МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПАЛЕХСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА
155620, Ивановская область, пгт Палех, пер. Школьный, д. 1,
тел. (49334) 2-11-92, факс (49334) 2-11-92, е-mail: sredschoolpalech@yandex.ru,
https://palekhskayassh.edu-sites.ru/
_______________________________________________________________________________________________________
«Рассмотрено»
Руководитель МО МКОУ Палехской СШ _________Л.В.Мухина
27 августа 2022г. |
«Согласовано»
Заместитель директорапо УВР МКОУ Палехской СШ _____________О.В. Твердова
30 августа 2022г. |
«Утверждено»
Директор МКОУ Палехской СШ ____________Н.А.Макаров
31 августа 2022г. |
Программа
дополнительного образования детей
социально-педагогической направленности
кружка «Общеинтеллектуальное»
«Планета – наш дом»
Срок реализации программы: 2 года.
Возрастная категория обучающихся: 7-11 лет
Программа разработана
учителем начальных классов
МКОУ Палехской СШ
Яблочкиной Э.В.
2022 - 2023 г.
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС (приказ Минобрнауки РФ№373 от 6 октября 2009г).
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта II поколения, а так же особенностью организации учебного процесса в школе.
Рабочая программа внеурочной деятельности в 3 -4 классах по ФГОС
“ Планета - наш дом” составлена по экологии и формирует у ребёнка понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры. Познание ребёнком мира живого начинается с вещей и явлений, доступных восприятию органами чувств (реальные предметы, материальные модели), и состоит в выявлении причинно-следственных идей упорядоченно и естественно. Осознание ребёнком, что биосфера – это не только человек, но и всё многообразие живой материи, являющейся непременным условием не просто существования, но и развития человечества. Природу нужно изучить экосистемно, начиная с наиболее простых, близко расположенных (сад, пруд, поле) и кончая всеми обитателями земного шара – единым всеобъемлющим сообществом. Поэтому форма организации знаний в данной программе построена от простого к сложному, от наблюдений к рассуждению.
Цель программы: формирование осознанного правильного отношения к объектам природы, находящимся рядом, формирование экологической культуры.
Основные методы в образовательном процессе по реализации программы: методы экологического тренинга, учебные игры, метод конкретных ситуаций, метод исследования и поисковой работы. Данная программа способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и формирует целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала, психического состояния и физического здоровья детей младшего школьного возраста, тем самым развивая экологический аспект современной культуры.
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности. Ориентиром в структурировании содержания программы служит принцип полицентризма, который предполагает многомерное видение научной картины живой природы. В программу заложены основополагающие понятия: организм, вид, экосистема, природа, живая природа, неживая природа, среда, место обитания, экологическая пища. Принцип гуманизма учтён в программе как обязательное требование – защита жизни, выявление условий для её расцвета – является основной целью программы. Данный принцип преломляет научное знание в систему культуры.
Это оказывается возможным на уровне формирования основ научного мировоззрения при обсуждении вопросов: Что такое жизнь? Как сохранить жизнь и человека на Земле?
Программа рассчитана на 2 года (18 часов): 3 класс - 9 часов; 4 класс - 9 часов.
Программа составлена по двум направлениям– исследовательско -экологическое.
К концу изучения программы дети должны уметь:
- классифицировать природные тела на живые и неживые;
- выделять связи живого организма со средой обитания;
- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;
- осознавать значение воды для человека;
- сравнивать морской водоём с пресным;
- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;
- выделять связи птиц с жизнью человека;
- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;
- изготавливать простейшие кормушки;
- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;
- объяснять значение хищников в лесу;
- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;
- сравнивать северных и южных животных;
- пояснять значение растений в жизни человека;
- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;
- работать компасом, определить температуру;
- ориентироваться на местности;
- определить возраст деревьев по годичному кольцу;
- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;
- “читать” звездное небо;
- осознать роль “родного” в жизни человека;
- знать свои права и обязанности;
- составить свою родословную.
Ожидаемые результаты:
учащиеся получат возможность узнать:
- основы экологической культуры;
- некоторые особенности природы своего края;
- правила поведения в природе;
- некоторые охраняемые растения и животные своей республики;
- знать названия планет Солнечной системы;
- знать свои права и обязанности;
- знать происхождения Земли и человечества.
