Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности кружка «Общеинтеллектуальное» «Планета – наш дом»
Оценка 5

Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности кружка «Общеинтеллектуальное» «Планета – наш дом»

Оценка 5
Документация
doc
воспитательная работа +1
24.06.2023
Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности кружка  «Общеинтеллектуальное» «Планета – наш дом»
Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности кружка «Общеинтеллектуальное» «Планета – наш дом»
ПЛАНЕТА-НАШ ДОМ Яблочкина Э.В..doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ПАЛЕХСКАЯ СРЕДНЯЯ  ШКОЛА

155620, Ивановская область, пгт Палех, пер. Школьный, д. 1,

тел. (49334) 2-11-92, факс (49334) 2-11-92, е-mail: sredschoolpalech@yandex.ru,

https://palekhskayassh.edu-sites.ru/

_______________________________________________________________________________________________________

 

«Рассмотрено»

 

Руководитель МО

МКОУ Палехской СШ

_________Л.В.Мухина

 

 27 августа  2022г.

«Согласовано»

 

Заместитель директорапо УВР

МКОУ Палехской СШ

_____________О.В. Твердова

 

30 августа 2022г.

«Утверждено»

 

Директор

МКОУ Палехской СШ

____________Н.А.Макаров

 

31 августа  2022г.

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования детей

социально-педагогической направленности

кружка  «Общеинтеллектуальное»

«Планета – наш дом»

 

 

Срок реализации программы: 2 года.

Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет

 

 

 

 

 

 

                                                                                     Программа разработана

учителем   начальных классов

МКОУ Палехской СШ

Яблочкиной Э.В.

 

 

 

2022 - 2023 г.

 

Пояснительная записка

 

    Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки РФ№373 от 6 октября 2009г).

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.

Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 -4  классах по ФГОС

“ Планета - наш дом” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.

Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.

Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.

В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. В программу заложены  основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры.

Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?

Программа рассчитана на 2 года (18 часов): 3 класс - 9 часов; 4 класс - 9 часов.

Программа составлена по двум направлениям– исследовательско -экологическое.

К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- “читать” звездное небо;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

Ожидаемые результаты:

учащиеся получат возможность узнать:

- основы экологической культуры;

- некоторые особенности природы своего края;

- правила поведения в природе;

- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;

- знать названия планет Солнечной системы;

- знать свои права и обязанности;

- знать происхождения Земли и человечества.

учащиеся должны уметь:

- вести себя на природе;

- различать изученные растения, животных;

- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;

- подкармливать птиц в простейших кормушках;

- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.

- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.

 



 

Содержание программы для 3 класса

Нет правды без любви к природе. 
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский

3 класс. “В чудный мир экологических открытий…”

1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (1час)

Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.

Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений.

Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.

Практическая деятельность: проведение инструктажа.

Творческая работа: сочинение “Осень”.

2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (1 часа)

Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.

Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.

Экологическая экскурсия в лес.

Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.

Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).

Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов

3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (1 часа)

Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.

Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева

Экскурсия в парк города.

Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.

4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?

Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.

Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?

5 раздел. «Наш край» (1 часа)

Что мы знаем о наших лесах?  Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.

Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации детей на страницах газет.

Экскурсия в парк

Практическая деятельность: сбор природного материала

Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс).

Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.

6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (1 часов)

“Зелёный щит” нуждается в защите. Заказники.  Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения .

Демонстрация: Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга

Творческая работа акции “ Наш парк”.

7 раздел. “Тихий уголок детства”. (1 часа)

Святой источник. Животный мир парка

Демонстрация: Иллюстрации животного мира и растений нашего края.

Практическая деятельность: уборка территории школы

Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”

8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)

Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.

Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.

Экскурсия в парк. Сбор лекарственных трав.

Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.

9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (1 часа)

Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Экологическая целостность

Демонстрация: Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.

Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле

Практическая работа: ограждение муравейников.

Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).

 

 

Тематическое  планирование


п/п

Наименование раздела.

Всего часов

В том числе занятия

Теор.

Практ.

1.

Я - юный исследователь и следопыт

1

0,5

0,5

2.

Лес - верный друг человека

1

0,5

0,5

3.

Страницы биографии дерева

1

0,5

0,5

4.

Лесные пожары

1

0,5

0,5

5.

