровне. Тревожность, испытываемая ребёнком по отношению к определённой ситуации, зависит от его отрицательного эмоционального опыта в жизненных ситуациях. Уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям, даёт косвенную информацию о характере взаимоотношений ребёнка со сверстниками и, самое главное, мы можем оценить эмоциональную комфортность ребёнка в семье. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль, а мир детства полон всевозможных тайн, загадок, тревог. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка.
Цель диагностической программы исследования: определить индивидуальные особенности эмоционального благополучия детей как в ДОУ, так и в семье.
Экспериментальный материал представляет собой 14 рисунков 8,5х11 см. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию, и выполнен в двух вариантах: для девочки и для мальчика. Лицо ребенка не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру не прорисованного лица. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное. Психолог, при проведении исследования, показывает ребёнку рисунок. Рисунки предъявляются индивидуально в строго перечисленном порядке один за другим, чередуя выборы ребенком название (положительно окрашенного или отрицательно окрашенного) лица;
дополнительных вопросов ребенку не задается, выбор ребенком
соответствующего лица и его словесные высказывания фиксируются.
Данная диагностика проводится 2 раза в год – в начале и в конце года.
Для диагностики интеллектуальной сферы детей используется диагностика
М. и Н. Семаго. Диагностическое исследование проводилось в рамках пяти заданий.
Предъявляемые задания позволяют оценить уровень сформированности предпосылок к
учебной деятельности: возможности работать в соответствии с фронтальной
инструкцией, умения самостоятельно действовать по образцу и осуществлять
контроль, обладать определенным уровнем работоспособности, а также вовремя
остановиться в выполнении того или иного задания и переключиться на выполнение
следующего. С другой стороны, задания позволяют оценить сформированность
операций звукобуквенного анализа, соотнесение числа и количества,
сформированность представлений «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки
к учебной деятельности, формирование которых происходит уже во время пребывания
ребенка в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
Чрезвычайно важным является то, что, помимо оценки собственно результативности
выполнения заданий, в итоговом показателе готовности учитываются и
поведенческие особенности ребенка в процессе выполнения работы, которые
отражаются в листе наблюдений.
Лист наблюдений представляет собой бланк, в котором приведены индивидуальные
данные, включая место, на котором находится ребенок при выполнении заданий, и,
кроме того, отмечаются особенности деятельности ребенка.
В первом задании оценивался уровень развития моторных навыков, в
частности мелкой и тонкой моторики рук, а так же возможность удержания простой
моторной программы в графической деятельности.
Во втором задании оценивалась сформированность навыков пересчёта в пределах 9, соотнесении графемы (цифры) и количества изображённых фигур, моторные навыки в изображении цифр. Определялась сформированность понятия (больше-меньше) в ситуации «конфликтного» расположения элементов. Также в данном задании можно диагностировать признаки дисграфии.
Третье задание предполагало оценку сформированности у детей звукового и звукобуквенного анализа материала, подаваемого на слух, сформиро-ванность графической деятельности (в частности написания графем), произвольная регуляции собственной деятельности.
В четвёртом задании детям предлагалось за 2 минуты заполнить геометрические фигуры в соответствии с образцом. Оценивалась графическая деятельность и сформированность её в зрительно-моторных компонентах. Так же сформированность произвольной регуляции деятельности (удержание алгоритма деятельности), возможностей распределения и переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности деятельности.
И в пятом задании ребёнку нужно было нарисовать человека. Время на выполнение этого задания так же было ограниченно. Это задание является отражением как сформированности собственно графической деятельности, так и в определённой степени зрелости мотивационно-волевой и познавательной сферы ребёнка.
Для выявления уровня
развития мелкой моторики - одного из покaзaтелей интеллектуaльной сферы ребенка
- был подобран ряд методик.
В основу диагностики были положены задания, предложенные в следующих изданиях:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л.,Топоркова И.Г.,Щербинина С.В. Книга тестов. –
М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС». – 2008 – 80 с.
2. Диагностика готовности ребенка к школе / Под ред. Н.Е. Вераксы. – М.:
Мозаика-Синтез, 2007.
Методика
«Полоски»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист
бумаги. На нем есть полоски. Между этими полосками от начала листа до конца карандашом
проведи прямые линии. Когда я скажу "Начали!", начни рисовать прямые
линии, когда я скажу "Стоп!" - закончи выполнять задание и отложи
карандаши в сторону. Работай быстро и внимательно». (На выполнение задания
отводится1минута).
