Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя школа № 75
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для учащихся
3-5 классов
« В мире прекрасного»
Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
г. Ульяновск-2020
Пояснительная записка к программе
«В мире прекрасного»
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению «В мире прекрасного» для 3-5 классов в объеме 210 часов , по 2 часа в неделю разработана для занятий кружковой работы.
При составлении автор опирался на следующие документы:
1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., с изменениями и дополнениями от 03.07.2016 г №306- ФЗ.
2.Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от31.12.2015 г.
3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413).
4.СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189.
5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.
В условиях достаточно быстрого развития нашего общества, культуры, как одного из компонентов воспитанности молодого поколения, важность занятости учащихся творческой деятельностью возрастает многократно. В этих целях учащимся предоставляется возможность проявления творческой активности на различных образовательных платформах в режиме online или offline, различные формы дистанционного и традиционного обучения художественно-эстетической направленности. Основной задачей этого направления - развитие учащихся, более широкое вовлечение их в мир прекрасного.
Программой предусматриваются приобретение учащимися общенаучных умений (работа с различными источниками: учебниками, умение формулировать свои мысли во внутренней и внешней речи, осуществление контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа) приобретение интеллектуальных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Таким образом, исследование становится центральной технологией современного образования, и проектная деятельность во многом способствует продвигаться учащимся от текущего уровня понимания к более новому, глубокому.
Внешкольная творческая деятельность ориентирована на развитие интереса учащихся к изобразительной деятельности, развитию умений и навыков работы с различными изобразительно-художественными материалами и техниками.
Цели художественного образования:
• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
• развитие умений и навыков поисково-исследовательской работы в проектной деятельности.
Основные задачи:
1.Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения .
2.Развитие пространственного мышления, эстетического восприятия действительности.
3.Формировать эстетическую культуру ребенка, эмоциональную отзывчивость на «прекрасное» и «безобразное».
4.Содействовать раскрытию творческого потенциала учащегося.
5.Способствовать реализации желания создать «прекрасное» своими руками.
Основные функции художественно-творческого развития учащихся:
1.Коммуникативная: обсуждение творческих заданий, консультация с учителем, защиты своих работ, общение со сверстниками.
2Личностная: развитие творческого самобытного мышления, фантазии, любознательности, наглядно-образной памяти, абстрактно-логического мышления.
3.Социальная: способность работать в коллективе, умение «слушать и слышать», проявление терпимости к мнению других, соблюдение самодисциплины.
4.Художественно-творческая: самостоятельно разработка изделия, дизайнерское оформление, умение отстаивать свою точку зрения.
5.Поисково-исследоательская: умение находить нужную информацию, уместно использовать их в творческой работе, точно выражать свои идеи и донести их до слушателей.
Преобладающие методы обучения
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– использование игровых методов;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Содержание программы:
3 класс
1. |
Знакомство с искусством. Вводное занятие. Организация рабочего места. План работы кружка. Инструктаж по ТБ. |
2ч |
2. |
Мир вокруг нас. |
2ч |
3. |
Букет из осенних цветов |
2ч |
4. |
