Программа элективного курса по русскому языку 10 класс

  • docx
  • 26.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5_Программа_элективного_курса_Нормы_русского_языка_10_класс.docx

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА №        »

 

 

РАССМОТРЕНО

На заседании МО учителей ОГЦ

Протокол №     от            г.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР ГБОУ г.Горловки «Школа №   »

________________________

 

УТВЕРЖДЕНО

Директор ГБОУ г.Горловки «Школа №     »

________________________

Приказ  №   от

                  .

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса

«Нормы русского языка»

для 10 класса

(34 часа)

 

 

 

 

 

                      Подготовила учитель

                                                         русского языка и литературы Сухих В.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                      г. Горловка

 

 Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с

подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, средним уровнем орфо- и пунктуационной грамотности учащихся, отсутствием серьёзной подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»

       Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

ü  поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка;

ü  ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов.

      Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской), В.В. Львова «Обучение нормам произношения и ударения», К.С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка».

      На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

Ø  Современный русский язык

Ø  Культура речи

Ø  Орфография

Ø  Пунктуация

   На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.

   Программа рассчитана на 1 год обучения (10 класс).

   Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.

     ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.

    Задачи курса:

- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;

- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;

 

- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;

- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

    Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).

    Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

     Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,

обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

    Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

    Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

   Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:

- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);

- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).

 

Учебно-тематический план

(34 часа)

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

1

 

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

1

3

4

3

Лексические нормы в русском языке

1

8

9

4

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

1

1

2

5

Морфологические нормы.

1

6

7

6

Синтаксические нормы русского языка.

3

4

7

7

Резерв

 

4

4

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.

Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.

 

                                                      Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

 

 

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы1ч

1

 

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

 

 

Орфоэпические нормы русского языка (3 часа)

2

 

Типы орфоэпических норм

3

 

Акцентологические нормы

4

 

Акцентологические нормы. Практикум

 

 

Лексические нормы в русском языке (9 часов)

5

 

Лексическое значение слова

6

 

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

7

 

Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса

8

 

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления

9

 

Стилистическая окраска слов

10

 

Паронимы

11

 

Паронимы

12

 

Фразеологические обороты.

13

 

Фразеологические обороты.

14

 

Крылатые слова

15

 

Лексические ошибки

16

 

Лексические ошибки и пути их устранения

 

 

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа)

17

 

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

18

 

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

 

 

Морфологические нормы. (7 часов)

19

 

Морфологические нормы. Особенности употребления имён существительных

20

 

Особенности употребления имён существительных

21

 

Особенности употребления имён прилагательных

22

 

Особенности употребления имён числительных

23

 

Особенности употребления местоимений

24

 

Особенности употребления глаголов

25

 

Особенности употребления причастий

26

 

Особенности употребления деепричастий

 

 

Синтаксические нормы русского языка. (7 часов)

27

 

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым

28

 

Нормы согласования

29

 

Нормы управления

30

 

Употребление причастных оборотов

31

 

Употребление деепричастных оборотов

32

 

Употребление однородных членов предложения

33

 

Связь частей в сложных предложениях

34

 

Грамматические ошибки

 

Литература

Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983.

Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы./ Под редакцией Р.А. Аванесова. - М., 1985.

Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1985. Словарь русского языка в 4-х томах. - М., 1984.

Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подго­товки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение,2018

ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.

Русский язык. 11 класс. Итоговая аттестация – 2017/Н.А.Сенина – Ростов на Дону: Легион, 2017г.

Интернет ресурсы:

http://uchimcauchitca.blogspot.ru По уши в ОГЭ

http://капканы-егэ.рф Капканы ЕГЭ и ОГЭ

http://fipi.ru/oge-i-gve-9 ФИПИ


 

Скачано с www.znanio.ru