Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности "В мире прекрасного"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 07.07.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "В мире прекрасного" предназначена для учителей общеобразовательных учреждений для организации кружковой работы.
Иконка файла материала ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО.docx

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Средняя школа № 75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для учащихся

3-5 классов

 « В мире прекрасного»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович,                                                                                                                                               учитель изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

 

 

 

 

 

г. Ульяновск-2020

 

Пояснительная записка к программе

  «В мире прекрасного» 

 

 Программа дополнительного образования по  художественно-эстетическому  направлению «В мире прекрасного»  для 3-5 классов в объеме 210 часов , по 2 часа в неделю разработана для занятий кружковой работы.

При составлении автор опирался на следующие документы:

1.Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой 21.12.12г., с изменениями и дополнениями от 03.07.2016 г №306- ФЗ.

2.Федеральные государственные образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от31.12.2015 г.

3.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования  (утверждён приказом МОиН РФ от 17 мая 2012г. № 413).

4.СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189.

5.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2010.

 

Актуальность изучаемой  деятельности обусловлена возрастанием в условиях современного  общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания человека в его взаимодействии с окружающим миром, как средства накопления и усвоения этого познания, как способа порождения и отбора специфических ценностных установок и актуализации этих ценностей.

  В условиях достаточно быстрого развития нашего общества, культуры, как одного из компонентов воспитанности молодого поколения, важность занятости учащихся творческой деятельностью возрастает многократно. В этих целях учащимся предоставляется возможность проявления творческой активности на различных образовательных платформах в режиме online или offline, различные формы дистанционного и традиционного обучения  художественно-эстетической направленности.  Основной задачей этого направления - развитие учащихся, более широкое вовлечение их в мир прекрасного.

Программой предусматриваются приобретение учащимися общенаучных умений (работа с различными источниками: учебниками, умение формулировать свои мысли во внутренней и внешней речи, осуществление контроля и самоконтроля, анализа и самоанализа) приобретение интеллектуальных умений, таких, как умение анализировать, сравнивать, обобщать.

      Таким образом, исследование становится центральной технологией современного образования, и проектная деятельность во многом способствует продвигаться учащимся от текущего уровня понимания к более новому, глубокому.

 Внешкольная творческая деятельность ориентирована на развитие интереса учащихся к изобразительной деятельности, развитию умений и навыков работы с различными изобразительно-художественными материалами и техниками.

Цели художественного образования:

• развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

• воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

• освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

• овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

• формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;

•  развитие умений и навыков поисково-исследовательской работы в проектной деятельности.

 

Основные задачи:

1.Способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения .

2.Развитие пространственного мышления, эстетического восприятия действительности.

3.Формировать эстетическую культуру ребенка, эмоциональную отзывчивость на «прекрасное» и «безобразное».

4.Содействовать раскрытию творческого потенциала учащегося.

5.Способствовать реализации желания создать «прекрасное» своими руками.

 

 

 

 

Основные функции художественно-творческого развития учащихся:

 

1.Коммуникативная: обсуждение творческих заданий, консультация с учителем, защиты своих работ, общение со сверстниками.

2Личностная: развитие творческого самобытного мышления, фантазии, любознательности, наглядно-образной памяти, абстрактно-логического мышления.

3.Социальная: способность работать в коллективе, умение «слушать и слышать», проявление терпимости к мнению других, соблюдение самодисциплины.

4.Художественно-творческая: самостоятельно разработка изделия, дизайнерское оформление, умение отстаивать свою точку зрения.

5.Поисково-исследоательская: умение находить нужную информацию, уместно использовать их в творческой работе, точно выражать свои идеи и донести их до слушателей.

Преобладающие методы обучения

 

Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:

- использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;

– использование игровых методов;

– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.

 

Содержание программы:

 

3 класс

 

1.

Знакомство с искусством.  

Вводное занятие. Организация рабочего места. План работы кружка. Инструктаж по ТБ.

2.

Мир вокруг нас.

3.

Букет из осенних цветов

4.

Осенняя палитра листьев.

5.

Композиция из осенних листьев.

6.

Осенняя фантазия. Поделки из природного материала.

7.

« В гостях у сказки,,,»

8.

« Прекрасный мир народного искусства» Роспись матрешек.

9.

«Осенний пейзаж». «Ранняя осень»

10.

«Золотая осень»

11.