Примечание: для этого задания мы использовали тетрадный лист с разлиновкой
«широкая строка».
Оценка:
3 балла – ребенок заполнил 10 строк и более при удовлетворительном качестве
исполнения (проведенные линии расположены ближе к центру строки, для них
характерна умеренная волнистость, нарисованы без отрывов, без выходов за
пределы строк, без пропусков строк).
2 балла – ребенок заполнил 6 – 9 строк при удовлетворительном качестве
исполнения (умеренная волнистость линий с тенденцией приближения к центру
строки, без разрывов, без выходов за пределы строки, без пропусков строк).
1 балл – ребенок
заполнил 5 и менее строк или выполненное задание отличается
неудовлетворительным качеством исполнения (значительные скосы линий
относительно центра строки, выход за ее пределы и/или обрывы линий, пропуски
строк).
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Дорожки»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист
бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая
карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии.
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Мячики»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист
бумаги. На нем есть мячики и кегля. Попади мячиками в кеглю. Старайся проводить
прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю.
2 балла – 1–2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в
кеглю).
1 балл – 3 и более ошибок.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Лес»
Инструкция: «Возьми
карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги с рисунками. Обведи
рисунки точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – 1–2 раза сошел с линии.
2 балла – 3–4 раза сошел с линии.
1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры. Старайся не
отрывать карандаш от бумаги».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Узоры по
клеточкам»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и продолжи рисовать узоры по клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – с ошибками.
1 балл – ребенок не смог продолжить 1 или 2 узора.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Линии»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Внимательно слушай и рисуй узор от точки:
поставь карандаш на точку, рисуй линию – две клетки вверх, одна клетка направо,
две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо.
Дальше продолжай такой узор самостоятельно».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 ошибка.
1 балл – 2 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Цветок»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по
клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1- ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Домик»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш. Нарисуй точно такую же фигурку по
клеточкам».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – 1 – 2 ошибки.
1 балл – 3 ошибки и более.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Фигуры»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и нарисуй рядом точно такую же фигурку».
Оценка:
3 балла – без ошибок.
2 балла – ошибки в 1 фигуре.
1 балл – ошибки в 2 фигурах.
0 баллов – с заданием не справился.
Методика «Письмо»
Инструкция: «Возьми в руку карандаш и скопируй фразу точно по образцу».
Оценка:
3 балла – скопировал правильно.
2 балла – скопировал с 1 – 2 ошибками.
1 балл – допустил 2 и более ошибки.
0 баллов – не смог скопировать фразу.
Интерпретация
результатов диагностики развития мелкой моторики:
Высокий уровень: Общий результат 27 и более баллов свидетельствует о
сформированности и довольно высокой автоматизированности у ребенка навыков
графической деятельности (правильно держит карандаш, свободно распределяет
мышечную активность кисти и пальцев при работе с ним), а также развитой
произвольности (при выполнении задания ориентирует свои действия на внешне
заданные условия: разлиновка листа, образец, требования точности).
Перечисленные особенности свидетельствуют в пользу высокого уровня развития
мелкой моторики у ребенка, что имеет существенное значение для успешного
овладения двигательными навыками, необходимыми в учебной деятельности.
Средний уровень: Общий результат от 17 до 26 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у ребенка навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.
Низкий уровень: Общий результат 16 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у ребенка двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности. Такие показатели мелкой моторики могут оказаться недостаточными для успешного овладения основными навыками учебной деятельности в начальной школе.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ.
1. Организационный этап (создание эмоционального настроя, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по определенной теме, показ перспективных результатов);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся знаний, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).
При этом учитывается системность подачи материала, наглядность и доступность обучения, цикличность построения занятий, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Содержание программы дошкольников 4-7 лет ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ.
В частности, в трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого.
В этом возрасте у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности трехлеток становится игра.
Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесённость с другими действиями. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Ведущая потребность данного возраста - потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая функция – восприятие.
Основной способ познания - экспериментирование, конструирование.
В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения. Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению (переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки)
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Новообразования возраста: самопознание, усвоение первичных нравственных норм, появление элементов партнерского общения. Условия успешности ребенка - разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др. В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.