учащиеся должны уметь:
- вести себя на природе;
- различать изученные растения, животных;
- вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка;
- подкармливать птиц в простейших кормушках;
- ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
- проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством учителя.
Содержание программы для 3 класса
“Нет правды без любви к
природе.
Любви к природе нет без чувства красоты”.
Ян. Полонский
3 класс. “В чудный мир экологических открытий…”
1 раздел “Я - юный исследователь и следопыт”. (1час)
Что означает слово “исследователь”? Что делает следопыт? Знакомство с оборудованием, необходимым для работы в природе. Компас, лупа, полевой дневник. Журнал инструктажа по технике безопасности.
Демонстрация: полевой журнал для записей наблюдений.
Экскурсия в парк. “Разноцветная ярмарка.
Практическая деятельность: проведение инструктажа.
Творческая работа: сочинение “Осень”.
2 раздел. “Лес - верный друг человека”. (1 часа)
Учёный-эколог Франко Тасси и его “10 заповедей друзей леса”. Сосновые, еловые, кедровые, лиственные леса. Тайга. “Лесные этажи”. Экологическая ценность лесов. Разновидность деревьев в лесу.
Демонстрация: “10 заповедей друзей леса”. Произведения писателей и поэтов на тему “Лес”. Плакаты. Видеофильм “Тайны деревьев”.
Экологическая экскурсия в лес.
Практическая деятельность: сбор материалов, шишек, коряги.
Исследовательская работа: “Шишки еловые, шишки сосновые”. (Общие и различия).
Творческая деятельность: “В лесной мастерской” (поделки из природных материалов
3 раздел. “Страницы биографии деревьев”. (1 часа)
Как узнать возраст дерева? Влияние времен года на рост дерева. Долголетние и недолговечные деревья. Как узнать возраст деревьев? Что такое годичное кольцо? Экологические необходимости влияния на роста и жизни дерева. Корни – “добытчики” и проводники дерева.
Демонстрация: плакаты, схемы строения дерева
Экскурсия в парк города.
Практическая деятельность: определение по годичным кольцам возраст деревьев.
4 раздел. “Лесные пожары”. (1 час)
Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. Причины экологических проблем. Что зависит от каждого из нас. Чем страшен клещевой энцефалит?
Демонстрация: видеофильм “Лесные пожары”.
Практическая деятельность: составление памятки “Как вести себя в лесу”. Как уберечься от беды?
5 раздел. «Наш край» (1 часа)
Что мы знаем о наших лесах? Лесные массивы. Флора и фауна наших лесов. Народные промыслы. Лесные богатства. Лекарственные растения наших лесов. Влияние лесного воздуха на человека. Экосистема леса. Пищевые цепи и сети. Почва леса.
Демонстрация: картина И.И. Шишкина “Утро в сосновом бору”. Тетрадь - альбом творческих работ детей, посвященных природе родного края. Публикации детей на страницах газет.
Экскурсия в парк
Практическая деятельность: сбор природного материала
Творческая работа: составление кроссвордов на тему “В лесах наших…” (конкурс).
Конференция: “День открытых дверей”. Обобщение материалов поисковой работы за круглым столом “Рассказывают наши деды и бабушки”.
6 раздел. “Достучаться до каждого сердца”. (1 часов)
“Зелёный щит” нуждается в защите. Заказники. Роль заказника в экологическом воспитании будущего поколения .
Демонстрация: Фотоснимки интересных животных и птиц. Красная книга
Творческая работа акции “ Наш парк”.
7 раздел. “Тихий уголок детства”. (1 часа)
Святой источник. Животный мир парка
Демонстрация: Иллюстрации животного мира и растений нашего края.
Практическая деятельность: уборка территории школы
Творческая работа: сочинение “С чего начинается Родина?”
8 раздел. “Зелёная аптека матери - природы”. (1 час)
Лекарственные растения нашей местности. Места произрастания лекарственных растений. Способы приготовления отваров при различных заболеваниях (при простуде, витаминный чай). Правила сбора лекарственных растений.
Демонстрации: Иллюстрации лекарственных растений и демонстрация засушенных лекарственных растений, собранных учащимися.
Экскурсия в парк. Сбор лекарственных трав.
Практическая деятельность: запись рецептов и изготовление отваров из лекарственных трав.