Освоение приемов росписи «по- сырому». Изображение неба и земли.

12.

Освоение приема «заливки». Изображение неба и горной вершины.

13.

Изображение пустыни, барханов.

14.

Пейзаж «по- сырому».

15.

«Люблю волшебницу зиму»

15.

Что такое «кляксография» ? Изображение птиц, облаков.

16.

«Узоры на стекле»

17.

Узор .Основы росписи. Практика  в изображении узоров.

18.

Практическая работа по росписи изделия по городецким мотивам

19.

«Золотые травы Хохломы». Освоение основных приемов росписи.

20.

Роспись изделия по мотивам Хохломы

21.

Наша гордость. Рисунок ко дню защитника Отечества.

22.

Изображение военной техники.

23.

«Надежный щит нашей страны»

24.

Подводный мир. Изображение рыб способом «кляксографии».

25.

Весенний пейзаж.

26.

Праздник наших мам.

27.

« Город, в котором мы живём».(Рисунок, посвященный Дню города).

28.

«Праздничное убранство города»

29.

«Проект городского сквера, парка».

30.

«Удивительный мир космоса»

31.

«Краски детства».

32.

«Мои родители – моя радость. (Рисунок, посвященный Дню семьи).

33.

«Праздник нашей гордости»

34.

«Путешествие на планету цветов».

35.

« Плыли в море корабли…»

 

Итого

70 ч.

 

 

 

Тематическое планирование кружковой работы

с учащимися 3-х классов.

 

п/п

Темы занятий

Кол-во ч.

Дата - план

Дата - факт

1.

Знакомство с искусством.  

Вводное занятие. Организация рабочего места. План работы кружка. Инструктаж по ТБ.

1

09

 

2.

Мир вокруг нас.

2

09

 

3.

Букет из осенних цветов

2

09

 

4.

Осенняя палитра листьев.

2

09

 

5.

Композиция из осенних листьев.

2

10

 

6.

Осенняя фантазия. Поделки из природного материала.

2

10

 

7.

« В гостях у сказки,,,»

2

10

 

8.

« Прекрасный мир народного искусства» Роспись матрешек.

2

10

 

9.

«Осенний пейзаж». «Ранняя осень»

2

11

 

10.

«Золотая осень»

2

11

 

11.

Освоение приемов росписи «по- сырому». Изображение неба и земли.

2

11

 

12.

Освоение приема «заливки». Изображение неба и горной вершины.

2

11

 

13.

Изображение пустыни, барханов.

2

12

 

14.

Пейзаж «по- сырому».

2

12

 

15.

«Люблю волшебницу зиму»

2

12

 

15.

Что такое «кляксография» ? Изображение птиц, облаков.

2

12

 

16.

«Узоры на стекле»

2

12

 

17.

Узор .Основы росписи. Практика  в изображении узоров.

2

01

 

18.

Практическая работа по росписи изделия по городецким мотивам

2

01

 

19.

«Золотые травы Хохломы». Освоение основных приемов росписи.

2

01

 

20.

Роспись изделия по мотивам Хохломы

2

01

 

21.

Наша гордость. Рисунок ко дню защитника Отечества.

2

02

 

22.

Изображение военной техники.

2

02

 

23.

«Надежный щит нашей страны»

2

02

 

24.

Подводный мир. Изображение рыб способом «кляксографии».

2

02

 

25.

Весенний пейзаж.

2

03

 

26.

Праздник наших мам.

2

03

 

27.

« Город, в котором мы живём». (Рисунок, посвященный Дню города).

2

03

 

28.

«Праздничное убранство города»

2

03

 

29.

«Проект городского сквера, парка».

2

04

 

30.

«Удивительный мир космоса»

2

04

 

31.

«Краски детства».

2

04

 

32.

«Мои родители – моя радость. (Рисунок, посвященный Дню семьи).

2

04

 

33.

«Праздник нашей гордости»

2

05

 

34.

«Путешествие на планету цветов».

2

05

 

35.

« Плыли в море корабли…»

2

05

 

 

Итого

70 ч.

 

 

 

Содержание программы

4 класс

1.

 

Вводное занятие. Правила организации рабочего места. Техника безопасности. Вводный инструктаж.

2.

Воспоминания о лете.

3.

Цветущая поляна.

4.

Осенние листья.

5.

Композиция из осенних листьев.

6.

«Мамин праздник»

7.

