Программа дополнительного образования
Оценка 4.8

Программа дополнительного образования

Оценка 4.8
Документация
doc
искусство
1 кл—3 кл
29.01.2020
Программа дополнительного образования
программа дополнительного образования, направленная на изучение обычаев и праздников традиционной народной культуры
ДООП Родничок.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

культурологической    направленности

«Родничок»

 

Возрастной диапазон 6-15 лет

Срок реализации 1  год

 

 

 

 

 

 

Автор составитель: 

Зулькарнаева

Елена Викторовна,

Педагог дополнительного образования   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва,

и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества

могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”.

Ш.А. Амонашвили

 

I. Пояснительная записка

 

Дополнительная образовательная   общеразвивающая  программа «Родничок» разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», «Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844), Уставом и локальными актами  учреждения дополнительного образования.

 

«Родничок» – экспериментальная программа культурологической направленности направлена на:

 

·           обеспечение эмоционального благополучия и комфорта ребенка;

 

·        приобщение воспитанников к общечеловеческим, нравственным и культурным ценностям;

 

·        укрепление психического и физического здоровья детей;

 

·        развитие детской одарённости в конкретном виде декоративно-прикладной деятельности;

 

·        изучение различных жанров народного фольклора;

·        ориентироваться в праздниках и обычаях;

 

1.1.          Актуальность программы заключается в следующем:

 Изделия народных промыслов  известны нам с древнейших времён. Это величайшее культурное наследие человечества.  Декоративно-прикладное искусство  и этнография в народном творчестве настолько переплетены, что требуют всестороннего, универсального подхода к нему. Народное творчество – явление синкретическое,  поэтому  этот предмет может и должен преподаваться как единый самостоятельный предмет, предполагающий сведение воедино  теоретического и практического разделов.

На занятиях дети учатся петь народные песни, водить хороводы, овладевают игрой на простейших музыкальных инструментах, изучают народный календарь.

 

Создание условий обучения детей для раскрытия их возможностей и подготовки к жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей побуждение в детях желания заботиться о своем здоровье и их здоровьесбережение, отражённые в предлагаемой программе, являются приоритетными задачами по реализации современных государственных стратегических целей в образовании.

 

1.2. Новизна данной программы субъективна и состоит в том, что в системе дополнительного образования детей г.Кыштыма имеется ряд образовательных программ по народному творчеству, но отсутствуют образовательные программы,  соединяющие разные виды русского народного творчества.

1.3. Педагогическая целесообразность создания данной программы и включения её в образовательный процесс обусловлена:

 

·        социальным заказом из-за отсутствия возможности у детей микрорайона, где находится Центр заниматься увлекательным делом – изучением традиций и обычаев русской культуры.

 

·        необходимостью своевременно развивать, реализовать индивидуальные возможности воспитанников и их запросы с учётом возрастных особенностей.

 

1.4. Продолжительность обучения и возрастной диапазон: Предложенная программа рассчитана на один год обучения для детей  младшего и среднего школьного возраста. Возрастной диапазон:  6-15 лет.

 

1.5. Цели программы:

 Общая цель: создание условий для творческой самореализации личности ребенка, социального, культурного и в дальнейшем профессионального самоопределения;

 

- формирование и развитие мотивации детей к занятиям народными промыслами.

 - всестороннее, гармоничное развитие детей, основанное на изучении богатейших и высоко-нравственных традициях русского народа.

 

 1.6. Задачи:

обучающие:

- развитие познавательного интереса к сказкам, истории народных промыслов;

-изучение праздников и обычаев  народного календаря;

- обучение основным разновидностям звука;

- изучать жанры устного творчества;

- осмысление  значения русского народного творчества в нашей жизни.                                                                                                                                                                                                                                                     

развивающие:

- развитие творческих способностей.

 воспитывающие:

- развитие коммуникативных способностей: работать в группе, выполнять коллективные задачи, считаться с мнением других.