9 раздел. “Земля - наш общий дом”. (1 часа)
Наш дом- планета Земля. Защита Земли, её разнообразия и красоты - священный долг каждого человека. Экологическая целостность
Демонстрация: Плакаты. Цветные иллюстрации. Словарь.
Творческая работа: сочинения на тему “Какая будет Земля через 25 лет?”, “Мы - будущее планеты Земле”, “Чтобы спокойно жить на земле
Практическая работа: ограждение муравейников.
Фотоконкурс “Остановись, мгновение… Ты прекрасна!” (фотоснимки родного края).
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела. |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
Теор. |
Практ. |
|||
1. |
Я - юный исследователь и следопыт |
1 |
0,5 |
0,5 |
2. |
Лес - верный друг человека |
1 |
0,5 |
0,5 |
3. |
Страницы биографии дерева |
1 |
0,5 |
0,5 |
4. |
Лесные пожары |
1 |
0,5 |
0,5 |
5. |
Наш край |
1 |
0,5 |
0,5 |
6. |
Достучаться до каждого сердца |
1 |
0,5 |
0,5 |
7. |
Тихий уголок детства |
1 |
0,5 |
0,5 |
8. |
Дары природы |
1 |
0,5 |
0,5 |
9. |
Земля - наш общий дом |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Итого |
9 |
4.5 |
4.5 |
Календарно-тематическое планирование занятий 3 класса
№ п/п |
Раздел. Тема занятия. |
Кол. часов |
Теор практ Дата |
|
|||
3. |
Творческая работа- сочинение “Осень… Очей очарованье”. |
1 |
|
1 |
|
|
|
2 |
Лес - верный друг человека |
1 |
1 |
|
|
|
|
3 |
Страницы биографии дерева |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
4 |
Лесные пожары |
1 |
1 |
|
|
|
|
5 |
Наш край |
1 |
1 |
|
|
|
|
6 |
Достучаться до каждого сердца. |
1 |
1 |
|
|
|
|
7 |
Тихий уголок детства |
1 |
1 |
|
|
|
|
8 |
Дары природы |
1 |
1 |
|
|
|
|
9 |
Земля - наш общий дом |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
Итого |
9 |
7.5 |
1.5 |
|
|
|
Содержание программы для 4 класса
“Этот мир придуман не нами”
1 раздел. “Мы живем на Земле”. (1 часа)
Что такое Галактика? Планеты, звезды, самые яркие звезды. Созвездия. Солнце и Солнечная система. Луна - спутник Земли. Лунный календарь (лунные фазы). Влияние лунного календаря на здоровье человека
Демонстрация: видеофильм “Наша Вселенная”. Книга “Атлас Земли
Практическая деятельность: наблюдение за Луной.
2 раздел. “Земля - планета Солнечной системы”. (1 часа)
Размеры Планеты Земля. Что внутри Земли? Строение Земли. Вулканы и землетрясения. Сокровища недр. День и ночь. Экология планеты земля.
Демонстрация: картина “Последний день Помпея”. Раздаточный материал - полезные ископаемые.
Практическая деятельность: викторина “В гостях у хозяйки медной горы”.
3 раздел. “И на север и на юг …”. (1 часа)
Стороны света: север, юг, восток, запад. Глобус, карта. Экватор. Полюсы. Определение сторон света по звёздам
Демонстрация: глобус, карты разного типа, компас.
Практическая деятельность: “Если ты заблудился в лесу” (как можно ориентироваться на местности при отсутствии компаса).
Исследовательская работа: “Исследуем ночное небо”.
4 раздел. “Воздушная подушка нашей планеты”. (1 часа)
Атмосфера Земли. Слои атмосферы. Защитная способность атмосферы. Озоновой слой и влияние его на экологию нашей земли. Атмосферные явления - полярное сияние, радуга. Космическое пространство. Первые шаги в космосе. Человек в космосе. Притяжение земли. Наши космонавты. Если жизнь на Марсе. Фантастика и реальность.
Демонстрация: видеофильм “Человек в космосе”. Альбом про космонавтов.
Практическая деятельность: конкурс рисунков “Самая, самая…радуга”.