«Мир без лжи» («Мир без коррупции»)

8.

«Мой четвероногий друг»

9.

«Дары природы».

10.

«Будем бережливыми !» (Энергосбережение)

11.

«Птицы улетают на юг».

12.

«Первый снег»

13.

«Птицы зимой»

14.

«Зимний лес»

15.

«Чудесный праздник -Новый год»

16.

«Кто стучится к нам в окно ?»

17.

«Царство Снежной королевы»

18.

«Наши зимние забавы»,

19.

«Дом, в котором я живу»

20.

«Улица моего города».

21.

«На катке».

22.

«Наша Армия сильна»

23.

«Огни цирка».

24.

«Профессия моей мечты».

25.

«Морской берег»

26.

«Весенний праздник»

27.

«Праздничное панно»

28.

«Моя любимая сказка».

29.

«Удивительный мир природы».

30.

«Бегут ручьи, журчат ручьи….»

31.

«Волшебная птица весны»

32.

«Весенний пейзаж».

33.

«Праздник нашей Славы»

34.

«Цветы и бабочки»

35

«Ах лето красное !

 

Итого

70 ч.

 

 

Тематическое планирование кружковой работы

с учащимися 4-х классов.

 

 

п/п

Темы занятий

Кол-во ч.

Дата - план

Дата - факт

1.

 

Вводное занятие. Правила организации рабочего места. Техника безопасности. Вводный инструктаж.

2

09

 

2.

Воспоминания о лете.

2

09

 

3.

Цветущая поляна.

2

09

 

4.

Осенние листья.

2

09

 

5.

Композиция из осенних листьев.

2

10

 

6.

«Мамин праздник»

2

10

 

7.

«Мир без лжи» («Мир без коррупции»)

2

10

 

8.

«Мой четвероногий друг»

2

10

 

9.

«Дары природы».

2

11

 

10.

«Будем бережливыми !» (Энергосбережение)

2

11

 

11.

«Птицы улетают на юг».

2

11

 

12.

«Первый снег»

2

11

 

13.

«Птицы зимой»

2

12

 

14.

«Зимний лес»

2

12

 

15.

«Чудесный праздник -Новый год»

2

12

 

16.

«Кто стучится к нам в окно ?»

2

12

 

17.

«Царство Снежной королевы»

2

01

 

18.

«Наши зимние забавы»,

2

01

 

19.

«Дом, в котором я живу»

2

01

 

20.

«Улица моего города».

2

01

 

21.

«На катке».

2

02

 

22.

«Наша Армия сильна»

2

02

 

23.

«Огни цирка».

2

02

 

24.

«Профессия моей мечты».

2

02

 

25.

«Морской берег»

2

03

 

26.

«Весенний праздник»

2

03

 

27.

«Праздничное панно»

2

03

 

28.

«Моя любимая сказка».

2

03

 

29.

«Удивительный мир природы».

2

04

 

30.

«Бегут ручьи, журчат ручьи….»

2

04

 

31.

«Волшебная птица весны»

2

04

 

32.

«Весенний пейзаж».

2

04

 

33.

«Праздник нашей Славы»

2

05

 

34.

«Цветы и бабочки»

2

05

 

35

«Ах лето красное !

2

05

 

 

Итого

70 ч.

 

 

 

Содержание программы

5 класс

1.

 

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

2.

Краски осени. Изображение осенней ветки карандашом.

2

3.

Осенняя композиция акварелью.

2

4.

Осенний пейзаж.

2

5.

«Каков наш мир? («Мы против коррупции !»)

2

6.

«Мамин праздник»

2

7.

«Мой друг».

2

8.

«Мир вокруг нас».

2

9.

Изображение животных. Мир анималистики.

2

10.

«Что  значит бережливость ?»

2

11.

Этот волшебный мир. Поделки из природного материала.

2

12.

Мир народного искусства.

Мотивы городецкой росписи

2

13.

Роспись изделия по городецким мотивам.

2

14.

Зимние мотивы в народной росписи.

2

15.

Эскиз росписи по гжельским мотивам.

2

16.

«Новогодние фантазии»

2

17.

«Зимующие птицы»

2

18.

Образы птиц в народном искусстве.

Жостовские мотивы.

2

19.

«Золотые травы Хохломы», Выполнение упражнений росписи элементов росписи.

2

20.

Эскиз росписи изделия по мотивам Хохломы.