Наш край

1

0,5

0,5

6.

Достучаться до каждого сердца

1

0,5

0,5

7.

Тихий уголок детства

1

0,5

0,5

8.

Дары природы

1

 0,5

0,5

9.

Земля - наш общий дом

1

0,5

0,5

 

Итого

9

4.5

4.5

 

Календарно-тематическое планирование занятий 3 класса

№ п/п

Раздел. Тема занятия.

Кол. часов

 

Теор     практ                Дата        

 

3.

Творческая работа- сочинение “Осень… Очей очарованье”.

 1

 

1

 

 

 2

Лес - верный друг человека

1

1

 

 

 

 3

Страницы биографии дерева

1

0,5

0,5

 

 

 4

Лесные пожары

1

1

 

 

 

 5

Наш край

1

1

 

 

 

 6

Достучаться до каждого сердца.

1

1

 

 

 

 7

Тихий уголок детства

1

1

 

 

 

 8

Дары природы

1

 

 

 

 9

Земля - наш общий дом

1

1

 

 

 

 

Итого

9

7.5

1.5

 

 

 

 

 

Содержание программы для 4 класса

“Этот мир придуман не нами”

1 раздел. “Мы живем на Земле”. (1 часа)

Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека

Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли

Практическая деятельность: наблюдение за Луной.

2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (1 часа)

Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.

Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.

Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.

3 раздел. “И на север и на юг …”. (1 часа)

Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам

Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас.

Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса).

Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.

4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (1 часа)

Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.

Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.

Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.

5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (1 часов)

Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?

Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.

Экскурсия

Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.

Проведение викторины.

6 раздел. “Мы - земляне”. (1 часа)

Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.

Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира.

Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”

Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.

7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (1 часа)

Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека.

Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.

Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.

Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.

Игра “Зарница”.

8 раздел. “Я - сын своего народа”. (1 час)

Гимн. Герб и Флаг Татарстана. Мой народ. Культура и быт моих предков. Мой адрес.

Экскурсия в музей

Практическая деятельность Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.

9 раздел. “Моя родословная”. (1 час)

Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.

Демонстрация: генеологическое древо

Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.

Поисковая работа: “Тайны наших имён”.

 

 


Тематическое  планирование


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

Теор.

Практ.

1.

Вселенная и наша планета

1

1

 

2.

Земля - планета Солнечной системы

1

1

 

3.

И на север, и на юг

1

0.5

0.5

4.

Воздушная подушка Земли

1

1

 

5.

У природы нет плохой погоды

1

1

 

6.

Мы – земляне

1

1

 

7.

Человек - звучит гордо!

1

1

 

8.

Я - сын своего народа

1

0.5

0.5

9.

Моя фамилия - моя гордость!

1

 

1

 

Итого

9

7

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий 4 класса

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Из них.

Дата

Теор.

Практ.

Экск.

План

Факт

Вселенная и наша планета

1

1

 

 

 

 

 2

Земля - планета Солнечной системы

1

1

 

 

 

 

 3

И на север и на юг…

1

0.5

 

0.5

 

 

Воздушная подушка нашей планеты

1

1

 

 

 

 

У природы нет плохой погоды

1

0.5

 

0.5

 

 

Мы – земляне

1

1

 

 

 

 

...Человек – это звучит гордо!

1

1

 

 

 

 

Я - сын своего народа

1

0.5

0.5

 

 

 

 

 9

Моя фамилия - моя гордость

1

 

1

 

 

 

 

Итого

9

6.5

1.5

1

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Ожидаемые результаты: учащиеся получат возможность узнать: - основы экологической культуры; - некоторые особенности природы своего края; - правила поведения в природе; - некоторые охраняемые растения…

Ожидаемые результаты: учащиеся получат возможность узнать: - основы экологической культуры; - некоторые особенности природы своего края; - правила поведения в природе; - некоторые охраняемые растения…

Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”

Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”

Наш дом- планета Земля. Защита

Наш дом- планета Земля. Защита

Содержание программы для 4 класса “Этот мир придуман не нами” 1 раздел

Содержание программы для 4 класса “Этот мир придуман не нами” 1 раздел

Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”

Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”

Календарно-тематическое планирование занятий 4 класса №

Календарно-тематическое планирование занятий 4 класса №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2023