5 раздел. “У природы нет плохой погоды”. (1 часов)
Вращение Земли вокруг Солнца. Смена времён года. Изменения в природе. Температура воздуха. Откуда берутся снег и дождь? Вода - наше богатство. Живая и мёртвая вода. Запас питьевой воды. Экология водных ресурсов. Гром и молния. Облака. Ветер и шкала Бофорта. Ураганы и торнадо. Как уберечься от бедствий?
Демонстрация: таблица смены времён года, термометр. Дневник наблюдений прогноза погоды. Телевизионный просмотр прогноза погоды.
Экскурсия
Практическая деятельность: творческая работа – сочинение по наблюдениям “Ах ты, Зимушка – зима!”. Проведение акции “Птичья столовая”.
Проведение викторины.
6 раздел. “Мы - земляне”. (1 часа)
Земля - единственная планета во Вселенной, где существует жизнь. Происхождение жизни на Земле. Эволюция человечества. Наши предки. Современный человек. Происхождение рас. Народность и нация. Родной язык. Двуязычие.
Демонстрация: генеологическое древо человека (таблица). Политическая карта мира.
Практическая деятельность: работа по картам. Игра-КВН “Ребята, давайте жить дружно!”
Творческая работа: письмо другу “Я вам пишу….”.
7 раздел. “Человек - это звучит гордо!”. (1 часа)
Самое разумное существо на земле. Строение тела человека. Познания мира. Защитный покров организма. Гигиена человеческого тела. Индивидуальное развитие. Человеческие возможности. Человек - часть природы, социальный продукт. Место каждого в обществе. Каждый имеет права, у всех имеется обязанности. Декларация прав человека.
Демонстрация: макет скелета человека. Презентация “Что может человек?”. Папка “Всё о человеке”.
Экскурсия в сельский медпункт “Ищем ответы на вопросы”.
Практическая деятельность: составление режима дня (индивидуальный). Выполнение норм по физической культуре.
Игра “Зарница”.
8 раздел. “Я - сын своего народа”. (1 час)
Гимн. Герб и Флаг Татарстана. Мой народ. Культура и быт моих предков. Мой адрес.
Экскурсия в музей
Практическая деятельность Встреча с пожилыми людьми, сбор материалов по истории города.
9 раздел. “Моя родословная”. (1 час)
Семья, члены семьи. Информация обо всех родственниках. История происхождения имен и фамилий в вашей семье. Традиции семьи. Генеологическое древо. Лента времени жизни.
Демонстрация: генеологическое древо
Практическая деятельность: сбор информации обо всех родственниках, составление таблицы. Конкурс “Моя родословная”.
Поисковая работа: “Тайны наших имён”.
Тематическое планирование
№ |
Наименование раздела |
Всего часов |
В том числе занятия |
|
Теор. |
Практ. |
|||
1. |
Вселенная и наша планета |
1 |
1 |
|
2. |
Земля - планета Солнечной системы |
1 |
1 |
|
3. |
И на север, и на юг |
1 |
0.5 |
0.5 |
4. |
Воздушная подушка Земли |
1 |
1 |
|
5. |
У природы нет плохой погоды |
1 |
1 |
|
6. |
Мы – земляне |
1 |
1 |
|
7. |
Человек - звучит гордо! |
1 |
1 |
|
8. |
Я - сын своего народа |
1 |
0.5 |
0.5 |
9. |
Моя фамилия - моя гордость! |
1 |
|
1 |
|
Итого |
9 |
7 |
2 |
Календарно-тематическое планирование занятий 4 класса
№ |
Раздел. Тема занятия |
Кол. |
Из них. |
Дата |
||||
Теор. |
Практ. |
Экск. |
План |
Факт |
||||
1 |
Вселенная и наша планета |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
2 |
Земля - планета Солнечной системы |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
3 |
И на север и на юг… |
1 |
0.5 |
|
0.5 |
|
|
|
4 |
Воздушная подушка нашей планеты |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
5 |
У природы нет плохой погоды |
1 |
0.5 |
|
0.5 |
|
|
|
6 |
Мы – земляне |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
7 |
...Человек – это звучит гордо! |
1 |
1 |
|
|
|
|
|
8 |
Я - сын своего народа |
1 |
0.5 |
0.5 |
|
|
|
|
9 |
Моя фамилия - моя гордость |
1 |
|
1 |
|
|
|
|
Итого |
9 |
6.5 |
1.5 |
1 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.