К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов. Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги. Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события). Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым.
Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки). В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.
Ведущая потребность — общение. Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра. Ведущая функция — воображение.
Возрастные особенности:
1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
2. Переход к младшему школьному возрасту.
3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
4. Повышенная чувствительность.
5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.
Мотивационная готовность к школе
Сформированность устойчивого познавательного, эмоционального и социального мотивов.
Память
Зрительная образная: объем — 7-8 предметов. Слуховая образная — 7 звуков. Слуховая вербальная — 7-8 слов. Тактильная — 7 предметов. Словесно-логическая. Произвольность памяти.
Внимание
Объем — 7-8 предметов. Устойчивость — 25-30 минут.
Концентрация: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.
Умение видеть двойственные изображения.
Воображение.
Творческое: способность изменять сюжет сказки, сочинять свои сказки с использованием выдуманных персонажей, умение преобразовывать один предмет в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов.
Интеллектуальная сфера.
Анализ.
· Умение устанавливать причинно-следственные связи.
· Умение находить решение проблемных ситуаций.
· Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.
· Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.
· Выполнение заданий: «найди девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.
· Исключение на основе всех изученных обобщений.
Зрительный синтез.
Способность составить целое из 9 частей без образца, из 12 частей — со зрительной опорой на образец
Сравнение предметов на основе представлений.
Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.
Обобщение.
Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка:
Волевая сфера.
· Способность принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.
· Сформированное итогового и пошагового самоконтроля.
· Умение планировать свою деятельность.
· Умение действовать в соответствии с социальной ролью.
Личностная сфера.
· Умение критически относиться к своим поступкам.
· Появление элементов рефлексии, устойчивой самооценки.
Новообразования.
· Внутренний план действий.
· Произвольность всех психических процессов.
· Возникновение соподчинения мотивов.
· Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
· Возникновение первой целостной картины мира.
· Появление учебно-познавательного мотива.
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
Содержание предусматривает обучение трех возрастных групп детей: 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. Занятия в каждой возрастной группе проходят в соответствии с тематическим планом, с применением методов и форм занятий, соответствующих психофизиологическим и возрастным особенностям детей.
В каждой групп используется разный уровень самостоятельности при выполнении заданий. Задания усложняются в соответствии с возрастом. Программа условно разделена на 3 блока.
Срок реализации одного блока - 2,5 месяца.
Программа может быть реализована в объёме трёх блоков или по выбору с учётом физиологических и психологических особенностей детей. Каждый из блоков имеет свои цели, прогнозируемые результаты и содержательную завершённость.
Режим занятий.
Занятия проходят два раза в неделю по15- 25 минут для каждой возрастной группы соответственно (4-5 лет, 5-7лет).
Срок реализации программы – 1 учебный год (октябрь 2015 – май 2016).
2.1. I БЛОК «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК».
Неподготовленность
к письму, недоcтaточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия,
внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе,
тревожного cоcтояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрacте важно
развить механизмы, необходимые для овладения письмом, cоздaть условия для
накопления ребенком двигательного и прaктичеcкого опыта, развития навыков
ручной умелости. Но в дошкольном возрacте вaжнa именно подготовка к письму, a
не обучение ему, что чacто приводит к формированию неправильной техники пиcьмa.
Цель: Развитие
мелкой моторики рук. Подготовка руки дошкольника к письму.
Развитие тактильных ощущений.
Блок включает два вида занятий:
1. Игра с песком — в групповой песочнице;
2. Рисование - лепка - конструирование из песка.
Помимо развития познавательных процессов, программа развивает эмоциональный и социальный интеллект, отвечающий за понимание себя и других, конструктивное общение со сверстниками и взрослыми, способность к саморегуляции и адаптации в новых условиях.
Исходя из поставленной цели, основными задачами этого блока являются:
· развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессов саморегуляции;
· развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала;
· формирование коммуникативных навыков;
· тренировка мелкой моторики рук;
· гармонизация психоэмоционального состояния;
· формирование установки на положительное отношение к себе, другим.
