Программа дополнительного образования детей "Школьный музей"
Оценка 4.6

Программа дополнительного образования детей "Школьный музей"

Оценка 4.6
pdf
29.06.2022
Программа дополнительного образования детей "Школьный музей"
Школьный музей.pdf

 

 

 

 

 

1. Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дополнительного образования детей с нарушением интеллекта является создание условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности, воспитание гражданина, патриота своей Родины.

Работая над созданием школьного музея учащиеся приобретают нравственные качества, дисциплинированность, инициативность, любовь к Родине, родному краю  внимательность, навыки самостоятельности.   

    Занятия   дополнительным образованием в отличие от школьных уроков предоставляют обучающимся большое поле деятельности, которое дает им возможность реализовать полученные знания в играх, конкурсах, в краеведческих исследованиях и экскурсиях, проявить себя в музейно-поисковой работе. Дополнительное образование позволяет расширить краеведческие знания, полученные воспитанником в школе, а кроме того, реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить навыки экскурсовода, исследователя, музейного работника и другие.

     Краеведение в системе дополнительного образования формирует у школьников качества, необходимые им как в учёбе, так и во многих областях деятельности. Участие в викторинах и историко-краеведческих играх является формой социальной практики, формирует навыки совместной творческой работы, взаимоотношений в команде. Ребята учатся работать с историческими и краеведческими источниками, участвуют в исследовательской работе, проводят оформление собранного материала. Немаловажную роль играют экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми.

 

1.2.Цель:

Цель программы:

-          Осуществлениевоспитания, обучения развития и социализации школьников средствами музея.

-          Создание условий для развития у обучающихся нравственно-патриотических качеств  средствами школьного музея.

-          Изучение славной истории школы и сохранение ее традиций.

 

1.3.Задачи:

Задачи программы:

-расширить знания по истории и культуреродного края, страны на основе знакомства с материалами музея;

 

-сформировать интерес к изучению истории и культуре нашей Родины;

 

-          сформировать навыки творческой, поисковой, проектной деятельности

-          развивать умения по организации выставок, создания фотоальбомов;

 

-сформировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации проектной деятельности;

 

-усилить интерес учащихся к истории   школы, проследить судьбы педагогов разных лет, увидеть, как переплетаются история школы с историей нашего государства.

 

1.4.Методы реализации программы:

В процессе реализации программы используются следующие методы и формы:

 

ü поисково-исследовательский метод (самостоятельная работа детей по сбору необходимой информации, с дальнейшим созданием материалов для музейных экспозиций);

ü метод наблюдений, активизирующий активный познавательный процесс (информирование учащихся о свойствах и отношениях реально существующих явлениях, процессов, что предполагает объективность в выводах и обобщениях); 

ü метод     контроля (самоконтроль, взаимоконтроль,       контроль успеваемости и качества усвоения программного материала, диагностика результатов обучения).

 

1.5.Формы реализации программы.

 

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Программа включает в себя  составные части:    

1.                    Теоретическую часть;

2.                    Практическую часть;         Теоретические занятия:

-    Беседы

-    Сообщения

-    Встречи с интересными людьми

-    Семинары

-    Часы общения

-    Экскурсии

 

 

 

 

Практические занятия:

-    Конкурсы творческих работ

-    Выставки 

-    Практикум

  Программа рассчитана на один год обучения. Общее количество часов –72 часа (2 часа в неделю).

 

1.6. Знания и умения.

 

По завершению курса  обучения учащиеся должны знать и уметь:

 

-          географическое положение своей деревни, района, области, региона; 

-          этапы развития своего города, края; 

-          традиции и обычаи народов родного края; 

-          способы сбора и обработки исследовательского материала;  - принципы организации и проведения экскурсии.  уметь:  

-          провести экскурсию по историческим местам родного края; 

-          самостоятельно (в группе) собирать краеведческий материал для творческой работы; 

-          готовить наглядные материалы для работы; 

-          работать по справочной литературе; 

-          делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи; 

-          добывать новые знания: находить необходимую информацию; 

-          добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных

формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); 

-          перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные вывод. 

-          учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 

-          формировать собственное мнение и позицию;  

-          задавать вопросы; 

-          контролировать действия партнёра; 

-          использовать речь для регуляции своего действия;

-          узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;

-          для успешного проведения занятий  использовать фотосъемку, запись материалов на флеш-карту для обогащения фондов будущего музея школыинтерната.

 

 

 

 

 

        1.7. Необходимые материальные ресурсы:

 

В процессе реализации данной программы необходимы следующие материальные ресурсы:

             компьютер

             цифровой фотоаппарат

             принтер    фотобумага

             флеш-карта

 

 

 

2.    Учебно-тематический план и содержание

 

п/п

Раздел

Всего часов

Теория

Практика

 

1

Введение. Удивительное слово «музей»

8

4

4

2

 

 

 

Место, где растем, живем и учимся.

 

 

 

16

6

10

 

3

 

 История детских учреждений

Архангельской                 школы-

интерната

6

3

3

4

С чего начинается школьный музей

18

8

10

5

Педагоги разных поколений

16

7

9

6

Ими гордится школа

8

3

5

 

всего

72

 31

 41

 

 

 

 

 

 

2.2. Содержание программы

 

Вводное занятие

Распределение обязанностей. 

Знакомство с целями и задачами кружка. Выбор старосты. Распределение обязанностей между членами кружка. 

