МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ГОРЛОВКИ «ШКОЛА № »
РАССМОТРЕНО На заседании МО учителей ОГЦ Протокол № от г.
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ГБОУ г.Горловки «Школа № » ________________________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор ГБОУ г.Горловки «Школа № » ________________________ Приказ № от . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Нормы русского языка»
для 10 класса
(34 часа)
Подготовила учитель
русского языка и литературы Сухих В.И.
г. Горловка
Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с
подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку, средним уровнем орфо- и пунктуационной грамотности учащихся, отсутствием серьёзной подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
ü поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка;
ü ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов.
Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской), В.В. Львова «Обучение нормам произношения и ударения», К.С. Горбачевича «Нормы современного русского литературного языка».
На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
Ø Современный русский язык
Ø Культура речи
Ø Орфография
Ø Пунктуация
На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей, выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Программа рассчитана на 1 год обучения (10 класс).
Элективный курс может быть использован в качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 10 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ. Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
ЦЕЛИ КУРСА: освоение учащимися 10 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.
Формы изучения курса, которые могут быть использованы в процессе освоения,
обусловлены его практической направленностью: работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ, с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.
Последовательность освоения содержания предлагаемого курса обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.
Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).
Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием курса изучения русского языка в 5-10 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения заданий повышенной и высокой трудности. Элективный курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
№п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Всего |
||
1 |
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы |
1 |
|
1 |
2 |
Орфоэпические нормы русского языка |
1 |
3 |
4 |
3 |
Лексические нормы в русском языке |
1 |
8 |
9 |
4 |
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования |
1 |
1 |
2 |
5 |
Морфологические нормы. |
1 |
6 |
7 |
6 |
Синтаксические нормы русского языка. |
3 |
4 |
7 |
7 |
Резерв |
|
4 |
4 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Языковые нормы. Литературный язык. Нормированность речи. Типы норм . Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.
Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.
Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика, устаревшие и новые слова. Фразеологизмы. Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.
Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).
Словообразовательная норма. Способы словообразования. Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.
Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.
Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.
Предложение. Порядок слов в предложении. Виды предложений. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения. Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную. Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.
Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.
Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).
Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи пунктуации. Пунктуация в простом предложении: знаки препинания в предложениях с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении, в сложноподчинённом предложении; знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.
Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.
Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.
Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.
Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.
Обобщающее повторение.
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
|
|
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы1ч |
1 |
|
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы |
|
|
Орфоэпические нормы русского языка (3 часа) |
2 |
|
Типы орфоэпических норм |
3 |
|
Акцентологические нормы |
4 |
|
Акцентологические нормы. Практикум |
|
|
Лексические нормы в русском языке (9 часов) |
5 |
|
Лексическое значение слова |
6 |
|
Лексика русского языка с точки зрения происхождения |
7 |
|
Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса |
8 |
|
Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления |
9 |
|
Стилистическая окраска слов |
10 |
|
Паронимы |
11 |
|
Паронимы |
12 |
|
Фразеологические обороты. |
13 |
|
Фразеологические обороты. |
14 |
|
Крылатые слова |
15 |
|
Лексические ошибки |
16 |
|
Лексические ошибки и пути их устранения |
|
|
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа) |
17 |
|
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования |
18 |
|
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования |
|
|
Морфологические нормы. (7 часов) |
19 |
|
Морфологические нормы. Особенности употребления имён существительных |
20 |
|
Особенности употребления имён существительных |
21 |
|
Особенности употребления имён прилагательных |
22 |
|
Особенности употребления имён числительных |
23 |
|
Особенности употребления местоимений |
24 |
|
Особенности употребления глаголов |
25 |
|
Особенности употребления причастий |
26 |
|
Особенности употребления деепричастий |
|
|
Синтаксические нормы русского языка. (7 часов) |
27 |
|
Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым |
28 |
|
Нормы согласования |
29 |
|
Нормы управления |
30 |
|
Употребление причастных оборотов |
31 |
|
Употребление деепричастных оборотов |
32 |
|
Употребление однородных членов предложения |
33 |
|
Связь частей в сложных предложениях |
34 |
|
Грамматические ошибки |
Литература
Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1983.
Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы./ Под редакцией Р.А. Аванесова. - М., 1985.
Розенталь Д. Э. Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М., 1985. Словарь русского языка в 4-х томах. - М., 1984.
Цыбулько И. П. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение,2018
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/под ред.И.П. Цыбулько – М.: Издательство «Национальное образование», 2018.
Русский язык. 11 класс. Итоговая аттестация – 2017/Н.А.Сенина – Ростов на Дону: Легион, 2017г.
Интернет ресурсы:
http://uchimcauchitca.blogspot.ru По уши в ОГЭ
http://капканы-егэ.рф Капканы ЕГЭ и ОГЭ
http://fipi.ru/oge-i-gve-9 ФИПИ
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.