Календарно-перспективное планирование
№ занятия |
Тема |
Содержание |
1.
|
Волшебный песок. |
Ознакомление детей с кинетическим песком. С его особенностями быть и «мокрым» и «сухим» одновременно, с его способностью меняться, создавая разнообразные формы, и, в то же время, просачиваться сквозь пальцы. |
2. |
Песочный мир. |
Ознакомление с приёмами лепки из кинетического песка, рисования по нему, рисования из него на разнообразных фоновых поверхностях: цветной картон, коробка – песочница с цветным дном (в зависимости от тематической направленности). |
3. |
Видимо-невидимо. |
Показ и демонстрация возможных приемов и способов создания фигур, тематических композиций, картин. Свободная тема композиции. |
4.
|
Выполни по образцу. |
Просмотр различных фигур из песка, поэтапное повторение по образцу. (2-3 фигуры). |
5. |
Радуга из песка. |
Превращение обычного песка различные цвета путем смешивания. Работа с разноцветным песком. |
6. |
Подводный мир. |
Арт-курс по работе с кинетическим песком. Создание разнообразных предметов и элементов из морской тематики. |
7. |
Животный мир. |
Арт-курс по работе с кинетическим песком. Создание разнообразных предметов и элементов животного мира. |
8. |
Мой город. |
Построение песочного города из разноцветного песка. |
9. |
Сказочный дворец.
|
Ознакомление с приёмами создания различного фона (наброс, рельеф, накладка, углубления, насыпание), украшения скульптур (лепка, прорисовывание мелких деталей, создание всевозможных узоров). |
10. |
Мое цветное настроение. |
Выражение с помощью цвета различных чувств и настроений: задумчивость, восторг, волнение, ощущение волшебства, тайны). |
11. |
Остров сокровищ. |
Развитие творческого потенциала. Игра – сказка. Применение различных мелких предметов, закапанных в песок: бусинок, камушков и т.д. |
12. |
Мой детский сад ранним утром.
|
Наблюдение, умение замечать и передавать изменение цвета, формы в природе в зависимости от освещения: солнечно, пасмурно, на разных форматах и разном цвете картона. |
13. |
Сезонные изменения природы. Осень, зима. |
Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя. |
14. |
Сезонные изменения природы. Весна, лето. |
Выражение в картине своих чувств, вызванных состоянием природы - радости, тревоги, грусти, горя, веселья, покоя. |
15. |
Сказка на песке.
|
Создание в песочнице сюжета по мотивам детской сказки. Использование дополнительного материала. |
16. |
Песочный город. |
Построение в педагогической песочнице песочного города. Коллективная работа. (Доп. материал). |
2.2 II БЛОК «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ».
· Познавательная активность детей дошкольного возраста основывается на потребности в новых впечатлениях. В старшем дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентированно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнавать и открывать для себя как можно больше интересного и нового.
· Цель: развитие познавательной активности.
Блок включает два вида занятий:
1. Метод работы с цветным песком.
Технологии работы:
- с песком разного цвета;
- динамическая работа со смешиванием цветного песка.
2. Метод работы с песком и дополнительным материалом.
Технологии работы:
- с песком и мелкими игрушками: солдатиками, животными, сказочными персонажами и т.д.;
- с песком и бросовым материалом: шишками, желудями, веточками, листиками и т.д..
Исходя из поставленной цели, основными задачами обучения детей являются:
· развитие всех познавательных процессов — внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи, пространственных представлений, мелкой
моторики и сенсорной сферы;
· гармонизация психоэмоционального состояния;
· развитие воображения и зрительного восприятия.
Календарно-перспективное планирование
№ занятия |
Тема |
Содержание |
1.