 

Удивительное слово «музей»

 

Беседы, исследование, экскурсия в краеведческий музей г. Рязани. Заочные экскурсии в музеи

 

Место, где растем, живем и учимся.           исследование, анкетирование, экскурсия на святой источник и Покровский бугор Пронска, Оформление материалов.

 

История детских учреждений Архангельской школы-интерната. Родная школа-интернат, ее история и традиции.

Основные этапы работы над созданием истории школы

«Под крышей дома моего» (разработка проекта обустройства своего дома – школы-интерната).«Детство, опаленное войной» поиск материалов о детях, эвакуированных в Пронский    детский дом (ныне Архангельская школаинтернат».

Работа с архивными документами, экскурсия в Пронский районный архив, поготовка материалов для оформления стенда, фотоальбома

Педагоги разных поколений. 

Беседы, фотоконкурс, исследование, анкетирование,

фотосессии, компьютерные презентации, оформление материалов по теме.фотосессии, компьютерные презентации, оформление материалов по теме. Сбор информации о первых лицах, педагогах, воспитателях школыинтерната.Организация встречи с работниками школы, Разработка проекта «Капитаны школьного корабля».

 

Ими гордится школа.

фотоконкурс, исследование,  оформление исследовательских материалов.

 

 

2.3. Ожидаемые результаты:

 

В результате прохождения  программы обучающиеся должны знать:

-основные принципы работы с информационными источниками; -брать интервью с интересующими людьми;

-      знать историю, традиции школы – интерната. уметь:

-      составлять описание жизни и деятельности выдающихся людей;

-      работать с  архивными документами (копиями), подбирать информацию из интернет-ресурсов.

-      учиться проводить заочные экскурсии по темам блоков.

 

 

Ожидаемый результат:  создание экспозиций  школьного музея.

 

 

2.    4.Перечень учебно-методической литературы

 

для педагога:

1.«В помощь учителю, руководителю кружка» / Ф. Г. Багаутдинова. — М., 2011

2.        Как организовать работу школьного краеведческого музея: методические рекомендации / сост. Н. А. Воронцова. — Пермь, 2013. 

3.        Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2011. 

4.        Российская музейная энциклопедия. В 2 т. — М., 2011.  5. Туманов. В.Е. Школьный музей- хранитель народной памяти: метод. Пособие/В.Е. Туманов.- м.ФЦДЮТ и К 2006. – 228 с. 

6.        Юхневич М. Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике ,/' М, Ю. Юхневич. — М., 2014.

7.        Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] .-URL:   http: // www.programs/patriot_2015.shtml/   

8.        Государственная Третьяковская галерея. «Изобразительное искусство», Москва, 1974.

9.        Данилюк А.Л., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М, «Просвещение», 2009. для детей и родителей

1.   Сейненский воспитывает юных. – М.: Просвещение. – 1998.

2.   Элькин музей. – М.: Просвещение. – 2002.

3.   О музее. Музейный комплекс. Экспозиции и выставки. Мероприятия. Музей – детям.

 

 

3.    Методическое обеспечение образовательной программы

 

п/п

Тема          из

плана

Форма занятия

Методы

 проведения занятия

Дидактические материалы

Техническое оснащение

Форма подведения итогов

1.

Удивительное слово

«Музей»

Коллективная

 

Рассказ, беседа, 

Заочные экскурсии

Справочники, энциклопедические данные, видеофильмы о музеях Москвы и Санкт-Петербурга

компьютер

 

2.

Место, где растем, живем и учимся

Групповая 

самостоятельная работа, компьютерные презентации

 

компьютер

Анализ работы учащихся, подведение итогов. Оценка педагога.

3.

История школыинтерната

Групповая

Беседа, практическая работа

Демонстрация фотографий

компьютер

Оценка педагога

4.

Педагоги разных поколений.

Групповая 

Беседа, практическая работа в группах

Подбор фотографий, интервью с педагогами, воспитателями

сканер

Анализ работы групп.

Оценка педагога.

5.

Ими гордится школа

Коллективная 

Отбор кандидатов

Демонстрация фотографий

Компьютерная техника

Анализ работ, оценка педагога

 

4.    Досуговые мероприятия

1. Конкурс рисунков на тему: «Школа-интернат будущего»

2.Участие в муниципальных, областных, во Всероссийских конкурсах.

 

5.Формы контроля:

-Тесты

-Контрольные вопросы

-Проекты

-Экскурсии

-Оценка педагога.

 

Программа дополнительного образования детей "Школьный музей"

Программа дополнительного образования детей "Школьный музей"

Пояснительная записка Одной из важнейших задач дополнительного образования детей с нарушением интеллекта является создание условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности, воспитание гражданина,…

Пояснительная записка Одной из важнейших задач дополнительного образования детей с нарушением интеллекта является создание условий для саморазвития человека как личности и как индивидуальности, воспитание гражданина,…

Методы реализации программы:

Методы реализации программы:

Семинары - Часы общения -

Семинары - Часы общения -

Необходимые материальные ресурсы:

Необходимые материальные ресурсы:

История детских учреждений Архангельской школы- интерната 6 3 3 4

История детских учреждений Архангельской школы- интерната 6 3 3 4

Педагоги разных поколений.

Педагоги разных поколений.

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся /

Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся /

Место, где растем, живем и учимся

Место, где растем, живем и учимся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.06.2022