Осенняя палитра листьев. |
2ч |
5. |
Композиция из осенних листьев. |
2ч |
6. |
Осенняя фантазия. Поделки из природного материала. |
2ч |
7. |
« В гостях у сказки,,,» |
2ч |
8. |
« Прекрасный мир народного искусства» Роспись матрешек. |
2ч |
9. |
«Осенний пейзаж». «Ранняя осень» |
2ч |
10. |
«Золотая осень» |
2ч |
11. |
Освоение приемов росписи «по- сырому». Изображение неба и земли. |
2ч |
12. |
Освоение приема «заливки». Изображение неба и горной вершины. |
2ч |
13. |
Изображение пустыни, барханов. |
2ч |
14. |
Пейзаж «по- сырому». |
2ч |
15. |
«Люблю волшебницу зиму» |
2ч |
15. |
Что такое «кляксография» ? Изображение птиц, облаков. |
2ч |
16. |
«Узоры на стекле» |
2ч |
17. |
Узор .Основы росписи. Практика в изображении узоров. |
2ч |
18. |
Практическая работа по росписи изделия по городецким мотивам |
2ч |
19. |
«Золотые травы Хохломы». Освоение основных приемов росписи. |
2ч |
20. |
Роспись изделия по мотивам Хохломы |
2ч |
21. |
Наша гордость. Рисунок ко дню защитника Отечества. |
2ч |
22. |
Изображение военной техники. |
2ч |
23. |
«Надежный щит нашей страны» |
2ч |
24. |
Подводный мир. Изображение рыб способом «кляксографии». |
2ч |
25. |
Весенний пейзаж. |
2ч |
26. |
Праздник наших мам. |
2ч |
27. |
« Город, в котором мы живём».(Рисунок, посвященный Дню города). |
2ч |
28. |
«Праздничное убранство города» |
2ч |
29. |
«Проект городского сквера, парка». |
2ч |
30. |
«Удивительный мир космоса» |
2ч |
31. |
«Краски детства». |
2ч |
32. |
«Мои родители – моя радость. (Рисунок, посвященный Дню семьи). |
2ч |
33. |
«Праздник нашей гордости» |
2ч |
34. |
«Путешествие на планету цветов». |
2ч |
35. |
« Плыли в море корабли…» |
2ч |
|
Итого |
70 ч. |
Тематическое планирование кружковой работы
с учащимися 3-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во ч. |
Дата - план |
Дата - факт |
1. |
Знакомство с искусством. Вводное занятие. Организация рабочего места. План работы кружка. Инструктаж по ТБ. |
1 |
09 |
|
2. |
Мир вокруг нас. |
2 |
09 |
|
3. |
Букет из осенних цветов |
2 |
09 |
|
4. |
Осенняя палитра листьев. |
2 |
09 |
|
5. |
Композиция из осенних листьев. |
2 |
10 |
|
6. |
Осенняя фантазия. Поделки из природного материала. |
2 |
10 |
|
7. |
« В гостях у сказки,,,» |
2 |
10 |
|
8. |
« Прекрасный мир народного искусства» Роспись матрешек. |
2 |
10 |
|
9. |
«Осенний пейзаж». «Ранняя осень» |
2 |
11 |
|
10. |
«Золотая осень» |
2 |
11 |
|
11. |
Освоение приемов росписи «по- сырому». Изображение неба и земли. |
2 |
11 |
|
12. |
Освоение приема «заливки». Изображение неба и горной вершины. |
2 |
11 |
|
13. |
Изображение пустыни, барханов. |
2 |
12 |
|
14. |
Пейзаж «по- сырому». |
2 |
12 |
|
15. |
«Люблю волшебницу зиму» |
2 |
12 |
|
15. |
Что такое «кляксография» ? Изображение птиц, облаков. |
2 |
12 |
|
16. |
«Узоры на стекле» |
2 |
12 |
|
17. |
Узор .Основы росписи. Практика в изображении узоров. |
2 |
01 |
|
18. |
Практическая работа по росписи изделия по городецким мотивам |
2 |
01 |
|
19. |
«Золотые травы Хохломы». Освоение основных приемов росписи. |
2 |
01 |
|
20. |
Роспись изделия по мотивам Хохломы |
2 |
01 |
|
21. |
Наша гордость. Рисунок ко дню защитника Отечества. |
2 |
02 |
|
22. |
Изображение военной техники. |
2 |
02 |
|
23. |
«Надежный щит нашей страны» |
2 |
02 |
|
24. |
Подводный мир. Изображение рыб способом «кляксографии». |
2 |
02 |
|
25. |
Весенний пейзаж. |
2 |
03 |
|
26. |
Праздник наших мам. |
2 |
03 |
|
27. |
« Город, в котором мы живём». (Рисунок, посвященный Дню города). |
2 |
03 |
|
28. |
«Праздничное убранство города» |
2 |
03 |
|
29. |
«Проект городского сквера, парка». |
2 |
04 |
|
30. |
«Удивительный мир космоса» |
2 |
04 |
|
31. |
«Краски детства». |
2 |
04 |
|
32. |
«Мои родители – моя радость. (Рисунок, посвященный Дню семьи). |
2 |
04 |
|
33. |
«Праздник нашей гордости» |
2 |
05 |
|
34. |
«Путешествие на планету цветов». |
2 |
05 |
|
35. |
« Плыли в море корабли…» |
2 |
05 |
|
|
Итого |
70 ч. |
|
|
Содержание программы
4 класс
1.