|
Что мы знаем о песке. |
Овладение детьми приёмами рисования на песке, создание из песка различных фигур, создание фона из песка. |
2. |
Удивительный мир. |
Создание из песка таких элементов природы, как: цветы, деревья, облака, дождик, солнце, горы. Создание песочной композиции на тему: «Этот удивительный мир». (Доп.материал). |
3. |
Времена года. Осень. |
Создание из песка по очереди различных элементов из серии «Осень». Композиция «Осенний сон». |
4. |
Времена года. Зима. |
Создание из песка по очереди различных элементов из серии «Зима»: звёзд, ёлочек, сугробов и т.д. Композиция «Зимняя сказка». |
5. |
Однажды в Новый год… |
Создание в коробке – песочнице миниатюрных атрибутов Нового года – различных персонажей, подарков, украшенной новогодней елки и т.д. Мини – этюд на песке «В новогоднюю ночь…». (Доп. Материал). |
6. |
Формы из песка. |
Создание и изучение объемных геометрических форм из песка. Рисование на песке зубочистками геометрических фигур. |
7. |
Мой любимый мультфильм! |
Рисование героев из любимых мультфильмов. Мини – этюд «Сам себе режиссер» (создание своего мультипликационного фильма). |
8. |
Посуда. |
Лепка из песка предметов кухонной утвари. Создание композиции «Мой любимый сервиз». |
9. |
Мебель. |
Создание различных мебельных композиций, стилей. |
10. |
Времена года. Весна. |
Создание из песка по очереди различных элементов из серии «Весна». Композиция «Весенний день». |
11. |
Овощи. |
Лепка/рисование из песка фигурок овощей. Композиция «Огород». |
12. |
Фрукты. |
Лепка/рисование из песка фигурок фруктов. Композиция «Корзина фруктов». |
13. |
Транспорт. |
Лепка/рисование из песка фигурок машин, самолетов, танков, кораблей и т.д. (по желанию детей). Проигрывание ситуаций – «Я-водитель…», «Я-пассажир…» |
14. |
Одежда. Обувь. |
Создание из песка различных предметов гардероба. Комбинирование элементов в целостный образ. |
15. |
Времена года. Лето. |
Создание из песка по очереди различных элементов из серии «Лето». Композиция «Летний день». |
16. |
Фантазия из песка. |
Лепка/рисование из песка на свободную тему, выбор цвета песка, фона композиции. (Доп. материал).
|
2.3 III БЛОК «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ».
В данном разделе основное внимание уделяется формированию у ребенка представления о языке эмоций, как о знаках, подаваемых человеком о себе, знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний, а также того, как влияют отрицательные эмоции на состояние самого человека и других людей, умению регулировать свои отрицательные эмоции. Существует также такое понятие, как эмоциональный интеллект - способность осознавать, различать и анализировать свои и чужие эмоции, достигать и формировать их, содействуя мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими, способствуя своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Если сравнивать привычный всем IQ с эмоциональным интеллектом EQ, то второй – это способность правильно интерпретировать состояние другого человека, обстановку, в которой он находится, оказывая на них влияние; интуитивно определять и понимать, в чём нуждаются и чего хотят другие люди, знать их сильные и слабые стороны; проявлять эмпатию; не поддаваться стрессу, быть обаятельным и т.д..
Цель: развитие коммуникативной составляющей.
на различных цветовых фонах (цветной картон, коробка – песочница с цветным дном и т.д.)
Содержание 3 блока направлено на изучение:
- своих эмоций,
- эмоций других людей,
- навыков конструктивного общения,
- жизненных ценностей.
Дети знакомятся с различными чувствами: как они возникают, как проявляются, как их можно вызвать у себя и у других, как с ними совладать, гармонизировать.
Основные задачи:
· развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения), процессов саморегуляции;
· развитие сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирование коммуникативных навыков;
· развитие мелкой моторики рук;
· гармонизация психоэмоционального состояния;
· формирование установки на положительное отношение к себе.
· развитие воображения и зрительного восприятия.
Календарно-перспективное планирование
№ занятия |
Тема |
Содержание |
1.
|
Весенние цветы для мамы.
|
Создание отдельных элементов индивидуально. Рисование/лепка песком весенних цветов на столе, коллективная работа в подгруппе (на выбор группы). |
2. |
Что бывает весной? |
Создание художественных образов на основе природных форм. Создание композиции «Подснежники». |
3. |
Мы – художники! |
Создание индивидуальных композиций на тему: «Мое любимое время года». |
4. |
Солнечный день. |
Рисование солнца. Закрепление умения пользоваться знакомыми приёмами (техниками) для создания однотипных изображений. |
5.
|
Здравствуй, Я! |
Формирование собственного представления о самом себе. Создание композиции «Мой любимый Я». |
6. |
Мое настроение. |
Формирование умения анализировать, обобщать, сравнивать состояния, чувства, переживания. Создание композиции «Мое настроение». |
7. |
Моя семья. |
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
8. |
Я и мои друзья.
|
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
9. |
Дружба. |
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
10. |
Мои смешные страхи и забавные ужасы.