        

1.7. Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в системе дополнительного образования детей г.Кыштыма программ состоят в том, что основными направлениями их предметно-прикладной деятельности является изготовление изделий из одного вида материала. Обучение детей по программе «Родничок» направлено на изучение обычаев и сказаний русского народа. Уроки состоят из двух частей, после теоретической части дети закрепляют пройденный материал:

- в подвижных играх;

- театрализованных представлениях;

- в изготовлении простейших предметов народного промысла.

 

1.8. Формы и режим занятий. Согласно Выписки из Приложения 3 к «Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам» СанПиН 2.4.4.1251-03  рекомендуемый режим занятий детей по профилю «Изобразительное искусство»: оптимальная наполняемость групп 10 человек, допустимая – 15.

.

Исходя из материально-технических возможностей учебного кабинета и учреждения, группа 1-ого года обучения по программе «Родничок» состоит из 12 человек.  Продолжительность занятия по вышеуказанным санитарно-эпидемиологическим нормам - 1учебняй час по 45 минут 1 раз в неделю.

         Формы занятий самые разнообразные, с учётом возрастных и психофизических возможностей детей: урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие, посиделки.

 

1.9. Ожидаемые результаты:

Знания:

- элементарных представлений о народных промыслах России

- символики русского народа;

- народных стихов, песен, игр;

- элементарных представлений о народном календаре;

Умения:

- владения простейшими музыкальными инструментами;

- владение основными разновидностями звука;

- использование полученные знания на уроках истории;

 

         1.10. Формы подведения итогов реализации программы:

         Два раза в год проводится оценивание качества освоения образовательной программы воспитанниками детского объединения «Родничок»  (по окончании 1-ого полугодия – промежуточное и 2-го полугодия – итоговое)  по утверждённым в учреждении критериям и формам. Формы приведены в Приложениях №1-3. Критерии из раздела 4 Положения «По оцениванию качества освоения образовательной программы» приведены ниже.

Критерии оценки результатов

 

Критерии оценки уровня теоре­тической подготовки воспитанников:

-  соответствие уровня теорети­ческих знаний программным требо­ваниям;

-  широта кругозора;

-  свобода восприятия теорети­ческой информации;

-  развитость практических навы­ков работы со специальной литера­турой;

-  осмысленность и свобода использования специальной термино­логии.

Критерии оценки уровня практи­ческой подготовки воспитанников

    - соответствие уровня развития практических умений и навыков про­граммным требованиям;

    - свобода владения специаль­ным оборудованием и оснащением;

    - качество выполнения практи­ческого задания;

    - технологичность практической деятельности.

- самостоятельность выполнения практи­ческого задания;

Критерии оценки уровня разви­тия и воспитанности детей:

    - культура организации своей практической деятельности;

    - культура поведения;

    - творческое отношение к вы­полнению практического задания;

    - аккуратность и ответственность при работе;

    - развитость специальных спо­собностей.

 

1.11. Мониторинг образовательного процесса. Виды контроля.

Входной контроль - проводится в первые, дни обучения. Он позволяет увидеть не только исходную подготовку каждого ребенка, но и выявить мотивацию прихода его в коллектив, индивидуальные вкусы, способности, наклонности. Эти знания важны для осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы, для чего используются следующие формы контроля:

- устный опрос;

- анкетирование

- собеседование с учащихся и их родителями.

Текущий контроль - осуществляется на каждом занятии. За период обучения учащиеся получают определённый объём знаний и умений, качество которых проверяется на каждом занятии Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала, при этом учитываются следующие факторы:  творческий подход к выполнению изделия, умения и навыки работы с разными материалами.