|
Вводное занятие. Правила организации рабочего места. Техника безопасности. Вводный инструктаж. |
2ч |
2. |
Воспоминания о лете. |
2ч |
3. |
Цветущая поляна. |
2ч |
4. |
Осенние листья. |
2ч |
5. |
Композиция из осенних листьев. |
2ч |
6. |
«Мамин праздник» |
2ч |
7. |
«Мир без лжи» («Мир без коррупции») |
2ч |
8. |
«Мой четвероногий друг» |
2ч |
9. |
«Дары природы». |
2ч |
10. |
«Будем бережливыми !» (Энергосбережение) |
2ч |
11. |
«Птицы улетают на юг». |
2ч |
12. |
«Первый снег» |
2ч |
13. |
«Птицы зимой» |
2ч |
14. |
«Зимний лес» |
2ч |
15. |
«Чудесный праздник -Новый год» |
2ч |
16. |
«Кто стучится к нам в окно ?» |
2ч |
17. |
«Царство Снежной королевы» |
2ч |
18. |
«Наши зимние забавы», |
2ч |
19. |
«Дом, в котором я живу» |
2ч |
20. |
«Улица моего города». |
2ч |
21. |
«На катке». |
2ч |
22. |
«Наша Армия сильна» |
2ч |
23. |
«Огни цирка». |
2ч |
24. |
«Профессия моей мечты». |
2ч |
25. |
«Морской берег» |
2ч |
26. |
«Весенний праздник» |
2ч |
27. |
«Праздничное панно» |
2ч |
28. |
«Моя любимая сказка». |
2ч |
29. |
«Удивительный мир природы». |
2ч |
30. |
«Бегут ручьи, журчат ручьи….» |
2ч |
31. |
«Волшебная птица весны» |
2ч |
32. |
«Весенний пейзаж». |
2ч |
33. |
«Праздник нашей Славы» |
2ч |
34. |
«Цветы и бабочки» |
2ч |
35 |
«Ах лето красное ! |
2ч |
|
Итого |
70 ч. |
Тематическое планирование кружковой работы
с учащимися 4-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во ч. |
Дата - план |
Дата - факт |
1.
|
Вводное занятие. Правила организации рабочего места. Техника безопасности. Вводный инструктаж. |
2 |
09 |
|
2. |
Воспоминания о лете. |
2 |
09 |
|
3. |
Цветущая поляна. |
2 |
09 |
|
4. |
Осенние листья. |
2 |
09 |
|
5. |
Композиция из осенних листьев. |
2 |
10 |
|
6. |
«Мамин праздник» |
2 |
10 |
|
7. |
«Мир без лжи» («Мир без коррупции») |
2 |
10 |
|
8. |
«Мой четвероногий друг» |
2 |
10 |
|
9. |
«Дары природы». |
2 |
11 |
|
10. |
«Будем бережливыми !» (Энергосбережение) |
2 |
11 |
|
11. |
«Птицы улетают на юг». |
2 |
11 |
|
12. |
«Первый снег» |
2 |
11 |
|
13. |
«Птицы зимой» |
2 |
12 |
|
14. |
«Зимний лес» |
2 |
12 |
|
15. |
«Чудесный праздник -Новый год» |
2 |
12 |
|
16. |
«Кто стучится к нам в окно ?» |
2 |
12 |
|
17. |
«Царство Снежной королевы» |
2 |
01 |
|
18. |
«Наши зимние забавы», |
2 |
01 |
|
19. |
«Дом, в котором я живу» |
2 |
01 |
|
20. |
«Улица моего города». |
2 |
01 |
|
21. |
«На катке». |
2 |
02 |
|
22. |
«Наша Армия сильна» |
2 |
02 |
|
23. |
«Огни цирка». |
2 |
02 |
|
24. |
«Профессия моей мечты». |
2 |
02 |
|
25. |
«Морской берег» |
2 |
03 |
|
26. |
«Весенний праздник» |
2 |
03 |
|
27. |
«Праздничное панно» |
2 |
03 |
|
28. |
«Моя любимая сказка». |
2 |
03 |
|
29. |
«Удивительный мир природы». |
2 |
04 |
|
30. |
«Бегут ручьи, журчат ручьи….» |
2 |
04 |
|
31. |
«Волшебная птица весны» |
2 |
04 |
|
32. |
«Весенний пейзаж». |
2 |
04 |
|
33. |
«Праздник нашей Славы» |
2 |
05 |
|
34. |
«Цветы и бабочки» |
2 |
05 |
|
35 |
«Ах лето красное ! |
2 |
05 |
|
|
Итого |
70 ч. |
|
|
Содержание программы
5 класс
1.