|
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
11. |
Мои любимые увлечения. |
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. |
12. |
Моя будущая профессия. |
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
13. |
Мое заветное желание. |
Индивидуальная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
14. |
Мой любимый детский сад! |
Коллективная работа на подносе с использованием цветного песка. (Доп.материал). |
15. |
Путешествие в лето! |
Индивидуальная работа на подносах по летней тематике. В конце коллаж из работ в общей песочнице. |
16. |
Полет фантазии. |
Коллективная работа на свободную тему в любом стиле и любым способом. Использование доп.материала. |
3.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
1. Групповые занятия с детьми проводятся с учётом санитарно-гигиенических норм и правил. Продолжительность занятий 15 - 30 минут (с учетом возраста), число детей в группе 2-4 человек.
2. Индивидуальная работа с детьми включает в себя входную (на начало года) и итоговую (на конец года) диагностику познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы и диагностику развития мелкой моторики рук. Результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционных программ и в консультировании родителей и педагогов.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА:
Психолого-педагогические условия реализации программы: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных силах, возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в различных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) выбор детьми (по возможности) материалов, видов активности в совместной деятельности;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Занятия проходят в помещении, оборудованном рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА.
Оборудованный кабинет, стулья (легко перемещаемы и не скреплены друг с другом), помещение (просторное, хорошо проветриваемое),ТСО (магнитофон, музыкальный центр), цветной песок: 5 цветов по кг, песочница размером 70 – 50 – 10см (желательно со дном голубого или синего цвета), комплекты игрушек.
Развивающая предметно- пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей.
3.3. КАДРОВЫЕ И МЕТОДИЧЕСКО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
Программа реализуется в подгрупповой и индивидуальной деятельности с детьми 3-7 лет и осуществляется педагогом-психологом ДОУ Юфимовой Н.В.
ЛИТЕРАТУРА:
1. ФГОС ДО /Приказ Министерства образования и науки. РФ № 1155 от 17.10.2013.
2. ФЗ «Об образовании в РФ» /Приказ Министерства образования и науки РФ № 273 от 29.12.2012
3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. -
М.: «ЧеРо», 2004.- с. 240
5.Давай поиграем. Тренинговое развитие мира социальных
взаимоотношений детей 3-4 лет: пособие-конспект для практических работников ДОУ
[Текст] / И.А. Пазухина. - Спб.: «Детство-пресс», 2010. - 96 с.
4. Журнал “Психолог в детском саду”/ О поощрении и наказании (из опыта проведения родительского собрания). [Текст] / Е. А. Резепина. - 2005, № 3, С. 80.
5. Иванова, Н. Ф. Преодоление тревожности и страхов. [Текст] / Н.Ф. Иванова - Волгоград, 2009- с. 192
6. Изучение адаптивных возможностей младших дошкольников в условиях детского сада: единая диагностическая программа [Текст]/ Управление Образования мэрии г. Ульяновска Социально-психологическая служба.
7. Клепцова Е.Ю. Типология терпимого, толерантного и нетерпимого отношения к детям / Дошкольное воспитание. № 4, 2007. — С. 92-96.
8. Куликовская, И.Э. Технологии формирования у дошкольников целостной картины мира. [Текст] / И.Э.Куликовская - М.: Педагогическое сообщество России. 2004. −160 с.
9. Ле Шан, Э. Когда ваш ребенок сводит вас с ума. [Текст] / Э. Ле Шан – М.: Педагогика, 1990.- с.275
10. Орлова, М. Формирование толерантности у дошкольников // Дошкольное воспитание. [Текст] / М. Орлова - 2003 - № 11. - С.51-57.
11.Справочник педагога психолога. // Детский сад. Консультативно-практическое занятие для педагогов «Организация совместной деятельности детей с разными социально-психологическими статусами и положениями в группе» № 11. [Текст] / И.В. Дудина.- 2012 С.50
12. Справочник педагога психолога. Как построить отношения с ребенком 3-4 лет.// Детский сад. [Текст] / Т.П. Смирнова №8.2013 С. 47
16. Хухлаева, О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. [Текст] / О.В.Хухлаева – М. : Генезис, 2003г.- с. 176
17. Цветик-семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-4 лет [Текст] / под ред. Н.Ю. Куражевой. - Спб.: Речь, 2014.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.