Формы контроля:

-собеседование;

-опрос детей во время занятий;

- анализ выполненной работы на каждом занятии;

- самостоятельная творческая работа;

Итоговый контроль - итог завершения конкретного этапа. Он может иметь следующие формы:

- итоговые тестовые задания;

- диагностическое анкетирование;

-контрольные задания;

-самостоятельная практическая работа;

-  оформление фотоальбома с лучшими работами учащихся и самих учащихся;

1.12. Принцип построения содержания программы: Программа построена по принципу: соединение верований с народным календарем. На каждом уроке присутствуют моменты театрализации: разыгрывание сказок, величание друзей, сочинение и показ дразнилок. Считалки, загадки, перевёртыши помогают развить речевые навыки.

 В целях нравственного воспитания важно обращаться к темам, несущим воспитательную нагрузку: о Родине, о труде, о подвигах, помощи старшим, заботе о животных и птицах.  Эмоционально заряженные и закрепленные яркими образами в мини- спектаклях эти моменты лучше усваиваются детьми.

На занятиях  у детей формируется познавательный интерес к истории родного края, мировым культурным ценностям, развиваются творческие способности. Взгляд на народное творчество через призму профессионального творчества позволяет более полно ощутить учащимися  взаимосвязь фольклора и профессиональной музыки, литературы, живописи, осмыслить значение русского народного творчества в нашей жизни.

Межпредметные образовательные области программы: история, литература.

 

1.14. Методы обучения

 

Виды методов

Методы на деятельностной основе

Интерактивные методы

1-й год обучения

1.Познавательные игры.

2.Работа под руководством педагога.

3.Творческое задание.

4.Поощрение.

5.Работа над ошибками.

 

1.Ролевые игры

2.Работа в малых группах.

3.Творческое задание.

 

 

 

 

 

1.15. Педагогические технологии обучения

 

Название технологии

Цель

технологии

 

Методы и приёмы

 

Технология.

личностно-ориентиро-

ванного обучения

1.Максимальное развитие индивидуальных способно-стей ребёнка на основе его опыта. 2.Поддержка лично-сти в самопознании, само-определении,самореализации

Методы:

1. Дифференциация обучения.

2. Индивидуализация обучения.

Технология творческой деятельности

Выявление, учёт и развитие творческих способностей детей, приобщение их к творческой деятельности

- выбор темы и пути созда-ния продукта творческой деятельности;

- побуждение к творчеству через выставочную, конкурсную деятельность;

 

 

        III. Воспитательная работа

Вся воспитательная работа строится на следующих принципах:

- принцип уважения индивидуальности личности - если подавлять индивидуальность, то личность не раскроется, её склонности и способности не разовьются.

-принцип коллективной деятельности - личность должна уметь согласовываться с другими. Индивидуальность в правильно организованной коллективной деятельности расцветает.

- принцип разумной требовательности - можно всё, что не противоречит закону, правилам распорядка ЦДЮТТ, не вредит здоровью, не унижает достоинство других.

- принцип возрастного подхода - каждый возрастной период позитивно отзывается на свои формы и методы воспитательного воздействия.

- принцип диалога - уравнивание позиций педагога и учащегося, взрослого и ребёнка помогает достичь доверительных отношений. Ребёнок инстинктивно находит иногда более оригинальные и оптимальные пути решения многих проблем, задач, проектов.

- принцип педагогической поддержки - ребёнок не должен чувствовать себя нелюбимым, изгоем, даже если он не усваивает программу. Он должен видеть в педагоге человека, который защитит его от незнания, от стресса в связи с этим незнанием.

- принцип стимулирования самовоспитания. Педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей.

Методы воспитательного воздействия:

- убеждение,

- упражнение,

- поощрение,

- личный пример,

- приучение.

Работа с родителями

- строится на взаимопонимании и сотрудничестве;

- в большинстве случаев родители становятся добрыми надёжными помощниками педагога;

- тактика действий педагога и родителей строится на совместных усилиях в формировании личности ребёнка;

- упрочнение сотрудничества в достижении общей цели.