2

21.

«Зимний пейзаж»

2

22.

«По волнам, по морям,,,» (композиция в технике коллаж)

2

23.

«Сказочная страна» .

2

24.

«Сказки зимнего леса».

2

25.

Рисование праздничного букета.

2

26.

«Солнечный праздник».

2

27.

«В мире подводном…»

2

28.

«Страна восходящего солнца». Освоение техники японского пейзажа.

2

29.

«Закат на Волге».

2

30.

«Краски космоса»

2

31.

«Восход солнца» (картина из подручных материалов).

2

32.

«Родина у нас одна».(Рисунок, посвященный Дню Победы»

2

33.

«Летом в лесу».

2

34.

«Летний дождь».

2

35.

«Здравствуй, лето красное».

2

 

Итого:

70 ч

 

 

Тематическое планирование кружковой работы

с учащимися  5-х классов.

 

п/п

Темы занятий

Кол-во ч.

Дата - план

Дата - факт

1.

 

Вводное занятие. Цели и задачи кружка. Вводный инструктаж по технике безопасности.

2

09

 

2.

Краски осени. Изображение осенней ветки карандашом.

2

09

 

3.

Осенняя композиция акварелью.

2

09

 

4.

Осенний пейзаж.

2

09

 

5.

«Каков наш мир? («Мы против коррупции !»)

2

10

 

6.

«Мамин праздник»

2

10

 

7.

«Мой друг».

2

10

 

8.

«Мир вокруг нас».

2

10

 

9.

Изображение животных. Мир анималистики.

2

11

 

10.

«Что  значит бережливость ?»

2

11

 

11.

Этот волшебный мир. Поделки из природного материала.

2

11

 

12.

Мир народного искусства.

Мотивы городецкой росписи

2

11

 

13.

Роспись изделия по городецким мотивам.

2

12

 

14.

Зимние мотивы в народной росписи.

2

12

 

15.

Эскиз росписи по гжельским мотивам.

2

12

 

16.

«Новогодние фантазии»

2

12

 

17.

«Зимующие птицы»

2

01

 

18.

Образы птиц в народном искусстве.

Жостовские мотивы.

2

01

 

19.

«Золотые травы Хохломы», Выполнение упражнений росписи элементов росписи.

2

01

 

20.

Эскиз росписи изделия по мотивам Хохломы.

2

01

 

21.

«Зимний пейзаж»

2

02

 

22.

«По волнам, по морям,,,» (композиция в технике коллаж)

2

02

 

23.

«Сказочная страна» .

2

02

 

24.

«Сказки зимнего леса».

2

02

 

25.

Рисование праздничного букета.

2

03

 

26.

«Солнечный праздник».

2

03

 

27.

«В мире подводном…»

2

03

 

28.

«Страна восходящего солнца». Освоение техники японского пейзажа.

2

03

 

29.

«Закат на Волге».

2

04

 

30.

«Краски космоса»

2

04

 

31.

«Восход солнца» (картина из подручных материалов).

2

04

 

32.

«Родина у нас одна».(Рисунок, посвященный Дню Победы»

2

04

 

33.

«Летом в лесу».

2

05

 

34.

«Летний дождь».

2

05

 

35.

«Здравствуй, лето красное».

2

05

 

 

Итого:

70 ч

 

 

 

 

 Используемая литература:

 

1..Гуружанов В.А. Инновационная сеть развивающего обучения - М. : Эврика, 2003. - 240 с. - (Б-ка культурно-образовательных инициатив)..

2.Дженна Рейни. Ни дня без акварели.-Издательство Попурри, 2018, 216 с.

3. Селиверстова Д. Рисование. Первые шаги. Школа юного художника.,-М, Эксмо- Пресс, 2016, -352 с.

4.Тимохофич А.И. Самоучитель по рисованию шаг за шагом., СПб: Питер, 2011, -97с.

5.Том Хоффман “Как понять акварель. Руководство для тех, кто хочет стать мастером”,- «Вегас-Лекс», 2016.

6. Хейнс Джин “Мир акварели. Техники, эксперименты, практические советы”,- Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2018 г., 176 с.

7.ЧудоваА.Основы рисования и живописи- М.: АСТ: 2017,-96 с

8.Шматова О.В. Самоучитель по рисованию гуашью.,-М,Эксмо-Пресс,2010, 80с.

 


 

Посмотрите также