Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Школа № 18 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Перми
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по ВР Директор МАОУ «Школа № 18
_________ Н.И. Лимонова для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья» г. Перми
__________________ И.Э. Рупперт
Программа духовно-нравственного развития и воспитания детей
с ограниченными возможностями здоровья
для обучающихся 5 класса (2 вариант).
Программу разработала:
педагог Семёнова Н.А.
Г. Пермь
2022-2023 учебный год
Актуальность.
Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении.
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее – формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности.
Не случайно в требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.
Пояснительная записка.
Программа нравственного развития направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель программы – социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственного сознания и поведения.
Задачи:
1. в области формирования личностной культуры:
· формирование мотивации универсальной нравственной компетенции - «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
· формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
· формирование первоначальных представлений о некоторых общечеловеческих (базовых) ценностях;
· развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
2. в области формирования социальной культуры:
· воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
· формирование чувства причастности к коллективным делам;
· развитие навыков сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
· развитие доброжелательности, и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
3. в области формирования семейной культуры:
· формирование уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
· формирование положительного отношения к семейным традициям и устоям.
Работа по нравственному развитию и воспитанию осуществляется с опорой на сохранные анализаторы, функций и системы организма в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре программы воспитания. Она определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию воспитания. Программа развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья направлена на формирование: общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья. При планировании воспитательной работы на учебный год классный руководитель учитывает государственные и национальные праздники.
Сроки реализации программы: с 01.09.2022 по 31.05.2023г.
Участниками реализации программы являются:
- учащиеся класса 5«В», их законные представители;
-Классный руководитель 5 «В» класса – Н.А.Семёнова
-Руководитель воскресной школы при Богоявленском мужском монастыре в Верхней Курье г. Перми – Иегумен Кирилл.
В отдельных планируемых мероприятиях будут привлекаться учащиеся классов с интеллектуальными нарушениями 2 варианта, классные руководители этих классов, родители и законные представители. Даты проведения планируемых мероприятий могут меняться по согласованию с участниками реализации программы.
Основные направления духовно-нравственного развития обучающихся
№ п/п |
Направление |
Содержание |
Формы работы |
1 |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека |
Воспитание гражданственности, патриотизма. Воспитание любви к родному краю, расширение знаний о нем |
Участие в праздниках, проектах, благотворительных мероприятиях, творческих конкурсах и экскурсиях. Беседы. |
2 |
Воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание духовности. |
Участие в фольклорных и семейных праздниках, диспутах, анкетировании, играх-путешествиях. Встречи с представителями духовенства. Беседы. |
3 |
Воспитание трудолюбия, способности к познанию |
Воспитание интереса к профессиям своего города, трудолюбия, творческого отношения к учению, труду и жизни |
Практические занятия. Круглые столы. Презентации творческих проектов. Встречи с людьми разных профессий. Трудовые десанты (субботники). Беседы. |
4 |
Эстетическое воспитание |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному. Воспитание представлений об эстетических идеалах и ценностях |
Участие в праздниках, творческих конкурсах, экскурсиях, встречах с представителями творческих профессий.Беседы. |
5 |
Экологическое воспитание |
Формирование бережного отношения к окружающей среде, любовь к родному краю, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать |
Участие в мероприятиях, экскурсиях, играх путешествиях, проектах. Беседы. |
Ожидаемые результаты:
Принятие учащимися конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. Только при наличии действий, поступков можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если дети с осознают, что такое «справедливость», «честность», «правдивость», «любовь к ближнему», и в разных жизненных ситуациях стремятся поступать в соответствии с этими понятиями, то можно отметить эффективность данной программы. Мероприятия принимают самую разную форму – это и специальные спортивные мероприятия, и творческие фестивали, и конкурсы, и стандартные тематические и календарные праздники. Но самое главное, что все они должны дать возможность учащимся с интеллектуальными нарушениями, в силу их потенциальных возможностей и индивидуальных особенностей, почувствовать себя равноправными членами общества, возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником.
Темы мероприятий по духовному развитию учащихся 5В класса
2022-2023 учебный год
№ пп |
Планируемая дата проведения |
Тематика бесед, мероприятие |
Участники |
1 |
Сентябрь |
1.Линейка "День знаний" 2.Выставка рисунков " О Родине с любовью" 3.Путешествие "Мои права и обязанности" 4.Экскурсия в храм. 5.Выставка рисунков "Золотая осень" |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы; представители духовенства. |
2 |
Октябрь |
1.Акция "Забота" ко Дню пожилого человека 2.Беседа "Символы земли русской" 3.Проект "О Родине с любовью" 4.Игра-путешествие "Герои любимых мультфильмов в Школе вежливых наук" 5.Беседа-размышление "Доброта и милосердие" |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы. |
3 |
Ноябрь |
1.Проект "Мама - важное слово в каждой судьбе" 2.Участие в благотворительных мероприятиях 3.Встреча с представителями духовенства 4.Беседа-размышление "Мой бог - моя совесть" 5.Проект Наша родная школа" 6.Экскурсии в театры, музеи, на выставки |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы; представители культуры и духовенства. |
4 |
Декабрь |
1.Диспут "Человек - это возможность"(о борьбе со своим грехом) 2.Игра - путешествие: "Ежели вы вежливы" 3.Беседа «Поведение в общественных местах» 4.Выставка рисунков "Здравствуй, гостья-зима", 5.Семейный новогодний праздник "Елка на снегу" |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы; представители духовенства. |
5 |
Январь |
1.Выставка детского творчества "Рождественская сказка" 2.Анкетирование: диагностика межличностных отношений 3.Беседа "Загадки о рабочих инструментах" 4.Круглый стол "Упрямство и упорство" 5.Встречи с представителями разных профессий "Все профессии нужны, все профессии важны" 6.Экскурсии в театры, музеи, на выставки |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы. |
6 |
Февраль |
1.Фольклорный праздник "Масленица"" 2.Экскурсия в краеведческий музей 3.Праздник "День защиты Отечества" 4.Презентация творческих проектов "Защитники Отечества в моей семье" 5.Игра "Рыцарский турнир" 6.Беседа-размышление "Человек и его предназначение" |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы; представители культуры и духовенства. |
7 |
Март |
1.Праздник мам и бабушек «8 Марта» 2.Фольклорный праздник «Прилетели кулики из-за моря, принесли весну из неволи" 3.Операция "Кормушка" 4.Встречи с представителями творческих профессий 5.Беседа "Умей видеть красивое в поступках" 6.Проект "Особенности быта и труда жителей родного края" |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы; представители культуры. |
8 |
Апрель |
1.Конкурс "Космическое путешествие" 2.Беседа «День Земли» 3.Выставка рисунков Красавица весна" 4.Беседа "Поговорим о братьях наших меньших" 5.Проект "Плакаты о культуре поведения в природе" 6.Экскурсии в театры, музеи, на выставки |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы; представители культуры. |
9 |
Май |
1.Праздник "День Победы" 2.Участие в городских и областных конкурсах, смотрах. 3.Экскурсии музей боевой славы, 4.Урок мужества "На войне детей не бывает" 5.Беседа"Моя тихая малая родина" 6.Беседа-размышление "Спешите делать добро" 7.Участие в благотворительных мероприятиях |
Семёнова Н.А., учащиеся и родители 5В класса; педагоги школы. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.