 

IV. Методическое обеспечение:

· образовательная программа;

· должностная инструкция;

· учебно-тематический план;

· инструкции по ТБ и ПБ;

· тематические папки;

· тематические подборки;

· постоянно действующая выставка детских работ;

· фотоматериалы;

· копилка декоративных элементов, разнообразной фурнитуры, конструктивных деталей;

· разработанная методическая документация;

· специальная литература по профилю деятельности;

· копилка методических рекомендаций;

· социальный паспорт группы

· видеоматериалы;.

 

V. Дидактическое обеспечение:

· учебно-наглядные пособия (по каждой теме занятий);

· образцы изделий декоративно-прикладного искусства;

· книги  и журналы по разным видам творчества;

· видеоматериалы;

В процессе работы педагог пользуется информационно-методическими материалами, имеющимися в методическом кабинете.

Дидактический материал  пополняется согласно темам образовательной программы.

         VI. Материальное обеспечение:

6.1. Каталог учебного оборудования

 

   Cредства обучения

Кол-во

Инструменты и приспособления общего

пользования

Инструменты и приспособления индивидуального пользования

Материалы

индивидуального пользования

Магнитная доска

1

*

 

 

Компьютерное обеспечение

1

*

 

 

Столы

6

*

 

 

Стулья

13

 

*

 

 

6.2. Расходные материалы                                                                                                                                                                                                            

Расходные материалы

Примечание

Кол-во

на 1 группу

по 12 детей

Канцелярские товары

1

Бумага писчая А4

 

1 пачка

2

Бумага ксероксная А4

 

1 пачка

3

Папки под файлы

 

20 шт.

4

Файлы А4

 

50 шт.

5

Картон А4

 

20 листов

6

Карандаши простые

 

13 шт.

7

Клей

ПВА

1 шт.

8

катридж

Цветной и черно-белый

2 шт.

9

Диск DVD

 

10 шт.

10

Ластик

 

12 шт.

11

Накопитель

широкий

3 шт.

12

Ткань

Бязь

12 м

13

Иглы

Для шитья

20 шт.

14

Нитки

№ 40, № 10

По 12 шт.

При оборудовании кабинета большое значение должны иметь вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены.

Инструктаж по ТБ проводится раз в четверть в форме беседы и обязательно перед экскурсиями и поездками.

 

Список литературы

 

1.     Традиционная культура Урала. Альманах. Выпуск IV. Народный календарь. Екатеринбург 2004

 

2.     Народный месяцеслов. Москва «Современник». 1991.

 

3.     Сказания русского народа, собранные И.П. Сахаровым. Тула 2000.

 

4.     Легенды Южного Урала. «Аркаим». 2010.

 

5.     Куль хлеба. Крестная сила. 2010.


Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Родничок»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности «Родничок»

Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”

Многогранный жизненный опыт детства есть благоприятнейшая почва, и посеянные в ней очищенные семена богатого опыта человечества могут дать редчайший урожай – неповторимую личность”

Создание условий обучения детей для раскрытия их возможностей и подготовки к жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей побуждение в детях желания заботиться о своем…

Создание условий обучения детей для раскрытия их возможностей и подготовки к жизни, системы выявления и поддержки одаренных детей побуждение в детях желания заботиться о своем…

Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в системе дополнительного образования детей г

Отличительные особенности данной образовательной программы от существующих в системе дополнительного образования детей г

По оцениванию качества освоения образовательной программы » приведены ниже

По оцениванию качества освоения образовательной программы » приведены ниже

Итоговый контроль - итог завершения конкретного этапа

Итоговый контроль - итог завершения конкретного этапа

Педагогические технологии обучения

Педагогические технологии обучения

Педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей

Педагогический долг состоит в том, чтобы создать условия для согласования детей друг с другом, детей и их родителей

В процессе работы педагог пользуется информационно-методическими материалами, имеющимися в методическом кабинете

В процессе работы педагог пользуется информационно-методическими материалами, имеющимися в методическом кабинете

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2020