|
Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
2 |
2. |
Краски осени. Изображение осенней ветки карандашом. |
2 |
3. |
Осенняя композиция акварелью. |
2 |
4. |
Осенний пейзаж. |
2 |
5. |
«Каков наш мир? («Мы против коррупции !») |
2 |
6. |
«Мамин праздник» |
2 |
7. |
«Мой друг». |
2 |
8. |
«Мир вокруг нас». |
2 |
9. |
Изображение животных. Мир анималистики. |
2 |
10. |
«Что значит бережливость ?» |
2 |
11. |
Этот волшебный мир. Поделки из природного материала. |
2 |
12. |
Мир народного искусства. Мотивы городецкой росписи |
2 |
13. |
Роспись изделия по городецким мотивам. |
2 |
14. |
Зимние мотивы в народной росписи. |
2 |
15. |
Эскиз росписи по гжельским мотивам. |
2 |
16. |
«Новогодние фантазии» |
2 |
17. |
«Зимующие птицы» |
2 |
18. |
Образы птиц в народном искусстве. Жостовские мотивы. |
2 |
19. |
«Золотые травы Хохломы», Выполнение упражнений росписи элементов росписи. |
2 |
20. |
Эскиз росписи изделия по мотивам Хохломы. |
2 |
21. |
«Зимний пейзаж» |
2 |
22. |
«По волнам, по морям,,,» (композиция в технике коллаж) |
2 |
23. |
«Сказочная страна» . |
2 |
24. |
«Сказки зимнего леса». |
2 |
25. |
Рисование праздничного букета. |
2 |
26. |
«Солнечный праздник». |
2 |
27. |
«В мире подводном…» |
2 |
28. |
«Страна восходящего солнца». Освоение техники японского пейзажа. |
2 |
29. |
«Закат на Волге». |
2 |
30. |
«Краски космоса» |
2 |
31. |
«Восход солнца» (картина из подручных материалов). |
2 |
32. |
«Родина у нас одна».(Рисунок, посвященный Дню Победы» |
2 |
33. |
«Летом в лесу». |
2 |
34. |
«Летний дождь». |
2 |
35. |
«Здравствуй, лето красное». |
2 |
|
Итого: |
70 ч |
Тематическое планирование кружковой работы
с учащимися 5-х классов.
№ п/п |
Темы занятий |
Кол-во ч. |
Дата - план |
Дата - факт |
1.
|
Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности. |
2 |
09 |
|
2. |
Краски осени. Изображение осенней ветки карандашом. |
2 |
09 |
|
3. |
Осенняя композиция акварелью. |
2 |
09 |
|
4. |
Осенний пейзаж. |
2 |
09 |
|
5. |
«Каков наш мир? («Мы против коррупции !») |
2 |
10 |
|
6. |
«Мамин праздник» |
2 |
10 |
|
7. |
«Мой друг». |
2 |
10 |
|
8. |
«Мир вокруг нас». |
2 |
10 |
|
9. |
Изображение животных. Мир анималистики. |
2 |
11 |
|
10. |
«Что значит бережливость ?» |
2 |
11 |
|
11. |
Этот волшебный мир. Поделки из природного материала. |
2 |
11 |
|
12. |
Мир народного искусства. Мотивы городецкой росписи |
2 |
11 |
|
13. |
Роспись изделия по городецким мотивам. |
2 |
12 |
|
14. |
Зимние мотивы в народной росписи. |
2 |
12 |
|
15. |
Эскиз росписи по гжельским мотивам. |
2 |
12 |
|
16. |
«Новогодние фантазии» |
2 |
12 |
|
17. |
«Зимующие птицы» |
2 |
01 |
|
18. |
Образы птиц в народном искусстве. Жостовские мотивы. |
2 |
01 |
|
19. |
«Золотые травы Хохломы», Выполнение упражнений росписи элементов росписи. |
2 |
01 |
|
20. |
Эскиз росписи изделия по мотивам Хохломы. |
2 |
01 |
|
21. |
«Зимний пейзаж» |
2 |
02 |
|
22. |
«По волнам, по морям,,,» (композиция в технике коллаж) |
2 |
02 |
|
23. |
«Сказочная страна» . |
2 |
02 |
|
24. |
«Сказки зимнего леса». |
2 |
02 |
|
25. |
Рисование праздничного букета. |
2 |
03 |
|
26. |
«Солнечный праздник». |
2 |
03 |
|
27. |
«В мире подводном…» |
2 |
03 |
|
28. |
«Страна восходящего солнца». Освоение техники японского пейзажа. |
2 |
03 |
|
29. |
«Закат на Волге». |
2 |
04 |
|
30. |
«Краски космоса» |
2 |
04 |
|
31. |
«Восход солнца» (картина из подручных материалов). |
2 |
04 |
|
32. |
«Родина у нас одна».(Рисунок, посвященный Дню Победы» |
2 |
04 |
|
33. |
«Летом в лесу». |
2 |
05 |
|
34. |
«Летний дождь». |
2 |
05 |
|
35. |
«Здравствуй, лето красное». |
2 |
05 |
|
|
Итого: |
70 ч |
|
|
Используемая литература:
1..Гуружанов В.А. Инновационная сеть развивающего обучения - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив)..
2.Дженна Рейни. Ни дня без акварели.-Издательство Попурри, 2018, 216 с.
3. Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. Школа юного художника.,-М, Эксмо- Пресс, 2016, -352 с.
4.Тимохофич А.И. Самоучитель по рисованию шаг за шагом., СПб: Питер, 2011, -97с.
5.Том Хоффман “Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером”,- «Вегас-Лекс», 2016.
6. Хейнс Джин “Мир акварели. Техники, эксперименты, практические советы”,- Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г., 176 с.
7.ЧудоваА.Основы рисования и живописи- М.: АСТ: 2017,-96 с
8.Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью.,-М,Эксмо-Пресс,2010, 80с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.